Это - текст
эксклюзивного интервью, которое великий пианист
дал ереванскому журналисту Армену Манукяну за
кулисами Ереванского джаз-фестиваля (больше за
весь свой визит в Армению в начале июня он не дал
ни одного интервью). Подробнее о фестивале см. в репортаже Армена Манукяна в этом же
номере "Полного джаза". Сейчас многие
пытаются предсказать дальнейший путь развития
джаза. Одни видят его в союзе с электроникой,
другие - в симбиозе с фольклором или классикой.
Каково ваше мнение?
- Меня часто спрашивают о будущем джаза, и это
очень хороший и нужный вопрос, мы действительно
должны задать его себе сейчас. Так вот, для меня
не столь важно, будет ли джаз внешне больше похож
на симфоническую музыку, или фольклорную, или же
будет больше или меньше внимания уделяться
импровизации. Для меня самым главным является
ситуация, в которой рождается и исполняется
музыка. Настоящая музыка может существовать лишь
в спокойной, мирной атмосфере. Если же ситуация в
стране напряженная, люди запуганы, то страдает в
первую очередь искусство, и музыка в том числе.
Потому что музыка - это в первую очередь
музыканты, а музыканты - это люди, которые живут в
стране. Так, что если мы хотим, чтобы наша музыка
процветала, мы должны создать спокойную
обстановку, дать музыкантам свободу творчества,
одним словом, счастливую жизнь. Это очень трудная
задача, но мы должны сделать все, что в наших
силах, чтобы выполнить ее. А вот в какой форме
найдет свое выражение творчество музыканта - уже
не столь важно.
Существует мнение, что джаз в последнее время
утратил свое первоначальное предназначение -
развлекать и веселить людей. Став музыкой
профессионалов, джаз ушел из клубов и баров,
переместившись в филармонические залы. Джаз стал
слишком сложным, элитарным искусством.
- Любая музыка, становясь слишком серьезной,
лишается души, эмоциональности, наконец, теряет
своих слушателей. И это не только джаз. Подобная
проблема свойственна любому другому виду
искусства. У каждого жанра есть свои
профессионалы и любители, и джаз в этом смысле -
не исключение. Джаз лишь тогда может считаться
настоящим джазом, когда он хорошего качества,
когда его понимают люди, когда они его чувствуют,
получают удовольствие. Сегодня на концерте в
Ереване мы смогли доставить удовольствие
слушателям, хотя наша музыка не такая уж простая.
Я не думаю, что вопрос в сложности или простоте
музыки. Дело в том, что для достижения успеха
должен установиться духовный контакт между
исполнителем и слушателем. И главным
исполнителем этой задачи является музыкант, а не
публика. Он должен создать атмосферу
взаимопонимания и доверительности, только тогда
он сможет быть понятым людьми.
Вы много выступаете и
записываетесь. Чего следует ожидать Вашим
поклонникам в ближайшем будущем?
- У меня много разных идей. В настоящее время я
увлечен проектом со своим секстетом Origin - мы
много выступаем в самых разных странах мира.
Также я довольно-таки часто выступаю со своими
сольными проектами, и я только что выпустил два
альбома, записанных во время моих сольных
выступлений в Японии и Европе. Я также
сотрудничаю с Лондонским филармоническим
оркестром, исполняя свои фортепианные концерты.
Ну и, конечно, я много экспериментирую и работаю с
электроникой у себя в студии. Вряд ли из этого
получится что-либо путное, но зато в результате
подобных экспериментов могут родиться новые
идеи.
Вы часто меняете свои пристрастия - играли и
электронную музыку, и акустическую, и
классическую. Какой их периодов своего
творчества вы любите больше всего?
- Дело не в стиле музыки, которую я исполняю. Я
музыкант, и мое предназначение - развлекать
людей, и естественно, что я не хочу без конца
повторяться. Если бы я был актером, то каждый
сезон менял бы свое амплуа - трагик, комик. Делал
бы что-нибудь авангардное для узкого круга
зрителей, развлекательное для широкой публики.
То же я делаю, будучи музыкантом. Я все время
стараюсь создать что-нибудь новенькое, чтобы
доставить людям радость и удовольствие.
Мы очень хорошо знаем Кориа-музыканта и в то же
время почти ничего не знаем о его жизни вне
музыки.
- У меня двое детей. Хотя они уже давно не дети.
Мой сын, Фабиус, играет на ударных инструментах,
пишет музыку. У него своя группа, и совсем недавно
они выступали в Лас-Вегасе в шоу под названием Blue
Men Group. Он женат на прекрасной девушке по имени
Трейси. Она - танцовщица и хореограф, часто
выступает в бродвейских мюзиклах. Моя дочь Лиана,
прекрасная пианистка, очень любит свой
инструмент, часто выступает со своими друзьями,
играя джаз. Она любит и предпочитает старый джаз
40-50-х годов. Мой отец скончался 12 лет тому назад, и
именно ему я посвятил свое произведение "Armando's
Rhumba" и совсем недавно - "Armando's Tango". Он тоже
был музыкант, у него была своя группа, они часто
собирались у нас дома, играли, так что я вырос в
музыкальной среде. У отца была огромная
коллекция старых пластинок на 78 оборотов, я часто
слушал их. Первое мое знакомство с джазом
произошло через эти пластинки. Это была музыка
Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Бада Пауэлла. Я рос
среди музыкантов и окружавшей меня джазовой
музыки.
Что бы вы хотели пожелать армянским любителям
джаза?
Я бы хотел поблагодарить всех любителей джаза
в Армении за теплый прием. Я узнал, что моя музыка
популярна здесь, ее хорошо знают и любят, и, к
моему огромному сожалению, я лишь сейчас смог
приехать на встречу с ними. Я хочу поблагодарить
за огромный интерес, проявленный к моей музыке в
Армении, за искреннюю реакцию зрительного зала,
все это очень вдохновляло нас. Эмоции во время
концерта перехлестывали через край. Энергия зала
передавалась музыкантам на сцене, подталкивая их
на "дальнейшие подвиги". Мы надолго запомним
наше выступление на сцене Большого концертного
зала в Ереване. Я хочу пожелать любителям джаза и
всем жителям Армении хорошей и спокойной жизни.
Счастья вам и вашим детям.
Беседовал Армен
Манукян
|