"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница
|
Выпуск # 14 (158) - 10 апреля 2002 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
С высоты каждой новой вершины, которые в последние годы, одну за одной, жадно и торопливо берет российская джазовая жизнь, каждая предыдущая взятая высота кажется мелким холмиком, который непонятно почему требовал такого напряжения сил, а каждая следующая - титаническим Эверестом, столь неземным, что непонятно даже, как к нему подступаться. И опять, видно, срабатывает все тот же психологический механизм: уже непонятно, как мог поражать факт выступления в один вечер на одной сцене дюжины крупных джазовых звезд вместе с отличным русским биг-бэндом. Подумаешь, подсовывает психологический механизм привычную защитную мысль, эка невидаль. А тут еще случайно встреченный б. соотечественник, который когда-то подвизался в Москве на ниве советских еще джаз-кафе, а потом открыл клуб за океаном, по поводу этого же события цедит: мол, видел по телевизору - не понравилось... (по принципу: сам я не слышал, как этот ваш Ростропович играет, но сосед мне насвистел; да и что в вашей луже может произойти?). А впереди громоздятся какие-то новые вершины. А нам все кажется, что идет какая-то борьба, какой-то забег в ширину, в котором непременно надо забежать лучше и шире всех, а то - забеги мы не так широко - нам Главное Управление Ночной Жизни и Забегаловок при
Департаменте Культуры и Спорта уменьшит план на следующий квартал. Эх, какое непаханое поле, какой материал для диссертации по психологии обществ эпохи перехода между общественно-экономическими формациями!
Редактор
|
|
|
Как
это было
в Москве |
8 апреля в концертном зале им. Чайковского критик
Алексей Баташев представлял организованный антрепризой Майи Кочубеевой концерт живущей в США итальянской джазовой певицы Роберты Гамбарини. Концерт рекламировался как посвящение Элле Фицджералд, чем, в сущности, и был. Роберта, пусть она и не "Элла Фицджералд XXI века" (как утверждала реклама), певица весьма достойная, обладает тонким вкусом, чувством стиля и изысканной вокальной техникой, так что ей не составило труда спеть несколько tours de force Эллы Фицджералд (пусть и без свойственной оригиналу мощи и напора), да и всем остальным стандартам, включенным в состав концертной программы, придать определенный фицджералдовский дух.
Роберте было придано московское трио пианиста Ивана Фармаковского (контрабас - Сергей Хутас, барабаны - Сергей Остроумов). Хотя временами было заметно, что трио и вокалистка не слишком много репетировали вместе, соединенными усилиями им удалось справиться с несколькими трудными местами, ну а в нетрудных (которых было большинство, поскольку программа состояла из стандартов) музыка лилась свободным и непринужденным потоком.
Роберта Гамбарини знаменита меньше, чем того заслуживает. Пока что самый удачный ее альбом, "Apreslude", вышел на Splasc(h) аж в 1991 г., да и среди хэдлайнеров крупных фестивалей в Америке, где она сейчас живет (она родом из Турина) ее не встретишь, хотя на фестивалях она выступает очень много и очень удачно. В ее голосе нет мощи, свойственной многим ее современницам, но есть то, чего у многих из них нет - изысканность. Ее скэтовая техника не поражает пулеметной скоростью излияния слогов, но она делает именно то, что ей кажется необходимым с эстетической точки зрения. А когда в одном из стандартов она спела импровизационное соло, имитируя голосом звук флюгельгорна, зал Чайковского буквально взорвался овацией.
