Каковы Ваши впечатления от
Интернета?
Я люблю его, люблю, люблю! Теперь, когда я отошел
от активного концертирования, компьютер, МИДИ и
Интернет здорово улучшают мою жизнь.
Какие сайты Вы чаще всего посещаете?
Чаще всего - коллекции МИДИ-файлов. Я их слушаю и,
если они мне нравятся, скачиваю и потом слушаю на
моей большой системе Madman: это два Midi Time PC в
локальной сети плюс несколько синтезаторных
процессоров - JV1080, K2500R, JV880, Alesis QSR, D110, Proteus 2, SC55, MU90R,
всего больше десятка. Чаще всего я скачиваю
классическую музыку. Единственное, чего хотелось
бы - чтобы в Интернете было больше Стравинского,
Бартока, Равеля и так далее.
Как Вы проводите время за компьютером?
Я обычно просыпаюсь часов в пять утра, встаю в
шесть, загружаю свой Mac 9600. Если у меня есть музыка
"в работе", я работаю над ней часа два-три,
используя системы FINALE или PERFORMER. Для меня раннее
утро - лучшее время для сочинения музыки или
оркестровки. Голова ясная, никаких помех. Потом,
перед завтраком, я иду в онлайн - проверить почту.
Отвечаю сразу или позже, в течение дня. Потом
обсуждаю со своей женой расписание на день (если
что-то вообще намечено). Или же мы с ней просто
болтаем обо всем на свете. После завтрака - опять
мой 9600, и опять композиция или оркестровка. Это
может и целый день занять. Кстати, у Кэролин, моей
жены, компьютер Dell, и она очень любит бродить по
Интернету на предмет всякой информации о
путешествиях и туризме. Она в этих делах
настоящий эксперт... Я периодически делаю
перерывы - делаю что-то по дому, смотрю с Кэролин
телевизор, или упражняюсь на тромбоне.
Что за музыку Вы пишете на компьютере?
Часто это очень странная, диссонансная,
нездешняя музыка, которая пишется вовсе не для
того, чтоб ее слушали другие люди. Я никогда ее не
опубликую ни на дисках, ни в Интернете. Это - мое
личное... Это не джаз, не классика, не фьюжн. Что
это? Музыкальные упражнения, чтоб держать себя в
форме, так сказать.
Когда вы импровизируете на тромбоне, это
эмоциональный или интеллектуальный процесс? Вы
контролируете процесс импровизации или просто
позволяете процессу идти?
И то и другое. Обязательно надо просто пускать
дело на самотек. Но, с другой стороны, важнейший
фактор - сознательное взаимодействие с
ритм-секцией.
Изучали ли вы импровизации других джазовых
музыкантов по записям? Чьи на вас особенно
повлиял?
Да,
изучал, конечно...Я до сих пор ловлю себя на том,
что анализирую игру других музыкантов. Чьи
повлияли? Очень давно - импровизации Верховного
Тенор-Саксофониста - Лестера Янга. Кстати, его
ранние соло в оркестре Каунта Бэйси (30-х гг. - ред.)
до сих пор настролько же свежи и по-новаторски
звучат, как и тогда. Я немного преподавал и всегда
призывал студентов изучить, выучить и
проанализировать соло Майлса Дэвиса в "So
What". По-моему, оно лирично, красноречиво,
настоящая поэма звука и краткий учебник Базового
Джазового Синтаксиса. Отчетливый контраст между
минималистическим лиризмом Майлса и знаменитыми
"звуковыми пластами" Колтрейна
по-настоящему драматичен.
Игру каких музыкантов вы считаете вехами в
своей жизни?
Без сомнения, тромбонист Фред Беккетт - первый
тромбонист, которого я услышал... Он мало
записывался, я никогда не слышал его живьем,
никогда не встречался с ним... он стал алкоголиком
в конце своей карьеры, и это его
погубило...Тенор-саксофонист Лестер Янг...Диззи
Гиллеспи, Чарли Паркер...Мы были совершенно
ошеломлены их виртуозным искусством.
