"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 21 (79) - 14 июня 2000
г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
И все-таки эхо сезона еще
гуляет над волнами - вот и сегодняшний выпуск не
удается сделать итоговым за сезон. Ну ничего,
через неделю мы уж представим список наиболее
заметных, на наш взгляд, событий сезона 1999-2000 гг. А
сегодня - последние отзвуки.
Прежде чем перейти к делу - наши планы на лето.
Впереди еще два регулярных номера: 22 и 23 выпуски
выйдут соответственно 21 и 28 июня. Затем будет
перерыв: весь персонал сервера "Джаз в
России" (и, соответственно, вся редакция
"Полного джаза") уйдет в отпуск. Так что 24
номер журнала появится только 2 августа. В
течение августа "Полный джаз" будет
выходить раз в две недели: соответственно, мы
планируем выпустить номера 2, 16 и 30 августа. И,
начиная с 6 сентября, "Полный джаз"
возвратится к обычному еженедельному графику
выхода (ежели, конечно, не последует стихийных
бедствий в виде каких-нибудь революций под
окнами, но будем надеяться).
Что еще планируется на сервере "Джаз в
России"? Планов, как обычно, громадье. В
частности, еще до июльского перерыва планируется
запуск новой, улучшенной (третьей) версии форума
"Разговоры о джазе" и второй версии радио
"Джаз в России", где будет расширен
репертуар (до 150 композиций) и звучать они будут
каждый раз в новом порядке.
Но все это - планы, мы же пока перейдем к делу. |
|
|
Как
это было
в Москве |
8 и 10 июня в культурном центре
"Дом" выступили
тувинец Гендос Чамзырын и алтаец Болот Байрышев,
мастера горлового пения и игры на восточных
инструментах.
Сейчас, может быть, уже никто особенно и не
удивляется тому факту, что мы узнаем о
музыкальных талантах отдаленных частей нашей
необъятной родины с Запада. Оттуда приходят
альбомы наших соотечественников, и сами они
приезжают к нам из собственных европейских или
американских туров или с фестивалей, обретя
всемирную известность. Один из героев этой
заметки, Гендос Чамзырын, уже широко известен на
Западе. При этом выступления его в Москве редки и
крайне плохо анонсируются.
Болот Байрышев в Москве еще не
приобрел такой известности, но наверняка это
дело недалекого будущего - ведь в его активе уже
есть совместный тур с Джо Завинулом и участие в
записи его альбома 1997 г. "My People". Кроме того, у
него есть дуэт с великим мастером горноалтайской
традиционной музыки - Ногоном Шумаровым, тоже
крайне мало известный в Москве. Так что, как и
Гендос, Байрышев заслуживает куда более широкой
известности, чем имеет.
Потому что музыканты это действительно
потрясающие. Оба мастерски владеют приемами
горлового пения, но поют, естественно, совершенно
по-разному (прежде всего из-за разницы традиций -
тувинской и алтайской). У Гендоса, или Гены, как
его называют московские друзья, очень объемный
голос, заполняющий весь зал. Я, стоя недавно во
дворе перед "Домом", услышал, как Гендос
демонстрировал кому-то один из видов горлового
пения, каргылу (очень низкий), так вот - на улице,
без микрофонов, это звучит еще мощнее). Такой
голос сразу создает полное ощущение, что ты
находишься не здесь, а где-то в степи или в горах.
Болот не поет так объемно, но у его голоса
потрясающе красивый тембр, с огромным
количеством обертонов. К тому же, очень красивы
сами по себе горноалтайские песни, распевные и
долгие. Если песни Гендоса берут свой мощью и
силой, то песни Болота звучат очень красиво.
Болот показал совершенно, по-моему,
исключительную технику игры на варгане (хомусе).
Вообще в его игре или пении всегда очень много
нюансов, к ней надо прислушиваться.
