"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 12 (156) -
27 марта 2002 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Начнем без долгих предисловий. 22 марта в Москве проходило вручение третьей
Национальной Интернет Премии. В номинации "Музыка" премию получил сервер "Джаз.Ру" - тот самый, на котором выходит "Полный джаз".
Тут я скромно умолкаю, ибо собственное детище хвалить как-то неловко. И передаю слово тому, кому похвалить "Джаз.Ру" очень даже ловко - председателю
Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрию Ухову.
Редактор
Честно говоря, я лично и не сомневался в том, что наш Jazz.Ru получит Национальную Интернет Премию. Потому что лично знаю и основателя сервера Петра Ганнушкина, и Андрея Феофанова, главу фирмы
Boheme Music (которая содержит сервер уже три с половиной года), и - конечно же - Кирилла Мошкова, главного (и единственного!) редактора Jazz.Ru, музыканта (полно, Дмитрий Петрович, кто старое помянет!.. - ред.), журналиста-корреспондента все еще самого уважаемого в мире джазового журнала
Down Beat, преподавателя факультета журналистики МГУ и, наконец, литератора - автора нескольких научно-фантастических романов.
Тем, кто читает это славословие, наверное, нет необходимости расписывать достоинства и всего сервера, и его части - виртуального еженедельника "Полный джаз/Jazz Complete". Добавлю только, что без Джаз.Ру не сформировалась бы и наша Московская ассоциация джазовых журналистов, официально признанная такой же международной организацией -
JJA.
Люди моего поколения (и старше) помнят, сколько всего приходилось преодолевать в жизни, чтобы реализовать свои джазовые склонности. Все если и не помнят, то знают, как изменение политической реальности и технический прогресс в конце 80-х годов прошлого века многое обесценили, как многое из того, что было недоступным, становится теперь ширпотребом (ну, например, с таким трудом собранные коллекции виниловых грампластинок). Время, однако, не меняет одного - если воспользоваться словами Альбера Камю, которые Андрэ Одэр сделал эпиграфом своей книги "Джаз - эволюция и сущность": "там, где царит понимание, шкала оценок (мы бы сказали теперь - рейтинг - Д.У.) становится бесполезной".
Мало чувствовать джаз, его надо понимать.
И в этом отношении не изменилось только одно, быть может - самое главное: несмотря на джазовые телесериалы и радиостанции-эфемериды, роскошно оформленные компакт-диски и шикарную клубную жизнь, джаз уже никогда не будет той частью Жизни, где будут бушевать наполеоновские страсти и где человек с общественным темпераментом сможет до конца реализовать свой потенциал. Для этого, наверное, лучше выбрать другую стезю - политика, донжуана, массовика-затейника, наконец.
То, что за пять лет даже в такой бурно развивающейся области, как Интернет, не появилось ничего, что могло бы заменить Джаз.Ру (а рядом можно поставить разве что сайт минского "Джаз-квадрата" и виртуальную "Музыкальную лабораторию Алексея Козлова") - свидетельство того, что Кирилл Мошков - человек на своем месте.
Дмитрий Ухов
|
|
|
Америка и ее джаз |
Мы продолжаем публикацию нового цикла материалов, посвященных разным аспектам джазовой жизни в США. Цикл этот готовится по материалам недавней поездки редактора "Полного джаза" по Америке (февраль 2002) и будет включать материалы о клубах, радиостанциях, фестивалях, журналистах и т.д. Но начали мы с особенно важной темы, актуальной для всего джазового сообщества - образования. Сегодня - вторая, заключительная, часть очерка об одном из ведущих джазовых учебных заведений США - джазовой программе нью-йоркского Университета Новой Школы...>>>>
|
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем одного из наших коллег, да еще и наших же авторов - журналиста Михаила Митропольского, ведущего программы "Джаз и не только" на телеканале АСТ и программы "Бесконечное приближение" на "Радио России". Почему так много физиков в джазе, а джазменов в физике не видать? Почему необходимы не только лучшие, но и худшие музыканты? Почему хорошие журналы никто не читает?.. Это интервью продолжает цикл встреч с ведущими джазовыми журналистами страны, которые проводят наши стажеры с факультета журналистики МГУ
(в цикле уже выходили встречи с Дмитрием
Уховым и Алексеем
Колосовым)...>>>>
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
Шестой международный фестиваль Сергея Курехина (SKIF-6) состоится в Санкт-Петербурге 25-28 апреля. Все концерты будут проходит в многочисленных помещениях Ленинградского дворца молодежи (ЛДМ). Будут участвовать коллективы из Великобритании, Канады, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Португалии, Японии, Чехии, Венгрии, Нидерландов, Финляндии, США, Украины, Белоруссии, Балтийских государств и России.
