ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОРТАЛ JAZZ.RU
     
member of
Europe Jazz Media

for our english-speaking readers: russian jazz podcast, russian jazz news, russian jazz artist pages, russian jazz festivals and more
главная страница: вход на портал "джаз.ру"
начинающим: краткая история джаза
слушать здесь: бесплатный джазовый подкаст от "джаз.ру"
"джаз.ру" - видео! - видеораздел портала. только оригинальные российские джазовые видео!
календарь джазовых дат
новости "джаз.ру" в rss

Loading
ЖУРНАЛ "ДЖАЗ.РУ"

журнал "джаз.ру": свежий номер; подписка; где купить
"полный джаз": сетевая версия журнала "джаз.ру" 18 лет в Сети
new! постоянно обновляющаяся лента джазовых новостей: "полный джаз 2.0"
подшивка "полного джаза": все выпуски (с 1998)
подписка: текущие новости джаза в rss
new! follow us on twitter
ЛЮДИ ДЖАЗА
музыканты: россия и экс-ссср - персональные страницы на "джаз.ру"
фотографы и журналисты
фотографии музыкантов на downtownmusic.net
оркестр олега лундстрема - официальный сайт
олег киреев - официальный сайт
пианист иван фармаковский - официальный сайт
алексей круглов - официальный сайт
даниил крамер - официальный сайт
алексей кузнецов - официальный сайт
вокалист александр андреев
ансамбль классического джаза валерия киселева
ДЖАЗ ЖИВЬЁМ
россия: клубы, концерты - сводная афиша: москва, санкт-петербург, екатеринбург, нижний новгород и др. города
джазовая афиша: лента джазовых анонсов в живом журнале
фестивали: путеводитель по джазовым фестивалям россии
радио, тв: джазовые программы в российском эфире - путеводитель
РАЗГОВОРЫ
начинающим: завсегдатаи портала рекомендуют музыку
livejournal: сообщество "джаз.ру" - общение ценителей джаза в "живом журнале"
джазовый форум - общение знатоков джаза и импровизационной музыки в классическом формате веб-конференции
джаз.ру "в контакте" - группа журнала "джаз.ру" в популярной российской социальной сети
джаз.ру @facebook - официальная страница российского джазового журнала в международной социальной сети
джаз.ру в одноклассниках - официальная группа российского джазового журнала в старейшей российской социальной сети
follow us on twitter
РАДИО
джазовые радиоархивы: слушать!
радио, тв: джазовые программы в российском эфире - путеводитель
слушать здесь: джазовый подкаст от "джаз.ру"
ОБРАЗОВАНИЕ
джазовое образование в россии: краткий путеводитель
джазовое образование в сша: краткий обзор
джазовая кафедра московского университета культуры: специальная страница
московский колледж импровизационной музыки
эстрадно-джазовый колледж "консорт"
ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ

технологии для музыкантов

БИБЛИОТЕКА
начинающим: завсегдатаи рекомендуют музыку
начинающим: краткая история джаза
книги о джазе: теория, история, музыканты о музыкантах - читать!
видео: видеоканал "джаз.ру" на youtube, а также видеоархивы портала - смотреть!
сериал кена бернса "джаз": русская версия
НОВОСТИ
подписаться на новости от "джаз.ру" в rss
ПОИСК
поиск по порталу: страница поиска
О ПОРТАЛЕ
карта портала
о проекте. наши авторы.
использование информации
реклама на портале
КОНТАКТ
связаться с редакцией
ссылка на "джаз.ру"
   портал "Джаз.Ру": все о джазе по-русски
РАЗНОЕ
Rambler's Top100 Service
Искать на Озоне

ПАРТНЕРСТВО
BLUES NEWS
Downtown Music Блюз в России
Old Blues
Guitarist.Ru

ROLAND: Электронные барабаны - вступление

Более ранние темы:

Вероятно, барабаны стали одними из первых музыкальных инструментов из-за простоты их изготовления и несложной концепции инструмента. И действительно, принцип создания барабанов не менялся несколько тысяч лет - буквально до самого последнего времени, когда на сцене появились электронные барабаны. Ударные инструменты перестали состоять только из корпуса и пластика. Теперь они содержат триггеры, пады, модули, секвенсоры и другие элементы. Возник целый пласт новых терминов, в которых нужно разобраться барабанщикам, чтобы понять суть новейших технологий и включить в свой арсенал новые средства выразительности.

