"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 4 (106) -
14 февраля 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Прежде
всего напомню, что "Полный джаз" в
феврале выходит не по обычному
расписанию, поскольку редактор
журнала находится в командировке в
США. Следующий номер мы планируем
выпустить только 7 марта, после чего
еженедельный ритм выхода "Полного
джаза" должен восстановиться.
Конечно, полноценный большой номер
"удаленно" сделать не получается,
но перерыв в выпуске журнала на месяц -
тоже неправильное решение. Поэтому
сегодня мы выпускаем этот несколько
сокращенный вариант "Полного джаза",
который должен скрасить наше ожидание
возвращения к привычной
еженедельности.
Теперь же - к делу.
|
|
|
Как
это было
в Москве |
Новости из Москвы сегодня печальные: 11
февраля скончался барабанщик Юрий
Ветхов. Его памяти - некролог Алексея
Баташева.
Умер джазовый барабанщик Юрий Ветхов. В воскресенье, 11 февраля 2001 года, днем. Дома. Внезапно.
Никто не ожидал. Я видел его несколько дней назад, он пришел в один из московских джаз-клубов. Поздоровались, обнялись. Здоровый мужик. Ничто не предвещало беды. Он был с дочерью Анной, она моя любимая журналистка и музыкальный критик, они смеялись, нам было хорошо.
Сегодня утром (12 февраля) я узнал, что его не стало.
Когда-то, лет тридцать тому, он появился в Москве вместе со своими казанскими земляками - Леней Янковым, Валей Сухим. На него нельзя было не обратить внимание. Природная музыкальность, реактивность, ритмическая динамичность. Что-то было в нем непохожее на московских барабанщиков, свежее, современное. Его сразу же стали приглашать к себе - Лукьянов, Пищиков... Период его расцвета пришелся на годы, когда выпустить пластинку было очень непросто, такой шанс выпал питерцам Гольштейну и Носову, те в ту пору жили в Москве и пригласили для записи Ветхова, и четыре пьесы на этом диске - единственное, что, слава Богу, выпало Юре оставить для истории отечественного джаза. Он вписался в суматошную, сумбурную джазовую жизнь столицы, появлялся то в одном ансамбле, то в другом, в последние годы, как многие, выезжал вахтовым методом на Запад и, как те же многие, не имея никаких гарантий, никакой уверенности в завтрашнем дне... И этот кряжистый, ширококостный, добрый, улыбчивый, легкий человек, казавшийся таким надежным, таким крепким, упал и больше не открыл глаз.
Помолимся за него.
Алексей Баташев
|
|
|
Как
это было
в Нью-Йорке |
У нас, как известно, есть собственный
корреспондент в столице мирового
джаза - Иван Шокин. Однако сегодня из
Нью-Йорка пишет не он, а находящийся в
той же географической точке редактор
"Полного джаза"...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
Сегодня мы продолжаем публикацию
серии статей о джазовом образовании в
Ростове-на-Дону, начатый статьей
нашего корреспонтента в столице Южной
России Ольги Коржовой в #2
за текущий год. На очереди - рассказ о
"единственной в мире" Детской
джазовой школе им. Кима Назаретова...>>>>
|
|
|
Джазология |
От редакции. Эта
рубрика была в минувшем году создана в
"полном джазе" по инициативе и
при непосредственном авторском
участии патриарха отечественного
джазознания Леонида Борисовича
Переверзева. Сегодня сам Леонид
Борисович рассказывает о новом тексте,
который он решил ввести в
отечественный джазологический оборот.
Стоит ли уделять внимание корням?
В прошлом веке (Выпуск #16, "Провокативное джазоведение") у меня уже был случай отметить: занудный и давным-давно набивший всем оскомину вопрос о том, что же такое джаз и на каком основании мы с одинаковой уверенностью относим к нему как дискиленд со свингом, так и New Thing, New Wave, Free Jazz и прочий авангард, подчас оказывается совсем не отвлеченно-академическим.
