ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОРТАЛ JAZZ.RU
     
member of
Europe Jazz Media

for our english-speaking readers: russian jazz podcast, russian jazz news, russian jazz artist pages, russian jazz festivals and more
главная страница: вход на портал "джаз.ру"
начинающим: краткая история джаза
слушать здесь: бесплатный джазовый подкаст от "джаз.ру"
"джаз.ру" - видео! - видеораздел портала. только оригинальные российские джазовые видео!
календарь джазовых дат
новости "джаз.ру" в rss

Loading
ЖУРНАЛ "ДЖАЗ.РУ"

журнал "джаз.ру": свежий номер; подписка; где купить
"полный джаз": сетевая версия журнала "джаз.ру" 18 лет в Сети
new! постоянно обновляющаяся лента джазовых новостей: "полный джаз 2.0"
подшивка "полного джаза": все выпуски (с 1998)
подписка: текущие новости джаза в rss
new! follow us on twitter
ЛЮДИ ДЖАЗА
музыканты: россия и экс-ссср - персональные страницы на "джаз.ру"
фотографы и журналисты
фотографии музыкантов на downtownmusic.net
оркестр олега лундстрема - официальный сайт
олег киреев - официальный сайт
пианист иван фармаковский - официальный сайт
алексей круглов - официальный сайт
даниил крамер - официальный сайт
алексей кузнецов - официальный сайт
вокалист александр андреев
ансамбль классического джаза валерия киселева
ДЖАЗ ЖИВЬЁМ
россия: клубы, концерты - сводная афиша: москва, санкт-петербург, екатеринбург, нижний новгород и др. города
джазовая афиша: лента джазовых анонсов в живом журнале
фестивали: путеводитель по джазовым фестивалям россии
радио, тв: джазовые программы в российском эфире - путеводитель
РАЗГОВОРЫ
начинающим: завсегдатаи портала рекомендуют музыку
livejournal: сообщество "джаз.ру" - общение ценителей джаза в "живом журнале"
джазовый форум - общение знатоков джаза и импровизационной музыки в классическом формате веб-конференции
джаз.ру "в контакте" - группа журнала "джаз.ру" в популярной российской социальной сети
джаз.ру @facebook - официальная страница российского джазового журнала в международной социальной сети
джаз.ру в одноклассниках - официальная группа российского джазового журнала в старейшей российской социальной сети
follow us on twitter
РАДИО
джазовые радиоархивы: слушать!
радио, тв: джазовые программы в российском эфире - путеводитель
слушать здесь: джазовый подкаст от "джаз.ру"
ОБРАЗОВАНИЕ
джазовое образование в россии: краткий путеводитель
джазовое образование в сша: краткий обзор
джазовая кафедра московского университета культуры: специальная страница
московский колледж импровизационной музыки
эстрадно-джазовый колледж "консорт"
ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ

технологии для музыкантов

БИБЛИОТЕКА
начинающим: завсегдатаи рекомендуют музыку
начинающим: краткая история джаза
книги о джазе: теория, история, музыканты о музыкантах - читать!
видео: видеоканал "джаз.ру" на youtube, а также видеоархивы портала - смотреть!
сериал кена бернса "джаз": русская версия
НОВОСТИ
подписаться на новости от "джаз.ру" в rss
ПОИСК
поиск по порталу: страница поиска
О ПОРТАЛЕ
карта портала
о проекте. наши авторы.
использование информации
реклама на портале
КОНТАКТ
связаться с редакцией
ссылка на "джаз.ру"
   портал "Джаз.Ру": все о джазе по-русски
РАЗНОЕ
Rambler's Top100 Service
Искать на Озоне