Программа была построена в значительной степени на песнях из трех альбомов
"Ella Fitzgerald Sings Duke Ellington Songbook" (Роберта призналась, что Элла Фицджералд была, вероятно, первым поющим человеческим голосом, который она услышала в своей жизни, а "Книга песен Дюка
Эллингтона" - первым альбомом, который она сознательно слушала). Но, помимо "Lush Life", "Something To Live For", "In The Sentimental
Mood", "Drop Me Off In Harlem" и прочих дюковых шедевров, имели место и "Honeysuckle Rose", и "On The Sunny Side Of The Street" (где Роберта сама написала слова к импровизационным соло из версии Сонни Ститта, Сонни Роллинза и Диззи Гиллеспи 1958 г., на основе которой она сделала эту пьесу), и другие невянущие шедевры мирового вокального джазового репертуара.
Нам не так часто удается послушать действительно стоящих джазовых вокалистов (а не тех, что просто очень хотели приехать на гастроли - хоть в Россию, хоть куда). 8 апреля нам повезло: Роберта Гамбарини - не самая яркая звезда на джазовом небосклоне, но исключительно стоящая близкого с ней знакомства.
Еще одно мероприятие, имевшее место 8 апреля, к джазу относится весьма опосредованно, но зато впрямую относится к кругу слушания тех наших читателей, что не замыкаются на одном только straight-ahead jazz и не просто подозревают, но знают твердо, что в музыке совсем недалеко от любимого жанра есть много такого, что заслуживает самого внимательного изучения. В Большом театре (!) великий армянский дудукист Дживан Гаспарян сыграл концерт, в котором его организаторы попытались объединить элекменты джаза, рока и фольклора нескольких стран...>>>>
|
|
|
Америка
и ее
джаз |
Мы продолжаем публиковать материалы, привезенные редактором "Полного джаза" из недавней командировки в США и посвященные разным аспектам американской джазовой жизни. Кстати, об аспектах: так получилось, что мы, уже подробно обсудив ряд тем, связанных с джазовым образованием и джазовым радиовещанием, довольно мало внимания уделяли джазовым клубам. Ну, разве что можно вспомнить двухлетней давности интервью с владельцем самого знаменитого джаз-клуба на Тихоокеанском Северо-Западе -
сиэтлского Jazz Alley. Стремясь восполнить этот недостаток, сегодня мы начинаем публикацию беседы с одним из самых интересных персонажей в современной истории американских джазовых клубов, человеком, который руководит вторым по возрасту джаз-клубом в мире - и старейшим в одном из самых важных джазовых центров в США, Чикаго. Это владелец и директор клуба The Jazz Showcase Джо Сигал...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
24-27 апреля в "Ле Клубе" будет играть Марк Уитфилд - один из самых интересных нью-йоркских джазовых гитаристов молодого поколения. В отличие от многих, он работает в самых разных стилях - от мэйнстрима до авангарда, но в Москве покажет свой самый новый проект - органное трио (он сам плюс органист Сэм Яхел и барабанщик Олег Бутман).
Уитфилд родился в городе Сайоссет, штат Нью-Йорк, в 1967 г. В детстве он научился играть на бас-гитаре, но уже в 15 лет переключился на гитару и скоро достиг таких успехов, что смог выиграть конкурс на стипендию в знаменитом бостонском колледже Беркли.
Он закончил Беркли в 1987 г. и перебрался в Бруклин, где начал нелегкую жизнь сессионного музыканта. Его давний кумир, Джордж Бенсон, посоветовал ему поработать с соул-джазовым органистом "Братом" Джеком Макдаффом, и эта работа стала началом большой карьеры Уитфилда. С тех пор он выступал как сайдмен с Рэем Брауном, Николасом
Пэйтоном, Кортни Пайном и Джимми Смитом, а как солист - выпустил восемь альбомов на таких крупных фирмах, как Warner
Bros. и Polygram. Правда, там он выпускал довольно коммерческий материал на грани straight-ahead и так называемого smooth
jazz, а вот альбом 2000 г., "Raw" ("Сырой"), вышедший на независимом лейбле
Transparent, представил Уитфилда как бескомпромиссного импровизатора с ярким темпераментом и более чем незаурядной техникой.
