В ночь на 25 апреля 2013 в
московской больнице умер на 68-м году жизни композитор, аранжировщик,
саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов. «Джаз.Ру» выражает
соболезнования родным и близким музыканта.
СЛУШАТЬ: Анатолий Герасимов "To Burn But Not On Fire" (с альбома "Yes", 1998, запись 1997; пьеса выходила также на альбоме "Живой Ракурс", 2012)
Август 2012: На лейбле ArtBeat состоялся релиз двойного CD московского композитора, саксофониста , флейтиста и бэндлидера Анатолия Герасимова. Альбом «Живой РаКурс» представляет записи, сделанные в прямом эфире московской независимой радиостанции «РаКурс» в рамках концертной серии «Московский свинг» в течение 1996-97 гг. (радиостанция вещала в 1994-97 гг.). 26 августа
2012 презентация этого альбома состоялась в Клубе Алексея Козлова.
КУПИТЬ АЛЬБОМ В «ОЗОНЕ»
Кирилл Мошков, главный редактор журнала «Джаз.Ру» (статья для буклета альбома):
— Во второй половине последнего десятилетия прошлого века мне довелось три с половиной года проработать на московской радиостанции «РаКурс». Её нет в эфире с 1998 года, а жаль: это было, пожалуй, самое свободное радио в истории российского радиоэфира (наряду с радиостанцией SNC, работавшей в 1991-92 годах — от неё «РаКурс» унаследовал общую концепцию и значительную часть коллектива). На «РаКурсе» нельзя было делать три вещи: употреблять в эфире нецензурную брань, призывать к нарушению конституционного строя и передавать в эфир поп-музыку. Всё остальное было можно. И мы, ведущие, делали всё, что нам представлялось важным и интересным.
Я работал на «РаКурсе» под эфирным псевдонимом Константин Волков. Моим эфирным днём была суббота, и сердцем субботнего дня для меня стал сегмент с пяти до шести вечера, когда в эфир выходила моя программа «Московский свинг». Дело в том, что Ракурс располагал студией звукозаписи, смежной с эфирной студией, и это небольшое помещение можно было использовать для того, чтобы в нём в прямом эфире выступали музыканты. Два-три раза в неделю это и происходило, остальное время тон-зал работал просто как коммерческая студия звукозаписи. В программе «Московский свинг» выступали джазовые музыканты, и за два года, что эта программа выходила в эфир (с декабря 1995 по декабрь 1997), через концертную студию Ракурса прошло несколько десятков российских и даже зарубежных джазовых коллективов.
Три раза в программе «Московский свинг» выступал саксофонист Анатолий Герасимов, обладатель одной из самых заковыристых биографий в российском джазе...
Анатолий Герасимов в студии, 1997 (фото: Павел Корбут)
Композитор,
аранжировщик, саксофонист и флейтист Анатолий
Герасимов родился в Москве (1945), в джазе с 1962 г.,
играл в самых известных джазовых составах того
периода (оркестры Анатолия Кролла, Юрия
Саульского, Бориса Рычкова, Эдди Рознера и др.).
Эмигрировал из СССР в 1973 г., поселился в Нью-Йорке,
играл в оркестрах Дюка Эллингтона, Тэда
Джонса/Мэла Льюиса, сотрудничал с Джако
Пасториусом, Четом Бейкером, Джоном Скофилдом,
Элвином Джонсом и др.
В 80-е гг. много жил в Европе, окончательно
поселился в Париже в 1993 г. Сотрудничал с Питером
Хэммилом, Карлосом Насименту, много работал для
кино и телевидения.
С 1995 г. часто посещает Россию, затем фактически
переселяется в Москву (в 1997 г. Россия вернула ему
гражданство, отобранное Советским Союзом два
десятилетия назад). Его LP "As Time Flies" был
выпущен фирмой "Мелодия" (1991), он участвовал
в записи альбома "Жилец Вершин" проекта
"Хвост и Аукцыон" (SNC, 1995), летом 1997 года
состоялся релиз его первого сольного CD в России -
"Far Away", SB Recording Studio (Новосибирск). Этот альбом
был записан в Новосибирске с ансамблем бас-гитариста
Петра "Петруччо" Ржаницына.
