ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #45 (55) - 8 декабря 1999 г.
Слово
к читателям
Интересные темы для размышления все чаще приходят из работающего на сервере "Джаз в России" форума "Разговоры о джазе". Что и неудивительно - развиваясь, форум все больше превращается в место общения незаурядных людей, слушающих незаурядную музыку, а не просто в досочку для прикрепления объявлений типа "!!!!ПРАДАМ ГЕТАРУ "ФЕНЬДЕР" БЫСТРО И НИДОРАГО!!!!". Так вот, одна из заинтересовавших нас тем - практическое отсутствие традиции создания фольклорно-развлекательных джазово-слэнговых текстов по-русски.
То есть это мы сами так формулируем тему: участники дискуссии просто приводят фрагменты соответствующих английских текстов и с сожалением констатируют, что по-русски ничего подобного нет и представить трудно. Для знающих английский (заранее просим прощения у дам) - маленький пример: "It's OK, honey, I said your words are like Bird's song to me, and "I am so old fashioned." Yeah baby "I've got you under my skin." When I took her to my place "miss Otis regrets." I said "ev'ry time we say goodbye," but "you do something to me" and "it's all right with me."
Трудно представить это по-русски не потому, что по-русски это "плохо прозвучит" - как язык с очень богатой, ну просто ОЧЕНЬ богатой литературной традицией, русский язык способен переварить и приспособить что угодно. Трудно представить это потому, что наша "джазовая среда", как мы неоднократно имели честь вам доложить, чрезвычайно узка и создала слишком маленькую и - парадокс! - недостаточно замкнутую субкультуру. Дело тут даже не в том, что англо-американский джазовый слэнг наполнен иронически-стебными переосмыслениями названий сотен джазовых стандартов и употребляемыми вместо названий разных действий, предметов и органов именами тысяч джазовых музыкантов. При желании, как в форуме это делает некто Гугу, можно поднапрячься и соорудить несколько строчек по-русски по тому же принципу. Только не смешно получится: неорганично.
В чем тут дело? Почему музыкально одномерный, в массе своей, "русский рок" породил широчайшую субкультуру, которая, хотя ее золотые годы давно уже миновали, продолжает оставаться актуальной для очень большого числа людей, а джазовая среда России такую субкультуру хотя и породила когда-то, но уже давным-давно потеряла? Читая воспоминания о времени "чуваков", человек иного поколения (пусть даже и сходных музыкальных вкусов) ловит себя на отстраненно-этнографическом, отчужденном интересе, как если бы он читал наблюдения о московском быте конца прошлого века (ну, к примеру, Гиляровского) или же о быте японском (скажем, Лафкадио Херна). Да, субкультура была, но где она? Только и отдается эхом:

    Там чуваки все, право слово,
    Кидают атомным толково.

Ну да, джазовых людей в России от силы несколько тысяч, это мы уже слышали, сами повторяли и скорее всего повторим еще неоднократно, потому что это святая истина. Джаз - не образ жизни для тех, кто его сейчас слушает, вот что. Джаз - э л е м е н т образа жизни. Особенно для той части джазовой аудитории, которая моложе 30. А это очень значительная часть. Джаз для этих людей - вряд ли Абсолют (а если и Абсолют, то только тот, что в кавычках и бутылке). Он - часть их мира, равноправная со многими другими частями: фильмами, книгами, Интернетом, да и со множеством другой музыки! Ну, например, типичный набор музыкальных пристрастий - реально существующая бумажка, наугад вытянутая из пачки реально существующих (заполненных в рамках некоего опроса полтора месяца назад) анкеток невыносимо реальных первокурсников МГУ: "Том Уэйтс, Джон Зорн, Dead Can Dance, the Dubliners, Джон Колтрейн, Джими Хендрикс, Led Zeppelin, Gentle Giant, Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Майлс Дэвис, Mr.Bangle, Red Hot Chili Peppers". Как видим, у 17-летнего москвича все это одновременно весьма актуально: и рок, и джаз, и фолк, и блюз-рок, и фолк-рок, и Бог знает что еще. И ведь он не задается вопросом: как все это уживается? Он просто слушает все это подряд, и все. И дай Бог ему здоровья, а нам побольше гибкости и готовности открыться навстречу чему-нибудь незнакомому.

