Джазовый
обозреватель, радио- и телеведущий. Член
Московской и Международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA).
Более 30 лет занимается исследованием джазовой музыки и пограничных
музыкальных явлений. По образованию физик, научный сотрудник
Физического Института РАН. Михаил Михайлович Митропольский
родился в Москве 6 января 1950 года. В детстве мечтал быть
дворником, шофером и летчиком. В юности вместо музыкального
образования слушал много музыкальной классики при помощи электрофона
"Юбилейный". С целью реализации детской мечты в 1967 году окончил 2-ю
математическую школу при МГУ и поступил в Московский
Инженерно-физический институт на специальность "квантовая
радиофизика". Но именно в этом году начала свою деятельность первая в
Москве Школа джаза МИФИ под руководством доцента МИФИ Юрия Павловича
Козырева. Такое совпадение не могло оказаться случайным, и судьба
начала упорный перевод стрелок интересов Митропольского с
космологических проблем в джазовую сферу. На первом этапе он опробовал
себя в вокальном ансамбле. По контрасту с собственным творчеством
полюбил джаз, что не помешало ему отдать космической физике более двух
десятков лет. Будучи научным сотрудником ФИАН, в 1978 году начал
читать лекции сначала по истории, а затем и по стилистике джаза в
Экспериментальной студии эстрадной и джазовой музыки, в которую
превратилась Школа джаза МИФИ. В настоящее время курс Митропольского
занимает два года, а студенты
Московского колледжа
импровизационной музыки вынуждены сдавать по нему экзамены и
писать серьезные курсовые работы.
С
1979 года начал вести концерты джазовой студии, и в течение десяти
лет, пока джазовая студия располагалась в ДК "Москворечье", был
ведущим всех концертов и фестивалей. Постепенно расширяя географию
концертных залов, стал представлять музыкантов в многочисленных
московских концертах, в других городах России. В последние полтора
десятка лет приглашается для ведения концертов и фестивалей в разные
города России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Литвы.
С
1989 г., обуреваемый просветительскими идеями, Митропольский начал
вести передачи на различных московских радиостанциях. Первые эфиры
вышли на 1-программе Всесоюзного радио в рубрике "Собеседник" и
назывались "Золотые годы джаза". С этого момента и по сегодняшний день
авторские интересы диффундируют от джазовой традиции к менее
популярным и более изощренным направлениям современной
импровизационной и композиторской музыки. Но путь этот занял не одно
десятилетие, и за это время программы Митропольского выходили на радио
"Юность", "Возрождение", "Радио 101", "Открытом радио".
Самыми
долговременными проектами оказались авторская программа "Джазовая
панорама" на радио "Маяк" (10 лет) и выходящие в эфир в течение 8 лет
еженедельные двухчасовые программы "Соло для джаза" на радио
"Надежда", переместившиеся затем на радио "Говорит Москва". Эти
проекты вызвали к жизни клуб радиослушателей, встречи участников
которого происходили в "оффлайне".
С января 2000 года на "Радио России" начала свое существование
программа "Под знаком джаза", которая к концу того же года плавно
преобразовалась в еженедельную передачу "Бесконечное
приближение", порвавшую жесткую связь с джазом и регулярно
ломающую межвидовые музыкальные перегородки под лозунгом "поиска
истины". И поныне по субботам в 23.10 на "Радио России" Митропольский
позволяет себе глумиться над устоявшимися взглядами на музыкальное
устройство.
В
течение нескольких лет Митропольский был автором и ведущим
еженедельной программы "Джаз и не только" на
TV-канале АСТ, затем на канале "Рамблер-телесеть". 126 выпусков этой
передачи содержат обширный концертный материал московской джазовой
жизни, снятый в первые годы XXI века.
С 2000 года Митропольский около трех лет был арт-директором
издательской компании "Диалог-Мьюзик", которой удалось выпустить 45
оригинальных релизов компакт-дисков не только джаза, но и world
music, new age.
В
начале 90-х годов Михаил Митропольский прекращает активную научную
деятельность и полностью уходит в джазовую журналистику, чему особенно
способствовало появление интернет-портала www.jazz.ru и журнала "Полный
джаз", обозревателем которого он и становится. Кроме
интернет-ресурсов, печатается в журналах "Джаз-квадрат",
"Ять", "XXL", газетах "Независимая", "Вечерний клуб" и др. В свое
время был одним из инициаторов создания московского отделения
Ассоциации
джазовых журналистов, членом которой и является, равно как и
членом Российского и Международного союза журналистов.
В 1998 году участвовал в создании оригинального музыкального проекта "Второе
приближение" (лидер Андрей Разин), сочетающего импровизационный
подход с глубоким композиторским мышлением. Митропольский продолжает
сотрудничать с этим проектом, одним из немногочисленных российских
коллективов, представляющих на отечественной и европейской сцене не
рутинный, а оригинальный путь развития джаза и импровизационной
музыки. На основе деятельности "Второго приближения" весной 2004 года
возник проект Московского Международного дома музыки "Европейский джаз
- XXI век", художественным руководителем которого стал Михаил
Митропольский.
апрель 2004: третье отделение
концерта "Второго приближения" и ансамбля Томаша Станько в ММДМ -
ответы на вопросы зрителей (М.М.М. - слева):
Сева Новгородцев (город Лондон,
Би-Би-Си), М.М.М.,
Игорь Бутман:
Контакт: Михаил
Митропольский
Михаил Митропольский - работы на портале "Джаз.Ру"
и вне его:
"Бесконечное
приближение" - архивы программы Михаила Митропольского на сайте
"Радио России": аудиозаписи и текстовые транскрипты десятков выпусков
программы (с конца 2003 г. и по настоящее время)
Программы Михаила Митропольского в "Российских джазовых
радиоархивах" портала "Джаз.Ру": "Бесконечное
приближение", Радио России (записи 2000-2003 гг.)
Телепрограммы Михаила Митропольского в архивах
портала "Джаз.Ру"
"История джаза для
начинающих". Составитель - Михаил Митропольский
Интервью Михаила
Митропольского начинающим музыкальным журналистам (2002)
Игорь Бутман - Михаил
Митропольский: кто такие критики? (2001)
часть 2
часть 3 |