502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #36
Кое-что о Норвегии, но не так печально...
Страна фьордов (кто плохо учил географию в школе, посмотрите в справочнике, что это такое) - так часто называют Норвегию. А чаще и вовсе не звучит: ее название редко произносят с экранов ТВ или печатают в газетах. Для любителей джаза ее имя связано с известным молдаванином-москвичом, теперь уже осланцем (или как еще правильнее написать жителя столицы Норвегии?), пианистом Михаилом Альпериным. Во всяком случае, читающая "Полный джаз" публика регулярно знакомится с высказываниями этого великого музыканта о музыке.
Так как-то уж исторически получилось, что в России, по понятным понятиям, знают больше те страны, куда едут спинку погреть или по шопам побегать. Тут, к сожалению, с вышеназванным туго. В Норвегию лучше ехать для напряжения мозгов: больно места красивые, почти наши, северные, и одновременно - не наши. И история с культурой этой страны замечательны.
А в последнее время "Норвегия" сплелась в нашем географическом сознании с "Курском". Но это очень печальная история, и оставим ее для политиков и СМИ. Перейдем к более радостному.
Кнут Рииснес В древнем городе на Волге, Ярославле, 19-20 октября прошли Дни норвежского джаза. Немного об истории возникновения этого праздника музыки. На открытие первого сезона работы нашего Джазового центра год назад приехал наш давнишний друг (как-никак он первым за рубежом в финском журнале "RYTMI" опубликовал статью о фестивале "Джаз над Волгой" аж в 1981 году) и известный знаток скандинавского джаза Александр Кассис. Когда уже после состоявшегося концерта пошли разговоры о предстоящих планах нашего ДЦ, Александр предложил сделать какой-то "глобальный" проект, типа того, что сейчас и произошло в Ярославле. А далее пошли - понятное дело - встречи, переписки и т.п. И вот даты и ансамбли определены...
Квартет Сигурда Ульвесета 19 октября в 21.00 должен был начаться концерт квартета Сигурда Ульвесета в составе: Даг Арнесен - рояль, Кнут Рииснес- тенор-саксофон, американец Адам Нуссбаум - барабаны и сам Ульвесет - контрабас. Но какой-то злой рок завис над самой возможностью его проведения. Если очень кратко, то контрабас Сигурда положили не в тот самолет, на котором прилетел квартет, а в аэрофлотовский (не надо смеяться: я еще не закончил!), прилетавший через час, т.е. не в 15.00, а в 16.00 (напоминаю, что по отечественной дороге от Москвы до Ярославля 250 километров, а перевозка осуществлялась микроавтобусом "ГАЗель"). Далее, еще час самолет не разгружал багаж (это уже нам знакомо!), потом контрабас искали (наш "роуд-менеджер" Оксана Рожкова успела познакомиться с руководством и личным составом таможни Шереметьева), а потом... Хорошо, что мы не видели этой гонки.
Адам Нуссбаум Мы же в Ярославле уже и зрителей в зал пустили (с переизбытком раза в полтора). Уже 21 час, "а Сигурда все нет"... И вот в 21.13 к крыльцу резко подрулила ГАЗель, и вы б только видели, как из нее, как десантники, выпрыгивали (я не опечатался) музыканты, начиная с Адама Нуссбаума: особое сходство с десантником последнему придавал его специфический берет, очень знакомый нашей публике из фильмов о войне во Вьетнаме. И, конечно, с какой ловкостью был вынут из автобуса бегемот (по словам Василия Аксенова) и внесен в дом! 
И буквально через 18 минут начался концерт. Лично из моего опыта - это было самое быстрое начало концерта "с колес". Про саунд-чек даже и не говорили. 
Сигурд Ульвесет Итак, пара введенческих слов для публики о Днях джаза, и под оглашение имен музыкантов те появились на сцене. Первое часовое отделение для присутствовавших на концерте пролетело на одном дыхании. Представьте себе четырех джентльменов (правда, без смокингов, кое-кто в джинсах, но гены-то не спрячешь!), с очаровательными улыбками выходящих на сцену и вызывающих аналогичную встречную реакцию зала, еще не начав игры. Ну а когда зазвучала музыка, нет, не зазвучала - обрушилась водопадом на зал, тут уже все сидящие в нем включились в игру, не замечая ничего иного. 
