ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОРТАЛ JAZZ.RU
     
member of
Europe Jazz Media

for our english-speaking readers: russian jazz podcast, russian jazz news, russian jazz artist pages, russian jazz festivals and more
главная страница: вход на портал "джаз.ру"
начинающим: краткая история джаза
слушать здесь: бесплатный джазовый подкаст от "джаз.ру"
"джаз.ру" - видео! - видеораздел портала. только оригинальные российские джазовые видео!
календарь джазовых дат
новости "джаз.ру" в rss

Loading
ЖУРНАЛ "ДЖАЗ.РУ"

журнал "джаз.ру": свежий номер; подписка; где купить
"полный джаз": сетевая версия журнала "джаз.ру" 18 лет в Сети
new! постоянно обновляющаяся лента джазовых новостей: "полный джаз 2.0"
подшивка "полного джаза": все выпуски (с 1998)
подписка: текущие новости джаза в rss
new! follow us on twitter
ЛЮДИ ДЖАЗА
музыканты: россия и экс-ссср - персональные страницы на "джаз.ру"
фотографы и журналисты
фотографии музыкантов на downtownmusic.net
оркестр олега лундстрема - официальный сайт
олег киреев - официальный сайт
пианист иван фармаковский - официальный сайт
алексей круглов - официальный сайт
даниил крамер - официальный сайт
алексей кузнецов - официальный сайт
вокалист александр андреев
ансамбль классического джаза валерия киселева
ДЖАЗ ЖИВЬЁМ
россия: клубы, концерты - сводная афиша: москва, санкт-петербург, екатеринбург, нижний новгород и др. города
джазовая афиша: лента джазовых анонсов в живом журнале
фестивали: путеводитель по джазовым фестивалям россии
радио, тв: джазовые программы в российском эфире - путеводитель
РАЗГОВОРЫ
начинающим: завсегдатаи портала рекомендуют музыку
livejournal: сообщество "джаз.ру" - общение ценителей джаза в "живом журнале"
джазовый форум - общение знатоков джаза и импровизационной музыки в классическом формате веб-конференции
джаз.ру "в контакте" - группа журнала "джаз.ру" в популярной российской социальной сети
джаз.ру @facebook - официальная страница российского джазового журнала в международной социальной сети
джаз.ру в одноклассниках - официальная группа российского джазового журнала в старейшей российской социальной сети
follow us on twitter
РАДИО
джазовые радиоархивы: слушать!
радио, тв: джазовые программы в российском эфире - путеводитель
слушать здесь: джазовый подкаст от "джаз.ру"
ОБРАЗОВАНИЕ
джазовое образование в россии: краткий путеводитель
джазовое образование в сша: краткий обзор
джазовая кафедра московского университета культуры: специальная страница
московский колледж импровизационной музыки
эстрадно-джазовый колледж "консорт"
ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ

технологии для музыкантов

БИБЛИОТЕКА
начинающим: завсегдатаи рекомендуют музыку
начинающим: краткая история джаза
книги о джазе: теория, история, музыканты о музыкантах - читать!
видео: видеоканал "джаз.ру" на youtube, а также видеоархивы портала - смотреть!
сериал кена бернса "джаз": русская версия
НОВОСТИ
подписаться на новости от "джаз.ру" в rss
ПОИСК
поиск по порталу: страница поиска
О ПОРТАЛЕ
карта портала
о проекте. наши авторы.
использование информации
реклама на портале
КОНТАКТ
связаться с редакцией
ссылка на "джаз.ру"
   портал "Джаз.Ру": все о джазе по-русски
РАЗНОЕ
Rambler's Top100 Service
Искать на Озоне

ПАРТНЕРСТВО
BLUES NEWS
Downtown Music Блюз в России
Old Blues
Guitarist.Ru

ROLAND: V-Synth

Более ранние темы:

Синтезатор по ощущениям и технике игры настолько же отличается от акустического фортепиано, как перегруженная электрогитара от акустической с нейлоновыми струнами. Другие средства выразительности, другая лексика, другие тактильные ощущения, совершенно иная техника.
В начале 80-х был огромный коммерческий успех модели YAMAHA DX-7 - она имела полифонию больше, чем число пальцев на руке, и позволяла играть с наработанной фортепианной техникой. 
Аналоговые же синтезаторы долгое время оставались для пианистов неизведанной территорией. Инструмент иначе реагирует на динамику игры, требует другой фразировки, иного мышления. Инструменты сразу после их появления в шестидесятых тотчас же получили ярлык "неживых", механистических. Впрочем, грубым и назойливым называли в начале XVIII века звучание фортепиано, сравнивая его с клавесином. Тогда еще не родились Бетховен, Шопен, Рахманинов...


