502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #12 (22) - 31 марта 1999 г.
Слово к
читателям
Грустно: великие музыканты уходят один за другим. Посмотрите в конце номера рубрику "А в это время за бугром..." - поймете, о чем мы. Кончается героическая эпоха джаза. Начало конца знаменовали 80-е, когда из жизни практически полностью ушла вся плеяда 40-50-х. В 90-е рухнули последние столпы - Майлс Дэвис, Диззи Гиллеспи, Джерри Маллиган. Теперь уже уходят последние. Джаз полностью лег на плечи того поколения, которому сейчас 40-50 лет, то есть тех, кто пришел в джаз на рубеже 60-70-х.
Это не значит, что джаз стал хуже или мельче. Он просто стал другим. Достаточно посмотреть, насколько разные люди слушали джаз в 60-е и слушают теперь. При том, что физически и те и другие ходят на одни и те же концерты. Но друг с другом практически не смешиваются. Видимо, разные поколения находят в этой музыке слишком разное. Да ведь и музыка меняется неузнаваемо. Попробуйте поставить подряд, скажем, Джелли Ролл Мортона, Чарли Паркера, позднего Майлса Дэвиса и, скажем, Sex Mob. Нонсенс. Разные миры. А ведь это все джаз. Набор может быть каким угодно. О, конечно, есть люди принципиально несовременные, принципиально звучащие "как раньше", в том числе и среди относительно молодых. Но разве они определяют развитие джаза? Да и понимает ли публика в каждый конкретный момент, в какую именно сторону направлен вектор этого развития, куда именно идет джаз? Могли ли даже самые продвинутые слушатели, скажем, в середине 60-х предугадать джаз-рок хотя бы в облике "Bitches Brew", записанного Майлсом Дэвисом всего года четыре спустя? Вряд ли. Больше того, развитие жанра каждый раз упрямо идет не по тому пути, который для него предусматривают критики и музыканты. Жанр в целом развивается не потому, что кто-то следует какому-то плану ("Die erste Kolonne marschiert...", по Толстому), а потому, что появляются молодые музыканты, более опытные вдруг сходят со сцены или, наоборот, выпускают какие-то верстовые, поворотные альбомы, а публика их покупает - или не покупает, следуя, в свою очередь, рекламной политике фирм грамзаписи, мнениям критиков в прессе и тому, что в настоящий момент звучит по радио (или, соответственно, не звучит).
И все равно жалко, что героическая эпоха кончается. Те, кто остались, уже кажутся островками в безбрежном море. Из квинтета Чарли Паркера - Диззи Гиллеспи середины 40-х в живых остались только контрабасист Рэй Браун и барабанщик Макс Роуч. Из свинговой эры на сцене, кажется, остался только Лайонел Хэмптон. То есть живы еще Арти Шоу, Текс Бэнеке, но он не играют. Они уходят, а нам остаются их пластинки. Зато мы услышим, каким будет джаз третьего тысячелетия...
Как это было
в Москве
Аркадий Шилклопер24 марта, аккурат в день выхода предыдущего номера "Полного джаза" (почему и документируется только сейчас - ред.), в клубе "Форте" продолжалась презентация альбома "Live in Norway", в записи которого принимали участие Аркадий Шилклопер (валторна), Андрей Кондаков (фортепиано) и Владимир Волков (контрабас). Продолжалась - потому что первый акт был днем раньше в ЦДХ (см. "Полный джаз" # 11-99). На этот раз презентации предшествовала пресс-конференция, в которой участвовали не только музыканты, но и генеральный продюсер выпустившего альбом лейбла Boheme Music Андрей Феофанов. Музыканты рассказали, что и не подозревали о том, что этот исключительно удачный для них концерт был записан, пока год назад барабанщик Кристиан Шойбер в своем доме в Мангейме не нашел DAT-кассету с этой записью (которую он, оказывается, попросил сделать норвежских звукоинженеров, а потом совершенно об этом забыл). Кристиан изготовил CD-R с этой записью и отдал гостившему у него Аркадию Шилклоперу, а тот - на фирму "Богема". Музыканты считают альбом исключительно удачным как по балансу и атмосфере записи, так и по исполнению и по духу ("Хотя в зале тогда было всего Аркадий Шилклопер20 человек", - добавил Шилклопер). Андрей Феофанов подтвердил, что диск принадлежит к числу лучших, по его мнению, концертных записей отечественных джазменов. Аркадий Шилклопер добавил, что лично для него этот альбом очень дорог тем, что представляет его именно как исполнителя джазового мэйнстрима: всего две пластинки в дискографии Аркадия (первая - десятилетней давности винил "Мелодии" с дуэтом Шилклопера и контрабасиста Михаила Каретникова) выдержаны в чисто джазовом духе, на других Аркадий предстает как исполнитель "новой импровизационной музыки" с элементами академической, фольклорной, авангардной и других традиций. Концерт в "Форте" прозвучал более камерно, чем в ЦДХ, но также был принят исключительно тепло. Хотя в зале клуба принято есть во время музыки, а значительная часть концерта была сыграна негромко, как бы вполголоса, звон вилок и тарелок практически не вмешивался в игру музыкантов - не слишком легкая для восприятия музыка трио тем не менее заставила посетителей на время забыть об ужине.