Даг Арнесен До этой очной встречи с квартетом мне лично удалось познакомиться с одним из их компакт-дисков "Infant Eyes" (TRCD 836) четырехлетней давности. Вроде и состав тот же, и пьесы многие те же, но достаточно все спокойно и, я бы сказал, прохладно: ведь в студии писалось! Хотя удивительно стильно и качественно. Кто-то из моих друзей-музыкантов про такую музыку говорит "научная конференция": все правильно, нет ни одного замечания, но что-то не то... Поэтому ярославских слушателей, хорошо искушенных в джазе, смело можно считать соавторами ярославской премьеры. Небольшой перерыв, во время которого музыканты смогли чуть-чуть подкрепиться бутербродами с чаем-кофе. И второе отделение пошло уже так, как могут играть музыканты для своих давних и доброжелательных друзей. В конце второго сета (уже было пять минут первого ночи) музыканты сами захотели напоследок исполнить одну пьесу на бис. И потом долго мы сидели наверху в гостиной, ужинали и говорили обо всем. Честно говоря, я был лично горд за то, как приняла их концерт наша ярославская публика.
Гости в Центре Далее их повезли на ночлег в одну из лучших гостиниц города "Эксетер-Хаус" (большое спасибо нашему большому другу Валерию Рычкову за размещение там наших гостей). А назавтра мы очень тепло простились с ними в ДЦ, и автобус, приняв на свой борт всех четверых с контрабасом и роуд-менеджером Оксаной, взял путь на Москву в Le Club, где в пятницу и субботу были запланированы два концерта квартета.
И вот 20 октября (второй из Дней). В 17.15 поездом прибывает в Ярославль участники второго концерта - дуэт пианиста Торда Густавсена и сопрано-саксофониста Эйрика Хегдала. В этот раз успели сделать и саунд-чек, и отдохнуть с дороги перед концертом.
Торд Густавсен Несколько слов о планировании этого концерта. Действительно, должен был выступать дуэт, но чуть-чуть другой. Вместо саксофониста планировался приезд певицы Сири Яре. Но тяжелая болезнь матери певицы чуть не разрушила всю идею Дней. И тогда Йон Шьердал, продюсер фестивалей NattJazz в Бергене, который фактически делал подбор музыкантов для этой поездки, сделал неожиданное предложение по замене. И как это оказалось отлично!
Итак, концерт дуэта начался. На сцену вышли два тридцатилетних музыканта, закончивших джазовое отделение в одно время консерватории в Трондхайме. Сейчас оба живут и работают в Осло. И остаются друзьями и по жизни. 
Я, по традиции, представив музыкантов зрителям, сам, к сожалению, уехал на вокзал встречать своего коллегу Йона Шьердала, который прибывал поездом в 19.30. И вот следующее проявление злого рока: поезд задерживается, а причина, о которой я узнал уже по прибытии своего гостя, совершенно ужасна. Поезд сбил человека. 
Мы с Йоном приехали в ДЦ уже в антракт. А там уже все обсуждают блестящее первое отделение дуэта. По разговорам понял, что музыканты начали с тем Сергея Прокофьева, далее все активнее перешли на свои собственные произведения. И вот второй сет. Перед его началом мы совершили с Йоном "обряд" открытия Дней норвежского джаза в Ярославле (как принято во всем мире). И тут же торжественно и закрыли. А потом на сцене остались только музыканты.
Торд Густавсен и Эйрик Хегдал Только сейчас я понял, какой неправильный я сделал шаг, уехав с первого отделения! Трудно даже описать, что это была за музыка. То, что с самой большой буквы, - несомненно! Некий импрессионизм, но на двоих. Сколько интеллигентности, тонкого остроумия, высокой техники исполнения было у этих двух музыкантов! И если кому-то могло показаться, что это не совсем джаз, то к концу сета она (музыка) все эти иллюзии развеяла. Был исполнен какой-то черный до изнеможения, но по-европейски представленный блюз. В наступившей паузе публика долго не покидала зал. Было ощущение того, что музыка еще висит в воздухе. А на лицах молодых исполнителей была такая искренняя и неподдельная радость, как будто в жизни они впервые встретились со счастьем.
Йон Шьердал Опять были долгие постконцертные разговоры. Йон Шьердал попросил сделать экскурсию по Джазовому центру. Особенно ему понравились комнаты второго этажа для репетиций. Сначала он поинтересовался суммой арендной платы, которую должны вносить музыканты, занимающиеся в ДЦ. И очень удивился, что все занимаются абсолютно бесплатно. (Никому Россию не понять! Включая нас самих). А потом грустно добавил, что в Норвегии таких зданий, специально предназначенных для джаза, просто не существует. Это, конечно, нас немного, мягко говоря, потешило. Ведь я ему не сказал, что у нас фактически нет аппаратуры, нет денег на оплату (по мизеру!) музыкантов, дающих концерты в ДЦ и т.п. В этом он меня тоже бы не понял. На этом мы и расстались.
А Дни норвежского джаза в Ярославле стали историей. И одной из наиболее ее ярких страниц в масштабах нашего города. У нас же теперь появилось желание в обозримом будущем снова встретиться с музыкантами страны фьордов.

Игорь ГавриловИгорь Гаврилов,
художественный руководитель Ярославского джазового центра - специально для "Полного джаза" 

На первую страницу номера