Продолжение. Начало в #2-2001.
В 1995 году в Ростове-на-Дону открылась единственная в мире детская джазовая школа, которой дано было имя Кима Назаретова - первого профессора джаза в России. Инициаторами ее создания стали выпускники кафедры эстрадной и джазовой музыки РГК им. Сергея Рахманинова, лауреаты Всероссийских и Международных фестивалей и конкурсов "New-Centropezn Quartet". Руководитель коллектива - Арам Рустамянц - является директором ДДШ им. Кима Назаретова.
- Первая мысль о создании некоего джазового проекта возникла у меня. Очень хотелось делать какое-то общее дело, которое бы включало все наши способности, устремления, желания, мысли, резервы. Я тогда не думал, что проект выльется в школу: предполагал некое концертное образование коммерческого плана. Но, поразмыслив как следует, мы решили все строить на государственной основе.
- Сначала была мысль сделать отделение в музыкальной школе. С этим я пришел к начальнику управления культуры Владимиру Николаевичу Епифановскому, и он предложил школу №8. Но после обстоятельного разговора с директором мы поняли, что нельзя смешивать. Надо сделать что-то новое, совершенно свое. И с мыслями об организации собственно джазовой школы начался поиск помещения. Вариантов было много, но все они страдали одним недостатком: отсутствие перспективы на расширение. Предлагались детские сады, работая в которых следовало соблюдать правила общежития (тишина во время занятий, дневной сон). Кроме того, - пять комнат нас не спасали. В конце концов, предложили наше сегодняшнее здание, которое тогда было предназначено под аптеку и находилось в стадии "заброшенного строительства". Мы согласились, и, доводя здание до жилого состояния, параллельно занимались оформлением документов и учебными планами. Это было неимоверно сложно, но, как видим, все закончилось благополучно. И 30 сентября - в День Города - состоялось открытие нашей школы, которая представляла собой прилично оборудованных два этажа.
Учебным планом занимались директор Арам Рустамянц и завуч Тамара Иванова. И до сих пор школа по нему работает.
- Мы сразу решили идти своим путем и не анализировали никакие другие попытки создания начального обучения именно джазу. Был внутренний потенциал, и были видны проблемы предыдущего образования, которые оставляют "белые пятна" в обучении. Сейчас мы понимаем, что все это зависит не столько от учебного плана, сколько от преподавателей.
Какие недостатки, на ваш взгляд, наиболее ощутимы и требуют повышенного внимания?
- Прежде всего, нужно развивать личность, свободу мышления, поэтому мы сразу стали вводить такой предмет, как эстетика. Кроме того, - ввели английский, вынесли из сольфеджио отдельно предмет ритмику. Сольфеджио опирается на темы джаз-стандартов, септаккорд дается во втором классе. Сейчас мы уже написали программу, что и когда сдавать по седьмой класс. Методики свои мы еще оттачиваем. Пока анализируем и фирменные, и отечественные. Фирменные прямо по тематикам: сольфеджио, техника аккомпанемента, особенности игры в ансамбле, упражнения, этюды - стали собирать все. Больше половины технологий - западные, потому что российские учебники практически все содержат выдержки из фирменных. Так уж лучше взять оригинал, чем переделанное и ассимилированное. Но те удачные выдержки, какие нам попадаются - мы с удовольствием используем.
Дети заняты четырнадцать часов в неделю.
- специальность - 2 часа (все инструменты джаз-оркестра),
- импровизация - 1 час,
- ансамбль - 2 часа,
- оркестр - 2 часа,
- сольфеджио - 2 часа,
- ритмика - 1 час,
- фортепиано 2 часа,
- иностранный язык - 1 час,
- эстетика - 1 час.
Эстетика дифференцируется в зависимости от классов и включает хореографию, живопись, актерское мастерство, этику. Такие специальные предметы как "композиция" и "аранжировка", пока не введены, но все навыки композиции даются на уроках "импровизации". До пятого класса занятия проводятся на фортепиано, где впервые осваивается "кухня" создания пьес. Затем полученные знания закрепляются на специальности. Следующие два года ученики занимаются импровизацией в ансамбле: за основу берут любой джаз-стандарт и самостоятельно делают пьесу. Там же они впервые пробуют сочинять.
Несомненно, большое дело требует больших вложений, и не только - моральных и физических. Поэтому школа решила искать спонсоров. На первом этапе помогали практически все предприятия Пролетарского района. Суммы от каждого были самые небольшие, но умноженные на пятнадцать, они оказались весьма значительными. Особая заслуга в процветании школы принадлежит компании "ААА" (мебельные салоны). Благодаря этой стабильной поддержке оказалось возможным реализовать самые разные, порой - фантастические проекты.
