Было в советском искусстве
такое понятие - "датское" творчество. То есть
творчество к датам. Например, роман к 60-летию СССР
или пьеса к 100-летию Брезидента Прежнева. Причем
актуальности это понятие вовсе не потеряло, и не
надо считать его принадлежностью одного лишь
советского периода - даже в западном джазе все
сначала дружно записывали "датские"
гершвиновские альбомы, к 100-летию со дня рождения
Гершвина, а теперь, поскольку оное столетие
прошло, дружно переключились на как раз
подоспевшее столетие Эллингтона.
У нас, как известно, исторический год 200-летия
солнца русской поэзии А.С.Пушкина. И неминуемо -
огромное количество "датских" произведений.
А вот в Польше текущий год - год 150-летия Фридерика
Шопена (уж не знаю, как в официальной польской
культурологии его принято именовать - "солнце
польской музыки" или еще как).
Так вот Польский КЦ предложил московской публике
как раз такое "датское" мероприятие - Лора
Шафран поет программу "Только Шопен". Мы
спросили знатоков - выходило, что г-жа Шафран
сейчас одна из самых заметных джазовых певиц
Польши, а некоторые из сопровождающих ее
музыкантов - например, вибрафонист Бернард
Масели (кстати, аранжировавший для этого проекта
музыку Шопена) - принадлежат к числу лучших в
стране.. Смущало, что Лора должна была петь некие
тексты, написанные специально для проекта
Юстыной Хольм. Но, в конце концов, может, это
сделано высококачественно?
Итак, концерт. Ансамбль действительно неплох:
вибрафонист (игравший, кстати, на электронном
инструменте - чай, тяжело настоящий-то вибрафон с
собой таскать...) достоин всяческих похвал, равно
как перкуссионист Кшиштоф Завадски и
контрабасист Яцек Недзеля. Правда, пианист
Збигнев Якубек на их фоне несколько проигрывал, а
вместо второго клавишника можно было просто
секвенсерпривезти - на билетах опять же экономия...
Но вокал! То есть г-жа Шафран достойна всяческого
уважения, но - как вокалистка эстрадная. Хорошо
представляем себе в ее исполнении, скажем, песни
из репертуара Анны Герман. Но Шопен, да еще в
аранжировках "под джаз"?.. Нет, и для Шопена, и
для джаза нужна совсем другая школа (если не две
разных).Теперь об аранжировках. Безусловно,
Бернард Масели с музыкой Шопена обошелся весьма
деликатно - почти ничего не убавил и мало что
прибавил. Но вот записывать получившийся
результат по джазовому ведомству мы бы в
страшном сне не стали. Раз это джаз, то, друзья,
самый суровый и прогрессивный джаз в нашей
истории - это музыка из кинофильма "Операция Ы
и другие приключения Шурика". Еще бы, там ведь
тоже джазовые музыканты играли, и еще какие -
оркестр Людвиковского! Неправильно это. Сколько
бы джазовых музыкантов ни участвовало в
исполнении камерно-эстрадного произведения, оно
от этого не становится менее камерно-эстрадным.
Чтобы было понятнее, о чем мы: с уважаемой, совсем
не попсовой эстрадно-камерной певицей Еленой
Камбуровой играл джазовый гитарист Александр
Виницкий, но ее песни от этого вовсе не
становились джазом! Так и здесь. Коротенькие
пьески-песенки, лишенные всякого музыкального
развития, без развернутых (и вообще каких бы то ни
было) соло и без малейших признаков импровизации
- какое отношение это имело к джазу, который, по
определению, есть искусство музыкальной
импровизации? Само по себе это не было плохо.
Неджазовой публике (каковой в зале было
большинство) очень даже понравилось. Только вот
тщательней надо, ребята. Если в следующий раз нас
зазовут на борьбу нанайских мальчиков, называя
ее Чемпионатом Мира По Каратэ на том основании,
что там тоже бьют кого-то по морде - пойдем ли мы?
Кажется, нет... Или слово "джаз" теперь стало
настолько престижным и модным, что для
привлечения народа на мероприятия джазовый
ярлык можно лепить на что угодно? |