ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #44 (54) - 1 декабря 1999 г.
Слово
к читателям
Ну все, кажется, господа коллеги высказались: больше мнений в самоорганизовавшуюся дискуссию о видовых особенностях и био/психологических признаках джазовых журналистов не поступало. Будем считать, что наболевшее и навеявшееся уже стало достоянием гласности; впрочем, это не значит, что дискуссия закрыта - если кто-то из почтенных коллег или читателей захочет высказаться на ту же тему (см. "Слова..." из ## 50, 51, 52, 53), мы ему такую возможность с удовольствием предоставим.
В заключение же состоявшейся части дискуссии позвольте привести два взаимосвязанных/взаимоисключающих определения задач журналистики как таковой, взятых из учебника "Введение в теорию журналистики" (автор - проф. Евгений Прохоров, в связи с чем вся эта наука у первокурсников факультета журналистики называется "прохороведение"). Итак, задачи журналистики - это:
полное и объективное донесение социально значимой информации до аудитории
и
формирование общественного мнения по определенным вопросам.
И все. Согласитесь, то же самое можно написать и на знамени джазовой журналистики. Доносим? Доносим. Социально значимую? В рамках референтной социальной группы - безусловно. Формируем? В меру сил, умения и желания. Ну, а уж что там себе думает или, не дай Бог, чувствует джазовый журналист в процессе выполнения этих двух своих задач - не есть ли это его сугубо личное дело? На самом деле, конечно, не совсем так - ведь эти его субъективные ощущения могут быть (и становятся сплошь и рядом!) весьма мощным фактором в его профессиональной деятельности, что все участники дискуссии (каждый по-своему, каждый - со своей уникальной колокольни, но в той или иной степени все) и продемонстрировали.
Впрочем, наука прохороведения до исторических решений XXVII съезда и до всяческих безобразий вроде перестройки и демократии предусматривала и еще одну задачу журналистики, а именно пропаганду политики горячо любимой (лоббимой) партии, но это уж не дождетесь. Хотя как сказать. Иной скажет (и вряд ли будет так уж неправ), что в роли политики партии совсем неплохо смотрится лобби(руе)мый спонсор... Но тссс... Не будем забывать, что "газета - не только коллективный агитатор и коллективный пропагандист, но также и коллективный организатор"! (Кто напомнит, где в Москве висел этот лозунг и из кого эта цитата, тот молодец).
Короче, наши сердца и мысли, наши, с позволения сказать, помыслы и стремления - с тобой, любимая пар... тьфу! Чур меня!
О джазе мы пишем, о джазе! И мышление у нас широкое! К делу!
Говорите,
вас слушают
Би Би КингСегодня мы слушаем музыканта, не относящегося впрямую к традиционному джазу, но близкого сердцам миллионов любителей джаза по всему миру. Это блюзмен, причем - один из тех, с чьим именем связано само понятие о блюзе второй половины XX века, один из тех музыкантов, знакомство с творчеством которых подразумевается для любого человека, чьи музыкальные интересы шире, чем "тваи-маи песинки" или "а-кийана глаз". Это гитарист и певец, популярность которого в эпическом Мемфисе началась еще в 1947 г. и который до сих пор в строю. Его настоящее имя - Райли Кинг, а известен он под кличкой Би Би. Узнали?...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Сегодня в роли "не Москвы" выступает, строго говоря, "не Россия" - а именно Одесса. До Одессы добрался дуэт нью-йоркского новоджазового саксофониста Неда Ротенберга и петербургского контрабасиста Владимира Волкова...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
В центре-клубе "Дом" - очередной локальный фестивальчик с интереснейшей программой. Фестивальчик называется "Культурные герои XXI века" и включает этнические, авангардные и новоджазовые эпизоды, из которых хотелось бы выделить следующие.
Владимир Резицкий4 декабря - Степанида Борисова, талантливейшая якутская фольклорная певица, много и охотно вступающая во взаимодействие с новоджазовыми музыкантами. В этот же вечер - "АМА-джаз", бескомпромиссный фри-джаз с Урала.
5 декабря - неофольклорный дуэт "НеТе" и екатеринбургский новоджазовый дуэт Сергей Пронь (труба) - Игорь Паращук (саксофоны), знакомый по альбому Аркадия Шиклопера "Заговор медных".
6 декабря - джазовый авангард из Архангельска: трио Тима Дорофеева и проект самого Владимира Резицкого, в прошлом - лидера легендарной группы "Архангельск" и организатора знаменитого Архангельского джаз-фестиваля.
Витас Лабутис7 декабря - этно-джазовое трио из Молдовы "Тригон" и интереснейший дуэт из Новосибирска "Альтер Эго" (пианист Роман Столяр и саксофонист Андрей Турыгин).
11 декабря - группа "Вежливый отказ", вокалист "Аукцыона" Леонид Федоров, фольклорный певец Сергей Старостин и "Волковтрио" (Владимир Волков - контрабас, Святослав Курашов - гитара, Денис Сладкевич - барабаны).
12 декабря - Владимир Чекасин представляет мастеров литовского джаза (тот же ансамбль, с концерта которого в "Ле Клубе" мы публиковали восторженную рецензию в # 46) - Витаса Лабутиса (саксофоны), Олега Молокоедова (клавишные), Леонида Шинкаренко (бас), Неду Малунавичюте (вокали) и Гедиминаса Лауринавичюса (барабаны).
Впечатляющая программа, не правда ли?

