"С какого возраста нужно учить джазу?" - спросила я как-то
Владимира Фейертага. На это он мне ответил буквально следующее.
В нашей стране существует два пути обучения джазу: часть музыкантов приходит получать дипломы - и они уже музыканты, а часть учится с детства. И какой результат будет лучше - никто не знает. Потому что это очень индивидуально, и сказать, где и когда родится гений, - мы никогда не сможем!
Да, с гениями всегда так: и не знаешь, откуда он вынырнет, и не заметишь, куда его занесет. И все же не каждому под силу "ждать родов", некоторые предпочитают поспособствовать их благополучному разрешению. Может быть, здесь срабатывает знакомый с детства призыв брать "у природы", а может быть - желание надоевший лозунг "Дети - наше будущее" превратить в "настоящее"...
Так или иначе, но только "катящиеся камни не обрастают мхом". В 70-е годы это достаточно четко определил для себя родоначальник джазового образования на Дону Ким Назаретов, занявшийся вплотную решением этого вопроса в среднем и высшем звеньях обучения музыке. И сегодня ростки его посевов то там, то здесь дают всходы - пусть и не равновеликие, зато ранние. Особенно детское джазовое образование активизировалось в середине 90-х годов. В Ростове оно представлено в трех формах: факультатив, эстрадно-джазовое отделение, и особняком стоит специализированная школа - единственная в мире.
ДМШ им. Михаила Гнесина
(директор Горбов Андрей Дмитриевич).
Ростов н/Д., 344025, ул. Комсомольская, 6. Тел.: (8632) 51-59-56.
В школе ведется факультатив, представленный тремя предметами: ансамбль (Юрий Любченко), фортепиано (Кристина Текучева) и сольфеджио (Мария Демченко). Идея сделать джаз-факультатив возникла у Юрия Любченко (класс ударных инструментов) в 1996 году. Идея, прямо скажем, фантастическая: школе 80 лет, здание "на ладан дышит", классов катастрофически не хватает, материальной базы никакой.
Правда, в свое время эту школу закончил Игорь Уколов - впоследствии дипломант Международного конкурса джазовых пианистов им. М.Коша (Калиш, Польша, 1987 г.), ученика первого профессора джаза Кима Назаретова, который учился здесь же. Причем теоретические дисциплины у него вела бабушка Кристины Текучевой - Нина Ивановна Кривцова.
Сама Кристина - выпускница Эстрадно-джазового отделения Ростовской консерватории (класс преподавателя Петра Назаретова) - прекрасный аккомпаниатор, что было отмечено на IV Всероссийском конкурсе молодых джазовых исполнителей. Поэтому понятно ее желание работать по специальности.
Особых звезд пока не предвидится, хотя одна (робкая) уже появилась на джазовом небосклоне. Это Овагем Султанян. В пятом классе он пришел в ансамбль с кларнетом и альт-саксофоном. В этом году он - студент 3-го курса училища искусств - принимал участие в IV Всероссийском конкурсе молодых джазовых исполнителей и даже занял 2-е место. Кстати, он был единственным, кто рискнул на сольное исполнение (Х.Кармайкл "Звездная пыль").
Сегодня у Кристины восемь учеников, но больше взять она не может: и так чуть ли не на девять вечера приходится назначать уроки в ожидании свободного класса.
ДМШ им.Алексея Артамонова (директор Татьяна Алексеевна Ушакова).
Ростов н/Д., 344011, 2-ой переулок, 29. Тел.: (8632) 32-26-79.
Эстрадно-джазовое отделение в школе открылось в 1989 году, до 1996 года оно включало два предмета (фортепиано, саксофон) и существовало сугубо формально. В 1996 году отделение "ожило": сольфеджио, синтезатор (зав.отделением Елена Черепанцева), гитара, бас-гитара (Сергей Татаринов), саксофон (Владимир Шпак), труба (Михаил Радинский), ударные инструменты (Сергей Ткаченко). Всего на ЭДО учится семьдесят два человека. Помимо индивидуальных уроков в школе существует эстрадно-джазовый оркестр п/у Михаила Радинского, в котором играют и педагоги, и учащиеся.
ДМШ №10 (директор Свищева Людмила Александровна).