Всего в школе обучается 350 детей. Сюда же входит отделение эстетического воспитания. Здесь можно выбрать что-то одно, чем ребенок хотел бы заниматься: только сольфеджио, только саксофон или только импровизацию и т.д. Занятия идут по индивидуальному учебному плану. Кроме обычных музыкальных предметов есть хореография, акробатический рок-н-ролл, бальные танцы.
Через два года обучения новоиспеченные джазмены приняли участие во II Областном детском фестивале эстрадной и джазовой музыки (май, 1997). Ребята подготовили восемь музыкальных номеров (в том числе - диксиленд, сольные выступления, различные ансамбли и фортепианные дуэты пятилеток) и забрали восемь дипломов.
Практически на любом конкурсе, где бы ни появлялись ученики школы Назаретова, у жюри неизменно возникала потребность отметить все удачные находки. Для этого они придумывали совершенно немыслимые формулировки номинаций: звание "самый юный дуэт" на III Областном фестивале эстрадной и джазовой музыки учащихся ДМШ и ДШИ (1999) получили восьмилетние Лия Григорян (ф-но) и Дима Чернов (ударные). А в Санкт-Петербурге на II Международном джазовом конкурсе "Джаз-Парнас" (1999) сам Павел Ельяшевич вручил альт-саксофонисту Алексею Некрасову (16 лет) диплом "За мастерство и совершенство"! Именно в Санкт-Петербурге за учениками школы плотно закрепилось звание "оккупанты", ибо они забрали все первые места.
Но, пожалуй, самым большим потрясением для жюри оказался II Областной детский фестиваль (1997). Его дипломантами стали два фортепианных дуэта: пятилетние Олег Чермянинов и Никита Буряко, а также Наталья Волкова иКостя Гришин. Когда малыши выходили на сцену, не все даже смогли их сразу увидеть. Да и усадить таких детишек за инструмент было далеко не просто: потребовались дополнительные приспособления и особые подставки.
В этом же году в школе родилось несколько коллективов, два из которых оказались наиболее жизнестойкими и принесли родной школе немало престижных побед.
Ансамбль п\у Тамары Ивановой сначала был квинтетом. Но, видимо, два солиста - многовато, а посему вскоре джаз-комбо превратился в квартет без трубы Михаила Просужих. Довольно быстро учебный коллектив (см. фото слева направо: Роберт Галстян-dr, Алексей Некрасов-alt-sax, Игорь Убилава-b, Елисей Лисун-p) вырос в дружный творческий тандем и в таком составе, появляясь на различных конкурсах и фестивалях, постепенно "притирался" и "отшлифовывался". Начинали с джазовой классики и раннего свинга, а сейчас предпочитают джаз-рок и би-боп. Атмосфера внутри коллектива школы была самая плодотворная, поэтому уже через год появилась первая авторская композиция - Некрасова "Somewhere In The Way" (медленный фанк). Вскоре Тамара Иванова рискнула дать ребятам довольно непростые композиции: Джерри Маллиген - "Walking Shoes" (баллада-свинг) и Хорас Силвер - "Sister Sadie" (би-боп). И, осмелев, музыканты рискнули на очень известную тему Хэрби Хэнкока "Cantaloupe Island".
Несколько слов о самих ребятах.
Роберт Галстян (1983 г.р.) любит азартные игры и спорт (борьбу). Сподобился на самостоятельную пьесу для своей любимой ударной установки. Его "Фейерверк" acapella звучит почти семь минут (зависит от куража), а педагог Григорий Дерацуев (d) - ему нисколько не мешает, а лишь подыгрывает, выполняя указания своего ученика.
Елисей Лисун (1989 г.р.) увлекается футболом и собственной собакой таксой. Это не только самый молодой, но и самый непоседливый парень. Он с трудом выдерживает пять минут без движения, зато готов часами играть с квартетом.
Игорь Убилава (1986 г.р.) предпочитает компьютерные игры и пневматическое ружье.
Алексей Некрасов (1984 г.р.) сутками просиживает в интернете, создавая (видео-графика-дизайн-музыка) и отлавливая самую разную информацию. А потом он может часами бродить и обдумывать полученные результаты.
В марте этого года квартет п\у Тамары Ивановой побывал в Одессе на V открытом детском фестивале эстрадной и джазовой музыки памяти Леонида Утесова. По сути, это был конкурс, на котором ансамбль завоевал "Гран-при". Ребята даже получили приглашение на фестиваль памяти Сосо Иремашвили, но уже в качестве показательного коллектива. Конечно же, они воспользовались приглашением и поехали. В результате они познакомились с пианистом Юрием Кузнецовым и даже сыграли с ним небольшой "джем".