Удовлетворительный ответ до сих пор не найден, однако единичные упрямцы продолжают поиск,
- на первый взгляд, почти безнадежный. Тем, в ком надежда вопреки всему еще теплится, - настоятельно рекомендую публикуемую в этом выпуске статью Владимира Коровкина "КОРНИ БЛЮЗА. Опыт исследования афро-американского фольклора".
Аннотировать ее не буду. Попробую оправдать в глазах тех, кто недоумевает: почему и чем столь далекая и совсем уж допотопная архаика (добро бы "Блюзовые корни джазовой традиции", а то ведь нет - корни самого блюза!) может привлечь и заинтересовать нынешний контингент любителей сегодняшнего джаза?
Сперва один показательный факт. Популярная "Джазофрения" на 5-м ТВ канале, отнюдь не греша консервативностью и ученой тяжеловесностью, дает в своих передачах и "классику", и современные, иногда и дерзко "экспериментальные" джазовые или пара-джазовые номера. Характерно, что под занавес она нередко демонстрирует тридцати-, а то и пятидесятилетней давности съемки самых что ни на есть grassroot'ных, down-to-earth'ных и backwater'ных блюзменов из непроходимой глухомани Крайнего Юга (кстати, преспокойно чередовавших с подозрительно похожими на рок-н-ролл блюзами баллады и спиричуэлс без малейшего исполнительски-стилистического между ними зазора).
И самое замечательное: молодой голос за кадром представляет их вовсе не в историко-архивно-музейно-этнографическом ключе. Чувствуется, что и для него, и для его постоянной аудитории воспроизведение этих оптически затертых и фонографически заезженных черно-белых 16-ти миллиметровых кино-фрагментов всякий раз становится почти (впрочем, почему "почти"?) микро-мистическим событием: прямо перед нами заново рождается звучание, которое мы, любители джаза всех поколений, воспринимаем как наше родное и корневое, независимо от того, как мы оцениваем его художественно, социо-культурно, с точки зрения моды и как-либо еще.
Ведь родное - вовсе не объект незаинтересованного эстетического любования. Наше отношение к нему не идеально-заоблачно, а по земному конкретно, хотя и амбивалентно. Оно может варьировать от самоотверженного обожания и готовности отдать за него жизнь до крайнего отвращения и желания бежать от него куда глаза глядят, но и в последнем случае мысль об окончательном разрыве и расставании с ним внушает нам безотчетный тоскливый страх (бывает, правда, как говаривал некогда Вяч.И.Иванов, что мы вольно или невольно отродняемся - всегда с печальным для нас итогом).
Так же и корни (если видеть в них не избитый оборот речи, а органическую действительность) - отнюдь не прошлое, а такое же актуальное настоящее, как и все прочее из них вырастающее и ими питаемое: ствол, ветви, листья, цветы и плоды.
Джаз, коренящийся в блюзе, роднит любящих его - тут мало кто будет спорить (Верменич всерьез пишет о том в "Моих друзьях - джазфэнах"; Игорь Гаврилов полушутя, но совершенно искренне адресуется иногда в своих циркулярных электронных посланиях из Ярославля к "Братьям и сестрам во джазе").
Ярый приверженец диксиленда и фанатичный авангардист при всей антагонистичности своих вкусовых установок и оценок в одном все-таки согласны: оба признают блюз наиболее репрезентативным начатком и неотчуждаемым компонентом джазовой традиции.
Блюзовые корни, уходящие в невероятную глубину, похоже, каким-то парадоксальным образом имплантировались, угнездились и пустили ростки не в одних лишь афро-американцах. Ни с того, ни с сего они вдруг оказываются (как бы абсурдно-фантастично это не звучало) и нашими корнями, питающими в нас способность находить в джазе нечто родное и явно большее, нежели очередную разновидность чисто музыкального искусства.
Боюсь, мы еще очень мало осознаем и понимаем, что именно с нами при этом происходит, и что могло бы произойти, будь у нас хоть немного больше осознания и понимания данного обстоятельства. Статья "КОРНИ БЛЮЗА..." намечает кое-какие новые направления поисков, дающих шанс немножечко приблизиться к такому пониманию.