5 декабря в Большом зале консерватории состоится второй концерт абонемента № 13 ("Джаз для всех - воскресные дневные концерты для юношества") под названием "Авторский джаз: русская версия" (начало в 14.00). Ведущий цикла - заслуженный деятель искусств России Алексей Баташев предлагает посетителям концерта найти ответы на вопросы: "Может ли интернациональное искусство быть национальным?", "Есть ли русский джаз?" и "Есть ли джазовая опера?". Материал, на котором предлагается искать ответы, весьма достоин этих вопросов, больше того - это тот редкий случай, когда именно на этом материале и можно найти правильный ответ. В концерте примут участие два малых состава: трио Юрия Маркина (Юрий Маркин - one hand фортепиано, Вардан Цатурян - контрабас и Эльдар Абдрашитов - ударные) и ансамбль Германа Лукьянова (Герман Лукьянов - флюгельгорн, Сергей Головня - альт- и сопрано-саксофоны, флейта, Яков Окунь - фортепиано, Петр Талалай - перкуссия).
О лидерах этих двух составов рассказывает ведущий цикла Алексей Баташев.

Юрий МаркинЮрий Маркин - джазовый композитор, педагог, контрабасист, пианист, руководитель джазовых ансамблей и оркестров. Учился живописи и музыке. В середине 60-х годов занимался в классе Родиона Щедрина на композиторском отделении Московской консерватории. Работал в середине 70-х годов пианистом и аранжировщиком в эстрадном оркестре Леонида Утесова. Выступал в джаз-ансамблях Вадима Сакуна, Германа Лукьянова, Леонида Чижика, Алексея Козлова и Александра Пищикова. В 1976 создал один из первых джаз-рок-ансамблей "Шаги времени" из студентов джазовых отделений училищ, затем - сборный биг-бэнд московских музыкантов, время от времени выступая в составе своего квинтета. Все эти ансамбли исполняли написанные им сочинения и аранжировки, что привлекло к Маркину внимание, как к самобытному композитору. Его сюита "Древнерусские картины" стала одним из наиболее ярких произведений русского джаза 80-х годов. С тех пор Маркиным написано много джазовых тем, ряд сочинений крупной формы, среди которых выделяется десяток джазовых опер - нового для нас жанра.
Джазовые оперы были написаны Маркиным по собственным либретто на весьма нетривиальной основе - Кортасар, Платонов, Булгаков, Даниил Андреев, апокрифические евангелия. Некоторое время назад Маркин пережил приступ, в результате которого у него парализовало левую руку. Не желая драматизировать ситуацию, композитор придумал новые аранжировки для своего трио, а свой новый фортепианный жанр стал именовать one-hand-piano.
Герман ЛукьяновГерман Лукьянов - джазовый трубач, композитор и руководитель ансамблей. Джаз играет с конца 50-х годов. Был первым отечественным джазменом послевоенного поколения, получившим высшее образование: закончил композиторское отделение Московской консерватории по классу Арама Хачатуряна. С самого начала занял позицию новатора и разрушителя многих джазовых традиций. На I московском джаз-фестивале в 1962 году первым выступил с программой, составленной из собственных композиций, удививших своей необычностью. Работал во многих профессиональных ансамблях и оркестрах. В 1978 году создал камерный джаз-ансамбль (сокращенно "Каданс"), с которым выступал в стране и за рубежом и для которого написал много музыки. Часть его композиций - своеобразные транскрипции народных мелодий (еврейских, русских, белорусских, английских), оперных арий, партий сонатной формы. Творчество Лукьянова весьма разносторонне: он усовершенствует музыкальные инструменты, владеет техникой портретной графики и получил признание в литературной среде как мастер верлибра.
Его флюгельгорны и альтгорны уникальны - он придумал необыкновенную конструкцию мундштука, разные дополнительные клапаны. Да и ансамбли Лукьянова всегда были с изюминкой. То он обходился без ударных, то без контрабаса. Сегодня с ним нет контрабасиста, а барабанщик Петр Талалай играет на сконструированной Лукьяновым установке. Саксофонист Сергей Головня - молодой музыкант, фанатично увлеченный джазом, Яков Окунь - тоже молодой, но уже признанный мастер.