Постоянно работает с
собственным ансамблем (Юрий Погиба - клавишные,
Антон Ревнюк - бас-гитара, Дмитрий
Севастьянов - ударные), с которым в течение года
(апрель 1997 - апрель 1998) записал альбом "Да!"
(звукорежиссер - Ольга
Мошкова).
Альбом вышел осенью 1998 года на московском лейбле Boheme Music.
Весной 2000 г.
вышел альбом нового проекта с участием
Анатолия - группы "Ритуальные танцы" (клавишники
Вячеслав Горский и Сергей Манукян,
живущий в Петербурге кубинский перкуссионист
Йоэль Гонзалес и сам Анатолий).
Весной 1998 с
ансамблем участвовал в фестивале
памяти Сергея Курехина (Нью-Йорк) и фестивале
"Джазовая провинция-98"
(Курск, Орел, Тула). Постоянно выступает в
московских клубах, участвует в российских
джазовых фестивалях ("Джазовая провинция-99",
"Богема-джазз-99", Московский джаз-фестиваль
'99...)
Лауреат премии Московской ассоциации джазовых
журналистов "Джаз'Ухо-97"
в номинации "Мастер года".
Алексей Баташев, из статьи на конверте LP
"As Time Flies" (Мелодия, 1991):
"...Москвич
Анатолий Герасимов, хоть и окончил музыкалку по
кларнету, этот предписанный школой инструмент
забросил, любимый саксофон осваивал сам, а он
трудно давался, и, конечно, у него были свои
профессионально-исполнительские проблемы. Как
сейчас, вижу его на джем-сешн в кафе
"Молодежном", переминающегося с ноги на ногу
около сцены, всей своей музыкальной душою
жаждущего играть, но оттесненного нашим
провинциальным, еще негустым, но уже чванливым
джазовым олимпом. Тогда-то, наверное, высокие
коллеги и окрестили его кличкой "Му-Му",
которая сохранилась за ним вплоть до верхних
этажей его карьеры.
Он уже "понюхал джазового пороху"
и у Кролла в Туле, и у Саульского в ВИО-66, и в
московских летучих ансамбликах, и из саксофонов
он не попробовал разве что только альт, но первый
успех пришел к нему, когда на московском
фестивале "Джаз-68" он сыграл на флейте
нежнейшее соло в своей композиции "Белый
снег". "Всех увлек поэтичный Герасимов", -
сообщила единственная рецензия на славный
фестиваль, опубликованная в какой-то
многотиражке.
В конце 60-х в Москве стали появляться
джаз-клубы (их в ту пору называли джазовыми кафе) -
"Синяя птица", "Ритм", "Печора", и в
этих заведениях Герасимов непременно появлялся,
чтобы с кем-нибудь поиграть, но за это почти не
платили, и Толя подхалтуривал в МОМА (Московское
Объединение Музыкальных Ансамблей, официальная
контора ресторанных коллективов - ред.), переходя
из кабака в кабак, нигде подолгу не задерживаясь.
Однажды Саульский позвал его в свой оркестр, и
Толя укатил, попросив приятеля полабать за него,
а тот, видимо, на радостях запил, и когда Толя
вернулся, то узнал, что уволен за прогулы.
- Почему вы часто меняете работу? -
поинтересовался кадровик.
- Я не меняю - я как был саксофонист, так
и остался.
- А что вы улыбаетесь? - спросило
начальство.
- А что мне, плакать? - ответил Му-Му.
Он стал типичным
московским джазменом, готовым играть в любом
ансамбле или оркестре и в любом стиле от традиции
до авангарда. Он много занимался и постоянно
раскрывался новыми гранями. Помнится, как-то по
радио прозвучала целая программа Толиных
композиций и аранжировок, исполненная оркестром
Юрия Саульского - это было так свежо, талантливо,
интересно. И если его манило что-то впереди, он
легко снимался с места. Сунув под мышку сопрано с
флейтой, он мог смотать в другой город на
интересный джаз-фестиваль или просто на
джем-сешн.
В начале 70-х к нам приехали два лучших
американских бэнда - Эллингтона и Джонса-Льюиса,
и Толя ездил вслед за ними, не отходил от них,
играл вместе при малейшей возможности, дарил
свои партитуры, что-то перенимал, учился. Но дела,
как и у многих джазменов, не шли, и в один
прекрасный день Анатолий Александрович
Герасимов, русский, холостой, беспартийный, пошел
в синагогу, придумал себе еврейскую бабушку, но
вместо Тель-Авива улетел в Нью-Йорк".