Л.Б.Переверзев,
14 января 2001
После столь впечатляющего
вступления позвольте ознакомить вас и
с самим текстом - работой Владимира
Коровкина "Корни блюза"...>>>>
|
|
|
А в это время за бугром... |
4
февраля не стало одного из лучших
тромбонистов в истории джаза. 77-летний
Джей Джей
Джонсон покончил жизнь
самоубийством в собственном доме в
Индианаполисе. В последнее время он
страдал раком простаты, что и
послужило причиной рокового выстрела.
Похороны великого тромбониста
состоялись 10 февраля.
19 февраля в нью-йоркском клубе Birdland
пройдет концерт памяти Джей Джей
Джонсона, в котором примут участие
Слайд Хэмптон, Бенни Пауэлл, Валерий
Пономарев и др.
Джонсон родился в Индианаполисе 22
января 1924 года. Музыке он начал
обучаться сравнительно поздно, в 11 лет,
и только три года спустя переключился
с фортепиано на тромбон. Уехав в
начале 40-х в Нью-Йорк, он уже в 1942 г.
достиг определенной известности с
оркестром Бенни Картера, а с 1946 г.
считался уже звездой и создателем
нового стиля скоростной
высокоэнергетичной игры на тромбоне.
Он записывался и выступал с Чарли
Паркером, Диззи Гиллеспи, Милтом
Джексоном, Иллинойсом Джекетом, Сонни
Роллинзом, а в 1949 г. принял участие в
записи легендарного альбома Майлса
Дэвиса "Birth of the Cool". Отойдя затем
на некоторое время от музыки, он
вернулся на сцену в 60-е, посвятив себя
в основном сочинению и записи музыки
для кино. После почти двух десятилетий
в Голливуде Джонсон в 80-е вернулся в
родной Индианаполис, где регулярно
выступал. Под своим именем более или
менее регулярно он стал вновь
записываться только в 90-е годы.
Последний его альбом, "Heroes", вышел
в 1999 г.
В "Полном джазе" два года назад
публиковалось интервью
Джей Джей Джонсона, которое позволяет
понять, как он жил в последние годы.
|
|
|
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем
две серьезные и крупные работы: радио
одной из них один из ведущих
контрабасистов джазовой истории
собрал своих любимых трубачей, во
второй же один из крупнейших мастеров
кубинской музыки чествует уникальный
состав, существующий уже шестьдесят
лет...>>>>
|
|
|
Новые
альбомы |
Новые альбомы
(в продаже с 13 февраля) |
- Absolute Ensemble: Absolution - Enja 9394
- Acid Jazz 2001: Acid Jazz 2001 - Acid Jazz 129
- Afro Latino: Afro Latino - Acid Jazz 132
- Almeida, Laurindo: Jazz from A to B - Unique Jazz 1049
- Anderson, Ivie: All God's Chillun - Hep 1069
- Anthony, Ray: At the Hollywood Palladium - Collector's Choice Music 1000
- Ballads in Blue: Ballads in Blue - Enja 9350
- Ballin' the Jack: Big Head - Knitting Factory 289
- Basse, David: Strike When Your Iron Is Hot - City Light Records 2
- Bodlovich, Jason: Moment's Notice - Wolfetones 103
- Boutte, John: At the Foot of Canal Street - Valley 15138
- Bradley, Will: It's Square But It Rocks - Hep 1071
- Braith, George: Complete Blue Note Sessions - Blue Note 24558
- Brehmer, Hans: When God Was a Boy - Pony Boy 50123
- Brooks, Cecil III: Live at Sweet Basil - Savant 2034
- Brown, Jeri: Image in the Mirror - Justin Time 151
- Carroll, Baikida: Marionettes on a High Wire - Omnitone 12101
- Carter, Ron: When Skies Are Grey - Blue Note 30754
- Changuito: Syncopation - M.E.L.T. 2000 2095
- Cole, Nat King: Jazz at the Philharmonic- Jasmine 2569
- Davis, Miles: In Paris - Arpeggio Jazz 5
