Первый анонс - собственно, далеко не только московский, он касается восьми российских городов, а также Киева и Минска. 7-19 ноября в странах СНГ вновь пройдут гастроли американского вибрафониста
Джо Локка. Часть этих гастролей пройдет под названием "Hennessy - тур" и будет, соответственно, поддержана коньячным домом Hennessy: эта часть включает выступление в Петербурге (в Государственной филармонии джазовой музыки Давида Голощекина) 7 ноября, а затем - выступления в Ижевске, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Киеве, Минске и Москве. Кроме того, вне рамок "Hennessy - тура" Джо Локк и сопровождающий его квартет саксофониста
Игоря Бутмана (плюс приглашенный кубинский перкуссионист Йоэль Гонсалес) выступят в Нижнем Новгороде (там состоится два концерта - в Кремлевском концертном зале и вечером на дне рождения нижегородской радиостанции "Престиж") 9 ноября и в джаз-клубе Александра Колигера (Набережные Челны) 10 и 11 ноября. Что же до собственно "Hennessy - тура", то его расписание таково:
- 07.11 - Санкт-Петербург, Государственная филармония джазовой музыки Давида Голощекина
- 12.11 - Ижевск, Дворец культуры металлургов
- 13.11 - Пермь, драматический театр
- 14.11 - Екатеринбург, Театр эстрады
- 15.11 - Челябинск, Центр делового сотрудничества
- 17.11 - Киев, Национальная филармония
- 18.11 - Минск, фестиваль "RADO jazz" в Центральном Доме офицеров
- 19.11 - Москва, заключительный концерт тура - Hennessy Party в "Ле Клубе"
Джо Локк родился в Сан-Франциско в 1959 г., а вырос в Рочестере, штат Нью-Йорк. В детстве он освоил фортепиано и барабаны, а с 13-летнего возраста стал учиться играть на вибрафоне. Основные влияния - два главных "горячих" джазовых вибрафониста 60-70-х, Милт Джексон и Бобби Хатчерсон (в противоположность "холодному" Гэри Бертону). Когда он переехал в Нью-Йорк в начале 80-х, работы для джазовых музыкантов даже в столице мирового джаза было мало, и Джо буквально голодал; однако с конца десятилетия для него наступили более удачные времена, он стал записываться с такими грандами, как Кенни Баррон, Фредди Коул, Гровер Вашингтон-мл., Дайана Ривз и др. Познакомившись с русским саксофонистом Игорем Бутманом еще в 80-е, когда тот жил в США, Локк начиная с 1992 г. вместе с Игорем пять раз гастролировал по России и странам СНГ.
Сольная дискография Джо Локка включает десять альбомов, большинство из которых выходило на лейблах SteepleChase и Milestone/Fantasy. Последний по времени выхода, "Beauty Burning", вышел летом текущего года на лейбле Sirocco Jazz. Кроме того, широкую известность получило участие Джо в записи альбома рок-группы Beastie Boys "Hello Nasty" (1998) и в записи альбом Чика Кориа 2000 г.
Ну, а теперь - собственно к московским анонсам.
25-27 ноября в московском "Ле Клубе" три вечера подряд будет играть супертрио одного из самых известных в мире датских джазменов - контрабасиста Нильса-Хеннинга Эрстеда Педерсена (или попросту
NHOP), известного всему миру участника ансамблей пианиста Оскара Питерсона в 70-80-е гг. В составе трио Педерсена - молодой шведский супергитарист
Ульф Вакениус
(в активе - постоянная работа с Оскаром Питерсоном, два альбома с трио Рэя Брауна, постоянное участие в
сольных проектах NHOP) и один из ведущих джазовых барабанщиков Дании - Йонас Йохансен (девять лет в легендарном Джазовом оркестре датского радио).