Как это было
в Москве
Аркадий Шилклопер2 декабря в посольстве Швейцарской Конфедерации в Москве состоялся вечер в честь российского импровизирующего валторниста и исполнителя на альпийском роге Аркадия Шилклопера. Этим вечером швейцарское посольство и фонд Pro Helvetica, занимающийся пропагандой швейцарской культуры за рубежом, отметили "большой вклад Аркадия в дело популяризации во всем мире швейцарского национального духового инструмента - альпийского рога". В последние несколько лет Аркадий, увлекшись импровизацией на этом непростом инструменте (имеющиеся у него два экземпляра "альпенхорна" вместе достигают длины в семь с половиной метров), действительно все больше использует рог в различных музыкальных проектах со своим участием. На вечере Аркадий выступил со своим партнером по нескольким проектам (Moscow Art Trio с пианистом Михаилом Альпериным, трио с контрабасистом Владимиром Волковым) фольклорным певцом Сергеем Старостиным и контрабасистом Игорем Иванушкиным (Владимир Волков, постоянный участник этого трио, приехать не смог - был на гастролях). После того, как музыканты исполнили первый номер (пьесу Аркадия "На пять"), пораженная аудитория, состоявшая из швейцарских дипломатов, представителей швейцарских компаний и средств массовой информации в Москве, разразилась бурными аплодисментами - видимо, после объявления о "русском артисте, играющем на альпийском роге", они ожидали увидеть какого-нибудь старательного студента с фольклорным этюдом, но никак не опытного импровизатора со сложной полиритмической пьесой. Всего музыканты играли три пьесы, после чего на сцену поднялся находившийся в Москве с визитом министр иностранных дел Швейцарии Йозеф Дайс и от собственного имени вручил Аркадию подарок - альпийский рог работы швейцарского мастера Йозефа Стоккера в очень красивом футляре (этот же мастер, что изготовил попавший в Книгу рекордов Гиннеса самый длинный в мире 47-метровый альпийский рог). Это уже третий рог в коллекции Аркадия. Правда, самый лучший инструмент Аркадия, по его словам, изготовлен не в Швейцарии, а во Франции мастером Матье Ламе.

В Москве и нескольких других городах России проходит фестиваль "Культурные герои 21 века". Фестиваль этот, извините за сложное слово - интердисциплинарный, то есть в его состав включены самые разные мероприятия - литературные, поэтические, художественные, музыкальные. Среди музыкальных событий фестиваля в Москве выделяется программа, идущая в эти дни в клубе-центре "Дом" (мы анонсировали ее в # 54). Наш корреспондент побывал на одном из концертов фестиваля...>>>>

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем одного из самых известных джазовых музыкантов Украины - одесского пианиста Юрия Кузнецова. Не так давно (в 8-9 номере дружественного журнала "Джаз-квадрат" за этот год) Кузнецов в еще одном интервью предстал как музыкант, как мыслитель, как человек музыки. Но, как учил некоторых из нас В.И.Ульянов, "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" (ПСС, т.12, стр.265). Юрий Кузнецов ведь живет где-то? Правильно, и не где-то, а в Одессе. Так вот в сегодняшнем интервью он предстает в основном как одессит, как действующее лицо культурной жизни города, где он живет...>>>>
Москва - это вам
еще не все
6 декабря в Тольятти завершился пятый городской и одновременно первый международный фестиваль "Тольятти-Джаз' 99". Престиж и популярность фестиваля постоянно растет - если на первом фестивале было всего 200 зрителей, то в это раз зал был переполнен. Открыл фестиваль 3 декабря джаз-квартет Георгия Гараняна - известнейшего альт-сакофониста, Народного артиста России, ветерана, сорок с лишним лет стоящего на джазовой сцене. 4 декабря - фестивальный день. Выступали джазовые коллективы из Самары, Новокуйбышевска, Чапаевска, Сызрани, Уфы, Пензы, Челябинска, Златоуста, Ульяновска и, конечно же, Тольятти. Вечером самых страстных поклонников ждал джем-сешн. Третий фестивальный день завершился выступлением легенды отечественного джаза - оркестра под управлением Олега Лундстрема. Тольяттинская радиостанция "Август" стала обладателем записи выступления этого (старейшего в мире!) джазового коллектива, любители джаза смогут услышать эту запись в ближайшей программе "Синкопа". Первая часть выступления была посвящена Дюку Эллингтону, а вторая - Джорджу Гершвину. Итак, праздник джазовой музыки удался, остаётся терпеливо ждать наступления следующей зимы и фестиваля "Тольятти-Джаз' 2000".
Только на радиостанции "Август " в программе "Синкопа"! Запись выступления оркестра под управлением Олега Лундстрема на фестивале "Тольятти-Джаз' 99" доступна в формате Real Audio с 7 декабря на странице программы "Синкопа"