Елена Петрова

29 марта в московском Польском культурном центре была давка: у ворот польского посольства, где расположен КЦ, стояла толпа человек в 200 в безнадежном стремлении попасть на концерт польской певицы Лоры Шафран. Это при том, что человек 500 уже находились внутри. Что же увидели те, кому удалось прорваться внутрь?...>>>>

В тот же день, 29 марта, в расположенном внутри Театра на Таганке "Ле Клубе" - или Le Club'е, кому как больше нравится - состоялось весьма важное событие: впервые за много последних лет в Москве появился новый биг-бэнд! Тем более интересно, что организовал новый оркестр тенор-саксофонист Игорь Бутман...>>>>

Владимир Данилин, Алексей Кузнецов, Александр РостоцкийЕще одно событие произошло 30 марта: в Москву наконец-то прибыл тираж альбома "Once I Loved" аккордеониста Владимира Данилина, спродюсированного бас-гитаристом Алексом Ростоцким для компании "Богема". И в этот же день Ростоцкий презентовал альбом в клубе Birdland, где он - музыкальный директор. В презентации участвовали все пять музыкантов, записывавших альбом. Первое отделение было сыграно в составе трио - Данилин, Ростоцкий и гитарист Алексей Кузнецов. Во втором играл квартет - Данилин, Ростоцкий, Яков Окунь на электропиано и Эдуард Зизак на ударных. Кроме того, Александр Ростоцкий представил собравшимся звукорежиссера, который записал и свел альбом - Ольгу Мошкову - а главный редактор нового журнала для профессионалов "Звукорежиссер" Анатолий Веценфельд подарил участникам записи второй номер журнала, в котором Ольга Мошкова рассказывает об интересных для специалистов технических аспектах этой уникальной записи.
Концерт полностью продемонстрировал все грани совместного проекта Ростоцкого и Данилина, где джазовый аккордеон раскрывается во всей красе. Наконец-то восстановлена историческая справедливость - за тридцать с лишним лет творческой деятельности у Данилина до сих пор не было ни одного сольного альбома (ни в качестве пианиста, ни в качестве аккордеониста). Надо сказать, что и альбом, и его концерт-презентация убеждают, что вышел вполне достойный претендент на звание "Альбома года"...