Действительно, для пианиста есть психологическая трудность овладения синтезатором: требуется высокая степень технической образованности. От музыканта требуется умение самостоятельно создать и найти свой звук, и здесь мало знать принципы аналогового синтеза; нужно чувствовать и предвидеть, как многочисленные параметры звука (а их несколько сотен) меняют оттенки звучания и ощущения игры. Можно ли требовать от пианиста технической эрудиции и чутья? И это при том, что устоявшейся школы игры на синтезаторах нет!
Приведу пример: звучание Brass (медных духовых) разительно меняется при изменении только двух параметров: режим моно (нельзя играть аккордами) и портаменто, которое включает плавное скольжение по высоте от одной ноты к другой. Изменяется только переход от одного звука к другому, но это полностью трансформирует восприятие инструмента. А если чуть-чуть увеличить время атаки и приглушить звук с помощью фильтра высоких частот, то изначальный тембр становится совершенно неузнаваемым. А ведь изменено всего только четыре параметра... 
Природу аналогового синтеза звука хорошо прочувствовали продюсеры танцевальной музыки. Они глубоко разбираются в архитектуре синтезаторов, и, как ни странно, ухо таких музыкантов очень чувствительно к тембровым краскам - именно в записях креативных танцевальных направлений можно услышать новые идеи в работе со звуком. Однако другие составляющие музыкальной фактуры редко порадуют ценителя живой музыки.
Переучившиеся же пианисты обычно не очень охотно ищут свой звук, ограничиваясь пятью-десятью полюбившимися пресетами (то есть программами с заданными параметрами). Создание "своего" звука им не очень-то и интересно, а тембровые краски они пытаются создать пальцами на клавиатуре - как это привыкли делать на рояле.
Синтезатор же по своей природе подразумевает сочетание этих подходов.
В отличие от танцевальных направлений, руки музыканта, играющего "живую" музыку, заняты клавишами, и ему некогда крутить многочисленные ручки. И здесь в полной мере проявляется преимущества цифровых инструментов. Они позволяют вдохнуть "жизнь" в звучание, назначая нужные параметры звука на то, что находится в пределах досягаемости при игре. Это пара колес, педали, послекасание (клавишные инструменты отвечают на два типа динамики: на начальную скорость нажатия - velocity - и на силу давления на клавишу после нажатия - aftertouch), несколько ручек и появившийся недавно в инструментах Roland инфракрасный контроллер D-Beam. Причем, как именно будет отвечать на то или иное действие, программирует сам музыкант, опираясь на свое представление и вкус. 
Так, часто на одно из колес назначается вибрато, а на послекасание - тембр, чтобы при усилении давления на клавишу звучание становилось ярче. Впрочем, можно силу давления использовать для управления уровнем перегрузки одновременно с увеличением посыла на задержку delay, или задавать педалью глубину тремоло. В конечном счете, зная свои средства выразительности, музыкант сам определяет, что ему удобнее делать - повернуть ручку или нажать педаль. Одним из важнейших удобств работы с цифровыми инструментами является возможность сохранить наработанные звуки в памяти для последующего мгновенного вызова.
Широкие возможности для создания своих собственных звуков, не ограничиваясь только использованием готовых пресетов, предоставляют несколько клавишных инструментов Roland.
Прежде всего, это все инструменты семейства XV и Fantom, где управление организовано в логичные меню, похожие на компьютерные (впрочем, с помощью специальных программ можно редактировать тембр и на компьютере). 

