"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 1 (145) - 9
января 2002 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Ну, вот и наступил Новый год. Как водится, сразу же обрушилось много всего - вперемешку, и грустного и радостного. Сегодняшний, первый в 2002-м (пятом календарном году выхода!) номер "Полного джаза" в изобилии демонстрирует и то, и другое. Готовятся интересные гастроли, концерты, выходят новые альбомы - и одновременно закрывается джазовое радио, и уходит из жизни одна из ключевых для российского джаза фигур... Но, конечно, жизнь все равно продолжается. И доказательством тому - письмо, полученное
редактором от главного героя предыдущего номера "Полного джаза":
Уважаемый Кирилл Мошков!
Я хотел бы через Вас передать мою безмерную благодарность всем, кто через "Полный джаз" поздравил меня с юбилеем. Проскочить незаметно не удалось, а я лишнего шума всегда опасаюсь, поскольку благополучные люди, как правило, не всегда вызывают добрые чувства. Тем приятнее было прочитать несколько поздравлений и от старых друзей и от совсем неизвестных респондентов.
Пользуюсь также случаем принести свои извинения всем, кто недоволен (не удовлетворен, возмущен, думает совсем иначе и т.п.) моим последним трудом - энциклопедическим справочником. Готов принять по электронной почте все замечания и учесть их, когда я (или некто следующий) подготовит второе и исправленное издание.
Всем джазменам России и всем поклонникам этого неповторимого искусства желаю счастья в Новом Году!
Keep
swingin',
Владимир Фейертаг
1 января 2002
Санкт-Петербург
|
|
|
In
Memoriam |
31 декабря ушел из жизни Юрий Козырев - бессменный руководитель первого в нашей стране джазового учебного заведения, для большинства так и оставшегося Джазовой студией "Москворечье", хотя официально оно называется
Московский колледж импровизационной музыки. Фактический создатель джазовой педагогики в нашей стране, Юрий Козырев оказал огромное влияние на развитие джаза в бывшем СССР. Подробнее о нем - в некрологе Михаила Митропольского и очерке Леонида Переверзева...>>>>
|
|
|
Судьба |
Эта рубрика появляется в "Полном джазе" нечасто и почти всегда посвящена истории одного человека. Сегодня - не так. Впрочем, и повод необычен. Не каждый день в России закрывается джазовая радиостанция. Впрочем, и всех-то попыток сделать в нашей стране джазовое радио меньше, чем нот в минорном трезвучии. Тем обиднее, когда уходит из эфира радиостанция, на протяжении довольно долгого времени остававшаяся единственным джазовым радио в Российской Федерации. Даже если работала она только в одном городе, да еще и не столичном, хотя и крупном... Короче говоря, с 1 января в эфире больше нет нижегородского "Престижа", проработавшего пятьдесят месяцев. Первая попытка осмысления опыта этой незаурядной станции - в материале ее ведущего Николая Олейникова...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
24 января в московском клубе "16 тонн" даст единственный концерт в Москве один из ведущих музыкантов нью-йоркского Даунтаун-авангарда - гитарист
Марк Рибо. Его концерт откроет запланированную продюсерской компанией Greenwave (занимающейся, к примеру, продвижением на западном рынке фолк-рок-группы Инны Желанной) серию из трех появлений Рибо в Москве, в рамках которой на март запланированы концерты Marc Ribot Y Los Cubanos Postizos, а на июнь - выступления Рибо аж с самим Джоном Зорном в рамках проекта The Gift.
Марк Рибо родился в Ньюарке, Нью-Джерси (западный пригород Большого Нью-Йорка) в 1954 г. Он начинал в конце 70-х одновременно на нью-йоркской авангардной джазовой сцене и в экспериментальной рок-музыке, работая с такими значимыми фигурами, как Элвис Костелло и Том Уэйтс. Его собственный проект The Rootless Cosmopolitans положил начало его сольному успеху у ценителей формировавшегося в первой половине 80-х Даунтаун-авангарда, равно как и его участие в культовой группе The Lounge Lizards. Он также много сотрудничал с вождем Даунтауна, саксофонистом Джоном Зорном, в том числе и участвовал (как один из инициаторов) в движении Радикальной Новой еврейской культуры.