Что до самого Педерсена, то он родился в небольшой деревушке близ Копенгагена в 1946 г.. В джаз он пришел в 60-е годы, еще совсем мальчишкой работая с приезжими (гавным образом американскими) звездами в копенгагенском клубе Jazzhouse Montmartre. За почти сорок лет его карьеры в его послужном списке - работа с такими мастерами, как Декстер Гордон, Кенни Дрю, Бен Уэбстер, Сонни Роллинз, Билл Эванс, и, разумеется, канадский пианист Оскар Питерсон, с которым Педерсен работал с 1971 года (с 1973 - как постоянный член его трио) по 1986-й и затем - во второй половине 90-х (они сотрудничают и в настоящее время). С 1975 года он выпускает и альбомы под собственным именем. Хотя он работал с гигантами традиционного джаза и в их ансамблях звучал (и звучит) как филигранный традиционалист с совершенным звуком именно традиционного контрабаса (он записал с различными музыкантами почти 200 альбомов!), в сольном творчестве Нильс-Хеннинг не лишен тяги к эксперименту. На почти двух десятках своих сольных работ он много и успешно разрабатывал различные "нордические" (то есть скандинавские) фольклорные мотивы, а также идеи слияния джаза и академической классики. Так, среди его альбомов есть записи джазовых обработок Белы Бартока и Иоганна Себастьяна Баха.
7 ноября в рамках абонемента "Джаз для всех" в Большом зале консерватории пройдет концерт "Джаз в XXI веке". Профессор Российской академии музыки, народный артист России пианист
Игорь Бриль представит своих выпускников и студентов - саксофонистов Александра Бриля (тенор), Дмитрия Бриля (сопрано), Алексея Круглова (альт), Сергея Хутаса (контрабас), Дмитрия Севастьянова и Петра Талалая (ударные), Алексея Беккера (фортепиано) и др. Ведущий концерта - естественно, хозяин абонемента
Алексей Баташев.
Сегодня, 1 ноября, открывается второй фестиваль авангардного вокала, проходящий в культурном центре "Дом". Как и в прошлом сезоне, фестиваль носит игривое название "Глубокая глотка, или Опасные связки". Он продлится до 12 ноября, и, как и в прошлом сезоне, в нем примет участие множество артистов самых разных направлений - и этнических, и из области академического авангарда, и из области шумовой музыки; для нас же важно, что, как и в прошлый раз, в фестивале примет участие некоторое количество и новоджазовых артистов.
1 ноября в рамках "Опасных связок" в "Доме" играют японцы Коити Макигами (вокал) и Риодзи Ходзито (фортепиано, звучащие объекты). 5 ноября там же - великолепный петербургский дуэт трубача Вячеслава Гайворонского и аккордеонистки-вокалистки Лины Петровой. Вот что говорит о них фестивальный пресс-релиз: "Вячеслав Гайворонский - композитор, бэндлидер и трубач, занимающий в элите нашего нового джаза особое место. Парадоксальный лидер, хорошо известный лишь узкому кругу знатоков и музыкантов и ценимый только ими, Гайворонский, находясь, казалось бы, в тени более шумных Чекасина или Альперина, тем не менее пользуется непререкаемым авторитетом в новоджазовой среде. У него нет регулярных гастрольных туров на Западе, только отдельные концерты и фестивальные выступления, да и на родине работы не в избытке. Но все, что он делает, а делает он немало - это десятки концертных программ (лишь малая толика которых документирована), театральная и киномузыка, работы для разных составов, научение молодых музыкантов - всегда находит пусть немногочисленного, но заинтересованного и благодарного слушателя. Пусть это "музыка для музыкантов", но это та музыка, которая не только существует в сегодняшнем сиюминутном пространстве культуры, но и творит завтрашнюю музыку и завтрашнюю аудиторию.
В последние годы основное творческое образование Гайворонского - это его дуэт с молодой аккордеонисткой и по совместительству певицей Линой Петровой. Выжимая все возможное из нового для себя тембрального сочетания трубы, аккордеона и голоса, Гайворонский порой даже выглядит в этом дуэте сайдменом, выставляя на первую линию эффектную и виртуозную молодую исполнительницу".
Кроме того, из любопытных для нас явлений на фестивале в "Доме" - львовский саксофонист Юрий Яремчук, один из наиболее интересных украинских джазменов (9 ноября), на следующий вечер - дуэт сенегальца Мола Силла и петербургского контрабасиста Владимира Волкова (то есть ровно половина международной группы "Ведаки", они же - "Вершки-да-Корешки"), а также новый проект выдающегося новоджазового артиста из Архангельска - саксофониста Владимира Резицкого (12 ноября).
Концерт проекта "Второе приближение" (пианист Андрей Разин, вокалистка Татьяна Комова, контрабасист Игорь Иванушкин) с участием американского саксофониста
Майка Эллиса состоится 8 ноября в Словацком культурном центре. Начало в 19.00, адрес: 2-я Брестская ул., д.27 (ст. м. "Маяковская", Белорусская"), рядом с Центральным Домом кинематографистов.
|