Ко второй половине концерта Болота в "Дом"
пришел Гендос, и мы понадеялись, что они, может
быть, устроят небольшой джем; но, видно, пока
слияния Востока с Востоком не предвидится. А
может быть, Гендос и Болот в отличие от нас,
грубых европейцев, которые все готовы слить и
свалить в одну кучу, не хотят смешивать традиции
горлового пения, такие разные и самобытные.
Вячеслав Рогожников
|
|
|
Как это было
в Нью-Йорке |
В Нью-Йорке было круто. Да там и
всегда неплохо. Просто сейчас там фестивальный
сезон, и захватывает этот сезон в том числе и
области самого бурного развития - новую
импровизационную музыку, которую с особенным
пристрастием исследует наш собственный
корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин. Впрочем,
сегодня, во втором репортаже с фестиваля Bell Atlantic
Jazz, он неожиданно для нас (а может, и для себя)
пишет и о концертах вполне мэйнстримового
свойства - и прелюбопытных. Еще бы, какие имена:
Джеймс Картер! Чик Кориа! Ну и Джон Зорн, конечно,
куда уж без Джона Зорна...>>>> |
|
|
Говорите -
Вас слушают |
Сегодня мы беседуем
с музыкантом, который имеет исключительный вес в
джазовом мире последних трех с лишним
десятилетий - пианистом, клавишником и
композитором Чиком Кориа. Единственный раз он
выступал в СССР в 1982 г. (дуэтом с вибрафонистом
Гэри Бертоном), но вот совсем недавно - в начале
июня - еще раз появился на территори бывшего
Союза, но, правда, за границами России - в Армении,
на Ереванском джаз-фестивале...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
1-3 июня в Ереване прошел II
международный джаз-фестиваль, планировавшийся
еще на октябрь прошлого года, но перенесенный на
нынешнее лето из-за несчастливого совпадения с
государственным трауром в республике (см.
"Полный джаз" #42-99). О том,
как и что было на фестивале, рассказывает наш
ереванский корреспондент Армен Манукян...>>>> |
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
Не успели мы отпеть
безвременно кончившийся московский клуб Birdland
(см. "Полный джаз" #10), как с
16 июня он снова начинает функционировать по
старому адресу - но под новым названием
"Джаз-клуб Авантаж". ("Понимаю, что
название довольно странное, но под ним
зарегистрировали свой ресторан новые
учредители" - объяснил нам арт-директор
"Берд..."... извините, "Авантажа" Михаил
Грин). Кроме названия, изменений немного: два
арт-директора, Грин и бас-гитарист Алекс Ростоцкий, поделили два
еженедельных дня работы клуба: день Ростоцкого
теперь - вторник, а по пятницам будут выступать
музыканты, приглашенные Грином. Клуб остался
по-прежнему не очень-то демократическим: цена на
вход осталась прежней (200 р), зато зал, говорят,
отремонтировали и закупили новую мебель. Цены на
еду и напитки снизились. Как будет звучать музыка
после ремонта - узнаем в эту пятницу.
Адрес джаз-клуба "Авантаж": ул. Щипок, 16.
(метро "Серпуховская"). Тел. 236-3363.О новых
планах своего клуба рассказывает Алексей Баташев:
Говорят, что трудно прогнозировать, особенно
будущее. Но мой клуб тем не менее набирает
обороты. В прошлый понедельник три музыканта -
жизнерадостный кларнетист Игорь Тертычный,
нестареющий трубач Евгений Баранов и на все руки
клавишник-басист-ударник Сережа Крылов - навели
страшный шорох в Золотом зале "России".
Публика танцевала, бесновалась и клялась придти
через неделю. В ближайший понедельник будет
играть квартет Валерия Киселева с гудмановской и
эллингтоновской программами. Вход в
"Россию" со стороны Кремля, музыка начнется
в 9 вечера, а придти советую чуть пораньше. До
встречи!