Как обычно, фестиваль будет междужанровым и даже междисциплинарным - то есть в его программе будет не только музыка, но и видеоарт, и авангардная мода, и авангардный театр, и фотовыставки, и современный танец, и т.п.
Первые два фестиваля Сергея Курехина состоялись в Нью-Йорке в 1997-98 гг. (еще до создания "Полного джаза" сервер Джаз.ру публиковал
репортаж со второго
из них), а с 1999 г. их начали проводить в Петербурге.
Среди джазовых (точнее, новоджазовых) участников СКИФ-6 - ветеран европейского джазового авангарда саксофонист Питер Бретцманн (Германия), австрийская фри-джазовая формация Reform Art Unit, в составе которой выступит легендарный американский барабанщик Санни Мюррэй (тот самый, что в 50-60-е играл с Сесилом Тейлором и Албертом Эйлером), нойз-гитарист Юджин Шэдборн, швейцарский фри-роковый состав Steamboat Switzerland и др., плюс, естественно, большое число молодых питерских авангардистов.
Часть хэдлайнеров фестиваля (в
частности, Шэдборн, Бретцманн и др.)
будет также выступать в Москве (клуб-центр
"Дом", 25-30 апреля - см. Московскую
афишу).
Международный проект норвежца Сигурда Улвесета "Interjazz" существует с 1993 года. В него входят постоянные участники его квартета, к которым зачастую во время зарубежных гастролей в качестве специальных гостей подключаются местные джазмены. Ансамбль Улвесета участвовал во многих джазовых фестивалях по всей Европе, с большим успехом выступал в джаз-клубах США и в Латинской Америке. Три CD ансамбля "To Wisdom The Prize", "Infant Eyes" и "I Wish I Knew" были тепло приняты публикой и получили высокую оценку у музыкальных критиков.
Контрабасист и лидер ансамбля Сигурд Улвесет, а также пианист и композитор Даг Арнесен - признанные мастера норвежского джаза. Они выпустили несколько альбомов под собственными именами и в качестве "сайдменов" выступали и записывались вместе с такими титанами мирового джаза, как Эл Грей, Джо Хендерсон, Элвин Джонс, Стив Гроссман, Вуди Шоу, Тутс Тилеманс, Карин Крог и др. Оба норвежца в 2001 г. в составе ансамбля бразильца Селиу де Карвалью участвовали в IV Московском международном фестивале "Джаз в саду Эрмитаж".
Известный аргентинский трубач Густаво Бергалли с 1975 года живет в Швеции. В его послужном списке - четыре собственных альбома, записи и выступления со знаменитым соотечественником Гато Барбьери, с биг-бэндами Шведского радио, Марии Шнайдер и Мишеля Леграна, а также с ансамблями Пакито де Риверы, Боба Брукмайера, Фила Вудса, Джо Ловано, Боба Минцера и другими.
Но самой яркой звездой ансамбля "Interjazz", несомненно, является легендарный американский барабанщик Адам Нуссбаум. Чтобы представить себе уровень этого выдающегося музыканта, достаточно перечислить лишь несколько составов, в которых он играл: квинтет Майкла Бреккера, трио Нильса Педерсена, ансамбли Стэна Гетца, Фила Вудса, Дэйва Либмана, Жако Пасториуса, Тутса Тилеманса, Гила Эванса, Джона Скофилда и многих других. Кроме того, Адам Нуссбаум участвовал в записи более чем 150 альбомов.
И, наконец, специальный гость ансамбля "Interjazz" - один из лучших российских саксофонистов
Олег Киреев. Олег неоднократно участвовал в различных международных фестивалях, подолгу жил и работал за рубежом и неоднократно был участником подобных проектов.
В программе российских концертов ансамбля "Interjazz" джазовые стандарты и оригинальные композиции, написанные, в основном, пианистом Дагом Арнесеном, а также пьесы Уэйна Шортера, Стива Суолоу, Ричи Бейраха и др. Кроме того, "Interjazz" исполнит собственные обработки скандинавских народных мелодий.
График гастролей ансамбля "Interjazz":
- 26 апреля - Казань,
- 27 апреля - Нижний Новгород,
- 28 апреля - Москва (ЦДХ),
- 29 апреля - Уфа,
- 30 апреля - Набережные Челны.
Михаил Грин,
продюсер концертов ансамбля "Interjazz" в России
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
Определяется расписание IV фестиваля "Богема Джазз", который пройдет в Москве 21-26 мая. К списку участников, украшенному именами гигантов европейского джаза - Vienna Art Orchestra и Яна Гарбарека - добавляются новые имена. США будут представлены одним из самых нешаблонных и в то же время доступных самой широкой аудитории проектов нью-йоркского Даунтауна - септетом Ballin' The Jack под руководством саксофониста и кларнетиста Мэтта Дарриу, который играет мощные современные версии музыки эллингтоновской эпохи. В дне латиноамериканского джаза примет участие выдающийся бразильский трубач Клаудио Родити...>>>>
25 апреля в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) состоится творческий вечер заслуженного артиста России, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных
Александра Осейчука " 30 лет в джазе".