Второй коллектив - в четыре раза больше, но такой же стабильный. Это джаз-оркестр Андрея Мачнева, в репертуаре которого всегда много мажора и детской непосредственности. В Кельне на IX ежегодной встрече Международной Ассоциации Джазовых школ (1998) представление школы им. Кима Назаретова вызвало неподдельный интерес. Арам Борисович Рустамянц рассказал об идее и прокомментировал видеоматериал.
- Кстати, тогда видеокассета состояла всего лишь из одной пьесы, которую мы записали через месяц после начала работы оркестра. Но даже тогда на них это произвело впечатление. Представляю, что бы они сказали сейчас!
Джаз-оркестр - коллектив неоднородный: есть дети семи лет, а есть и семнадцати. В первые годы существования школы в детский бэнд брали всех. Ну а сегодня, когда количество учащихся неизмеримо возросло, наконец, появилась возможность выбора. Правда, речи о создании еще одного оркестра нет, да и по плану сам предмет начинается с 4-го класса. Но оставшиеся музыканты могут свободно объединяться во всевозможные джаз-комбо и искать свой стиль, свой путь.
Я думаю, детской джазовой школе необычайно повезло с руководителем детского джаз-оркестра Андреем Мачневым. Это не только незаурядный саксофонист, но и одержимый, несмотря на свои не такие уж солидные годы (ему нет и тридцати!), педагог. Дети не просто влюблены в него: они пытаются копировать даже его жесты. А уж об авторитете и говорить смешно: его слово не подлежит оспариванию, только осмыслению. И, казалось бы, сам Андрей - очень мягкий и доброжелательный человек, - никогда не настаивает "на своем", а предлагает поразмышлять. Но ученики поняли: зачем зря тратить время на споры, лучше сразу делать, ибо Андрей Владимирович еще никогда не ошибался.
Андрей Мачнев - педагог, аранжировщик, саксофонист (лауреат Всероссийских и Международных конкурсов), композитор - родился в Кривом Роге (1971), а через девять лет - в 1980 году - здесь же родился знаменитый впоследствии оркестр Александра Гебеля. Андрей был одним из первых учеников Александра Германовича и первым выпускником его джаз-бэнда, в составе которого побывал на фестивалях Тбилиси, Москвы, Днепропетровска и тогда еще Ленинграда. В 1986 году Андрей приехал поступать в Ростовское училище искусств, да так на Дону и остался.
На четвертом курсе РУИ ему крупно повезло: Ким Аведикович Назаретов предложил поработать в своем оркестре. С этим коллективом Андрей объездил пол-России и даже побывал в Германии. Последнее особенно запомнилось Андрею: здесь он неожиданно вновь встретился со своим учителем - Александром Гебелем, который уже довольно давно живет в Шляйце и по-прежнему занимается джазом.
- Недавно я вновь встретился с ним в Германии. Он довольно серьезно там "раскручивает" джаз, который у них был на уровне Гленна Миллера. Сейчас он пытается сделать ежегодным Международный фестиваль с обязательным приглашением музыкантов из России и Украины.
Специально для поездки в Германию Андрей написал вокально-инструментальное Попурри на русские и немецкие темы ("Ой, цветет калина", "По Дону"). Пьеса пользовалась неизменным успехом, а Женя Ринг - альт-саксофонист оркестра - не только пел на немецком языке, но и осуществлял связь между восторженной публикой и ростовскими музыкантами.
Сегодня в репертуаре джаз-оркестра более тридцати композиций. Появились и более взрослые темы. Самая интересная - "Грув ярд" Карла Перкинса. Здесь синтез шафл и латинос и много солистов. Композиция очень нравится детям радужным настроением и массой дополнительных перкуссионных "шуршамчиков" (коу-бел, шейкеры, бонго, кабаса, маракасы и пр.).
Через семь месяцев Андрей "рискнул" на первый большой творческий "выход в свет" - X Международный (участвовала Германия) фестиваль "Горизонты джаза" в Кривом Роге (1998 год). Новоиспеченные "джазменчики" появились не только полным составом, но и с расширенной ритм-секцией. В репертуаре - джаз-стандарты в аранжировке Андрея Мачнева. "Двадцать юных ростовчан за полчаса овладели сердцами зрителей огромного зала городского Дворца культуры", - писали газеты. - "Сначала зал слушал молча, затем раздался шквал аплодисментов, и, наконец, весь зал встал. Такого успеха не было больше ни у кого..."