Ваш сын Кевин Джонсон появлялся в качестве
барабанщика на ваших старых альбомах. Он -
профессиональный музыкант?
Нет, это его хобби. Он живет здесь, в
Индианаполисе. По основной специальности он
инженер-электронщик. Несколько недель назад его
компания провела большие сокращения и уволила
его, хотя он проработал у них десять лет.
Грустно... Но он - человек позитивного склада и
уверил меня, что все в порядке. Больше того, он
хочет устроить себе как бы отпуск, прежде чем
вернуться к поискам работы.
А чем занимается ваш второй сын - Билли?
Он - охранник в городской публичной библиотеке.
Он большой поклонник спорта и ТВголик (по
выходным, естественно).
Вы когда-нибудь достаете старые, пыльные
виниловые пластинки, слушаете джаз, с которым вы
выросли?
Нет. Для собственного удовольствия я предпочитаю
слушать Стравинского, Бартока, Равеля, Хиндемита,
очень люблю Пендерецкого. У меня очень хорошая
коллекция произведений Пендерецкого -
оркестровых, хоровых, камерных и т.п. Я - его
поклонник. "Ноктюрны" Шопена прекрасны во
всех отношениях. "Дафнис и Хлоя" Равеля меня
поражают каждый раз, как я это слушаю (а это часто
бывает). Потрясающая вещь - "Mathis der Mahler"
Хиндемита, как и "Таинственный Мандарин"
Бартока и его "Концерт для оркестра".
Титанические шедевры - "Жизнь героя"
Штраусса и его же "Тиль Уленшпигель". Я
думаю, я вам обрисовал в целом круг моих
интересов. Да?
Если к Вам придет молодой тромбонист и скажет,
что хотел бы научиться джазовой импровизации,
какого рода советы вы ему дадите?
Сначала - длинные ноты, потом - гаммы, потом
выучить наизусть мелодию баллады, любой баллады.
Постоянно ее играть, каждый раз стараясь быть
более выразительным. Потом переходить к
блюзовому формату и начинать изучать джазовый
синтаксис начального уровня.
Вы полагаете, импровизации можно научить?
Конечно. Есть прекрасные преподаватели - Дэвид
Бейкер, Джэми Эберсолд и другие.
Вам когда-нибудь удавалось взять верхнее
"фа" в живом исполнении? Насколько нам
известно, это верхний предел строя тромбона.
В
середине 70-х я жил в Калифорнии с моей первой
женой Вивьен. Я тогда слышал много разговоров об
удивительных тромбонах "Ямаха". Я позвонил
на фирму, и мне прислали два тромбона модели 691,
хотя я всю жизнь играл на тромбонах "Кинг".
"Ямаха" мне понравилась - я даже не мог
объяснить, почему; просто понравилась. Так или
иначе, у меня был концерт с контрабасистом Рэем
Брауном и его трио в джаз-клубе в Лос-Анджелесе. Я
играл на 691-м, и во время одного соло внутренний
голос мне вдруг шепнул: "Джей-Джей, ДАВАЙ!", и
я впервые в жизни сыграл жирное, толстое верхнее
"фа" - на концерте, перед аудиторией. Я не мог
поверить, что я это сделал, пока не проделал то же
самое в следующей вещи. С тех пор внутренний
голос мне время от времени говорил то же самое,
только у меня больше не получалось, так что я стал
отвечать внутреннему голосу: "закрой рот и
займись своими делами!". (Джей Джей
скромничает: на самом деле он вполне способен
извлечь эту ноту раз двенадцать за концерт, чему
есть свидетели - ред.)
Что Вам еще подсказывает Ваш внутренний голос?
Заставляет упражняться, почаще заниматься
мало-мальской гимнастикой, вставать из-за
компьютера и почаще ходить с Кэролин пообедать
куда-нибудь... Я его игнорирую, если получается...Интервью
у Джей Джей Джонсона посредством электронной
почты взяли авторы его неофициальной страницы http://www.calvert.com/jj.html - Матт
Кэлверт, Вик Шремер и Кристофер Смит. Полную
версию интервью на английском языке можно
прочитать по адресу http://www.calvert.com/jjinterview.html. |