Алексей Баташев

Олег Лундстрем2 января Большой зал консерватории начинает 2000 год джазовым концертом "Российский джаз в третьем тысячелетии". На сцене молодые звезды джаза: Виталий Головнев (труба), Денис Швытов (альт-саксофон), Дмитрий Мосьпан (тенор-саксофон), Алексей Беккер (фортепиано), Сергей Хутас (контрабас), Александр Машин (ударные) и др.
3 января в Концертном зале им. Чайковского - концертная программа старейшего в мире джазового оркестра Олега Лундстрема "Гленн Миллер и его время" (с показом отрывков из фильма "Серенада Солнечной долины").

А в это время
за бугром...
Ал ДжарроСкэт-вокалист Ал Джарро записал новый студийный альбом - первый после пяти с лишним лет молчания. Релиз новой работы, получившей название "Tomorrow Today", состоится на лейбле GRP/Verve Records 7 марта следующего года. Это первая пластинка вокалиста, которая выйдет на этом лейбле. Лейбл известен тем, что поставляет много инструментальной поп-музыки (т.н. contemporary jazz) для американских радиостанций того же формата, что покойная московская "Престиж/НСН". В соответствии с форматом лейбла, в записи альбома приняло участие несколько представителей поп-музыки, например, вокалистка Ванесса Уильямс. Однако инструментальный состав включает действительно крупные имена современного джаза - в записи приняли участие перкуссионисты Луис Конте и Паулиньо да Коста, барабанщик Стив Гэдд, трубач Рик Браун, саксофонист Бони Джеймс.
Тур в поддержку нового альбома начнется концертами в Европе (апрель-май), в июне Ал Джарро выступит в США, в июле - вновь в Европе, а финальные концерты состоятся опять в США в августе 2000 г.

Хоуги Кармайкл22 ноября исполнилось сто лет со дня рождения композитора Хоуги Кармайкла (1899-1981) - автора таких легендарных и до сих пор сверхпопулярных мелодий, как "Stardust" и "Georgia On My Mind". В честь его юбилея в Интернете открыт большой информационный ресурс под названием "Коллекции Хоуги Кармайкла". Это массивная база данных, посвященная всему, что сделал в жизни Кармайкл. "Коллекции" открыты на сервере университета штата Индиана, поскольку композитор родился как раз в этом штате (в городе Блумингтон) и, больше того, в 20-е годы закончил университет Индианы по юридической специальности (хотя главным делом его жизни стала музыка). Университет располагает огромной коллекцией нот, писем, фотографий, записей, транскриптов интервью Кармайкла; все это оцифровано и находится в базе данных "Коллекций". Среди писем композитора можно найти его переписку с президентами Дуайтом Эйзенхауэром и Ричардом Никсоном, музыкантами Биксом Бейдербеке и Доном Редманом, актером Бобом Хоупом и т.п... Архив содержит все, что связано с разнообразным творчеством Кармайкла - не только с музыкой, но и с его работой в кино (он снимался в фильмах "Лучшие годы нашей жизни" и "Иметь и не иметь") и даже с живописью (университет располагает пятью его картинами маслом).