Алексей Баташев
|
|
|
Джазология |
Текст, который сегодня
публикуется в открытой патриархом
отечественного джазознания Леонидом
Переверзевым рубрике, продолжает большой цикл
публикаций, призванных в результате образовать
крупный триптих, "Приношение Дюку",
посвященный, естественно, гигантскому
творческому наследию Дюка Эллингтона. Сегодня -
часть вторая первого из трех текстов. Он посвящен
интереснейшей и, естественно, ставшей доступной
для обсуждения только в последние полтора
десятилетия теме - христианским мотивам в
творчестве Эллингтона... >>>> |
|
|
А в
это время
за бугром... |
Вечером 9 июня в студиях Черного
Развлекательного Телевидения (BET) в Вашингтоне
впервые вручали новую джазовую премию - Billboard/BET
Jazz Awards, ту самую, которая вызвала такие толки и
скандалы на нью-орлеанской конференции
Международной ассоциации джазовых
преподавателей в январе этого года (см. "Полный
джаз" #1). Когда журнал Billboard и BET тогда
объявляли о планах создания новой премии,
которая вручалась бы по показателям успешности в
шоу-бизнесе, темпераментный президент Ассоциации джазовых
журналистов Ховард Мандел устроил на
конференции большой шум, обвиняя организаторов в
пропаганде низкокачественных образцов
коммерческого джазового мэйнстрима. "Мы идем к
тому, что будем чествовать самые продаваемые, а
не самые интересные альбомы года", - говорил
тогда Мандел и оказался во многом прав, хотя
среди лауреатов есть и вполне достойные имена. Во
время церемонии, которую вели пианист Херби
Хэнкок и певица Кэрол Вейсман, премия была
вручена следующим лицам:
Лучший современный джазовый альбом: Кенни Джи - Faith
Лучший современный джазовый инструментальный
альбом: Кенни Джи - Faith
Лучший современный джазовый артист - Кенни Джи
Лучший современный джазовый инструменталист -
Кенни Джи
Лучший современный джазовый саксофонист - Кенни
Джи
Лучшая антология отдельного джазового музыканта
- Kenny G's Greatest Hits
Лучший современный джазовый коллектив - The Rippingtons
с участием Росса Фримена
Лучший современный джазовый вокальный альбом -
Джо Сэмпл -Лала Хэтуэй: The Song Lives On
Лучший современный джазовый вокалист - Лала
Хэтуэй
Лучший джазовый саундтрек: Пэт Мэтини - A Map Of The World
Лучший джазовый гитарист - Пэт Мэтини
Лучший современный джазовый гитарист - Норман
Браун
Лучший современный джазовый трубач - Крис Ботти
Лучший джазовый трубач - Майлс Дэвис
Лучший джазовый пианист/клавишник - Пол Хардкасл
Группа года - Ramsey Lewis Trio
Оркестр года - Phil Collins Big Band
Лучший альбом джазового мэйнстрима: Дайана Кролл
- When I Look In Your Eyes
Лучший вокальный альбом джазового мэйнстрима:
Дайана Кролл - When I Look In Your Eyes
Лучший артист джазового мэйнстрима - Дайана
Кролл
Лучший джазовый пианист - Кит Джаррет
Лучший инструменталист джазового мэйнстрима -
Кит Джаррет
Лучший инструментальный альбом джазового
мэйнстрима: Кит Джаррет - The Melody At Night, With You
Лучший джазовый саксофонист - Майкл Бреккер
Лучший джазовый басист - Чарли Хэйден
Лучший барабанщик - Джефф "Тэйн" Уоттс
Лучший джазовый сборник: Jazz For A Rainy Afternoon
Лучший джазовый бокс-сет: The Complete Columbia Recordings, 1955-1961
Н-да. С точки зрения коммерческой успешности
действительно нет вопросов, но похоже, что Мандел
был прав.9 июня в Ван Найсе, Калифорния, умер
один из последних ветеранов раннего джаза -
тромбонист Эйб (Авраам) Линкольн. Ему было 93 года,
и начиная с 1976 г. он был на пенсии и выступал
крайне редко (в 70-е он играл у Уайлд Билла
Дэвидсона, до того - у Джека Тигардена и Реда
Николса, а в 4-е исключительно много работал в
Голливуде: так, тромбон его звучит во всех
мультфильмах о Дятле Вуди). В начале 40-х он играл в
саундтреке двух общепризнанно лучших джазовых
мультфильмов - "The Pied Piper of Basin Street" (1944) и "The
Sliphorn King of Polaroo" (1945), но основные его работы в
грамзаписи - свыше 100 названий дисков - были
сделаны в самые ранние годы джазовой
звукозаписи, в 1924-26 гг. - с молодым Томми Дорси и
баритон-саксофонистом Адрианом Роллини.