Учитывая, что в новом трио Уитфилда есть органист (Сэм Яхел - музыкант того же поколения, что и Уитфилд, известным по двум очень удачным и нешаблонным альбомам на лейбле
Naxos), можно ожидать, что Марк соединит свой опыт игры со звездами органного соул-джаза и знание коммерческой ритм-н-блюзовой стилистики со свойственными его концертным выступлениям напором и изобретательностью.
|
|
|
Чтение |
Сегодня мы начинаем публикацию уникального материала.
Несколько раз "Полный джаз" обращался к великой и трагической фигуре одного из самых интересных советских джазовых музыкантов 60-70-х гг. - трубача Андрея Товмасяна. Став одним из лучших в те десятилетия, Товмасян из-за тяжелого заболевания впоследствии на долгие годы исчез из музыки, затворившись в своей квартире. Ходили даже слухи, что он ушел из жизни. И вдруг он возник снова: лечение дало результат, и теперь он снова может жить в обществе, пусть и не так активно, как и раньше. Узкий круг счастливчиков в этом сезоне уже был свидетелем появления легендарного музыканта на сцене "Джаз-арт клуба" с трубой в руках... Можно надеяться, что пример Тома Харрелла, многие годы выступающего и записывающегося, мужественно преодолевая похожие проблемы, не будет единственным.
В #35 за 1999 г. мы воспроизвели публикацию недолго просуществовавшего журнала "Джаз" (1989-1990), посвященную музыке и поэзии Андрея Товмасяна. На сервере "Джаз в России" в разделе "Библиотека" можно прочитать интересное
эссе о Товмасяне-музыканте, написанное замечательным джазовым преподавателем Олегом Степурко. Наконец, в
#23 за прошлый, 2001 год мы сообщали о том, что готовится к изданию собрание сочинений Андрея Товмасяна. Товмасян - не только музыкант и поэт, но и литератор. За те годы, что он был оторван от музыки, он написал очень много и поэзии, и прозы - документальной и художественной.
Собрание сочинений действительно готовилось - и продолжает готовиться. Однако в последние полгода в судьбе будущей книги произошли перемены: внезапно ушел из жизни ее редактор, первопроходец джазовой темы в FIDO и Интернете Ефим Ликстанов (см. "Полный джаз"
#32-2001). Сейчас книгой занимается другой московский джазовый энтузиаст - Рафаэль Аваков.
Андрей Товмасян предоставил журналу "Полный джаз" право на публикацию нескольких отрывков из третьего тома будущей книги, которая будет включать воспоминания музыканта. Предоставленные нам отрывки охватывают все периоды жизни Товмасяна - детство, юность, становление музыканта и его первую славу, тюремное заключение в середине 60-х и работу на московской джазовой сцене в 60-70-е годы, болезнь и медленное возвращение к жизни.
