Выпуск #12 |
От редактора: Я
впервые услышал историю Станислава Нидбальского
год назад, когда в Россию приезжал директор
джазового фестиваля Лайонела Хэмптона доктор
Линн Скиннер, сыгравший в судьбе этого человека,
что называется, критическую роль. Побывав в этом
году в Айдахо, где живет Нидбальский-младший, я
пытался встретиться с ним, но безуспешно - его не
было в городе. Однако, купив в киоске местную
газету, я обнаружил там статью о Нидбальском.
Судьба?.. |
|
Свобода стоила этого? |
Латвийский барабанщик
нашел новую жизнь в Соединенных Штатах |
|
Когда Стэн Нидбальский покинул
свою родную Ригу (Латвия) в 1991 г., балтийская
страна находилась на последней стадии обретения
свободы от политического владычества Советского
Союза.
Нидбальский вырос в музыкальной семье. Его отец,
Леонид, был участником диксиленда в те времена,
когда джаз в коммунистических странах был
запрещен (кстати, Нидбальский-старший
сопровождал группу в этой поездке как менеджер -
ред.). Нидбальский говорит, что официальный
лозунг гласил: "От саксофона до ножа один
шаг". Но его отец был джазовым промоутером и
возглавлял джазовый клуб - не ресторан с музыкой,
а кафе авангардистов, где художники могли
пообщаться друг с другом и где пару раз в неделю
звучал живой джаз. Политики и другие влиятельные
персоны часто приходили в клуб послушать музыку,
благодаря чему заведение оставалось открытым.
Стэн Нидбальский мог слушать блюз и джаз по
радио, на волнах "Свободной Европы",
"Голоса Америки" и "Радио Люксембург".
Он говорит чти Рига - гораздо более открытый
город, нежели, скажем, Москва, потому что это -
незамерзающий порт на Балтийском море. "Жизнь
в Латвии была неплоха", - говорит он. - "В
семье все было нормально, а политикой я не
занимался... Только перед самым моим отъездом в
Штаты стало как бы темнеть - СССР хотел усилить
контроль, а Латвия этого не хотела".
Нидбальский поехал в США по программе
культурного обмена с университетом имени
Бригэма Янга в Прово, штат Юта. Он был
барабанщиком в квартете Doctor Blues, блюзовой группе
из Риги.
Частью тура было выступление группы на одном из
концертов джазового фестиваля Лайонела Хэмптона
в Москве, штат Айдахо. Doctor Blues играли в этот вечер
вторыми, первым выступало джазовое трио Раймонда
Раубишко, тоже из Риги. На дневной настройке
музыкантов ждал сюрприз. "Я помню, как Лайонел
Хэмптон дремал за сценой и проснулся, услышав
нас. Он встал, вытащил свои палочки-маллеты и стал
играть с нами".
Поскольку Нидбальский лучше всех в группе
говорил по-английски, именно он представлял
музыкантов. "Я не помню, что говорил. Я был
напуган до смерти и весь трясся", - вспоминает
он. - "Не знаю даже, понял меня кто или нет".
Зато он помнит, что группа звучала хорошо. Они
сыграли три вещи и успели начать четвертую, но
тут истекли отпущенные им 15 минут, и они покинули
сцену под аплодисменты. Группа оставалась в
Москве на протяжении всего фестиваля и дала
несколько мастер-классов.
"Их первый мастер-класс был у нас, в Школе
музыки Лайонела Хэмптона университета
Айдахо", - говорит директор фестиваля, доктор
Линн Скиннер. - "Но вдруг выяснилось, что из их
оборудования ничего не работает, потому что все
на 220 вольт. Мы вывернулись наизнанку, чтобы найти
адаптеры, но нашли..."
Вечером Нидбальский ходил на фестивальные
концерты и пробирался за сценой меж живых легенд
современного джаза, которые весь вечер
беседовали там друг с другом. "Это было
незабываемое чувство - быть частью чего-то столь
важного..." Самым незабываемым стала встреча с
Диззи Гиллеспи (это было его последнее
выступление на этом фестивале).
Уехав из Москвы, Doctor Blues дали концерты в Рексфорде
(Айдахо) и Прово (Юта), после чего направились в
Нью-Йорк, чтобы вернуться в Латвию.
В Нью-Йорке они жили в отеле, дожидаясь своего
рейса. Буквально за несколько часов до отъезда в
аэропорт Нидбальскому позвонили в номер, и этот
звонок изменил всю его жизнь.
"Вы хотели учиться музыке в университете
Айдахо?" - спросил его доктор Скиннер. - "Мы
нашли деньги для этого".
Скиннер предложил ему стипендию в университете
Айдахо, и музыкант согласился. У него была
студенческая виза, так что вернуться в Айдахо к
осеннему семестру 1991 г. не было проблемой.
Он учился в Айдахо год, после чего выиграл
грин-карту в лотерею Службы иммиграции и
натурализации. Это дало ему возможность работать
в США.
Он покинул университет и пошел работать,
поскольку "не видел себя
музыкантом-исполнителем: это тяжелая жизнь".
Сначала он мыл столы в одном из ресторанов Москвы
(Айдахо), затем стал работать могильщиком, в чем
"удовольствия было мало" - он называет эти
месяцы "своими темными днями".
Некоторое время он работал в ресторане CJs и пару
раз заменял там барабанщика. Гитарист группы
хотел собрать новый коллектив, и так Нидбальский
получил "работу на клубной сцене". Новая
группа называлась "Johnnie and the Marks" и играла
классические рок-песни 50-70-х гг. Состав ее
неоднократно изменялся, и некоторое время назад
гитарист-основатель покинул коллектив;
оставшиеся - Нидбальский, басист Дон Самптер и
гитарист-вокалист Скотт Баук пригласили
гитариста Скотта Каргилла, и группа под
названием Hat Trick стала играть в клубе Boomer's в
Луистоне, Айдахо. С мая 1998-го группа работает в
клубе Capricorn в Москве, Айдахо. Но внезапно
музыкантов постигла беда - в четыре утра 13
сентября прошлого года они потеряли все свои
инструменты и аппаратуру, когда популярный
ночной клуб сгорел. "Сгорело все, но нас это не
остановило", - говорит Стэн. - "На следующей
неделе мы уже играли на арендованной
аппаратуре".
С тех пор группа успела приобрести аппаратуру в
кредит; сейчас они работают один уикэнд в месяц в
восстановленном Boomer's, а три стальных уикэнда - в
Oasis в соседнем Пуллмане.
Жизнь снова выглядит неплохо. Минувшим летом
Нидбальский получил американское гражданство.
Кроме того, он нашел хорошую работу: на родине он
закончил три курса технического института и
хорошо разбирается в электронике, так что его
приняли в Швейцеровскую лабораторию в Пуллмане
тест-оператором. Стэну там очень нравится, и он
гордится этой работой.
"Ничего не далось мне легко, кроме
грин-карты", - смеется он. - "Правда, оно того
стоило - хотя поборолся я изрядно".
Он жил все эти годы в Москве (Айдахо), потому что
там началась вся его американская эпопея и
потому, что ему нравятся люди в этом городе,
которые его поддерживали.
У него есть 15-летняя дочь, которая тоже
эмигрировала в США со своей матерью. Они живут в
Миннеаполисе, и Стэн видится с дочерью несколько
раз в год. Его вторая жена и семилетний сын живут
с его родителями в Риге, и он собирается в этом
году выписать их в США.
Мерф Рэккет
Moscow-Pullman Daily News, 28 февраля 1999
|
|
На первую
страницу номера |
|