Ударная установка на основе звукового модуля Roland TD-10


Электронные барабаны Roland 

Зачем нужны электронные барабаны?
Почему возникла идея создания электронных барабанов, и чем они удобны? Назовем здесь четыре наиболее очевидных причины.
Новые звуки. Акустический барабан имеет лишь один звук, который можно менять в небольших пределах (настройкой барабана, демпфированием, отпусканием или натяжением пружины). Электронный барабан может играть сотнями звуков - включая и те, которые содержатся во внешних устройствах, например, сэмплерах. Также можно создавать звуки, которые не существуют в живой природе, а синтезируются с помощью электроники или моделируются цифровой техникой.
Тихая игра. Пады, по которым стучат палочки (подробнее о падах позже), звучат тихо. Играя в наушниках, барабанщик может спокойно заниматься дома, не беспокоя соседей.
Качественная запись. Не всякий коллектив может себе позволить арендовать дорогую студию для записи партии барабанов. Электронные барабаны Roland (те, которые используют сэмплы) были записаны в самых дорогих студиях, что позволяет за относительно умеренную плату получить качественную запись барабанов.
Запись в секвенсор. Запись своей партии в секвенсор позволяет гораздо гибче редактировать и исправлять записанную партию: можно передвинуть или удалить ошибочно сыгранную ноту, исправить динамику или даже заменить в нужном месте один барабан на другой.

Для начала

Все барабаны, и акустические, и электронные, используют какой-то механический импульс для преобразования его в звук. Этот импульс дает удар палочки по специальной поверхности. В акустических барабанах эта поверхность - пластик - вибрирует и создает звуковые волны, которые потом усиливаются резонатором. В электронных барабанах такой импульс преобразуется в электрический сигнал с помощью специального датчика - "триггера". Такой триггер, встроенный в электронный барабан, называется "пад". 
Пад с двойным триггером диаметром 7.5 дюймов PD-9 (слева) может использоваться в качестве малого барабана, тома, тарелки или хай-хэта; пад PD-7 содержит один триггер и чаще всего используется в качестве томаСуществует, в основном, две разновидности падов: резиновые пады и сетчатые. Резиновые пады покрыты резиной, которая помогает поглотить энергию удара и защитить чувствительный триггер. Некоторые пады содержат более одного триггера: один из них может быть расположен в центре пада, а другой - на его ободке. Такой пад позволяет играть двумя звуками. Например, при ударе в центр пада может звучать малый барабан, а при ударе в ободок будет включаться засэмплированный ободок акустического барабана. Примером резинового пада с двумя триггерами могут быть Roland PD-7 и PD-9.
CY-6Двойные триггеры также используются в падах в виде тарелок для переключения звука края тарелки и ее чашечки, причем некоторые модули позволяют заглушать тарелки руками, как если бы это звучали реальные живые тарелки! А некоторые системы используют целых три триггера на один пад, что дает возможность играть разными звуками по краю, средней части и чашечке тарелки. 
Примером "двухзонной" недорогой электронной тарелки является модель Roland CY-6, а примером полнофункциональной трехзонной тарелки ride - Roland CY-15R.
CY-15R
Компактная и недорогая, это установка на основе модуля TD-6 идеальна для клубной работыРезиновые пады, как правило, менее дорогие, чем сетчатые, но они могут быть использованы как на недорогих ударных установках, так и на самых верхних моделях электронных ударных установок. На рисунке показана недорогая ударная установка с резиновыми падами на основе звукового модуля Roland TD-6.
Этот пад Roland SPD-6 имеет встроенный звуковой модуль; на каждую из 6 зон можно назначить любой из имеющихся в памяти 113 звуков ударных и перкуссии; чувствительность регулируется для игры палками и рукамиРазумным представляется сочетание обоих типов падов. Резиновые пады выпускаются самых различных форм и размеров. Примером недорого шестизонного пада со встроенным звуковым модулем является Roland SPD-6.