Ростов н/Д., 344092, ул.Пацаева, 5. Тел. (8632) 35-96-66, 35-98-88.
В 1997 году в школе открылось ЭДО со следующими специализациями: контрабас и импровизация (заведующий отделением Адам Терацуян), ударные (Анатолий Текучев), саксофон (Евгений Фельдман), вокал (Любовь Бережная, Лазарь Бабасинов), фортепиано и синтезатор (Екатерина Тулинцева), гитара (Виктор Теняков).
На отделении обучается до тридцати человек. Все дисциплины (за исключением гитары и импровизации) ведутся с первого класса. Это дополнительные предметы, которые существуют помимо основной программы.
Адам Терацуян: "Я считаю, что прежде всего должна быть полноценная академическая база, потому что, по моему глубокому убеждению - и как показала практика- джазовый музыкант должен знать больше, чем обычный. Иначе сталкиваешься с тем, что у детей в лучшем случае не хватает просто вкуса, не говоря уже о навыках профессиональной и культурной игры".
Адам Терацуян, осуществляющий основную жизнь на ЭДО, в джаз "упал" почти тридцать лет назад.
- "Я не "упал", а скорее - "возвысился". Потому что такое явление музыкальной культуры, как джаз, во всем мире считается вполне нормальным. И наша задача сделать так, чтобы и в России это "встало на цивилизованные рельсы". Конечно, у нас это предваряется достаточно сложным процессом обучения. Но он рано или поздно заканчивается, и тогда вступает в силу правило №1: "забудь все, чему тебя учили, и делай так, как тебе хочется"! Задача у меня достаточно сложная: с одной стороны, я все равно - педагог и помогаю ребятам детально рассмотреть те вещи, на которых строится джазовая импровизация. Порой я просто требую с ребят, но мы говорим на "одном языке". Мы, прежде всего - единомышленники, и поэтому все получается достаточно органично. Разучивая не произведение, а принципы его построения, я как бы даю ребятам "ключик", а дверь они открывают уже сами.
- Это первые "птенцы", или было уже что-то интересное?
- Я всегда занимался какими-то ансамблями и в армии, и в консерватории. И если говорить о крупных "птицах", то это директор джазовой школы Арам Рустамянц: он тоже в свое время начинал у меня делать первые шаги в качестве "птенца"!
Несколько слов о самом Адаме Терацуяне. Родился он 27 марта 1957 года в Ростове-на-Дону. Окончил ДМШ и РУИ (Ростовское училище искусств) по классу баяна. На последнем курсе училища Адам был постоянным слушателем открытых выступлений Кима Аветиковича Назаретова о джазе, что и определило его дальнейшую судьбу. Встречи проходили в джаз-клубе, и чаще это были концерты с "джемами".
Затем армия. А когда вернулся - уже шли активные разговоры об открытии ЭДО в ростовском музыкально-педагогическом институте, студентом которого (класс контрабаса) он вскоре и становится. Адам довольно быстро освоил новый инструмент и даже был приглашен в биг-бэнд Кима Назаретова, где проработал вплоть до 1994 года. Параллельно он играл в джаз-квартете (пианист Альберт Кондрачьян, альт-саксофонист Игорь Мишура, ударные - Игорь Великанов). Ребята довольно быстро "набрали обороты", и Ким Назаретов даже рискнул показать их на джаз-фестивале в Витебске (1986). Выступление было столь удачным, что тут же последовало приглашение на фестиваль в Таллинн.
С появлением семьи все меньше оставалось времени на занятия творчеством, и Адам решил полностью перейти на педагогическую работу. Тем более, что Ким Назаретов пригласил его в консерваторию вести ансамбль и в качестве концертмейстера джазовой программы. Работал в паре с Андреем Ивановым, а после его отъезда в Бельгию стал вести и специальность "контрабас".
Появление Адама Терацуяна в ДМШ № 10 внесло свои коррективы, но особенно круто повернуло судьбу четырех мальчишек. Павел Филиппов сменил гитару на контрабас, Илья Филиппов вовсю "заимпровизировал", Александр Базуев окончательно остановился на барабанах, а Евгений Арутюнов ушел с хорового отделения на гитару. Сами ребята своего педагога считают прежде всего мастером и старшим товарищем, умеющим очень тонко направлять общие усилия в нужное русло.
