"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 27 (129) -
12 сентября 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Надстройки истории человеческой цивилизации над стотысячелетней историей дикости - тончайший слой, живя в котором, мы не очень-то замечаем, НАСКОЛЬКО он тонок и хрупок. Мне доводилось слышать рассказы свидетелей Большой Тьмы в Нью-Йорке 1977 года (это когда по всему городу на много часов прекратилась подача электроэнергии): в Гринвич-Вилледже люди в кафе на тротуарах ужинали при свечах и танцевали под звуки акустических инструментов, а на двадцать улиц севернее другие люди били витрины магазинов и растаскивали оттуда товары, стреляя в тех, кто в панике бежал по улицам. Пытаясь представить себе это, я думал о каких-то фантастических фильмах - типа "Безумного Макса".
Потом появились другие фантастические фильмы,
чудовищно реально рисовавшие катастрофическое разрушение не знавших бомбардировок американских городов - "Армагеддон", "Годзилла", "День независимости". В этом последнем (1997) ужасающе жестокие - не по-человечески жестокие - Чужие разрушали Нью-Йорк одним-единственным ударом точно в шпиль Эмпайр Стейт Билдинга.
Прошло всего четыре года, и сценарий был воплощен в жизнь - с той только поправкой, что Нелюди избрали мишенью не красавец Эмпайр Стейт, а битком набитый людьми безликий двойной карандаш WTC, построенный в 1974-м японским архитектором.
Те, кто сейчас в Нью-Йорке, говорят одно: это - ад.
Сколько ментальных символов сытой, самоуверенной Цивилизации Потребления рухнули в один миг, когда, увлекаемые инерцией оседающих верхних этажей, в несколько секунд складывались гармошкой конструкции четырехсотметровых зданий, из окон которых только что отчаянно махали ждущие помощи люди?
Боюсь, не до джаза сейчас.
И страшно даже смотреть на эту
фотографию - которую сам же сделал
всего три месяца назад, и даже ходил
потом по крыше этого, теперь не
существующего здания.
Остается только произнести банальность, которая не становится менее верной от повторения. Жизнь продолжается. |
|
|
Как
это было
в Москве |
8 сентября в Центре искусств ЦДХ валторнист
Аркадий Шилклопер представлял свой новый проект - так называемый "Деревянный квартет" с программой "Джаз-рог". Само название программы указывало, что основную часть времени Аркадий намеревается играть на своем втором главном инструменте последних лет - трех-с лишком-метровом альпийском роге, который обычно делается из дерева.
Впрочем, на сцене помимо действительно деревянных инструментов - маримбы Льва Слепнера ("Маримба Плюс"), контрабаса Игоря Иванушкина ("Второе приближение") и барабанов Олага Балтаги ("Тригон") - ничего деревянного не оказалось. Новейший рог Аркадия (приобретенный взамен того, что повредился при перелете в США в багаже в феврале этого года), как выяснилось, сделан из углепластика и очень удобен при перевозке - музыкант даже продемонстрировал публике, как эффектно он складывается. Правда, нельзя сказать, что он настолько же хорошо звучит, как прежний - хотя, вероятно, Шилклопер к нему просто не очень привык: при попытке использовать нижнее колено рога как австралийский диджериду (что с прежним инструментом удавалось на раз) верхние колени просто провалились внутрь инструмента и почти перекрыли Аркадию звуковой поток.
Невзирая на мелкие технические погрешности с инструментом (в конце концов Аркадий просто перешел на валторну и флюгельгорн), концерт был отличным: "деревянный квартет" показал весьма убедительную программу на стыке европейско-композиторских направлений новой импровизационной музыки и наиболее камерных версий "даунтауна", причем джазовый элемент шел в основном от Иванушкина, клубно-драйвовый лоск - от поднаторевшего в этих делах Слепнера (который быстро прогрессирует и из "использующего джазовую фразировку" вот-вот превратится в серьезного импровизатора на своем, редчайшем у нас, инструменте), а общая композиторская мощь - от самого Шилклопера, особенно когда он играл на валторне. Только молдавско-свадебная лихость Балтаги иногда выбивалась из общей картины.
Из исполненных пьес (всего их было около десятка - Шилклопер не любит баловать публику длинными концертами) можно выделить несколько - конечно, "Фанк-рог", новую (лихую, но какую-то слишком механистическую) аранжировку "Кобры" и т.п., а также самый неожиданный материал - "Прелюдию ми минор" Вячеслава Горского еще из тех времен, когда автор играл на клавишных в "Арсенале" Алексея Козлова (в аранжировке Шилклопера она превратилась в запоминающуюся балладу, где особенно впечатлил недолгий эпизод дуэта валторна-контрабас).
