Пятидесятилетний американец греческого происхождения Джон Димитриу - владелец и арт-директор ведущего джаз-клуба Северо-Запада США, расположенного в центре Сиэтла роскошного Jazz Alley. Мы беседуем с ним в офисе клуба, который находится на втором этаже того же высотного здания, в цоколе которого - сам Jazz Alley.
Как долго вы руководите Jazz Alley?
- Клуб вступил в свой 21-й год. Jazz Alley начал работать в 1979 году. В то время он находился в северо-восточном районе Сиэтла, в Университетском дистрикте, и начинали мы с очень скромного бюджета. Мы очень долго и напряженно работали над тем, чтобы сделать клуб лучше. Одно время у нас было два помещения - одно в Университетском дистрикте, другое - в центре города, возле стадиона King Dome. Но эта система себя не оправдала - нам не удавалось содержать оба клуба так, чтобы они нормально работали. Тогда - шестнадцать лет назад - мы закрыли их оба и открыли вот этот Jazz Alley на Шестой авеню, дом 2033: двухуровневый клуб в цоколе небоскреба.
Что значит - двухуровневый?
- Помещение не такое уж и большое, а народу приходит много - до двухсот пятидесяти человек. Поэтому там есть столики на том же уровне, что и сцена, есть места у бара и есть столики на втором уровне, на балконе. Когда вы входите в клуб, вы можете выбрать место на верхнем уровне - это уровень улицы с той стороны, где вы входите - или спуститься вниз, на уровень сцены, это уровень улицы со стороны Шестой Авеню (центр Сиэтла расположен на довольно крутых холмах - КМ).
Помимо Jazz Alley, наша компания владеет еще и концертным залом King Cat здесь, буквально в двух кварталах отсюда выше по Шестой. Это - не джазовый зал и не клуб, это концертный зал, который мы сдаем в аренду. Зал специализируется на редких и необычных шоу. То есть там, конечно, бывают и несложные мероприятия - концерты рока, кантри, фолк-музыки - но персонал зала может озвучить и помочь провести любое шоу. Например, там проходила русская командная игра Кей-Ви-Эн! (Джон говорит правду: в "Королевском коте" действительно проходил полуфинал американской лиги КВН, где команда Сиэтла боролась с командой бостонского университета Брандайс. Сиэтл победил. - КМ)
Jazz Alley - ваш единственный опыт в шоу-бизнесе?
- Главный, но не единственный. Я ведь в клубном бизнесе, главным образом - джазовом, вот уже тридцать лет, с 70-го года. Начинал я в Вашингтоне, округ Колумбия, где я открыл клуб Blues Alley - он, кстати, работает до сих пор. Потом я приехал сюда.
Вы говорите, что долго работали над улучшением работы клуба. В чем это заключалось?
- В первую очередь в привлечении великих музыкантов, на которых ходила бы публика. У нас выступали Диззи Гиллеспи, Стэн Гетц, Рой "Фатер" Хайнс, Билли Экстайн, Кармен Макрэй, Бен Картер, Дестер Гордон, Сара Воэн, Кэл Тжедер, Монго Сантамария, оркестр Тэда Джонса - Мэла Луиса и масса других великих людей. Вот их-то выступления и сделали Jazz Alley привлекательным для публики.
А каковы принципы составления музыкальной программы клуба сейчас? Эти музыканты - ну, например, в марте 2000-го у вас играет биг-бэнд Лайонела Хэмптона, Чик Кориа и Origin, Доктор Джон - они выступают у вас только потому, что они оказываются в Сиэтле, или вы специально их приглашаете?
- Конечно, мы привозим их специально. Мы оплачиваем им авиабилеты, размещаем их в гостинице прямо здесь, рядом. Но, как правило, эти их приезды приурочиваются к их туру по Западному побережью. Да и знают уже все звезды с Восточного побережья, что, планируя выступления на Западном побережье, надо захватить Сиэтл и Jazz Alley. Конечно, если бы мы просто привозили сюда на одну неделю ансамбль из Нью-Йорка, или Филадельфии, или Детройта - это было бы чересчур дорого, потому что лететь очень далеко - пять-семь часов в одну сторону. Но, если они выступают неделю в Лос-Анджелесе в "Каталине", неделю - в Окленде в Yoshi's, потом, может быть, в Портленде, Орегон, то логично и в Сиэтл заехать.
А что за публика ходит в ваш клуб?
- В основном, конечно, джазфэны, джазовые энтузиасты. Люди, которые уже многое знают об этой музыке, о нашем клубе, о музыкантах, которые у нас выступают. С годами, естественно, их количество увеличивается. И чем дальше, тем больше приходит людей, которые сюда идут просто потому, что это - Jazz Alley. Для них название места - уже рекомендация.
И, естественно, аудитория каждый раз отличается в зависимости от музыкантов. Если играют представители smooth-jazz - будет определенная группа людей, которая ходит на музыкантов этого жанра. Если это музыканты жесткого прогрессивного джаза - придет определенная группа совсем других людей. Ну и, естественно, совсем другая аудитория ходит на биг-бэнды вроде оркестра Лайонела Хэмптона.
А здесь все это бывает? И smooth, и хард-боп, и свинг?
- Конечно. Мы стараемся, чтобы программа была разнообразной. У нас иногда бывает блюз и даже кантри, но редко - в основном, конечно, разные направления джаза. Даже авангард.
Например?
- Ну, например, у нас играл Дэвид Мюррей, играл Лестер Боуи и Leaders. Но авангардисты в основном играют не у нас - в Сиэтле есть концертная программа Earshot Jazz, и эти ребята - как раз епархия Earshot.
А аудитория в Сиэтле имеет какие-то стилистические предпочтения, или здесь хорошо идет музыка любого стиля?
- Ну, это скорее вопрос индивидуальных предпочтений отдельных людей. Понимаете, если у вас играет Сесил Тейлор и в зале сидит двести человек, которые ничего о нем не знают, то вот так - вдруг - он понравится, может, двоим или троим. Но если вы заранее рекламируете именно концерт Сесила Тейлора, то на концерт придут двести человек, которые знают, любят и ценят именно Сесила Тейлора.
А сиэтлские музыканты у вас играют?
- Конечно. По понедельникам. Каждый понедельник у нас - вечеринка сиэтлских групп. Кроме того, если в приезжающем коллективе есть какой-то некомплект, мы всегда нанимаем сайдменов из Сиэтла. Впрочем, вот этого мы все больше стараемся избегать. Ясно, почему: если у вас есть местная ритм-секция и вы присоединяете к ней приезжего хэдлайнера, то в результате, как правило, получается джем-сейшн. Все смотрят в свои нотные книжки, потому что недостаточно репетировали перед концертом - а что в данном случае "достаточно"? Нельзя же привезти какого-то мощного, известного солиста и посадить его на неделю репетировать с местной ритм-секцией! Поэтому мы предпочитаем приглашать работающие ансамбли целиком. Мы предпочитаем видеть здесь авторские проекты, отрепетированные, цельные программы. Конечно же, нельзя ожидать, что случайные - даже очень талантливые и опытные - музыканты смогут играть с солистом в его авторском проекте после одной-двух репетиций.
Каким вы видите будущее Jazz Alley?
- Если оно будет достаточно долгое время таким же, каково настоящее - я буду счастлив!
Беседовал Кирилл Мошков
|