Дмитрий Юдин, Тольятти

Еще одна новость - из Томска: джазовый сезон, пусть и с опозданием, открылся и там...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
"Ришад Шафи представляет Гунеш"15 декабря в Центре искусств ЦДХ пройдет юбилейный концерт, посвященный тридцатилетию (!) ведущей джаз-рок-группы Туркменистана - "Гунеш". По-прежнему во главе этого коллектива - колоритный длиннобородый барабанщик, похожий на индийского факира, только фамилия его потеряла русифицированное окончание: он теперь - Ришад Шафи. Помните радостного колдуна, еще в советское время поражавшего телезрителей виртуозной игрой на титанической установке из десятков барабанов, барабанчиков, тарелок и прочих звучащих предметов? А какие гости примут участие в концерте! Уникальный крымский гитарист Энвер Измайлов, извлекающий из электрогитары потоки звуков сразу всеми пальцами обеих рук на грифе; участники его трио из Крыма - перкуссионист Рустем Бари и саксофонист-флейтист Наркет Рамазанов; мастер игры на традиционных индийских барабанах Тешаб Канти Чоудри... Концерт, помимо юбилея группы, приурочен к выпуску на московском лейбле Boheme Music (кстати,, "Богема" организует этот концерт) CD, который называется "Ришад Шафи представляет Гунеш".
Чтение
Нехитрая истина: лучшие русские джазмены ничуть не хуже американских, но Америка все равно всегда будет впереди, потому что музыкальное образование в этой стране в сотни, тысячи раз более массово, нежели в России. Следовательно, из десятков тысяч - как в США - умеющих (и любящих) играть джаз людей (профессионалов и любителей) на вершину музыкальной пирамиды по определению выдвинется больше первоклассных музыкантов, чем из нескольких сотен, как в России. Интересующихся редактор "Полного джаза" может отослать к собственной статье на эту тему, опубликованной в журнале "Джаз-квадрат". Мы же сегодня знакомимся с любопытнейшим документом - свидетельством очевидца, так сказать: джазовая среда Америки глазами живущего в этой стране русского...>>>>
А в это время
за бугром...
Чарли Берд2 декабря в Аннаполисе (Мерилэнд, США) скончался легендарный джазовый гитарист Чарли Берд (Charlie Byrd). Музыканту было 74 года. Он умер у себя дома после многолетней борьбы с онкологическим заболеванием.
В последний раз гитарист выступил перед аудиторией 18 сентября в расположенном в Аннаполисе клубе "Maryland Inn's King of France Tavern", где он регулярно играл с тех пор, как переехал в столицу Мерилэнда в 1972 г.
Елена Берд, сводная сестра музыканта и его адвокат, сообщившая журналистам весть о смерти Чарли, рассказала, что двадцать лет назад Берд уже перенес хирургическую операцию по поводу рака мочевого пузыря. Однако в 1990 г. врачи снова диагностировали рак у Чарли Берда, на этот раз - в легком.
Чарли Берд родился в Чакатаке (по другим сведениям - в Суффолке), Вирджиния, 16 сентября 1925 г. Легенда гласит, что играть на гитаре он научился у отца-мандолиниста, а первые музыкальные впечатления получил, слушая безработных музыкантов, игравших в лавке отца в годы Великой Депрессии. Впоследствии он получил техническое образование и сражался в рядах американской армии в Европе во время Второй мировой войны. С конца 40-х Чарли Берд профессионально выступал как джазовый гитарист - огромное впечатление на него произвела встреча во время армейском службы с игравшим для американских войск цыганским супергитаристом Джанго Рейнхардтом, единственным европейцем, еще до Второй мировой вошедшим в "первую лигу" джаза. В 1950-м Чарли переехал в Вашингтон, чтобы получить образование по классической гитаре: его учителем стал легендарный Софоклес Папас. А в 1954 г. Берд на время переехал в Италию, чтобы брать уроки классической гитары у самого Андреса Сеговии, величайшего классического гитариста XX века.
В начале 60-х Чарли Берд в числе других американских джазовых музыкантов серьезно увлекся бразильской музыкой, в первую очередь стилем босса-нова. Именно Берд наряду с тенор-саксофонистом Стэном Гетцем был среди тех, кто сделал босса-нову популярной с США и во всем мире. Совместная запись с Гетцем "Jazz Samba" и концертная запись трио Чарли Берда в нью-йоркском клубе Village Vanguard принадлежат к числу эпохальных работ в истории джаза.
В начале 70-х Берд переехал в Аннаполис. Он продолжал оставаться активным и уважаемым действующим лицом американской джазовой сцены, много путешествовал и увлекался парусным спортом - он владел восьмиметровой парусной яхтой "I'm Hip" ("Я Клевый").
За популяризацию бразильской музыки во всем мире правительство Бразилии в 1999 г. наградило Чарли Берда званием "Рыцарь Риу-Бранку". Несколько месяцев назад он подарил свой огромный нотный архив университету Джона Хопкинса в Балтиморе, сделав этот архив достоянием публики.
Его пережили двое братьев, жена Ребекка Берд, две дочери и внучка.
Музыкальная панихида по Чарли Берду состоится 11 декабря в Унитарной церкви Аннаполиса.