Сам Аркадий после концерта был доволен результатом, хотя и несколько критичен к степени готовности материала - на вопрос, когда можно ожидать появления записи этого состава, он ответил: "ну, может, через годик...".
Еще один интересный концерт прошел 6 сентября в клубе Art-Garbage ("Запасник"), который эпизодически показывает значительные джазовые проекты. Заметное действующее лицо российской джазовой сцены последних двух-трех лет, американский саксофонист
Майк Эллис (наезжающий на историческую родину своих предков дважды в год) показал, пожалуй, свою самую сильную и полистилистическую программу со времен премьеры его театрализованного проекта "Raw" на "Альтернативе" двухлетней давности...>>>>
|
|
|
Как
это было
в Нью-Йорке |
Друзья и коллеги!
На родине джаза - большое несчастье.
Там, где теперь руины "башен-близнецов" - это
окрестности легендарных джаз-клубов, названия которых мы произносили с замиранием сердца . Мечта побывать там многим казалась неосуществимой, но даже самые фантастические мечты иногда сбываются.
Увы, даже самые мрачные предсказания - тоже.
Неподалеку от тех мест помещается (помещался?) офис Ховарда Мэндела, президента международной
Ассоциации джазовых
журналистов, в которой состоит и ряд авторов "Полного джаза".
По дьявольской иронии судьбы в эту ночь наше ТВ показало фильм Годфри Реджио "Кояннискацци". Один из эпизодов фильма- уничтожение целого городского квартала направленными взрывами. А название фильма "Кояннискацци" с какого-то индейского языка переводится как "мир сошел с ума".
Пока мы сами еще в здравом уме и светлой памяти, давайте пожелаем нашим американским коллегам стойкости духа - чем мы еще можем им быть полезны. Думаю, что тем, кто сейчас там, не до нашего сочувствия. Но быть может, трагедия, выпавшая на долю наших друзей, хоть чему-то научит и нас?
Дмитрий Ухов -
от лица Московской ассоциации джазовых журналистов
|
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем руководителя одного из самых известных в мире вокальных джазовых составов - квартета New York Voices. Хотя сейчас слово "Нью-Йорк", скорее всего, ассоциируется вовсе не с вокальным джазом, ни Дэрмон Мидер, ни автор интервью об этом несколько недель назад, когда состоялась эта беседа, не знали...>>>>
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
О большом успехе музыканта из Челябинска в Германии рассказывает один из самых наших необычных авторов - валторнист
Аркадий Шилклопер.
Только что пришла хорошая новость из Ганновера, где в начале сентября проходил первый в истории джаза конкурс органистов. Челябинский органист Владимир Хомяков получил ПЕРВУЮ премию, обогнав 13 претендентов из Америки, Голландии, Польши и Германии (в состав жюри входили знаменитый голландский пианист Яспер Ван Хофф и не менее знаменитая немецкая джазовая органистка Барбара
Доннерляйн).
Два года назад, случайно встретившись в Шереметьево, мы с Владимиром договорились попробовать сделать программу, которая включала бы в себя как классические произведения, написанные специально для валторны и органа, так и собственные композиции, которые были бы в стиле третьего течения или ECM. Год спустя в Челябинске, на фестивале органистов, эта программа прозвучала с большим успехом (честно надо признаться, что это было непросто. Акустический орган звучит с некоторым опозданием, атака звука неконкретная, артикуляция очень специфическая и т.д.). Конечно, нам не хватило времени для репетиций (репетировали ночью). Программа была явно сырой, но энтузиазм, навеянный свежими ощущениями, и страстное желание двигаться дальше привели к тому, что уже в апреле этого года на другом фестивале органистов в Саратове все было гораздо лучше. Во-первых, я уже знал сильные и слабые стороны органа и его хозяина; во-вторых - саратовский орган больше подходил для музыки, которую мы играли; в-третьих, Володя заразился джазом и вирус стал о себе заявлять. Стало ясно, что надо двигаться дальше и что-то с этим делать. В следующем году в наших планах Екатеринбург, снова Челябинск и Питер. Володя готовит программу с участием екатеринбургского трубача Сергея Проня. Так что поздравим Владимира Хомякова с премией (5000 евро, на минуточку), а нас - с тем, что на джазовой сцене появился новый самобытный музыкант, играющий на настоящем акустическом органе (не "Хаммонд").
По словам Володи, когда ему вручали премию, он был грустен. На вопрос, почему он такой грустный, Володя ответил: "Как же мне не быть грустным, когда вы мне навешали кучу проблем. Как минимум мне теперь придется учиться играть ДЖАЗ."
Пожелаем же этого ему и мы.