- Ervin, Booker: Structurally Sound - переиздание, Blue Note 27545
- Freeman, George: At Long Last George - Savant 2035
- Gardony, Laszlo: Behind Open Doors - Sunnyside 1093
- Gayle, Charles: Jazz Solo Piano - Knitting Factory 288
- Go Harlem: New York Columbia Recordings, Vol. 1 - Frog 38
- Gray, Jerry: Standard Transcriptions - South Side Phunk 4138
- Green, Grant: First Session - Blue Note 27548
- Hampton, Lionel: Lionel Hampton Story - Proper 1012
- Harris, Bill: Live at Birdland 1952 - Baldwin Street Music 501
- Hawkins, Coleman: Bebop Years - Proper 1014
- Herman, Woody: Woody Herman Story - Proper 1015
- Hill, Andrew: Lift Every Voice - переиздание, Blue Note 27546
- Howard, Eddy: Eddy Howard at the Aragon Ballroom - переиздание, Collector's Choice Music 1004
- James, Bob: Dancing on the Water - Warner Brothers 47842
- Jarrett, Edmonia: Legal At Any Age - переиздание, Pony Boy 50122
- Kelly, Julie: Into the Light - Chase Music 8061
- Kenton, Stan: Designs on Standards - Jasmine 368
- Langford, Frances: I'm in the Mood for Love - переиздание, Collector's Choice Music 1006
- Lee Press-On & The Nails: Playing Dirty - 1904
- Loeb, Chuck: In a Heartbeat - Shanachie 5078
- Masters of Classic Jazz: The Box [10 Cd Box Set] - ASV/Living Era 4139
- Masters, Joe: Jazz on a Summer Night - Pony Boy 50124
- McNeely, Jim: Group Therapy - Omnitone 15101
- Mobley, Hank: Straight No Filter - переиздание, Blue Note 27549
- Modern Jazz Orchestra: Modern Jazz Orchestra - VSOP 104
- Nakasian, Stephanie: Invitation to an Escapade - Chase Music 8060
- Navarro, Fats: Fats Navarro Story - Proper 1011
- New Testament of Funk, Vol. 3 - Acid Jazz 119
- Norvo, Red: Nuances by Norvo - Hep 1072
- Pepper, Art: Meets the Rhythm Section - переиздание, Analogue Productions 10
- Pepper, Art: Plus Eleven - переиздание, Analogue Productions 17
- Pepper, Art: Smack Up - переиздание, Analogue Productions 12
- Piccilo, Greg: Homage Amit - Doog Music 7
- Reeves, Dianne: Calling: Celebrating Sarah Vaughn - Blue Note 27694
- Shearing, George: George Meets the Lion: The Original Quintet & Solo - Jasmine 363
- Smooth Jazz Saxuality: Smooth Jazz Saxuality - Shanachie 5079
- Sound of the Fabulous Forties: Sound of the Fabulous Forties - Jasmine 382
- Stackpole: Stackpole - First World 108
- This Is Jazz Classics: This Is Jazz Classics - Big Eye 4019
- Tribute to Kenny G: Tribute to Kenny G - Big Eye 4016
- Venuti, Joe: Joe Venuti: Vol. 1 & 2-The 1920's & 1930's Sides - JSP 3402
- Weems, Ted: From Saturday Night 'Til Monday Morning - Jasmine 2574
- Wilkerson, Don: Complete Blue Note Sessions - Blue Note 24555
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программы
Михаила Бутова "Джазовый лексикон"
("Христианский церковно-общественный
канал", СВ 1116 КНz):
После великого молчания передача моя на некоторое время еще возродилась. Частота прежняя: 1116 KHz. Время:
четверг, 19:30 (формат теперь получасовой). Ближайшие выпуски:
- 15 февраля - джазовые дуэты (Нильс Педерсен
- Джо Пасс, Джо Ловано сам с собою, Джон Зорн - Фред Фрит, Джордж Кэйблс
- Бобби Хатчерсон, Ал ДиМеола - Пако де Люсиа)
- 22 февраля - джазовые музыканты в не-джазовых проектах
(Кенни Уиллер у Давида Сильвиана, Стефан Граппелли у Пола Саймона, Фарао Сандерс у Яна Вообла и пр.)
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
|