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем человека, который к джазу как таковому имеет мало отношения, но зато имеет прямое отношение к так называемым "смежным жанрам" и время от времени играет с джазовыми музыкантами (в основном - новоджазовыми мастерами: Владимиром Резицким, Владимиром Тарасовым и др.). Скрипач Алексей Айги, руководитель ансамбля "4:33", стал широко известен по своей достаточно удачной работе в новом российском кинематографе, но занимается он не только киномузыкой. Об этом и о многом другом с ним беседует наш корреспондент Елена Петрова..>>>>
Судьба
Сегодня в "Полном джазе" - премьера новой рубрики. Она не будет регулярной: мы будем вызывать ее к жизни тогда, когда для нее будет появляться подходящий материал. Сегодня такой материал есть: в рубрике "Судьба" - рассказ о Станиславе (Стэне) Нидбальском, сыне известного джазового энтузиаста из Риги Леонида Нидбальского. В отличие от своего отца, который много сделал для рижского джаза и никуда не уехал после отделения Латвии от СССР - ни в Россию, ни в Америку - Нидбальский-младший эмигрировал, причем сделал это буквально за несколько месяцев до провозглашения независимости своей родины. Он поселился в США и, хотя и не сделал сколько-нибудь заметной музыкальной карьеры, кажется вполне довольным жизнью. Нетипичная, странная судьба, к тому же описанная американским журналистом...>>>>
Что намечается: московские
анонсы
Напомним, что в городе-герое Москве намечается крупное явление - Boheme Jazz Festival, или фестиваль "Богема Джаз". С 13 по 17 апреля ведущие российские джазмены и ряд зарубежных гостей будут ежевечерне играть 4-5 концертов на разных площадках. Интересующихся отсылаем к примерному расписанию, которое можно найти на открытой на сервере "Джаз в России" странице фестиваля.

1 апреля в Большом зале консерватории - вечер "Навстречу 40-летию творческой деятельности Георгия Гараняна". Участвуют: сам Гаранян (альт-саксофон), Алексей Кузнецов (гитара), Андрей Иванов (контрабас), Дмитрий Севастьянов (ударные), а также специальные гости - скрипач и флюгельгорнист Давид Голощекин (Санкт-Петербург), пианист Леонид Пташка (Израиль) и московская вокалистка Анна Бутурлина.

Добавил к своему расписанию третий клубный день в неделю клуб Birdland. Теперь живой джаз в этом маленьком, но исключительно качественном клубе будет звучать не только по вторникам и пятницам, но и по субботам. Субботние программы будут посвящены вокалу. Первые две субботы (3 и 10 апреля) отданы соответственно Сергею Манукяну и Анне Бутурлиной.

4 апреля в клубе "Вермель" играет трио пианиста Одиссея Богусевича. Одиссей говорит, что уже почти отошел от программы своего альбома "Post-Montreux", и его трио играет уже совсем новую программу. Начало, как обычно в "Вермель", в 22 часа.

В Москве появилась еще одна джазовая точка: каждый четверг в десять вечера джазовые вечера проводятся теперь в клубе-ресторане "Место встречи...", прямо на Тверской. Полное расписание можно найти на клубной странице сервера "Джаз в России", а мы особенно рекомендуем вечер 15 апреля - "Акустические отражения" (Юрий Голубев, контрабас; Иван Рахманов, гитара). Юрий Голубев - блестящий академический музыкант, много лет проработавший в "Солистах Москвы" у Юрия Башмета, хорошо известен и джазовой публике. Он некоторое время играл с Вячеславом Горским, замечен был и в других проектах; в магазинах до сих пор можно найти его совместный CD с Игорем Брилем и "Новым поколением". Фантастическая техника его игры и утонченная музыкальность весьма заслуживают внимания.

11 апреля джаз в очередной раз зазвучит в Большом зале консерватории. Импресарио Майя Кочубеева и музыковед Алексей Баташев объявили о запуске программы "Джаз для всех - Воскресные дневные концерты для юношества". Это - часть консерваторского абонемента №13, но прийти туда может любой, не обязательно юношество или обладатель абонемента. Очередной концерт - 11 апреля в 14.00, и играть в нем будут старые знакомые - Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог, диджериду, флюгельгорн), Сергей Старостин (вокал, кларнет, жалейки, бирбине, колюка и другие этнические духовые), Владимир Волков (контрабас) и специальный гость - Сергей Клевенский (кларнет, болгарская волынка гайда). На что это может быть похоже? См. репортаж с концерта этого же состава в предыдущем выпуске "Полного джаза". Единственное что - цикл Баташева носит подзаголовок "Джаз и фольклор", так что роль фольклорного элемента (а следовательно, Сергея Старостина) усиливается.