Компания Verve Music Group выпустила девять новых переизданий классических джазовых работ в серии Verve Master Edition. Все эти пластинки заново оцифрованы в 20- или 24-битном формате с оригинальных аналоговых записей, в их оформлении использованы оригинальные обложки, но в буклеты включены новые статьи и фотографии.

2 ноября вышли:

  • Луис Армстронг: "I've Got The World On A String" и "Under The Stars",два оригинальных альбома и 13 бонус-треков..
  • Билл Эванс: "Further Conversations With Myself",легендарная сольная работа великого пианиста.
    Стэн Гетц: "The Steamer" - Альбом, записанный год спустя после эпохального "West Coast Jazz", плюс пять бонус-треков.
  • Modern Jazz Sextet: "Modern Jazz Sextet", звездная запись с участием Диззи Гиллеспи, Сонни Ститта, Джона Луиса, Скитера Беста, Перси Хита и Чарли Персипа.
    Чарли Паркер: "Big Band" - материал трех дней, проведенных в студии грамзаписи в 50-е гг., плюс 14 ранее никогда не публиковавшихся треков.

9 ноября:

  • Трио Оскара Питерсона и Милт Джексон: "Very Tall". Начиная с 1961 г., было записано три продолжения этого альбома, на котором встречаются два выдающихся мастера - пианист Питерсон и недавно ушедший из жизни вибрафонист Джексон. Ритм-секция не менее звездная: Рэй Браун на контрабасе и Эд Тигпен на ударных.
  • Уэс Монтгомери: "Tequila" плюс пять бонус-треков знаменитого гитариста.
    Диззи Гиллеспи: "An Electrifying Evening With The Dizzy Gillespie Quintet" - первое переиздание этого альбома на CD плюс редчайшее интервью Диззи.
  • Дайна Уошингтон: "Sings Bessie Smith". Классический воклльный альбом плюс четыре ранее не публиковавшихся трека.

16 ноября:

  • Оркестр Вуди Хермана: "Live At Carnegie Hall" - впервые концерт 1946 года издан полностью, нота в ноту так, как он прозвучал 53 года назад (шесть пьес ранее никогда не издавались).
Новые альбомы
Начиная с этого номера, мы по многочисленным настойчивым просьбам читателей регулярно будем публиковать списки новых джазовых альбомов, выходящих как на Западе, так и в России. В сегодняшнем выпуске - американские релизы конца ноября.
Новые издания
  • "Swingin' Europe Vols. 1 & 2" - European Jazz Youth Orchestra, DaCapo Jazz
  • "Live at the Village Vanguard" - Wynton Marsalis, Columbia, seven CDs
  • "Prim" - Joel Palsson, Naxos Jazz
  • "In the Blink of an Eye" - Sam Yahel, Naxos Jazz
Переиздания
  • "Prime Cuts: The Columbia Hits" - Grover Washington Jr., Columbia
  • "Erroll Garner" - Erroll Garner, Telarc Jazz, six CDs
Рецензии
Сегодня у нас - три рецензии на отечественные джазовые релизы последних месяцев: два признанных мэтра традиционного джаза - саксофонист Александр Осейчук и пианист Григорий Файн - и этно-джазовая группа из Петербурга "Самха"...>>>>
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Алексей Баташев, Елена Шевченко, Константин Волков, Евгений Долгих, Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat
PRNewswire,
CDNow's Daily Music News Jazz,
Billboard

Фото:
Павел Корбут,
Зига Коритник,
Корнелия Мюллер,
www.corbis.com,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!