Фрагменты
из интервью Анатолия Герасимова
Радио "Ракурс", май 1997, программа
"Джем-клуб" (ведущий - Константин Волков,
далее - КВ)
КВ: Как так получилось - приехал
человек из какой-то России, где джаза как бы даже
и нету, и вдруг раз - и начинает играть в оркестре
Дюка Эллинтона? АГ: Мы встретились, когда они были в
России... по-моему, за год до того, как я уехал... или
за два? КВ: В 71-м... АГ: ...И как-то поддерживали связь - то мне
открытки пришлют, то да се... и когда я выехал, то я
послал открытку кому-то... Мерсеру! КВ: Сыну Дюка? АГ: Да... О том, что я в Италии. И они были в
Италии, потом оказалось, что искали там меня. А
потом я приехал в Нью-Йорк, но как-то не хотел себя
навязывать. А потом я чисто случайно шел около
Rockafeller Center, и вижу - стоит Дюк. Подойти - не подойти?
Сказать "привет"? Поздороваться? Ну, я
подошел и ... он меня вспомнил. Сказал: о, мы здесь
играем, в Rainbow Room. Приходи! КВ: И вы пришли? АГ: И я пришел. На следующий день. И
поиграл. Они мне говорят: ну, мы тебе позвоним. Я
сказал: здесь все так говорят, "мы тебе
позвоним"... Но почему-то они позвонили! КВ: Как произошло, что вы предпочли
оказаться...там? АГ: Произошло это очень неожиданно и
внезапно. Мы все хотели куда-то поехать,
посмотреть, то да се... люди уезжали в то время в
основном в Израиль... и вдруг в один прекрасный
день приходит почтальон и приносит мне вызов в
Израиль. И я подумал... не помню, два дня или день...
и решил подавать в ОВИР. Сначала мне отказали, я
пошел на следующий день - и у меня все приняли. И
где-то через три месяца я уехал. Все так
скоропостижно случилось, что я не успел
задуматься... В Тель-Авив меня, конечно, не
пустили, потому что я не еврей. Я оказался в Риме... КВ: Как и многие в те годы... АГ: А потом в Нью-Йорке. КВ: И как осуществилось вхождение в
нью-йоркскую среду? АГ: Я стал ходить - туда, сюда... Встретил
много тех, кто был в Москве, из оркестра Тэда
Джонса - Мэла Льюиса, кого-то еще, кому-то
позвонил, пришел в тот клуб, другой клуб...даже
стал работать на второй месяц... КВ: Сколько продолжался этот период
врастания? АГ: Где-то год, даже меньше... Но это было
тяжелое время. Где-то на второй месяц я подумал:
куда же я попал?.. КВ: Что вызвало такую острую реакцию? АГ: Сама атмосфера, образ жизни. Все-таки
все чужое... Я жил в одном доме в Гринвич-Вилледж,
там туалет был на дворе... то есть не на дворе,
конечно - на лестничной площадке. Меня это очень
поразило, я думал - в Америке такого не должно
быть. Ванна стояла в кухне... КВ: Чем вы вообще там на жизнь
зарабатывали? АГ: Старался музыкой. Не всегда
получалось... Преподавал. В Нью-Джерси, в
Джерси-Сити была такая... даже не музыкальная
школа, а что-то вроде Дома культуры... я там
преподавал музыку детям, взрослым... где-то с
полгода. Вообще я больше зарабатывал
композицией, аранжировками... писал музыку для
кино, для театра. Например, записывал музыку для
документального... у нас это называлось -
научно-популярного... фильма про использование
солнечной энергии. Там у меня играл Джон Скофилд
на гитаре. В конце 70-х, в 80-е легко было взять на
запись хороших музыкантов. Так что я даже стал
себя считать больше композитором, чем
музыкантом. КВ: Потом вы много жили в Европе, в
частности в Париже. АГ: Да. Я стоял на вокзале в Гамбурге и
увидел поезд на Париж. Американцу - у меня
американский паспорт - виза не нужна, я подумал: а
почему мне не поехать в Париж? Поехал... и в
результате провел там года три. Там я много играл
с разными этническими музыкантами: бразильскими,
африканскими. Только там погода очень
плохая..."