Вторая половина 90-х ознаменована самым, пожалуй, популярным на настоящий момент проектом Рибо - Marc Ribot Y Los Cubanos Postizos ("Марк Рибо и фальшивые кубинцы"), где он постмодернистски-китчево, но крайне увлекательно и ярко исследует идиомы кубинской музыки и их влияние на музыку североамериканскую.
Все
о Рибо на сервере "Джаз в России"
Адрес клуба "16 тонн": Пресненский вал, 6, строение 1 (близ м. "Улица 1905 г."), телефоны для справок - 253-5300, 253-0530.
С 22 по 26 января в "Ле Клубе" играет британский трубач Гай Баркер - один из лучших в Великобритании джазовых музыкантов. Неджазовой публике он в основном известен тем, что играл со Стингом и звучит в саундтреке фильма "Талантливый м-р Рипли".
Гай Баркер родился в Чизвике, Вест-Лондон, и начал играть на трубе в 12-летнем возрасте. На следующий год он уже играл в Национальном молодежном джазовом оркестре Билла Эштона, где оставался восемь лет. В середине 70-х он играл с такими ветеранами, как Кларк Терри и Диззи Гиллеспи, а съездив на шесть недель в Нью-Йорк - установил тесные творческие связи со множеством тамошних музыкантов своего поколения. Начало 80-х застало его снова в Лондоне - играющим в оркестре BBC и у ведущих британских бэндлидеров вроде Джона Данкворта.
В течение 80-х Баркер записывался с самыми разными музыкантами - от джаза до поп-музыки: в его послужном списке - пластинки Джорджа Бенсона, Стинга, Грэйс Джонс, Куинси Джонса и группы Wham! (откуда вышел поп-певец Джордж Майкл), турне с оркестром Гила Эванса, певицей Леной Хорн и работа с ансамблем Бобби Уотсона Young Lions. Его работы в джазе всегда отличались широчайшим стилистическим спектром: он записывался на ECM с Карлой Блэй, Джоном Сурманом, Душко Гойковичем, в Париже - с Нэтом Эддерли и Джо Хендерсоном, а в Америке - с Орнеттом Коулмэном (он входил также в состав его гастрольного ансамбля в Европе). Он много гастролировал с такими вокалистами, как Фрэнк Синатра и Мэл Торме,
а также записал два своих первых сольных альбома (1989 и 1991).
Знаковым годом для Баркера стал 1994-й. Он был солистом и музыкальным руководителем
оркестра Эрмету Паскуаля во время гастролей бразильской звезды по Великобритании, получил престижную премию "Лучший трубач" на British Jazz Awards, работал с группой известного шотландского саксофониста Томми Смита и собрал свой собственный международный квинтет.
1995 принес контракт с Verve (Гай оказался первым британцем, подписавшим контракт с престижным лейблом за все 90-е гг.) и отличный альбом "Into The Blue", номинированный на самую престижную британскую премию - Mercury Awards. На следующий год Баркер вновь стал "лучшим трубачом" на British Jazz Awards. Два сильных альбома, "Timeswing" и "What Love Is", последовали в 1996 и 1998 г. Но самый большой успех ждал Баркера в 1999-м, когда он записал шесть джазовых стандартов для саундтрека фильма "Талантливый м-р Рипли" режиссера Энтони Мингеллы. Впрочем, Баркер вовсе не зациклился на этом успехе и до сих пор продолжает выступать с самыми разными проектами - как своими авторскими, так и в составе коллективов других лидеров, которые по-прежнему имеют самый широкий стилистический диапазон.
31 января в Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ) состоится творческий вечер пианиста
Григория Файна. Помимо трио самого Файна, в программе примут участие гости - гитарист
Алексей Кузнецов, саксофонист
Олег Киреев, трубач
Владимир Галактионов, а также Юлия и Дмитрий Файн, детский ансамбль Фонда Спивакова и др. Ведущий программы -
Алексей Баташев.
Справки по тел. 923-1073 (ЦДРИ, Людмила Георгиевна Созинова).
|
|
|
А
в это время
за бугром... |
Список номинантов премии Grammy, ежегодно вручаемой Национальной академией искусства и науки звукозаписи США (NARAS), был опубликован Академией 4 января. Как обычно, нас интересуют в основном джазовые номинанты этой премии, равно как представители джаза и смежных с ним жанров, фигурирующие в неджазовых номинациях.
Начнем с собственно джаза - шести номинаций, в названии которых присутствует слово jazz. Итак:
- Категория 42 - лучший альбом современного джаза (Best Contemporary Jazz Album). Присуждается только за инструментальное исполнение, будь то с присутствием вокала или без него. Напомним, что термин contemporary jazz означает наиболее творческую и прогрессивную часть формата smooth jazz, стилистически главным образом относящуюся к современному фьюжн и джаз-року.
Альбомы-номинанты:
1. "Cab 2". Деннис Чэмберс, Тони Макалпин, Брайан Огер и Банни Брюнел (лейбл Tone Center).
2. "Soul Insider" - Билл Эванс, саксофон (лейбл ESC Records).
3. "Ethnomusicology, Vol. 2" - Расселл Ганн, труба (лейбл Justin Time Records).
4. "M?" - Маркус Миллер, бас-гитара (лейбл Telarc).
5. "Voices" - гитарист Майк Стерн (лейблы Division
One/Atlantic Records).
- Категория 43 - лучший джазовый вокальный альбом (Best Jazz Vocal Album). Присуждается как за сольный вокал, так и за записи групп или дуэтов с участием вокала.
Альбомы-номинанты:
1. "The Mose Chronicles - Live In London, Volume 1" - Моуз Эллисон (Blue Note Records).
2. "Ballads - Remembering John Coltrane" - Кэррин Аллисон (Concord Jazz)
3. "Flirting With Twilight" - Курт Эллинг (Blue Note Records)
4. "You're My Thrill" - Ширли Хорн (Verve Records).
5. "The Calling" - Дайанн Ривз (Blue Note Records).
- Категория 44 - лучшее джазовое инструментальное соло (Best Jazz Instrumental Solo). Присуждается за инструментальное соло с группой или оркестром или же без оного. Два равнозначных солиста на одной записи рассматриваются как один номинант. Если солист, игра которого выдвигается на премию в этой категории, записан на альбоме, принадлежащем другому музыканту, имя последнего указывается в скобках. Рассматриваются только синглы или отдельные треки.
Треки-номинанты:
1. "Fragile" - пианист Кенни Баррон и скрипачка Регина Картер, трек с альбома "Freefall", Verve Records.
2. "Lost In A Fog" - трубач Теренс Бланшард, трек с альбома "Let's Get Lost", Sony Classical.
3. "Chan's Song" - саксофонист Майкл Бреккер, трек с альбома "Nearness Of You - The Ballad Book", Verve Records.
4. "Move" - вибрафонист Гэри Бартон, трек с альбома "For Hamp, Red, Bags, And Cal", Concord Jazz.
5. "All Blues" - гитарист Пэт Мартино, трек с альбома "Live At Yoshi's", Blue Note
Records.
- Категория 45 - лучший джазовый инструментальный альбом, индивидуально или группой (Best Jazz Instrumental Album, Individual or Group). Только для инструментальных записей солистов, дуэтов или групп.
Альбомы-номинанты:
1. "Kindred" - вибрафонист Стефон Харрис и пианист Джекки Террассон, Blue Note Records.
2. "Birds Of A Feather - A Tribute To Charlie Parker": барабанщик Рой Хэйнз при участии басиста Дейва Холланда, трубача Роя Харгроува, пианиста Дейва Кикоски и саксофониста Кенни Гарретта, Dreyfus Jazz.
3. "Not For Nothin'" - Dave Holland Quintet, ECM Records.
4. "Live At Yoshi's" - гитарист Пат Мартино, Blue Note Records.
5. "This Is What I Do" - саксофонист Сонни Роллинз, Milestone
Records.
- Категория 46 - лучший альбом большого джазового ансамбля (Best Large Jazz Ensemble Album). Присуждается за записи ансамблей большого состава (нонет и больше), включая биг-бэнды.
Альбомы-номинанты:
1. "Impulsive!" - вокалистка Элиана Элиас, тромбонист Боб Брукмейер и джаз-оркестр Датского радио, Stunt.
2. "Rob McConnell Tentet" - Rob McConnell Tentet, Justin Time Records.
3. "Group Therapy" - Jim McNeely Tentet, OmniTone.
4. "Homage To Count Basie" - Bob Mintzer Big Band, Digital Music Products.
5. "Dear Louis" - трубач Николас Пэйтон, Verve
Records.
- Категория 47 - лучший альбом латинского джаза (Best Latin Jazz Album). Присуждается за сольные, дуэтные или ансамблевые записи соответствующего направления, как вокальные, так и инструментальные.
Альбомы-номинанты:
1. "Nocturne" - басист Чарли Хэйден, Verve Records.
2. "Vol.3: New Congo Square" - Los Hombres Calientes (Ирвин Мэйфилд и Билл Саммерс), Basin Street Records.
3. "Supernova" - трио пианиста Гонсало Рубалькабы, Blue Note Records.
4. "Travesia" - саксофонист Давид Санчес, Columbia.
5. "Calle 54" - разные артисты, Blue Note.
Кроме того, среди номинаций поп-музыки присутствует также
- Категория 9 - лучшее инструментальное исполнение поп-музыки (Best Pop Instrumental Performance).
В этой категории регулярно фигурируют представители поп-крыла формата smooth jazz - исполнители инструментальной поп-музыки, отчасти использующей и джазовые элементы и на этом основании по недоразумению многими принимаемой за джаз. Присуждается за инструментальные синглы или отдельные треки, будь то с вокалом или без, исполненные оркестром, группой или солистом. Из смут-джазовых персонажей в этом году в списке номинантов фигурируют следующие:
1. "Room 335" - Лэрри Карлтон и Стив Лукэтер (трек из альбома "No Substitutions - Live In Osaka", Favored Nations).
5. "There You'll Be" - Керк Уэйлум (трек из альбома "Unconditional", Warner Bros. Records).
Категория 11 - лучший инструментальный поп-альбом (Best Pop Instrumental Album). То же, но за целую пластинку.
Альбомы-номинанты:
1. "AArt" - Acoustic Alchemy, Higher Octave Music
2. "No Substitutions - Live In Osaka" - Лэрри Карлтон и Стив Лукэтер, Favored Nations.
3. "A Smooth Jazz Christmas" - Dave Koz And Friends, Capitol Records.
4. "Voice" - Нил Шон, Higher Octave Music.
5. "Unconditional" - Керк Уэйлум, Warner Bros. Records.
Довольно много представителей смежных с джазом жанров и в разделе"Традиционный поп", или, говоря по-русски, "Традиционная эстрада", представленной только одной категорией.
- Категория 13 - лучший вокальный альбом традиционной поп-музыки (Best Traditional Pop Vocal Album).
Альбомы-номинанты:
1. "Stars And The Moon: Live At The Donmar" - Бетти Баккли, Concord Records.
2. "Sentimental Journey - The Girl Singer And Her New Big Band" - Розмэри Клуни, Concord Records.
3. "Songs I Heard" - Гарри Конник-мл., Columbia/Sony Records.
4. "Romance On Film, Romance On Broadway" - Майкл Фейнштейн, Concord Jazz.
5. "Keely Sings Sinatra" - Кили Смит, Concord
Jazz.
Зачастую джазовые или близкие к джазу имена содержатся и в
- 67-й категории - лучший альбом мировой музыки (Best World Music Album). Так и в этом году: наряду с индусом Рави Шанкаром, здесь присутствуют бразильские поп-звезды Жильберту Жиль и Милтон Нашименту, босоногая дива с островов Кабу-Верде Сезария Эвора, культовая группа Afro Celt Sound System, а также вполне близкий нам номинант:
4. "Saturday Night In Bombay - Remember Shakti", гитарист Джон Маклафлин, Verve
Records.
Время от времени джазовые и смежные с ними имена появляются и в категориях, где премия вручается за композицию, аранжировку и т.п. Так произошло и в этом году.
- Категория 77 - лучшая инструментальная композиция (Best Instrumental Composition). Присуждается автору оригинальной композиции, со словами или без, впервые выпущенной в текущем году (имя артиста, записавшего композицию, дается в скобках) - и только за синглы или отдельные треки.
2. "Communion" - автор Джон Патитуччи (исполнитель - Джон Патитуччи, бас). Трек из альбома "Communion", Concord Jazz. Издатель музыки: Iccutitap Music.
4. "Oren (Pray)" - автор Гонсало Рубалькаба (исполнитель - пианист Гонсало Рубалькаба). Трек из альбома
"Supernova", Blue Note Records.
5. "Theme From Blonde" - композитор Патрик Уильямс (исполнители - оркестр п/у Патрика Уильямса). Трек из альбома
"Blonde - Soundtrack", Playboy Jazz. Издатель музыки: Greencourt
Music.
- Категория 78 - лучшая инструментальная аранжировка (Best Instrumental Arrangement). Присуждается аранжировщику (имя исполнителя указывается в скобках) и только синглам или отдельным трекам.
1. Клод Дебюсси, "Doctor Gradus Ad Parnassum" (из "Детского уголка") - Бэла Флекк и Эдгар Мейер (исполнитель - джазовый банджист Бэла Флекк), трек из альбома "Perpetual Motion" (Sony Classical).
2. "En La Orilla Del Mundo (At The Edge Of The World)" - Гонсало Рубалькаба (исполнитель - контрабасист Чарли Хэйден), трек из альбома "Nocturne" (Verve Records)
3. "Scheherazade Fantasy" - Лало Шифрин (исполнитель - Лало Шифрин), трек из альбома "Intersections: Jazz Meets The Symphony #5" (Aleph Records).
4. "Soul Bossa Nova" - Джордж С. Клинтон (исполнитель - Джордж С. Клинтон), трек из альбома "Austin Powers International Man Of Mystery And The Spy Who Shagged Me - Scores" (RCA Victor Group).
5. "Take The "A" Train" - Боб Флоренс (исполнители - Боб Флоренс и The SWR Big Band), трек из альбома
"Goldener Meilenstein" (CKC Records).
- Категория 79 - лучшая инструментальная аранжировка сопровождения вокала (Best Instrumental Arrangement Accompanying Vocalist(s)).
Присуждается аранжировщику (имя исполнителя указывается в скобках) и только синглам или отдельным трекам.
2. "Easy Living" - Курт Эллинг и Лоренс Хобгуд (исполнитель - Курт Эллинг), трек с альбома
"Flirting With Twilight", Blue Note Records.
3. "Fascinating Rhythm" - Билли Чайлдс (исполнительница - Дайанна Ривз), трек с альбома "The Calling: Celebrating Sarah Vaughan", Blue Note Records.
4. "Love Letters" - Клаус Огерман (исполнительница Дайана Кролл), трек с альбома "The Look Of Love", Verve Records.
5. "You're My Thrill" - Джонни Мэндел (исполнительница - Ширли Хорн), трек с альбома "You're My Thrill", Verve
Records.
Традиционно сильны позиции джазовых записей в таких категориях, как бокс-сеты и исторические переиздания. Нынешний год - не исключение:
- Категория 81 - лучшее оформление коробочной подборки записей (Best Boxed Recording Package).
2. "Charlie Parker: The Complete Savoy And Dial Studio Recordings 1944-1948", художественный руководитель переиздания - Кристиан Калабро (записи саксофониста Чарли Паркера), Savoy/Atlantic Records.
4. "Lady Day: The Complete Billie Holiday On Columbia 1933-1944", художественные руководители переиздания - Рон Джарамилло и Адам Оуэтт (записи певицы Билли Холидей),
Columbia/Legacy.
- Категория 83 - лучший исторический альбом (Best Historical Album).