Сетчатые пады похожи на настоящие барабаны, только вместо звучащего пластика на корпус натягивается бесшумная мелкозернистая сетка. Такие пады более сложны и имеют некоторые преимущества над резиновыми. Прежде всего, они более реалистично выглядят и создают гораздо более естественные ощущения при игре, так как барабанщик может натянуть сетчатый пластик на барабан, исходя из своего удобства. Натяжение не оказывает никакого влияния на звук, формирующийся электронными средствами (например, сэмпл включается с нужной громкостью по "команде" триггера), но оно в большой степени определяет ощущение при игре. Во-вторых, обычно сетчатые пады существенно тише, чем резиновые. Сетчатые пады также бывают однотриггерные и двухтриггерные, бывают и пады разных размеров. Плюс к тому, сетчатые пады позволяют использовать щетки. Примером сетчатых падов является Roland PD-120.

Педаль KD-7 дает полное ощущение работы с "живым" хэтомВход для контроллера Hi-Hat

Перкуссионные модули Roland имеют также специальный вход для ножной педали, управляющей хай-хэтом. Например, педаль Roland FD-7 имеет плавный переход от "открытого" до "закрытого" состояния, так что можно добиваться разных звуков при разной степени открытости хай-хэта, и также играть на нем только ногой, как на акустическом инструменте. 

Барабанные звуковые модули

Барабанный модуль Roland TD-10В электронной перкуссии сами по себе пады созданы максимально тихими. Для использования их с помощью специальных кабелей подключают к звуковому модулю, который часто называют "мозгами", так как именно он определяет звучание барабанов. 
Барабанный модуль Roland TD-6 Звуковые модули обычно содержат триггерные входы для подключения падов, генератор звуков, процессор эффектов, аудио входы, аудио выходы, разъем для наушников, MIDI-порты, секвенсор и все органы управления для создания и сохранения пользовательских установок. Примером звуковых модулей являются Roland TD-6 или Roland TD-10.

Триггерные входы

Триггеры серии Roland RT могут быть установлены на обычные акустические барабаныКак уже описывалось выше, барабанный пад с помощью кабеля подключен к триггерному входу звукового модуля. Триггерные входы бывают одиночные и двойные. Подключая двухтриггерный пад ко двойному входу, можно играть на одном паде сразу двумя независимыми звуками. 
Триггеры серии Roland RT могут быть установлены на обычные акустические барабаны При необходимости два однотриггерных пада могут быть подключены к двойному входу, что позволяет увеличить число падов. Например, модуль Roland TD-6 имеет 7 одиночных и 2 двойных триггерных входа, а модуль TD-10 - 12 двойных триггерных входа. Каждый модуль может работать с любыми - резиновыми, сетчатыми падами, или звукоснимателями (например, триггерами серии Roland RT), устанавливаемыми на обычные акустические барабаны. Таким образом, каждая ударная установка имеет большие возможности для расширения своей звуковой палитры.

MIDI-вход и MIDI-выход

Преобразователь триггер-MIDI Roland TMC-6Другим способом расширить свою ударную установку является использование MIDI. Все современные звуковые модули имеют MIDI-вход и MIDI-выход. Так, подключив к MIDI-выходу, например, внешний сэмплер, Вы можете играть на падах звуками любых звуковых библиотек. Подключив ко входу внешний секвенсор или другое MIDI-оборудование, можно управлять звуками модуля с помощью внешних приборов (о секвенсорах подробнее мы расскажем позже). Например, с помощью подключенного ко входу MIDI конвертора триггер-MIDI Roland TMC-1 можно увеличить количество падов, на которых можно играть звуками модуля.