 И есть инструменты, где основным параметрам отведены свои ручки или кнопки. Это широко известные музыкантам "моделлеры" аналоговых синтезаторов Roland JP8000 (синтезатор с клавиатурой) и Roland JP-8080 (модуль без клавиатуры), появившиеся в начале девяностых одними из первых в своем классе. 

И вот в январе анонсирован выпуск нового инструмента этого класса - Roland V-Synth.

Это новый, необычайно выразительный музыкальный инструмент, открывающий новые горизонты для тех музыкантов, которые стремятся к созданию оригинальных тембров, к поиску своего собственного, ни на что непохожего звучания. 
Сердцевиной V-Synth являются два осциллятора, использующие несколько типов генерации: во-первых, это воспроизведение сэмплов из постоянной памяти инструмента (или загруженных в оперативную память); во-вторых, это физическое моделирование аналоговых синтезаторов; в третьих, в качестве осциллятора может быть использован сигнал, поступающий извне - например, с микрофона или гитары. 
В режиме воспроизведения сэмплов может быть использована технология VariPhrase(tm) для создания т. н. "эластичного аудио" - свободно трансформируемых аудиофраз с независимыми настройками длины и высоты и компенсацией форманты. Более подробно о технологии VariPhrase будет рассказано позже.
Что же касается внешних сэмплов, то их можно не только записать с аналогового или цифрового входа V-Synth, но и загрузить в форматах WAV и AIFF со SMART-карты или через порт USB. Аналоговое моделирование дает возможность получить живое и выразительное, "теплое" звучание в стиле классических аналоговых синтезаторов. В основе моделируемых тембров лежат 9 "виртуальных" аналоговых волновых форм, как стандартных (синусоида, "пила" и т.д.), так и комбинированных. И наконец, архитектура синтезаторного блока V-Synth позволяет обрабатывать звуки внешних источников - других синтезаторов, гитар, вокала, виниловых "вертушек" и т.д., подключенных ко входу устройства. 
выбор конфигурацииV-Synth обладает изменяемой архитектурой синтеза. Нужная конфигурация выбирается из трех базовых цепочек. 
Эти цепочки определяют путь прохождения сигнала от двух взаимно модулируемых осцилляторов через систему COSM-фильтров, усилителей и обработок.
органы контроля на передней панелиОсновные их параметры можно регулировать прямо с передней панели при помощи многочисленных кнопок, ручек и ползунков. 
экранное окно V-SynthБолее детальные настройки производятся в экранном окне V-Synth. 
Отдельно следует сказать несколько слов о цифровых формантных фильтрах. Многорежимные фильтры, применяемые в V-Synth, содержат 2 цифровых процессора, использующих технологию физического моделирования звуковых объектов COSM. Кроме традиционных алгоритмов фильтрации, здесь можно найти такие режимы, как Side Band Filter, формирующий жесткое металлическое наполнение звука; Wave Shaper, управляющий формантой; а также моделируются усилители и влияние различных акустических корпусов (Resonator).
Быстрая и удобная работа с V-Synth в реальном времени обеспечивается множеством контроллеров, среди которых особенно стоит отметить двойной инфракрасный D-Beam контроллер, хорошо зарекомендовавший себя в различных моделях синтезаторов, грув-боксов и ремикс-студий Roland, а также совершенно новый Time Trip Pad, позволяющий регулировать параметры волновых форм - без искажений тональности и форманты - простыми движениями пальцев по резиновой подкладке.
Разумеется, инструмент потребует времени для овладения им. Нужно услышать и привыкнуть к тому, как звучит та или иная модель, опробовать большое количество сочетаний вариантов. Но внимательный и дотошный владелец будет, безусловно, вознагражден совершенно новыми возможностями для создания своих звуков.

Текст: Илья Сандалов, Роман Дулин

Музыкальные инструменты Roland

Copyright © 1997-2017 Джаз.Ру
учредитель: Кирилл Мошков
свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-24637 от 13.06.06.

использование информации

Основатель -
Петр Ганнушкин
Учредитель и главный редактор -
Кирилл Мошков

полные выходные данные, связь с редакцией


Электронное средство массовой информации "Портал Джаз.Ру". Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-24637