П.Клейтон, П.Геммонд
"Джаз. Притворись его знатоком".
Блеф-серия
Санкт-Петербург, "Амфора", 2001. Перевод М.Тарасова.
131 с.
* *
|
|
Я думаю, что перевод и публикацию в 2001 году этой слабенькой, в общем, книжки (в оригинале увидевшей свет впервые 34 года назад) можно оправдать лишь желанием российских издателей показать русскоговорящему читателю один из немногих примеров нестандартного подхода к литературе о джазе. С некоторыми утверждениями авторов я согласен, с еще большим количеством - категорически нет . И хоть я, пожалуй, соглашусь с "Financial Times" в том, что "это отнюдь не блеф", но по другой причине. Блеф (в отличие от простого трепа) - это высший пилотаж! Насколько я могу судить по личному опыту, авторы явно недотянули до этого уровня. После прочтения книжки у меня не создалось впечатление, что они знатоки джаза; видимо - они и не мастера блефа.
Одной из главных проблем блефующего является необходимость точно уловить уровень информированности собеседника. Задача состоит в балансировании между разговором слепого с глухим и разговором, когда Вас уже не воспринимают всерьез. Для примера:
стр. 13 - Brad Gowans & Eddie Condon никогда не были музыкантами оркестра Дюка Эллингтона.
стр.41 - Джей МакШенн никогда не руководил оркестром Каунта Бэйси.
стр.76 - у Чарли Паркера никогда не было своего клуба, названного в его честь.
стр.75 - Джон Биркс и Диззи Гиллеспи - это один и тот же человек (Джон Беркс Гиллеспи - ред.).
И т.д.
Второе, не менее важное правило блефующего: не ври бесцельно и помни, что говорил раньше. Ну, например, на стр.7 утверждается, что "...практически никто не знает ответов на главные, связанные с джазом, вопросы: как, где и почему он возник ".
А на стр.18 уже сообщается: "Джаз появился на свет в Нью-Орлеане предположительно 17 ноября 1887 года. Его отцом был некий креол по имени Термидус Браун ..." Опуская конкретный разбор этих (не выдерживающих критики) утверждений, отмечу их взаимоисключаемость.
А на стр. 41 идет сплошной бред (разбор которого представляет интерес разве что для врача). Отмечу лишь, что Чарли Кристиен (Крисчен - ред.) умер в 1942 году, в возрасте 26 лет, вовсе не по причине недосыпания, а от туберкулеза. И чтобы это не показалось сегодня кому-то странным, приведу неполный список жертв туберкулеза среди достаточно известных джазовых музыкантов: 1932 год - Баббер Майли, 29 лет; 1933 год - Фредди Кеппард, 44 года; 1937 - Джо Смит, 35 лет; 1944 - Боб Зурке, 33 года; 1945 - Клайд Харт, 35 лет... И, наконец, последнее: знание большого числа имен малоизвестных или неизвестных музыкантов и околомузыкальных личностей, приведенных в книге (более трети от общего числа), мало кого убеждает и абсолютно бесполезно. Лишь регулярное слушание джаза в дополнение к правдивой информации сделает из любого профана человека , с которым можно будет начать разговаривать уже и о главном - о музыке.
И в заключение: хотелось бы выразить удивление коллективу редакторов и переводчику по целому ряду вопросов. Ограничусь лишь некоторыми.
Стр. 91. Что означает утверждение о двухсторонних компакт дисках?
Стр. 80. Что такое "безалкогольные инструменты"? (учитывая массовые склонности джазовых музыкантов, это особенно интересный вопрос - ред.)
Стр. 77. Почему идея Дж.Льюиса создать MJQ - "бедовая"? (Кстати, MJQ был создан Милтом Джексоном).
Стр. 84. "...на фоне ухающей трубы " (очевидно - тубы ).
Стр. 9. Вместо "..который из альбомов с записью "Блюзовой ноты" оформлен Э.Уорхолом", очевидно, надо "..какой из альбомов фирмы Blue Note оформлен Э.Уорхолом". Тут же "...геометрические композиции названий произведений" (???) и еще много всякого и разного, включая легко оспариваемые фантазии по поводу Ф.Марабла и Дж.Кариси. Надеюсь, кто-нибудь из издателей ответит хоть на часть вопросов.
С уважением,
Зиновий Полуновский
|
|
На
первую страницу номера |
|