ПАРТНЕРСТВО
BLUES NEWS
Downtown Music Блюз в России
Old Blues
Guitarist.Ru

ROLAND: ЦИФРОВЫЕ ОРГАНЫ СЕРИИ VK
VK-88В нашей стране техника игры на органе, в отличие от классической пианистической школы, не получила широкого распространения. В США же еще в 1980х годах электромеханический орган был в каждой церкви, каждом клубе и во многих частных домах. Неудивительно, что этот инструмент оказал такое грандиозное влияние на рок и джаз: практически все легендарные рок-группы пользовались органом: назовем лишь Pink Floyd, Uriah Heep, Deep Purple и Led Zeppellin, не говоря уж про Yes и Emerson Lake & Palmer, где орган был основой. Любители джаза также имеют записи плеяды джазовых органистов от Джимми Смита до Джои Ди Франческо. 
Электроорган, появившийся в начале тридцатых годов, изначально предназначался для домашнего музицирования. Действительно, иметь собственный духовой орган мог себе позволить далеко не всякий обеспеченный господин, и инженер Лоуренс Хаммонд (Laurens Hammond), создав электромотор с высокой стабильностью вращения, замыслил остроумное его применение: к мотору подсоединялись 91 колесико, похожие на часовые, которые вращались около магнитных звукоснимателей и тем самым генерировали звук. Получавшийся тембр, конечно, не очень-то подходил для воспроизведения величественных органных композиций европейских композиторов, но для жизнерадостной американской музыки оказался вполне уместен и востребован. 
С появлением звуковых модулей на основе воспроизведения сэмплов каждый из них обязательно содержит множество вариантов звучания механического электрооргана, и даже в обычной компьютерной звуковой плате в соответствии со стандартом General MIDI обязаны быть три инструмента этой серии: Rock Organ, Jazz Organ и Percussive Organ. 
Однако, органисты останутся настолько же недовольны такой имитацией, как и пианисты игрой на компьютерной MIDI-клавиатуре. Дело, конечно, в качестве звучания, но и не только в нем. Дьявол, что называется, в деталях: инструменты на основе воспроизведения сэмплов лишены многих средств выразительности, составляющих лексику органиста. 
Прежде всего, конечно, это возможность изменять тембр инструмента во время игры с помощью регистровых движков. Вместо пресетов (то есть заранее заданных вариантов звучания), использующихся в современных модулях, органисты сами подбирали сочетание гармоник с помощью девяти движков, причем для верхней, нижней и ножной клавиатуры используются свои комбинации.
В пятидесятых годах в органах появилась перкуссия - резкая атака звука, создаваемая с помощью аналогового генератора огибающей. Такая атака была присуща не всем звукам, как в сэмплерах, запечатлевших этот тембр, а лишь первой ноте из группы, сыгранной слитно. Таким образом, звучание разительно менялось при игре легато (певучая игра без перкуссии) и стаккато (с перкуссией). После короткой паузы генератор восстанавливается не полностью, а лишь частично, что дает не очень явную атаку. Приноровившись к этому недостатку, органисты превратили его в особенность игры. Перкуссия, впрочем, была присуща только верхней, солирующей клавиатуре.
VK-8Но и это далеко не все. Разные органы имели разную конфигурацию тоновых колес, и они генерировали различные приближения к синусоиде, разумеется, далеко не совершенные. Соседние вращающиеся колесики индуцировли токи в близко расположенных звукоснимателях. Раньше это считалось недостатком, так как давало грязные призвуки, однако именно это и придавало органу такую тембровую особенность. Позднее, в семидесятых, когда научились избегать таких побочных эффектов, многие органисты по-прежнему предпочитали грязный тон старых органов, называя такое звучание vintage. 
Идеально отстроенные и безупречно темперированные сэмплеры же лишены всей этой "неправильности". Какие бы красивые сэмплы они не использовали для своего звука, они ведут себя иначе, по-другому реагируют на динамику, и в конечном счете, требуют совершенно другой техники игры.
Стоит посмотреть на то, как играет органист. Он постоянно меняет звук регистровыми движками, включает и выключает вращение динамика, отстраивая динамику звука педалью экспрессии. Кроме того, органисты активно использовали возможности модулировать электрический сигнал - с помощью тремоло, вибрато, хоруса и перегрузки усилителя. Разумеется, современные сэмплеры дают возможность применить эффект к выбранному тембру. Однако, как правило, дается возможность выбора лишь одного эффекта - так, на перегруженном органе уже не получится включить эмуляцию вращающегося динамика.
Ну и еще один недостаток основанных на сэмплах генераторов - недостаточная плотность звука, когда звук теряется в общем миксе - заставил искать новые пути синтеза звука. 
Действительно, механические электроорганы перестали производить уже два десятилетия назад: массовый спрос перебили инструменты на основе воспроизведения сэмплов, а удовлетворять единичные заказы ценителей и профессионалов было нерентабельно (особенно если сравнивать с уровнем продаж начала 80х годов, когда продажи органов сравнялись с акустическими фортепиано; покупали их, в основном, любители домашнего музицирования). Кроме того, механический электроорган действительно имеет ряд практических недостатков: тяжеловесность (один инструмент весил около 100 кг), нестабильность в работе из-за изнашиваемых механических деталей и т. д. 
Выход появился около десяти лет назад: это было физическое моделирование.
Электроорганы серии Roland VK преследуют цель полностью воссоздать звук классических электроорганов. Тоновые колесики, даже у органов в прекрасном состоянии, никогда не работали строго предсказуемо. Эти случайные вариации и придавали классическим органам их богатый, сочный тембр. Кроме того, органы совершенно иначе реагировали на силу нажатия и нюансы игры, например, нота, сыгранная в контексте длинного пассажа, звучала иначе, чем та же самая нота после паузы. 
VK-8MДля достоверного воспроизводства этих особенностей настольный модуль VK-8M, одномануальный орган VK-8 и двухмануальный VK-88 используют моделирование тоновых колес, основанное на патентованной технологии Roland COSM. Оно позволяет виртуально воссоздать в недрах микрочипов 91 колесо в независимом постоянном вращении - так же, как на классическом электрооргане. В конечном счете, в любое время, когда нажимается клавиша, присутствует элемент "произвольности" и "непредсказуемости". В число преимуществ органа входит также и полноклавиатурная полифония, отсутствие "взаимоисключающих", сдвинутых по фазе обертонов (так часто встречающиеся в инструментах на основе воспроизведения сэмплов), и независимые друг от друга эффекты, эмулирующие вращение динамика и вибрато. Достоверно воспроизводятся и токи утечки, получающиеся при наводках от соседних колесиков, причем их уровень (равно как и уровень "клика" при нажатии и отпускании клавиш) можно регулировать, добиваясь и "чистого" звучания восьмидесятых, и "грязного" пятидесятых.
Но органы не звучат сами по себе - для их озвучки требуются усилители и динамики, каждый из которых имеет свое индивидуальное звучание. Поэтому органы серии VK моделируют четыре типа комбо-усилителей, и способны воспроизводить даже такой эффект, как удар по пружине ревербератора!
Также инструмент включает и некоторые эффекты, присущие современным инструментам, такие как кольцевая модуляция или добавление гармоник, управляемые положением руки над невидимым инфракрасным лучом. Пользовательские установки могут быть сохранены в ячейках памяти (36 ячеек для модуля VK-8M и 64 для органов VK-8 и VK-88), что позволяет моментально вызвать нужные параметры. 

Текст Ильи Сандалова

Copyright © 1997-2017 Джаз.Ру
учредитель: Кирилл Мошков
свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-24637 от 13.06.06.

использование информации

Основатель -
Петр Ганнушкин
Учредитель и главный редактор -
Кирилл Мошков

полные выходные данные, связь с редакцией


Электронное средство массовой информации "Портал Джаз.Ру". Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-24637