Впрочем, в историю джаза Эйб Линкольн вошел в
основном благодаря знаменитому анекдотическому
случаю. После какой-то ночной студийной сессии в
Голливуде он ехал по ночному Лос-Анджелесу
вместе с еще одним тромбонистом студийного
оркестра. Их остановил полисмен и потребовал
назваться.
- Авраам Линкольн, - представился Эйб.
Офицер саркастически засмеялся.
- А это, видимо, Джордж Вашингтон?
- Откуда вы знаете? - вытянулось лицо второго
тромбониста.
Тут желание шутить у полицейского кончилось, и
без лишних разговоров музыканты были
препровождены в участок. Каково же было
удивление фараонов, когда тромбонисты выложили
свои ID: один из них, и точно, был Авраам Линкольн,
другой - Джордж Вашингтон. |
|
|
Новые
альбомы |
Новые
альбомы
(в продаже с 27 июня) |
- "In the Spur of the Moment" - Steve "Turre with Ray Charles, Stephen
Scott and Chucho Valdes", Telarc Jazz
- "Are We There Yet?" - Carla Bley and Steve Swallow, ECM
- "Facing Left" - Jason Moran, Blue Note
- "Gulf Coast Blues" - Billie and DeDe Pierce, Arhoolie
- "In and Out" - Martial Solal and Johnny Griffin, Dreyfus
- "Always Pack Your Uniform on Top" - Steve Swallow, ECM
|
Переиздания
(в продаже с 27 июня) |
- "Ambassador Satch" - Louis Armstrong, Legacy
- "Satchmo the Great" - Louis Armstrong, Legacy (all expanded w/ bonus tracks)
- "Introducing: The First Blue Note Sessions" - Kenny Burrell, Blue Note
- "The Complete Imperial Sessions" - Sonny Criss, Blue Note (two CDs)
- "Blues Rag" - Buddy DeFranco, Koch Jazz
- "Finest Hour" - Antonio Carlos Jobim, Verve
- "Finest Hour" - Quincy Jones, Verve
- "Message from Walton Street" - MJT+3, Koch Jazz
- "Finest Hour" - Wes Montgomery, Verve
- "Manhattan Egos" - Sonny Simmons, Arhoolie
- "The Complete Blue Hour Sessions" - Stanley Turrentine and the Three Sounds,
Blue Note
- "Finest Hour" - Dinah Washington, Verve
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова
- "Вся музыка мира", Радио России, в ночь с 11
на 12 июня, 0.35 - нидерландский авангардно-джазовый
квартет играет турецкую музыку. Проект
"Композиторские антологии на
компакт-дисках" распространяется бесплатно:
Александр Бакши - "Умирающий Гамлет".
Сквозная тема - куплеты Мэкки-Ножа из
"Трехгрошовой оперы": Ник Кейв, Лиса
Стэнсфилд, ну и, натурально - Армстронг.
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
Авторы:
Алексей Баташев,
Леонид Переверзев,
Иван Шокин,
Армен Манукян,
Вячеслав Рогожников,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация:
Billboard Online,
Launch.com,
Jazzhouse.org
Фото:
Павел Корбут,
Лурдес Делгадо,
Армен Манукян,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков |
|