реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1997 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #45
"Домашние" герои
Очередной вечер фестиваля "Культурные герои 21 века" на этот раз, 5 декабря, состоялся в - опять же - культурном центре "Дом". Обычно битком набитый, на этот раз зал был полупустым. Говорят, что население России уменьшится вдвое к 2015 году. По-видимому, это произошло уже в начале декабря 1999 года, правда, пока лишь в одном отдельно взятом "Доме".
Итак, эта "безумно интересная", как было объявлено, программа включала в себя два огромных по времени культурных отделения. Первое отделение отыграли музыканты из Челябинска: Лев Гутовский, Сергей Белов и присоединившаяся к ним в этом году вокалистка Ольга Леонова. Все это трио вместе составляет НХА ("Новый Художественный Ансамбль").
Лев Гутовский (НХА)Достопочтенные зрители-слушатели, потягивающие пивко на галерке, увидели программу "Невыносимая легкость бытия", премьера которой состоялась в родном Челябинске. Смотреть программу стоит. Стоит хотя бы потому, что вряд ли вы где еще услышите такое сочетание электроакустики, живых инструментов, пронзительного вокала и... театрального - без преувеличения - действа. За театральный элемент, кстати, на этот раз "отвечал" Никита Важенин, улыбчивый шоумен, который иногда принимает участие в выступлениях НХА.
Слушая эту новую музыку, ты действительно как-то подсознательно начинаешь понимать, что такая культура черпает сама себя из будущего. Нет привычной, обыденной текстуальности; музыка подкупает своей случайностью и в то же время сложностью восприятия, что ли. Есть сильный голос, который главенствует над музыкой, но... Не стоит только слушать или только смотреть НХА. Выступление заслуживает того, чтобы его и видели, и чувствовали одновременно.
Звуки гитарного плача. Два человека в масках, таинственно колдующих над электроникой. На сцене появляется человек в черном костюме (Никита Важенин). Сейчас, в этот момент, он - актер, герой новой урбанистической культуры. На сцене в нем есть все: муки страдания, таинственность, любопытство каждого человека, обреченность бытия сегодняшнего и радужность завтрашнего. Но лишь цельная картина музыки, действа и голоса может иметь смысл. Всегда есть творческий поиск во время самого выступления, а не на репетициях. Поэтому нет искусственности, а есть живость барабанных звуков, авангардного костюма вокалистки и ее пения (такого разного, драматически острого и спокойного), нет скучной простоты, а есть интрига даже в громыхании цепей в жестяной банке. Кроме того, в свое искусство НХА внес новый элемент - движущуюся картинку, видеоряд. Образ паука - он становится почти осязаемым через искусное соединение звуков и общего впечатления. Вот она, "невыносимая легкость бытия".
Надо сказать, что, несмотря на всю замечательность и подкупающее новаторство, программе "Невыносимая легкость бытия" зрители явно не отдали должное. Искусство, пришедшее из будущего, не поняли. Потому что во время выступления НХА были и свисты, и выкрики. К сожалению, звуки продуцировались не только на сцене, но частенько и среди некоторых зрителей. Видимо, представление ансамбля оказалось для них поистине "невыносимым". А это еще одно доказательство тому, что культура эта не массовая, а "узкая", для избранных, и НХА - это нелегкое испытание искусством. Вывод. Двадцать первый век мало кого интересует: все предпочитают остаться в веке двадцатом.
Ко второму отделению ряды слушателей несколько поредели. Остались, очевидно, самые благодарные слушатели "культурных героев". Скажу сразу, что музицирование следующего ансамбля "НеТе" было воспринято с большим энтузиазмом. Многим очень даже понравилось. "НеТе" - своего рода "резиденты" этого культурного центра, домашние, или "домовые", люди, как они сами себя называют. Состав группы: Михаил Юденич - барабаны (Смоленск), Николай Льговский - барабаны (Москва), Эдуард Сивков - саксофоны (Вологда), Сергей Жирков - голос, народные инструменты и гитара (Люберцы). Пятый участник - молодая вокалистка Елена Сергеева. Вот такая всероссийская сборная. (Собственно "НеТе" - это Жирков и Лена Сергеева - ред.)
Участники "НеТе" представили "народно-танцевальную" программу. Конечно, это искусство уже несколько другого рода, нежели творчество предыдущего ансамбля. Оно понятней, потому что "народное". И, как было сказано, выступление "НеТе" было "легкой невыносимостью" по сравнению с "Невыносимой легкостью...".
Группа примечательна многообразием используемых инструментов и, соответственно, издаваемых звуков. Параллельная игра на саксофоне и гуслях рождает нечто, что просто хочется слушать и не хочется объяснять. "НеТе" музицируют и на балалайке, и на губной гармошке, и на всевозможных тарелочках-барабанчиках - а инструментов, включая электрогитару, в несколько раз больше, чем самих участников.
Отдавая должное инструментальности ансамбля, не следует забывать и вокальных способностях музыкантов. Собственно, вокалистов, как я уже говорила выше, двое, но преобладает (и это плюс) насыщенный, глубокий голос вокалистки Елены Сергеевой, которая, ко всему прочему, еще играет на губной гармошке.
Особенно публике понравилась композиция "А меня маменька рожала..." (мужской вокал) своим ритмом - "аж прямо за душу щипает!". Кстати, группа отличилась композицией "Ой, за горой...", поскольку исполняла ее по большей части без аккомпанемента инструментов. Если у НХА голос был лишь одной их составных частей их театрально-звукового искусства, то вокал для группы "НеТе" - это половина их успеха, а он был, поверьте.
Напомню, что группа "НеТе" представила свою программу как "танцевальную". Правда, танцующих людей поначалу что-то не было, хотя среди сидящих очевидцев выступления были замечены те, кто содрогался в танцевальных порывах под буйные народные ритмы. Под конец выступления одна девушка, по имени Инна, все же не выдержала и начала выливать свои эмоции в танце, но не одна, а уже в паре. Таким образом, программа наконец оправдала свой танцевальный статус.

Галина Козорезова

На первую страницу номера