6 сентября в гостеприимных стенах клуба "Запасник" прошел концерт, в очередной раз оправдавший его второе название "Art-garbage" (эдакая "Арт-помойка" - в хорошем, конечно, смысле этого слова). Дело, собственно, в том, что Москву вновь навестил наш с вами старый знакомый, американский саксофонист
Майк Эллис, известный своими музыкальными безумствами. Или, если хотите, оригинальностями.
...В полученном пресс-релизе большими буквами значилось: гарантируется этнико-шаманская атмосфера. Смесь Алтая, бубнов, звуков саксофона и тувинского горлового пения. Надо сказать, что пресс-релизы редко говорят правду - примерно в том же проценте случаев, как наши доблестные синоптики верно предсказывают погоду; но в этот раз случилось исключение...
Уникальность всего этого действа заключалась в том, что ради этого вечера в Москву приехали настолько разные люди из настолько разных частей света - голова шла кругом от того, во что вылилось это пересечение двух культур: разудалой, но элитарной джазовой линии и веками хранящейся культурной традиции шаманов Тувы и Алтая. Майк привез в Москву - не побоюсь еще раз употребить это слово - уникальных музыкантов: Барри Уэджла, играющего джаз на акустической гитаре; Даниэля Морено - перкуссиониста, в арсенале которого самые немыслимые шумопроизводящие предметы (он, я думаю, даже на детских погремушках сыграет, если надо будет), бубно-шамана Боба Амакера (родом с Гаваев) - это с одной части планеты.
А с другой - Андрея Монгуша,
мастера тувинского горлового пения и исполнителя на игиле (смычковом двухструнном инструменте) и Болота Байрышева (варган,
алтайское горловое пение). Прилагались к этому Григорий Воскобойник (контрабас, Санкт-Петербург) и два саксофониста - Николай Винцкевич и
Анатолий Герасимов.
Майк дул в диджериду (большая длинная австралийская
деревянная труба, издающая низкий шуршаще-дрожащий звук), Даниэль шумел, Боб бил в свой большой бубен. Все это сопровождалось тувинским и алтайским (это разные школы) горловым пением с примесью саксофона и флейты.
Конечно, к такой музыке надо быть морально готовым - далеко не все смогли выдержать такой напор музыкальной энергии, хотя не меньшее количество людей были в восторге и в грусти по поводу "хорошо, но мало". И действительно, было бы обидно, если бы такая оригинальная программа так и осталась в стенах "Запасника" - поэтому Майк позаботился об этом заранее, записав за два дня до концерта альбом с вышеуказанным составом. Запись сделал в знаменитой 5-й студии Государственного дома звукозаписи (той самой, где записывался альбом "Oregon in Moscow") известный звукорежиссер Рафаил Рагимов.
Катерина Миронова
|