22-25 апреля в Класс-центре Сергея Казарновского - Студенческий джазовый фестиваль. В его рамках Будет играть Guitar Band Алексея Кузнецова - он сам, 4-5 его учеников-гитаристов плюс старая гвардия - контрабасист Анатолий Соболев и барабанщик Александр Гореткин.

А в это время
за бугром...
Джо УильямсСкончался великий джазовый певец Джо Уильямс. 29 марта 80-летний певец ушел из больницы "Санрайз" в Лас-Вегасе, после чего упал на улице и умер. Коронер (судья по определению причин смерти) графства Кларк, Рон Флад, заявил, что смерть была вызвана "естественными причинами". По сообщению полиции, певец перед тем, как потерять сознание, успел пройти почти три километра по направлению к своему дому и упал буквально в нескольких кварталах от него. Он находился в больнице "по поводу острой легочной инфекции" и был в полном сознании и в абсолютно здравом уме. Секретарь больницы по связям с общественностью Энн Линч заявила, что Уильямс предупредил медсестер, что пойдет прогуляться на несколько минут; спустя некоторое время сестры заметили, что он не вернулся, и некоторое время искали его на территории больницы, а затем вызвали полицию. Спустя несколько часов после того, как Джо Уильямс ушел из больницы, полиция обнаружила его тело на улице.
Настоящее имя певца было Джозеф Горид. Он родился 12 декабря 1918 г. в Кордейле, Джорджия. Его музыкальная карьера, как и у множества других темнокожих певцов, началась в местной методистской церкви, где он пел спиричуэлс. Профессиональный дебют певца состоялся в 1937 г. в Чикаго, а известность пришла в 43-м, когда он присоединился к оркестру Лайонела Хэмптона (в те годы основной вокалисткой у Хэмптона была Дайна Уошингтон). Однако пик славы Джо Уильямса пришелся на 1954-61 годы, когда он пел блюзовый репертуар в оркестре Каунта Бэйси. Сам он вспоминал о том, как его нанял Бэйси: "Каунт сказал мне, мол, я не могу тебе платить столько, сколько ты стоишь. Но, если дела у меня пойдут лучше, они пойдут лучше и у тебя". Хотя контракт Уильямса в оркестре Бэйси кончился в 1961-м, он регулярно выступал с оркестром вплоть до самой смерти Бэйси в 1984 г. Даже в последние годы жизни Джо Уильямс вел вполне активный образ жизни - пел на круизных судах, на фестивалях и в клубах, работая по сорок недель в год, и даже играл в гольф.
Когда состоятся похороны певца, до сих пор не объявлено.
Президент США Билл Клинтон, отвлекшись от бомбежек Югославии, заявил, что певец Джо Уильямс "был национальным достоянием. Большую часть нашего столетия Америка наслаждалась мягким баритоном Джо Уильямса и его бесподобной интерпретацией наших любимых джазовых баллад".

В декабре текущего года состоится премьера первой совместной работы джазового трубача Уинтона Марсалиса и Нью-Йоркского филармонического оркестра п/у Курта Мазура. По словам Марсалиса, Курт Мазур впервые предложил ему сотрудничество пять лет назад, но тогда Марсалис отказался. Он принял предложение только два года назад. Сейчас возглавляемые господами Мазуром и Марсалисом оркестры - соответственно Нью-Йоркский филармонический и Джаз-оркестр Линкольн-центра - готовятся к совместному исполнению музыки Дюка Эллингтона (концерт под названием "Uptown Blues: Ellington at 100'' будет показан по телесети PBS 7 апреля). После окончания этой работы они приступят к подготовке премьеры кантаты "All Rise", которую Марсалис написал для оркестра г-на Мазура.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Кирилл Мошков,
Елена Петрова,
Мерф Рэккет
Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
Associated Press,
Reuters,
Jazz Track,
Down Beat
Фото:
Павел Корбут,
Associated Press,
архив сервера
"Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков