Rodney Jones
-
"Soul Manifesto"
Blue Note, 2001
68:05
* * * *
|
|
Приятно, когда музыкант может одинаково
хорошо играть в разных стилях. Это редко бывает. Но гитаристу Родни
Джонсу удается. Интересно, что в джазе он ценился главным образом как
гитарист вполне мэйнстримовый, хотя в его карьере фанка - в том числе в
группе самого Джеймса Брауна и (долгие годы) в группе соул-дивы Рут
Браун - было больше, чем мэйнстрима. Однако первый его альбом для Blue
Note в конце 90-х все поставил на свои места: на пороге своего 45-летия
гитарист показал себя истинным мастером современного пост-бопа. И вот
новый поворот: второй альбом на Blue Note демонстрирует очередной
поворот - назад к фанку, предлагая слушателю мощный джазовый соул-грув.
Джонс не стремится доминировать: несколько его изысканных, с огромным
вкусом сделанных соло (кстати, зачастую вполне-таки мэйнстримовых)
существуют на равных с победительными альт-саксофонами мастера соул
Масео Паркера и авангардиста Артура Блайта (кстати, они впервые
выступают в грамзаписи совместно), мощными барабанами Идриса Мухаммада -
61-летний мастер в очередной раз демонстрирует, что лучше многих
балансирует на грани джаза и фанка - и, особенно, Хаммонд-органом д-ра
Лонни Смита, одного из главных мастеров фанк-джазового (даже, точнее,
фанк-блюзового) грува. Картину дополняет опытный басист Лонни Плэксико,
играющий здесь исключительно на электроинструменте.
Плотная, исключительно стильная запись (нью-йоркская студия Sound On
Sound, где записывается множество фанк- и соул-проектов; звукорежиссер
Питер Дарми, неоднократный лауреат "Грэмми"), по словам самого Джонса,
была сделана за один день, практически без дублей и вообще без
наложений: музыканты с самого начала "почуяли" друг друга, и сложившаяся
в ансамбле, как говорят американские джазмены, "хорошая химия" отлично
слышна, удачно компенсируя некоторое однообразие мелодического (но не
ритмического!) материала. |
|
|
Kurt Elling
-
"Flirting With The Twilight"
Blue Note, 2001
60:24
* * * *
|
|
Это не лучший альбом 33-летнего
чикагского вокалиста, и только поэтому я даю ему четыре звезды вместо
пяти; сам по себе он превосходен - редкое доказательство того, что
джазовый вокал может быть так же изыскан и тонко структурирован, как и
инструментальное мастерство. Увы, джазовые вокалисты все больше уходят
либо в совсем уж поп-джаз, либо в соул. Эллинг - приятное исключение.
Мастер выписывать довольно сложные поэтические тексты на сложные
вокальные вариации, по-инструментальному опевая темы, он не только
глубоко понимает и чувствует, что именно поет (что вообще большая
редкость для англоязычного вокалиста!) - он прекрасно владеет всем
вокальным арсеналом и, что еще более важно, хорошо работает с ансамблем,
в котором его голос оказывается если и не совсем равноправным по
балансу, то вполне инкорпорированным по музыкальной функции.
Хотя запись делалась в знаменитой голливудской студии Capitol, вкус и
мастерство великого звукорежиссера Ала Шмитта позволили избежать
характерного голливудского звукового гигантизма - интимный и теплый звук
вполне гармонирует с притушенными, слегка тусклыми (по определению
самого Эллинга - "темно-бронзовыми") эмоциональными тонами и
замедленными темпами альбома, заметно контрастирующими с мощью
предыдущей, концертной записи вокалиста. Кстати, удивительно, но факт:
теплота и живость вокала достигаются весьма скромными средствами - Керт
Эллинг поет только в микрофоны Shure (он - "эндорсер" этой компании).
Константин
Волков
|
|
На первую страницу номера |
|