Аркадий Шилклопер
|
|
|
Джазология |
С 2000 г. в "Полном джазе" по инициативе патриарха отечественного джазознания
Леонида Переверзева возникла эта рубрика, в которой рассматриваются разнообразные теоретические вопросы, связанные с джазом. Сегодня в этой рубрике
продолжается (начало - в #26)
публикация еще одной крупной теоретической работы Леонида Переверзева - написанной сравнительно давно, в начале 80-х, но нисколько не потерявшей ни в глубине, ни в перспективе - поскольку эта, до сих пор неопубликованная работа посвящена одной из самых глубинных проблем джаза (и вообще музыки) - отношениям и соотношениям композиции и импровизации...>>>>
|
|
|
А в это время
за бугром... |
3 сентября в Мишн-Вьехо, Калифорния, скончался 70-летний саксофонист Джей Миллиори. Смерть последовала от рака. Он уже оперировался по поводу рака шесть лет назад, однако вплоть до середины июля с.г. продолжал выступать в калифорнийских клубах пять вечеров в неделю.
Миллиори был одним из наиболее авторитетных студийных музыкантов (альт-саксофон, флейта) в голливудской среде: он играл на синглах и альбомах как джазовых, так и поп-музыкантов - Фрэнка Синатры, Дина Мартина, Beach Boys, Тито Пуэнте, Нила Даймонда, Manhattan Transfer, The Monkees, Рэя Чарлза, Селин Дион и т.п. - а также в проектах суперпродюсера Фила Спектора (рубеж 50-60-х) и у рокера Фрэнка Заппы (конец 60-х). Всего им сделано свыше четырех тысяч (!) записей. Как джазовый музыкант, он играл у Майлса Дэвиса, Стэна Кентона, Луи Беллсона, Мэйнарда Фергюсона, Кэннонболла и Нэта Эддерли и др.
Джей Миллиори родился в Эри, Пенсильвания, и начал учиться игре на альт-саксофоне в 12 лет, когда ему подарили инструмент на день рождения. Его становление как музыканта пришлось на конец 40-х, и главное влияние на его стиль и манеру оказал Чарли Паркер. Сам Миллиори описывал свой стиль как "современный акустический джаз с корнями в бибопе".
Со своим кумиром он даже играл - когда Джей учился в бостонском колледже Беркли, он сыграл джем с Паркером, выступавшим в бостонском клубе Hi-Hat, и получил приглашение маэстро присоединиться к нему на следующий вечер; случилось так, что именно этот концерт Паркера транслировался знаменитым радиоведущим Симфони Сидом и впоследствии был опубликован на альбоме "Bird in Boston: Live ath the Hi-Hat, Vol.2".
В 1957-58 г. Джей, живший тогда в Бостоне, был членом оркестра Вуди Хермана. После этого он осел в Калифорнии и стал активно работать как сессионный музыкант - днем в студиях, ночью в клубах.
В 1971 г. Миллиори стал членом ансамбля Supersax, который специализировался на исполнении транскрибированных и аранжированных для пяти саксофонов соло Чарли Паркера (в СССР тем же самым, по образцу Supersax,уже в 80-е гг. занимался Московский квинтет саксофонов Владимира Зарембы). В 1973 г. их альбом ''Supersax Plays Bird'' получил "Грэмми" в категории "Лучшее джазовое инструментальное исполнение группой". Он был членом группы до 1984 г. В последующие годы он также записал несколько сольных альбомов, лучшими из которых считаются "Jazz in Transition'' и
"Smile''.
Еще один материал пришел из Новосибирска, хотя посвящен событиям в Копенгагене. Сибирский пианист-импровизатор
Роман Столяр, много работающий в том числе и в джазовом ключе, побывал в Дании на Конференции по интуитивной музыке...>>>>
|
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем две работы - обе записаны в Америке, но одна из них вышла только в России; обе содержат записи музыкантов самого звездного уровня, а одна еще и знаменует рождение нового лейбла...>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 11 сентября |
- Armstrong, Louis: C'Est Si Bon, Proper 1024
- Armstrong, Louis: Portrait of the Artist as a Young Man, Sony 85670
- Armstrong, Louis: Sugar, RCA 63851
- Basie, Count: Breakfast Dance and Barbecue, Blue Note 31791
- Berberian, John: Music from the Middle East, Universe 23
- Broderick, Cole: Zone, Cole Broderick 106
- Brown, Donald: At This Point in My Life, Space Time 2115
- Coffin, Jeff: Go-Round, Compass 4325
- Cooling, Joyce: Third Wish, Uptown/Universal 549850