Программа концерта:
I отделение: Ансамбль джазовой музыки "Зеленая волна".
Александр Осейчук - альт-саксофон; Константин Горбатенко - фортепиано, Сергей Васильев - контрабас, Павел Тимофеев - ударные.
II отделение: студенты джазового факультета РАМ им. Гнесиных класса ансамбля и специального саксофона профессора Осейчука - Николай Моисеенко, Андрей Нестеров, Андрей Дудченко, Борис Лифшиц, Кочар Тимерджанов, Олег Остапчук.
Лауреаты Международного и Всероссийского конкурсов джазовых исполнителей: Артем Ковальчук, Константин Горбатенко, Сергей Васильев, Владимир Нестеренко.
На концерте будет представлено переиздание книги Александра Осейчука "Школа джазовой импровизации для саксофона" (частное издательство Михаила Дикова, Москва, 2002).
Начало концерта в 19.00
Проезд: м. "Кузнецкий мост"
29 марта в московском Театре Юного Зрителя группа "Транс-Атлантик" представляет своего специального гостя - саксофониста Дэвида Мэнна, одного из ведущих инструменталистов в стилистике smooth jazz, выступавшего и записывавшегося как со звездами этого жанра (Tower of Power, Spyro Gyra, Special E-Fex, Чак Лоуб, Пэт Мэтини, Иван Линс, Чака Хан, Серджио Мендес), так и с известными поп-музыкантами (Стинг, Мадонна, Билли Джоэл, Пол Саймон, Элтон Джон, Рики Мартин, Джордж Майкл, Бэт Мидлер, Майкл Болтон...)
Проезд: м. "Тверская," "Пушкинская". Начало концерта: 20.00. Стоимость билетов - от 150 до 600 рублей. Телефон для справок: 299-6350.
30 марта тот же состав музыкантов
выступит в клубе Forte.
|
|
|
А в это время
за бугром... |
19 марта в Нью-Йорке умер один из ветеранов соул-джаза - органист Биг Джон Паттон.
Джон Паттон родился в Канзас-Сити в 1935 г. Двенадцатилетним он впервые сел за фортепиано. В 1954 Большой Джон становится пианистом группы ритм-н-блюзового певца Ллойда Прайса. Он оставался в группе шесть лет и записался на десяти альбомах этого певца, будучи фактически руководителем его группы. Однако ему хотелось играть не коммерческий ритм-н-блюз, а джаз, и летом 1961 г. он переехал в Нью-Йорк. Правда, первая его работа все равное не была связана с джазом: лейблу Sceptre Records нужен был автор поп-песен, а Патон написал довольно много песен для Ллойда Прайса и мог предложить вполне конкурентоспособный материал. Одна из его песенок, "Wedding Day", даже попала в хит-парад в исполнении девичьей поп-группы The Shirelles. Он много играл в джаз-клубах в то время, и многие музыканты говорили ему, что с его манерой игры ему надо переключиться на электроорган. В конце концов он сел за электроорган Hammond легендарной модели B-3 - модели, которая в 50-е и особенно в 60-е гг. определила звучание целого направления джазовой музыки так называемого соул-джаза. Легко доступная широкому слушателю, с нахрапистой блюзовой ритмикой и характерным басовым "грувом", с волнующе эротичным звуком электрооргана, эта музыка была достаточно широко популярна на протяжении целого десятилетия. В 1962 г. записью с Лу Доналдсоном началось 10-летнее сотрудничество Паттона с одним из ведущих джазовых лейблов тех лет,
Blue Note. Он нравился главе лейбла, Алфреду Лайону, и помимо работы сайдмена Blue Note часто предлагала ему запись сольных альбомов - однако, как ни странно, часть этих альбомов не была выпущена до тех пор, пока Большой Джон не вернулся в музыку в середине 80-х. Паттон в те годы вообще оставался в тени других органистов (Грува Холмса, Джимми Смита, Лонни Смита), но, тем не менее, на Blue Note в том время вышло десять его сольных альбомов, и в том числе такие сильные, как "The Way I Feel", "Let 'Em Roll" и "Understanding".
Однако 70-е резко изменили судьбу органиста. Умер Алфред Лайон, Blue Note была куплена и загублена концерном United Artists, а электроорган вышел из моды. Паттон практически ушел из музыки, поселился в Ист-Оранже (Нью-Джерси) и за следующие полтора десятилетия сделал только одну запись.