JazzE.com2 декабря в Интернете появился новый информационный джазовый ресурс - JazzE.com, проект компании KnitMedia (которая владеет сетью клубов Knitting Factory, компанией грамзаписи Knitting Factory Works, присуждает премию Jazz Awards, продюсирует джазовый фестиваль Bell Atlantic и т.п.) По этому поводу президент KnitMedia Майкл Дорф разразился пространным заявлением, общий смысл которого сводится к тому ,что KnitMedia желает ковать железо, пока горячо, и хочет срочно занять нишу Главного Сетевого Джазового ресурса, минувшим летом покинутую убитой алчными владельцами JazzCentralStaion. В частности, в этом заявлении говорится: "Это (создание сервера - ред.) позволит не только расширить аудиторию джаза, но и пойти навстречу до сих пор не выполненному желанию уже существующего джазового сообщества, которое использует цифровые технологии для своего развлечения".
Ежедневными джазовыми новостями на новом ресурсе (весьма лаконичными, но точными) заведует Джон Свенсон, создатель "Путеводителя по джазу и блюзу журнала Rolling Stone". Он же - главный редактор сервера в целом. Кстати, он собирается разместить на сервере свыше 10 000 написанных им за многие годы рецензий на джазовые пластинки.
Сервер располагает концертной базой данных, поиск в которой осуществляется по имени артиста, городу, клубу/залу или дате.
На JazzE будут располагаться биографии возможно большего количества музыкантов. Пока, насколько мы успели понять, там есть только 50 биографий ведущих фигур джазовой истории, написанные критиком Айрой Гитлером и вошедшие в состав его "Энциклопедии джаза". Зато к ним прилагаются дискографии, видеоролики (концертные съемки и интервью) и т.п. Кстати, сервер будет вести живые трансляции: например, в январе - конференции Ассоциации джазовых преподавателей (см. ниже).
Кроме того, на сервере будет работать Веб-радио (в формате Shockwave), лежит "История джаза" Дэна Моргенстерна, создана тесная связь с еще одним проектом KnitMedia - JazzChool.com (интерактивной обучающей системой для студентов - музыкантов) и т.п. Главное, чем новый сервер обещает отличаться от обычных информационных ресурсов - тем, что он предлагает своим читателям самим участвовать в его расширении: помимо форумов и чатов, планируется, что читатели смогут вносить в базы данных сервера свои собственные рецензии, биографии артистов и т.п.

BirdlandПока московский Birdland праздновал свою вторую годовщину, настоящий Birdland - нью-йоркский - отмечает пятидесятую. Празднование будет идти четыре дня - с 15 по 18 декабря. "Джазовый перекресток всего мира" (так когда-то назвал клуб его первый хэдлайнер, альт-саксофонист Чарли Паркер - собственно, клуб и имя получил благодаря кличке Паркера "Bird") приготовил своим посетителям два сюрприза. 15 декабря в клубе - редчайшее выступление квартета пианиста Дейва Брубека (дело в том, что Брубек - пианист принципиально концертный и крайне редко играет в ночных клубах). А 16-18 декабря в "Бердлэнде" - "Три тенора". Нет, конечно, не тех. Имеются в виду тенор-саксофоны. Три тенора - это Джо Ловано, Майкл Брекер и Дэйв Либман, которые будут играть вместе!
Все четыре праздничных концерта будут транслироваться в RealAudio через сервер Global Music Network.
Когда Birdland открылся, он был расположен на углу Бродвея и 52-й улицы, в то время - самой джазовой улицы в мире. Тогда клуб пользовался невероятной популярностью - за несколько лет работы через его двери, говорят, прошло более миллиона человек! Клуб был нью-йоркской штаб-квартирой биг-бэнда Каунта Бэйси, на его сцене регулярно выступали Джон Колтрейн, Телониус Монк, Лестер Янг и Майлс Дэвис... Но дела клуба, как и всей джазовой индустрии, в конце 70-х - начале 80-х шли все хуже и хуже, и в 1986 году Birdland перебрался туда, где арендная плата пониже - в Гарлем. Десять лет клуб проработал на углу Бродвея и 106-й улицы. И вот в 1996 г. нынешний владелец Birdland'а Джон Валенти решил снова перевести его "туда, где находится аудитория" - в Средний город. Сейчас "Земля птиц" находится на Западной 44-й улице, всего шестью кварталами южнее своего первоначального расположения.
Подробнее с клубом можно познакомиться на его Веб-странице.