- Coryell, Larry: Live at the Village Gate - переиздание, Universe 22
- Coryell, Larry: Coryell - переиздание, Universe 21
- Dalton, Bert: Midnight Coffee, Orchard 801363
- DeParis, Wilbur: Uproarious Twenties in Dixieland, Collectables 6816
- Deuchar, Jimmy: Opus de Funk, Jasmine 621
- Egan, Mark: Freedom Town, Wavetone 8638
- Elgart, Les: Band with That Sound/Designs for Dancing, Collectables 6890
- Ellington, Duke: Masterpieces: 1926-1949, Proper 1025
- Fazola, Irving: Mostly Faz: 1936-1946, Jazz Band 2176
- Feldman, Victor: Victor Feldman in London, Vol. 1, Jasmine 622
- Flanagan, Ralph: At the Hollywood Palladium, Collector's Choice Music 1012
- Fuller, Curtis: South American Cookin'/Magnificent Trombone of Cur, Collectables 6879
- Gallaher, Mike: Blue Paradise, Leon Russell 30005
- Hampton, Lionel: Vibrations, Starburst 1037
- Harris, Stefon: Kindred, Blue Note 31868
- Haynes, Roy: Birds of a Feather: A Tribute to Charlie Parker, Dreyfus 36625
- Hazeltine, David: Good-Hearted People, Criss Cross 1210
- Heath Brothers: Expressions of Life/In Motion, Collectables 6896
- Herwig, Conrad: Hieroglyphica, Criss Cross 1207
- Horn, Jim: Christmas with Jim Horn, Scream Marketing 3
- Hubbard, Freddie: Sweet Return - переиздание, Collectables 6182
- Kikoski, Dave: Surf's Up, Criss Cross 1208
- Kilgore, Rebecca: Rebecca Kilgore with the Keith Ingham Sextet, Jump 1224
- Knight, Chris: Pretty Good Guy - переиздание, Dualtone (BMG) 1111
- Lateef, Yusef: Concerto for Yusef Lateef - переиздание, Collectables 6187
- Lateef, Yusef: Nocturnes - переиздание, Collectables 6188
- Lateef, Yusef: Meditations - переиздание, Collectables 6189
- Lateef, Yusef: Yusef Lateef's Encounters - переиздание, Collectables 6183
- Lateef, Yusef: Yusef Lateef's Little Symphony - переиздание, Collectables 6186
- Mann, Herbie: Brazil: Once Again/Sunbelt, Collectables 6884
- Mann, Herbie: Gagaku and Beyond/Astral Island, Collectables 6881
- Mann, Herbie: Live at the Whiskey a Go-Go/Mississippi Gambler, Collectables 6883
- Mann, Herbie: Windows Opened/The Inspiration I Feel, Collectables 6882
- McIntyre, Ken: New Beginning, Passin Thru Records 41215
- Menagerie: Living by the Lake, Orchard 801375
- Miller, Glenn: Best of the Army Air Force Band, RCA 63857
- Modern Jazz Quartet: Plastic Dreams - переиздание, Collectables 6185
- Modern Jazz Quartet: Modern Jazz Quartet and Orchestra - переиздание, Collectables 6184
- Moran, Jason: Black Stars, Blue Note 32922
- Network: Highly Committed Media Players, Wenlock 16
- Newsome, Sam: Global Unity, Palmetto 2074
- Parker, Charlie: Strike up the Band, Arpeggio Jazz 12
- Peterson, Ralph: Art of War, Criss Cross 1206
- Poison, Kenney: Paradise, No Slop Media 1
- Quarrington, Tony: Deep River, Cordova Bay 222
- Reece, Dizzy: Progress Report - переиздание, Jasmine 620
- Rotondi, Jim: Reverence, Criss Cross 1209
- Sanchez, Poncho: Latin Spirits, Concord Jazz 4981
- Scott, Shirley: Something - переиздание, Collectables 6181
- Shaw, Artie: Highlights from the Bluebird Anthology, RCA 63845
- Shearing, George: Ballad Essentials, Concord Jazz 4984
- Shelby, Marcus: Lights Suite, Noir 40
- Smith, Johnny: Sound of the Johnny Smith Guitar - переиздание, Blue Note 31792
- Tardy, Greg: Abundance, Palmetto 2075
- Taylor, Becky: Dream Come True, Angel 57142
- Taylor, Myra: My Night to Dream, APO 2017
- Various Artists: Riviera Summit, Starburst 1038
- Various Artists: Carrying the Torch, Topic 782
- Various Artists: Black British Swing, Topic 781
- Various Artists: Music in the Making, Jasmine 619
- Various Artists: Second Esquire Jazz Concert, Jazz Band 2173
- Various Artists: Tribute 2 Prince: Sexykinkyjazzysmooth, Vitamin 8590
- Vaughan, Sarah: Sweet 'N Sassy, Blue Note 31793
- Vax, Mike: Trumpets, Summit 308
- Williams, Joe: Together - переиздание, Blue Note 31790
- Yedhudit: Valentine, Edgetone S 5001
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
"Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
- вторник, 11 сентября - стандарт сегодня.
Дмитрий Ухов напоминает также о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
|