1999-й год - II Международный конкурс "Джаз-Парнас" (Санкт-Петербург). Он проводится всего второй год, но уже зарекомендовал себя как "географически объемный": Владикавказ, Оренбург, Красноярск, Великий Новгород, Ростов-на-Дону, Новосибирск. Пять "парнасов" приехало в Ростов: это первые места практически во всех номинациях, кроме джаз-вокала. Правда, и он уже есть - восьмилетняя Алина Енгибарян. Джазом она занимается третий год, но пока не рискует принимать участи в конкурсе. В прошлом году она довольно удачно выступила с джаз-комбо педагогов школы "New-Centropezn Quartet", и ее "Bye, bye blues" стал особенно популярен.
Вернувшись домой, ребята тут же попали на III Областной детский фестиваль, где вновь забрали все первые места.
Осень этого же года - Глазго в рамках культурного обмена городов-побратимов. За почти месячное турне дети дали целую серию концертов на самых разных площадках: от домов престарелых и детских садов до престижного концертного зала - "Glasgow Roil Concert Holl". Все пребывание в Глазго включало три мероприятия:
1 - развернутый семинар, представляющий собой своеобразный молодежный лагерь от 17 до 28 лет, по окончании которого был общий концерт;
2 - официальная часть - парад в день города, встреча с мэром;
3 - центральная: участие в ежегодном Международном джазовом фестивале рядом с такими мэтрами, как Бенсон, Камилла, Джекет.
Кстати, на один из концертов юных ростовчан специально зашел барабанщик Джордж Макгоуэн. Послушав ребят, он заинтересовался и предложил вместе поиграть в джаз-баре. Наибольший восторг у местного населения вызвало попурри на шотландскую народную тему и нашу "По Дону гуляет".
Вообще минувший год был для школы "урожайным": реализация задуманного (открытие второго корпуса, что позволило увеличить количество преподавателей и учащихся), масса поездок, впечатлений, необычных нововведений и неожиданных побед. Например, в IV Всероссийском конкурсе молодых джазовых музыкантов тинэйджеры школы соревновались с консерваторскими студентами. В результате: Роберт Галстян (ударные) - III место, Алексей Некрасов (альт-саксофон) - Гран-при.
В этом году в школе рискнули еще на один эксперимент: обучение трехлеток. Правда, с педагогов "взятки гладки", ибо инициативу проявили сами родители. Они предложили попробовать, и директор школы Арам Рустамянц согласился, о чем сегодня - спустя два месяца после начала занятий - нисколько не жалеет.
- Мы уже убедились: чем раньше начинаешь заниматься, тем большего можно достичь. Пусть лучше он в игрушки играет, главное - находиться в творческой атмосфере! Конечно, детишки и на инструментах занимаются, но ровно настолько, насколько сами "тянут". Здесь нет рамок: один ребенок может выучить лишь две ноты, а другой - бегло играть. Потом, если кто-то в 5 лет может играть на трубе - пожалуйста. Но если он еще маленький, хрупкий? Прогнозировать, как это будет через полгода, невозможно, да и не нужно. У нас есть подготовительный класс, в котором учатся дети до шести лет. Затем - нулевой класс и только потом - первый. Причина тому - физиологическая специфика: барабанщику проще, а у гитариста еще и рука должна вырасти, чтобы двигаться по грифу аккордами. Поэтому мы не торопимся и ждем. А пока все ходят на ритмику, сольфеджио, фортепиано, эстетику, английский. То есть, проходят какой-то общий курс, но все начинают как пианисты.
Сейчас почти в любой школе есть психолог. А у вас?
- Нам он в принципе не нужен. Приходили многие, и мы предлагали посмотреть школу, пообщаться с детьми, побывать на концертах. После более пристального знакомства они признавались, что сама атмосфера школы исключает какие-то психологические проблемы.
Есть ли хозрасчетные группы?
- Для взрослых - кому более 17 лет. Обучение в месяц стоит 75 рублей вне зависимости от выбора инструмента. Это всего 27 $ в год, в то время как в Беркли - 22 тысячи $.
Думается, особо следует оговорить очень важный и для многих болезненный вопрос: о соотношении "классического" и "джазового" в обучении. Смею заверить, что классическая программа не только не урезана, но и превалирует, занимая почти 70 % всех изучаемых произведений. Как и в других ДМШ, ученики сдают традиционные технические зачеты, играют гаммы и этюды. Экзамен по специнструменту включает общепринятый набор: полифония, крупная форма, классическая пьеса (русская или зарубежная) и две современные композиции, которые в данном случае являются джазовыми.
Какие у ребят сейчас перспективы? Да самые обыкновенные, такие же, как и у любых школьников. Самое главное - закончить школу. Ну а если появятся какие-нибудь конкурсы - то непременное участие в них.
Продолжение следует
Ольга Коржова, Ростов-на-Дону
|