1. "Lady Day: The Complete Billie Holiday On Columbia 1933-1944", певица Билли Холидей. Продюсеры сборника - Майкл Брукс и Майкл Кускуна; инженеры мастеринга - Мэтт Кавалуццо, Гарри Костер, Сет Фостер, Дэрси Пропер, Кен Робертсон и Марк Уайлдер (Columbia/Legacy Recordings).
2. "Charlie Parker: The Complete Savoy And Dial Studio Recordings 1944-1948", саксофонист Чарли Паркер. Продюсер сборника - Оррин Кипньюс, инженер мастеринга - Пол Рейд III
(Savoy/Atlantic Records).
Есть несколько джазовых наименований и в категориях, связанных с продюсированием:
- Категория 84 - лучшая звукорежиссура альбома, кроме классики (Best Engineered Album, Non-Classical).
1. "Ballads - Remembering John Coltrane", звукорежиссер Джозия Глак (исполнитель - Кэррин Аллисон), Concord Jazz.
3. "The Look Of Love" - звукорежиссер Ал Шмитт (исполнитель - Дайана Кролл), Verve
Records.
И, наконец, последняя категория, где встретились джазовые имена:
- Категория 99 - лучший альбом в жанре соединения академической и другой музыки (Best Classical Crossover Album):
3. "The Clarinetist Volume One (Franzetti, Piazzolla, Tico, Etc.)" - дирижер Бернд Руф, кларнетист Пакито Д'Ривера в сопровождении Европейского Художественного оркестра, Peregrina Music.
5. "Perpetual Motion (Scarlatti, Bach, Debussy, Chopin, Etc.)" - банджист Бэла Флекк (а также скрипач Джошуа Белл, маримбистка Эвелин Гленни, виолончелист Гэри Хоффман, басист и пианист Эдгар Мейер, мандолинист Крис Тиле и гитарист Джон Уильямс), Sony
Classical.
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 8 января (США) |
- Allison, Mose: Mose Chronicles, Vol. 2, Blue Note 29748
- Arlen, Ken: Jazz Soul Tribute to Stevie Wonder Orchard 801746
- Baker, Chet: Sentimental Walk in Paris, DRG 8476
- Basie, Count: Jazz Casual: Sing and Swing - переиздание, Koch International 8568
- Beasley, Walter: Rendez-Vous, Shanachie 5086
- Blakey, Art: Meet You at the Jazz Corner of the World - переиздание, Blue Note 35565
- Byrd, Donald: Slow Drag - переиздание, Blue Note 35560
- Carrothers, Bill: Duets with Bill Stewart, Dreyfus 37002
- Clark, Sonny: Sonny Clark Trio - переиздание, Blue Note 33774
- Cohn, Al: You n Me - переиздание, Universal 589318
- Coleman, Ornette: At the Golden Circle in Stockholm, Vol. 1 - переиздание, Blue Note 35518
- Coleman, Ornette: At the Golden Circle in Stockholm, Vol. 2 - переиздание, Blue Note 35519
- Connor, Chris: Portrait of Chris - переиздание, Collectors' Choice Music 236
- Getz, Stan: Fall 61 - переиздание Universal 549369
- Green, Grant: Am I Blue? - переиздание, Blue Note 35564
- Herman, Woody: Jazz Casual: The Swingin Herd - переиздание, Koch International 8562
- Lewis, George [Clarinet]: Fabulous George Lewis Band Kentucky 1955, Amerimusic 39
- Millman, Jack: Blowing up a Storm - переиздание, Progressive 7085
- Moutin Reunion Quartet: Power Tree, Dreyfus 36704
- Natal, Nanette: Stairway to the Stars - переиздание, Benyo Music 3336
- Natal, Nanette: Is Love Enough? Benyo Music 3338
- Natal, Nanette: Lose Control - переиздание, Benyo Music 3337
- Prior World: Tales of a Prior World, Orchard 801649
- Redman, Dewey: Tarik - переиздание, Varese 061175
- Rosnes, Renee: Life on Earth, Blue Note 33997
- Short, Bobby: Bobby Short [Atlantic] - переиздание, Collectors' Choice Music 237
- Various Artists: Smooth Jazz: Sweet Love, Shanachie 5087
- Wofford, Wayne: Wolf Orchard 801750
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
|