Звуки и Выходы

При ударе по паду звуковой модуль включает с нужной громкостью нужный сэмпл, и посылает аудиосигнал на выход. Недорогие модули, такие как Roland TD-6, имеют простой стерео выход (то есть только два разъема: LEFT и RIGHT), а более профессиональные модели, такие как TD-10, имеют до восьми выходов, предназначенных для живой многоканальной записи и последующего сведения. 
Roland HPD-15 представляет собой ручной перкуссионный пад с 15 независимыми зонами и более 600 различных звуковДаже самый простой звуковой модуль Roland TD-6 содержит сотни звуков различных барабанов и перкуссии, каждый из которых может быть присвоен любому паду. Модуль TD-10, помимо технологии воспроизведения сэмплов, содержит еще и механизм "моделирования" физических процессов, позволяющих создать звук любого барабана, задавая его диаметр и глубину, материал корпуса и пластика, наличие демпфера и пружины, и так далее. Так можно смоделировать любой звук, в том числе и не существующий в природе. Звуки собраны в наборы ударных, или "ударные установки" (drum kits), и могут быть изменены и сохранены.
Ручной перкуссионный модуль Roland HPD-15 HandSonic вместе с педалью "бочки" KD-7 и контроллером хай-хэта FD-7 (все продаются отдельно) могут создать мощный и портативный вариант электронной ударной установки.
Большинство барабанных модулей также оснащены дополнительным аудиовходом, который позволяет смешивать внешний сигнал (например, любимую запись или специальную фонограмму с отсчетом метронома вместо партии барабанов) с тем, что Вы играете. Например, в студийной записи или в живом концерте этот вход может использоваться для "клика" метронома. 
Чтобы услышать звучание электронных барабанов, нужно к выходу модуля подключить внешний усилитель с колонками или наушники.

Эффекты

Большинство современных звуковых модулей содержат цифровые процессоры эффектов. Это может быть ревербератор, задержка, хорус, фленджер, цифровое моделирование естественных отражений помещения (ambience), или алгоритмы мультиэффектов. Такие эффекты позволяют чрезвычайно обогатить или даже радикально изменить звучание барабанов. В простейшем случае, играя в маленькой комнате, можно добиться ощущения, что Вы играете в большом концертном зале.

Секвенсор

Большинство барабанных звуковых модулей содержит секвенсор. Секвенсор позволяет Вам записывать Ваши собственные барабанные рисунки или композиции, а также играть вместе с композициями, которые уже записаны во внутренней памяти. И записи могут содержать не только звуки барабанов. Так, секвенции на модуле TD-6 могут содержать полную аранжировку, включая партию барабанов для занятий в разных стилях. Каждую партию можно легко отключить, так что можно играть с аккомпанементом баса, клавишных, гитары, и других инструментов при отключенных барабанах. Это функция очень полезна для обучения, но она также доставляет и огромное удовольствие! Как для самостоятельных занятий, так и для публичных выступлений, можно включить сопровождение полного оркестра. 
Для удобства секвенсор можно даже запускать или останавливать ударом по выбранному паду.
Следует иметь ввиду, что запись в секвенсоре отличается от цифровой записи реального аудио. Секвенсор содержит лишь информацию, когда и с какой силой Вы ударили по паду (или нажали и отпустили клавишу). Поэтому секвенсор, в отличие от магнитофона, позволяет воспроизводить пьесу в разном темпе без изменения тональности. Так, можно записать композицию в секвенсор в медленном темпе, а затем воспроизвести ее в быстром. Или, если Вы решили выучить сложный рисунок, потренируйтесь сначала играть его в медленном темпе, а затем, по мере того, как Вы будете чувствовать себя свободней, постепенно увеличивайте темп.
Технологии электронных ударных находит все больше и больше последователей как в мире поп-музыки (Омар Хаким играл на электронной установке Roland V-Drums в концертных турне и студийных записях Мадонны), так и в креативных направлениях (последний альбом King Crimson записан с использованием перкуссионного модуля Roland HPD-15 и электронной барабанной установки на основе модуля Roland TD-10). Последующие интервью с ведущими барабанщиками позволят выяснить их мнение относительно электронных ударных.

Текст Ильи Сандалова

Музыкальные инструменты Roland

"Полный джаз" #213

Copyright © 1997-2017 Джаз.Ру
учредитель: Кирилл Мошков
свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-24637 от 13.06.06.

использование информации

Основатель -
Петр Ганнушкин
Учредитель и главный редактор -
Кирилл Мошков

полные выходные данные, связь с редакцией


Электронное средство массовой информации "Портал Джаз.Ру". Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-24637