Середина 80-х принесла возобновление интереса к соул-джазу 60-х, на этот раз - в роли питательного бульона для новых фанк-грувовых тенденций. Впрочем, судьба Биг Джона Паттона оказалась еще экзотичнее - его вытащил из небытия лидер радикального нью-йоркского даунтаун-авангарда Джон Зорн, и на волне растущего интереса к 60-м Паттон выпустил ряд новых записей. Последней его записью стал альбом "This One's For J.A." (DIW, 1998). Следует добавить, что Паттон не только играл и не только писал песни: он еще и преподавал музыку, причем среди его учеников - певица Кассандра Уилсон.
|
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем три работы: одну - из области переизданий великой джазовой классики, другую - из области "нового джаза" и смежных с ним жанров и, наконец, третью - редкую в наших краях птицу: smooth jazz. Во всех трех случаях - имена самого высокого уровня...>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 26 марта (США) |
- Abbuehl, Susanne: April, ECM 013999
- Adderley, Cannonball: Ballads - переиздание, Blue Note 37563
- Alexander, Monty: Triple Treat, Vol. 4, Concord Jazz 2122
- Anderson, Ivie: It Don't Mean a Thing, ASV/Living Era 5420
- Art Ensemble of Chicago: Thelonious Sphere Monk: Dreaming of the Masters, V - переиздание, DIW 846
- Bang, Billy: Vietnam: The Aftermath, Justin Time 165
- Basie, Count: April in Paris [Town Sound], Orpheus 90612
- Berkman, David: Leaving Home, Palmetto 2078
- Bluiett, Hamiet: Blueblack, Justin Time 158
- Brass Connection: Classic Masters - переиздание, Capitol 37260
- Camilo, Michel: Triangulo, Telarc 83549
- Chicago Boogie Piano: Heavy Timbre, Sirens 5002
- Cline, Nels: Instrumentals, Cryptogramophone 113
- Colley, Scott: Trouble in Paradise, Palmetto 2080
- Elf, Mark: Dream Steppin', Jen Bay 9
- Ellis, Don: Live at Montreux - переиздание, Koch Jazz 51410
- Garland, Tim: Storms Nocturnes, Sirocco Jazz Limited 1017
- Gauthier, Jeff: Mask, Cryptogramophone 112
- Golub, Jeff: Do It Again, Universal 589564
- Green, Grant: Ballads - переиздание, Blue Note 37560
- Hazeltine, David: Classic Trio Meets Eric Alexander, Sharp Nine 1023
- Hill, Warren: Love Songs, Narada 11582
- Jackson, D.D.: Sigame, Justin Time 177
- Mann, Herbie: Nirvana - переиздание, Koch Jazz 51400
- Modern Jazz Quartet: Jazz Dialogue - переиздание, Wounded Bird 1449
- Modern Jazz Quartet: Modern Jazz Quartet: 1957 - переиздание, Wounded Bird 1265
- Modern Jazz Quartet: Third Stream Music - переиздание, Wounded Bird 1345
- Morgan, Russ: Cruisin' Down the River, ASV/Living Era 5354
- Murray, David: Yonn-De, Justin Time 140
- Nylons: Fabric of Life - переиздание, Nu Millennium 1002
- OFarrill, Chico: Afro Latin Groove, Bongo 22006
- Perera, Roberto: Sensual, Heads Up 3066
- Previte, Bobby: Just Add Water, Palmetto 2081
- Reinhardt, Django: Swing Sessions, Vol. 1, Frog 50
- Rollins, Sonny: Ballads - переиздание, Blue Note 37562
- Sclavis, Louis: Dans la Nuit, ECM 589524
- Sheppard, Bob: In the Now, Sirocco Jazz Limited 1018
- Stanko, Tomasz: Soul of Things, ECM 016374
- Trio Three: Open Ideas, Palmetto 2082
- Ulmer, James Blood: Blues Preacher - переиздание, DIW 869
- Urban Knights: Urban Knights Presents: The Chicago Project, Narada 11977
- Various Artists: Signature Songs, Telarc 83554
- Vaughan, Sarah: Ballads - переиздание, Blue Note 37561
- Vega, Ray: Pa'Lante, Palmetto 2079
- Wallace, Bennie: Moodsville, Groove Note 1010
- Washington, Dinah: Ballads [Blue Note] - переиздание, Blue Note 37559
- Williams, Clarence: QRS Recordings, Vol. 1, Frog 48
- Wilson, Cassandra: Belly of the Sun, Blue Note 35072
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Михаил Грин,
Дмитрий Ухов,
Константин Волков,
Инна Безугленко,
Игорь Веселов,
Марина Корябина,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.
Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Иван Шокин,
архив сервера "Джаз в России" Воплощение:
Павел Абраменков |
|