За три года они кое-чего достигли. Наиболее весомое событие - 3-е место на конкурсе Дж. Гершвина, который проводился на эстрадно-джазовом факультете РГК им. С.Рахманинова в 1999 году. Кстати, это была единственная ДМШ, которая рискнула принять участие в таком серьезном профессиональном состязании.
Играют ребята преимущественно джазовую классику: Эллингтон, Гершвин, Дэвис, Стрейхорн. Как говорится, учиться надо у великих, а свое непременно придет. И оно уже пришло - правда, пока в виде единственной композиции, "Лирической босса-новы" Ильи Филиппова.
Лидера в коллективе, по единодушному мнению ребят, нет. Но это их точка зрения. Мы же - сторонние наблюдатели - так же единодушно считаем неформальным лидером Илью: очень яркий музыкант с хорошим вкусом, куражом и чувством меры. Правда, техника немножко "подкачивает" (лень-матушка), но это дело наживное.
Илья Филиппов (фортепиано, орган). Родился 26 октября 1984 г. Первым педагогом, рассказавшим о прелестях джаза, была Ольга Кислицына. По собственным словам Ильи, джаз он выбрал потому, что здесь полная свобода безо всякой зубрежки, которую он категорически не любит. В свободное время любит рисовать (даже учился в художественной школе) и подыгрывать в рок-группе Евгения Арутюнова.
- Мне это просто интересно, но мало кайфа: в джазе можно "гульнуть еще как", а здесь - жесткие рамки.
Павел Филиппов (контрабас). Родился 29 августа 1982 г. Павел серьезнее младшего брата, как-то фундаментальнее. В нем уже ощущается некоторая уверенность и самое главное - понимание того, что он делает. Павел не подвержен, как брат, чисто внешнему проявлению эмоций, он более сдержанный и рассудительный, что, конечно же, стабилизирует общий тонус ансамбля.
Евгений Арутюнов (гитара). Родился 7 июля 1983 г. Джазом стал заниматься для повышения профессионального уровня. А вообще ему ближе рок, и он надеется в этом преуспеть. В прошлом году создал свой коллектив - рок-группу "Чибоза", где он не только поет, играет на гитаре, но и сочиняет.
Александр Базуев (барабаны). Родился 6 декабря 1980 г. В музыку влюблен бесповоротно и называет это "собственно жизнью". Джаз для него - уникальная форма, которая позволяет максимально выразить себя как человека и открывает какое-то совершенно другое понимание мира. Для Александра-ударника это более динамичная музыка, в которой особенно важна не сила удара, а его культура. Сегодня Александр - студент училища искусств - с удовольствием экспериментирует в любых коллективах. Спасибо - ударники "нарасхват"!
Оканчивая школу в 1999 году, Александр с Павлом решили оставить о себе память в виде диска. О качестве самого CD и звучащей музыки можно поспорить, но диск уже сделал свое "дело": ребята решили "плотно" заняться джазом.
Это решение заметно сократило свободное время Адама Терацуяна: появившаяся для выступления площадка клуба "Duncan" потребовала более гибкого и разнообразного репертуара. Да и навыков слышать себя со стороны у ребят маловато. Педагогу пришлось более плотно заняться аранжировками и репетициями.
И все же совершенно "отдаться" преподавательской деятельности Адам Терацуян не смог. И не он один. Так появился концертирующий педагогический джаз-комбо: Петр Назаретов (орган), Адам Терацуян (контрабас), Виктор Бударин (тромбон), Наталья Маркина (вокал), Валерий Пономарев (труба) (ничего себе совпадение! - ред.), Игорь Великанов (альт-саксофон), Николай Гончаров (барабаны).
"К сожалению, серьезной профессиональной работы джазовым музыкантам в Ростове пока нет", говорят музыканты. "Поэтому мы делаем это больше "для себя" и надеемся хотя бы на один большой концерт в год. В основном мы играем мэйнстрим и стараемся избегать каких-то "наворотов" в аранжировках. По субботам выступаем в баре "На Богатяновском", периодически участвуем в презентациях, иногда гастролируем по Ростовской области (Азов, Шахты...)"...
Продолжение следует
Ольга Коржова, Ростов-на-Дону
|