Андрей Товмасян просил нас сообщить читателям, что книга уже практически готова, и он будет крайне признателен, если кто-то найдет возможным помочь с ее публикацией. Со своей стороны мы присоединяемся к этой просьбе: книга написана крайне индивидуальным, свойственным одному только ее автору языком и представляет собой уникальный документ одной из самых необычных судеб в музыке. Она заслуживает того, чтобы быть напечатанной...>>>>
|
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем две работы. Обе они содержат переиздания классических джазовых записей, даже - примерно - одних лет. Только одна - пример того, как делать переиздания НАДО, а вторая - как НЕ НАДО...>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 9 апреля (США) |
- Bechet, Sidney: 1949, Vol. 2, Melodie Jazz Classics 1186
- Braff, Ruby: I Hear Music, Arbors 19244
- Braxton Brothers: Both Sides, Peak 8507
- Brown, Guillermo E.: Soul at the Hands of the Machine, Thirsty Ear 57118
- Brubeck, Dave: 1975: The Duets - переиздание, Universal 394915
- Carle, Frankie: 1947 Live Hollywood Palladium - переиздание, Collectors' Choice Music 1021
- Charlap, Bill: Stardust, Blue Note 35985
- Cherry, Don: Actions, Intuition 3606
- Coulber, Dunstan: Standards for a New Century, Nagel-Heyer 81
- Covergence: Hometown, Capri 74052
- DaFonseca, Duduka: Samba Jazz Fantasia, Malandro 71018
- Ferrell, Rachelle: Live at Montreux, Blue Note 38564
- Fio Rito, Ted: Spotlighting the Ted Fio Rito Orchestra - переиздание, Collectors' Choice Music 1024
- Fitzgerald, Ella: Whisper Not - переиздание, Universal 589478
- Getz, Stan: Stan Getz and the Cool Sounds - переиздание, Universal 547317
- Harris, Matt: Slightly Eliptical Orbit, Leon Russell 30015
- Herborn, Peter: Peter Herborn's Acute Insights, Winter & Winter 919017
- Jerome, Jerry: Something Old, Something New - переиздание, Arbors 19213
- Jones, Thad: Opening Night: Thad Jones/Mel Lewis Big Band - переиздание, Alan Grant Productions 1939
- Jones, Elvin: Time Capsule - переиздание, Universe 38
- Kato, Shinichi: Duet, Nagel-Heyer 2017
- Laws, Ronnie: Friends and Strangers - переиздание, One Way 38424
- McKenna, Dave: Double Play: No Bass Hit/Major League - переиздание, Concord Jazz 2123
- McRae, Carmen: Bittersweet - переиздание, Koch Jazz 8593
- Medeski, Martin & Wood: Uninvisible, Blue Note 35870
- Metta Quintet: Going to Meet the Man, Koch Jazz 51413
- Moore, Michael [Bass]: History of Jazz, Vol. 2, Arbors 19256
- Oregon: Violin - переиздание, Universe 40
- Parker, Charlie: Dial Masters and Roost Sessions - переиздание, Cleopatra 1194
- Paxson, Sunnie: Groove Suite, Liquid 8 12015
- Perrier, Denise: East Meets West, Chez Perrier 9036
- Peterson, Oscar: Soul Espanol - переиздание, Universal 510439
- Schifrin, Lalo: Return of the Maarquis de Sade, Aleph 24
- Silvester, Victor: Marvellous, Dutton Vocalion 6059
- Sofferman, Brooke: Green Between, Summit 323
- Soulive: Turn It Out - переиздание, Velour 201
- Spivak, Charlie: Dance Date - переиздание, Collectors' Choice Music 1029
- Truffaz, Erik: Mantis, Blue Note 35101
- Van't Hof, Jasper: Brutto Tempo, Intuition 3309
- Various Artists: War Years: Memories of the War Years, Lifestyles 180000
- Various Artists: War Years: G.I. Favorites, Lifestyles 180001
- Various Artists: Freewheelin', Hip Bop Essence 8804
- Various Artists: Night Grooves, Vol. 2, Narada 12084
- Various Artists: War Years [Lifestyles], Lifestyles 318000
- Various Artists: War Years: Songs That Won the War, Lifestyles 180002
- Various Artists: Smooth Jazz at Midnight, Native Language 924
- Various Artists: Streetwize: Smooth Urban Jazz, Shanachie 5089
- Various Artists: Trad Mad, Castle 482
- Various Artists: KKSF 103.7 - Sampler 12: Smooth Jazz, KKS 3000
- Venuti, Joe: Four String Joe 1926/1946, Epm Musique 16013
- Vital Information: Show 'Em Where You Live, Tone Center 4022
- Wallis, Bob: Pye Jazz Anthology, Castle 484
- Watters, Lu: Doing The Hambone At Kelly's, Vol. 2, Jasmine 2590
- Wilson, John: Soft Lights and Sweet Music, Dutton Vocalion 6803
- Young, Larry: Lawrence of Newark - переиздание, Castle 288
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
|