12-15 января 2000 года в Нью-Орлеане состоится XXVII ежегодная конференция Международной ассоциации джазовых преподавателей. Преподаватели будут собираться в отеле Hyatt Regency и в крупнейшем в мире крытом спорткомплексе Louisiana Superdome. В программе конференции - более чем 200 концертов и творческих мастерских, вручение премии NEA Jazz Master Awards, ночные джем-сейшны, объявление победителей конкурса джаз-фестиваля Монтре и симпозиум по джазовому радиовещанию, устраиваемый Национальным общественным радио США. В концертах конференции примут участие Джошуа Редман, оркестр Каунта Бэйси, Данило Перес, ансамбль звезд Нью-орлеанской джазовой комиссии (с участием отца братьев Марсалисов - трубача Эллиса Марсалиса), трио Бенни Грина - Крисчена Макбрайда - Рассела Мэлоуна, саксофонист Джо Ловано и др. Ожидается, что в конференции примут участие свыше шести тысяч человек из 35 стран.
Подробности - на сайте Ассоциации. Кроме того, в дни работы конференции на JazzE.com будет идти прямая трансляция ее основных событий.

Новые альбомы
Начиная с предыдущего номера, мы по многочисленным настойчивым просьбам читателей регулярно публикуем списки новых джазовых альбомов, выходящих как на Западе, так и в России. В сегодняшнем выпуске - американские релизы начала января и российские релизы декабря.
Россия (поступает в продажу в декабре)
  • "In Moscow" - Dave Brubeck Quartet, Boheme Music
  • "In Moscow" - Dr. Lakshminarayana Subramaniam, Boheme Music
  • "Византия" - "Вермишель Оркестра", Boheme Music
  • "Imagine" - Даниил Крамер и Квартет им. Глинки, Boheme Music
  • "Rishad Shafi Presents Gunesh" - "Гунеш", Boheme Music
За рубежом (поступает в продажу до 11 января): новые издания
  • "Portraits in Jazz and Clave" -Ray Barretto and New World Spirit + 4, RCA Victor
  • "Best Intentions" - Chris Dahlgren, Koch Jazz
  • "Papyrus - Volume One" - Bill Dixon with Tony Oxley, Soul Note
  • "Live in Chicago" - Kurt Elling, Blue Note
  • "I Can See Heaven from Here" - The Gordon Group, Koch Jazz
  • "Brand New World" - Jimmy Greene, RCA Victor
  • "Cover Project" - Kamikaze Ground Crew, Koch Jazz
  • "Zero One" - Geoff Keezer, Dreyfus
  • "Trio in Tokyo" - Michel Petrucciani - Steve Gadd and Anthony Jackson, Dreyfus
  • "The Enemies of Energy" - Kurt Rosenwinkel, Verve
  • "Actual Size" - Peggy Stern, Koch Jazz
  • "Kreuzberg Park East" - Gebhard Ullman, Soul Note
Переиздания
  • "Jazz for Swingin' Lovers" - Various Artists, RCA Victor
  • "Winter Jazz" - Various Artists, 32 Jazz
  • "Falling in Love With" - Louis Armstrong, RCA Victor
  • "The Complete Blue Note Donald Byrd and Pepper Adams Studio Sessions" - Donald Byrd and Pepper Adams, Mosaic, four CDs
  • "Falling in Love With" - Paul Desmond, RCA Victor
  • "Falling in Love With" - Duke Ellington, RCA Victor
  • "The Peacocks" - Stan Getz, Koch Jazz,
  • "Falling in Love With" - Benny Goodman, RCA Victor
  • "Music to Watch Girls By" - Al Hirt, RCA Victor
  • "Love Songs" - Lena Horne, RCA Victor
  • "Duets" - Ellis Larkins and Ruby Braff, Vanguard
  • "Falling in Love With" - Glenn Miller, RCA Victor
  • "Setting Standards" - Woody Shaw, 32 Jazz
  • "Falling in Love With" - Frank Sinatra and Tommy Dorsey, RCA Victor
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Юрий Мачкасов,
Галина Козорезова,
Дмитрий Юдин,
Валерий Рыбаков,
Олег Томашевский,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat

Reuters,
Associated Press,
PRNewswire,
JazzE News
CDNow's Daily Music News Jazz,
Billboard

Фото:
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!