11 апреля в Большом зале
московской консерватории состоялся уникальный
концерт. Ведущий музыкального цикла "Джаз для
всех" Алексей Баташов, шутя, назвал его вечером
русского народного джаза.
Джаз - это следующий шаг после фольклора. Но
фольклора какого ? Только ли негритянского ? По
своей идее джаз - это "место пересечения"
всех музыкальных культур мира. И не удивительно,
что однажды появился человек, который сыграл
джаз "по-русски".
Сергей Старостин, широко известный
исследователь и исполнитель народной музыки,
несколько лет назад на музыкальном фестивале в
Германии познакомился с джазовым дуэтом Михаила
Альперина и Аркадия Шилклопера. Их гостиничные
номера находились рядом, и по вечерам Альперин
дудел, а Старостин за стенкой свистел. Однажды
этот пересвист с перестуком закончился
объяснением в коридоре. Они посмотрели друг на
друга, потом на то, кто что умеет, и на этом же
фестивале впервые вместе сыграли. Так на свет
появилось Moscow Art Trio: Альперин, Шилклопер,
Старостин. Михаил Альперин теперь живет в Осло.
Гражданин мира Аркадий Шилклопер в Москве
появляется тоже не часто, но все же для того,
чтобы сыграть 11 апреля концерт с Сергеем
Старостиным, Владимиром Волковым и Сергеем
Клеменским, он специально прилетел из Америки.
Программа концерта состояла из музыкальных игр
("джаз и фольклор не исполняют, а играют !" -
Алексей Баташев): смоленский хоровод, протяжная
тверская, рязанская напевная, курская новогодняя
поздравительная, новгородский наигрыш на ночной
выпас скота, обрядовые и хоровые песни лежали в
основе джазовых импровизаций музыкантов. Итак,
слова народные, а музыка... ветер вторит человеку,
и будто нет ни контрабаса, ни белгородских флейт-калюк,
ни болгарской волынки гайда, ни огромного
альпийского рога, ни эквадорской флейты, ни
австралийского духового инструмента диджериду.
Ничего этого нет. "Музыкальные инструменты,
которые я выбираю, это всего лишь продолжение
моего голоса", - говорит Сергей Старостин. - Так,
как пою я, никогда не пели в русских деревнях. Это
чистой воды эксперимент."
Многие музыканты предостерегали от обращения к
русскому фольклору в джазе. Его свободные напевы
не подчиняются строгой системе, и иные
этнические мотивы идут джазу куда как больше !
Хорошо, пусть это не джаз, и пусть зрители больше
не кивают головами и не стучат каблуками в такт,
но эта музыка останется удивительной. Как
сказала одна восхищенная зрительница, концерт
был просто валютный !
Ася Мелкумова
|