По словам Игоря Бутмана, он два года говорил с
разными людьми о создании нового биг-бэнда, а
собрал его всего за одну неделю, и на премьере 29
марта в "Ле клубе" оркестр играл всего после
двух репетиций. Кирпичный куб нового джазового
клуба (напомним, джазовые вечера идут в "Ле
клубе" с понедельника по четверг еженедельно)
в вечер премьеры вместил больше двухсот человек,
среди которых были светские ньюсмейкеры (Максим
Леонидов, Наталья Ветлицкая и т.п.), джазовый
бомонд (Юрий Саульский, Игорь Бриль, Анатолий
Кролл и др.), множество журналистов и тьма
джазовой молодежи из Гнесинки. Новый оркестр
будет играть в клубе по понедельникам (прямо как
в Нью-Йорке, где во многих джазовых клубах
понедельник - оркестровый день), причем вход в
этот день - бесплатный (а обычно, заметим, ОЧЕНЬ
дорогой). Правда, в виде компенсации за
отсутствие входной платы в клубе ОЧЕНЬ дорогое
пиво ($6 за пол-литра). Но это не главное. Главное -
что биг-бэнд создан. После распада "МКС
Биг-бэнда" Анатолия Кролла в марте прошлого
года единственным регулярно действующим
биг-бэндом в Москве остался оркестр Олега
Лундстрема (не считать же московским биг-бэндом
краснодарский оркестр Георгия Гараняна?). Теперь
(не считая студенческих) биг-бэндов стало два.
Кто же вошел в состав All Star Big Band Игоря Бутмана?
Игорь, правда, говорит, что состав далеко не
окончательный и, как во всех биг-бэндах, будет
время от времени понемногу изменяться. Тем не
менее перечислим тех, кто играл на премьере.
Музыкальный директор и аранжировщик оркестра -
Виталий Долгов. Легендарная фигура, человек,
которым сделаны лучшие аранжировки
лундстремовского оркестра и с именем которого в
значительной степени связана целая эпоха в
истории отечественных биг-бэндов. Седой, худой,
страшно энергичный Долгов дирижировал оркестром
весь вечер.
Ритм-секция оркестра представляет собой
нынешний состав квартета Игоря Бутмана: пианист
Иван Фармаковский, контрабасист Андрей Иванов и
барабанщик Эдуард Зизак. Из этих троих
оркестровый опыт есть только у барабанщика - Эдик
играл у Кролла в последние годы существования
"МКС Биг-бэнда" - но звучат они вполне
по-оркестровому, хотя в первых двух композициях в
ритм-секции ощущалась некоторая нервозность.
Группа труб включает по крайней мере двух
интересных солистов. Первый - Александр Беренсон,
петербуржец, известный всей стране по соло в
финале песни "Аквариума" "Иван
Бодхидхарма" (1984). Игорь Бутман говорит об
Александре: "одно это соло в истории музыки
значит больше всего, что я сделал". Позволим
себе усомниться, но соло и впрямь гениальное. В
последние годы Беренсон много играет в питерских
джаз-клубах, а теперь Бутман начинает потихоньку
перетаскивать его в Москву (их связывает давняя
дружба - в свое время, в 1984 г., они вместе пришли в
оркестр Олега Лундстрема и вместе были оттуда
уволены год спустя, когда тогдашний генсек Юрий
Андропов запретил работать в Москве лицам без
московской прописки). Еще один отличный трубач -
20-летний Виталий Головнев, который в последний
год стремительно растет и превращается в одного
из наиболее интересных музыкантов своего
поколения. Всего в секции четыре музыканта
(первая труба, то есть самый высокий голос -
Владимир Мамыко; еще одного трубача зовут Вадим,
но его фамилию мы прослушали, потому что
отвлеклись - Игорь, представляя, назвал его
"торсом нашего оркестра" и тот в
доказательство встал и продемонстрировал
титанически накачанные бицепсы).
Имена секции тромбонов нам ничего не сказали,
кроме того, что кого-то из них мы видели в
оркестре Кролла. Итак: бас-тромбон - Александр
Коновалов, тромбоны - Алексей Секавский, Рашид
Галеев и Роман Павлий.
И, наконец, саксофоны. Самый юный участник,
талантливый 15-летний тенорист Дмитрий Мосьпан, в
оркестре получил в руки баритон (потому что два
тенориста в оркестре уже есть, пояснил Бутман) и
справился с ним вполне прилично. Иван же Волков,
владеющий всеми саксофонами (у Лундстрема как
раз он отвечает за баритон), здесь играет на альте
(как обычно, взвинченно, ярко и быстро). Еще один
лундстремовец-альтист - молодой Евгений
Соколовский. И, наконец, второй тенорист после
Бутмана - Алексей Николаев, много лет бывший
одной из главных звезд оркестра Анатолия Кролла.
Кроме вышеперечисленных, в оркестре работает еще
один музыкант: он играет на кларнете и флейте и
поет. Он - давний приятель Бутмана, и его
приглашение в оркестр - сильный ход Игоря,
поскольку способно привлечь достаточно широкую
неджазовую (точнее, пока не джазовую, но склонную
к тому) аудиторию. Это - вокалист группы
"Моральный кодекс" Сергей Мазаев. Его
стильный, несколько томный баритон весьма
подходит для исполнения весьма широкого
джазового репертуара, но особенно хорошо
слушается в балладах. Ну, а то, что он пока не
очень хорошо представляет себе развитие мелодий,
которые поет - при наличии такого музыкального
директора, как Долгов, большой проблемы не
представляет.
Итак, оркестр создан и вполне впечатляюще заявил
о себе: мощные, фирменные аранжировки, вполне
уверенная игра и групп, и всего оркестра в целом
после всего двух репетиций - впечатляют. Теперь
логично ожидать, что под руководством Бутмана и
Долгова оркестр обретет класс, а главное -
научится столь же уверенно играть piano (тихо), как и
fortissimo (очень громко и мощно). Заявка сделана
сильная, главное - чтоб оркестр выжил
(экономические основы его существования Игорем
не афишируется, но нетрудно подсчитать, что при
очень скромных гонорарах музыкантам один
концерт может обходится как минимум долларов в
пятьсот). Во всяком случае, мы это явление
всячески приветствуем и всех призываем по
понедельникам ходить в "Ле клуб" слушать
биг-бэнд Игоря Бутмана. |