"Джаз
в Армении?" - именно так будет называться новый
фильм французского режиссера музыкального
телеканала "М6" Вартана Оганяна, приехавшего
в Ереван делать фильм о Международном
джаз-фестивале. "Я был поражен, услышав, что в
Армении организуется джазовый фестиваль, да еще
с участием Чика Кориа! Откровенно говоря, у меня и
в мыслях не было, что в Армении играют и слушают
джаз. Я решил разведать обстановку, и вот я здесь
вместе со своим звукорежиссером. Я хочу снимать
не сам фестиваль, а события, происходящие вокруг
него - работу оргкомитета, рабочих сцены,
звуковиков, наконец - людей, стоящих в очереди за
билетами. Меня интересует атмосфера джаза."
Вардан, двоюродный брат знаменитого футболиста
Юрия Джоркаефа, прибыл в Ереван вместе с первой
группой музыкантов-участников фестиваля. Всего
на Второй международный джазовый фестиваль
"Ереван-2000" приехало 26 музыкантов из России,
Словакии, Грузии, Франции, США и Румынии. К
огромному сожалению, в последний момент по вине
шведской стороны сорвался приезд очень
известного в Скандинавии коллектива под
руководством барабанщика Фредрика Нуррена.
Фестиваль состоялся и физически, и творчески.
Состоялся, несмотря на распускаемые время от
времени слухи о том, что гвоздь программы - Чик
Кориа - не приедет, а без него какой, к черту,
фестиваль! Состоялся, несмотря на многочисленные
трудности, встававшие на пути организаторов
фестиваля. Состоялся, и зал был полон, несмотря на
очень поздно начавшуюся рекламную компанию и не
очень-то дешевые билеты. Люди, уставшие от забот и
хлопот, повседневной борьбы за выживание, с
радостью заполнили зал. И их ожидания не
оказались напрасными. Конечно, не все дни и
выступления были одинаковы по уровню и
насыщенности. Так, в первый день выступало сразу
пять коллективов. И если первый участник -
Джаз-оркестр Армении под управлением Армена
Мартиросяна - просвинговал почти полтора часа,
московское трио Сергея Манукяна - минут сорок, то
на долю словацкого певца Петера Липы и
тбилисского квартета Дато Евгенидзе пришлось
всего по двадцать минут. Ну, а коллектив с далеких
Антильских островов находился на сцене всего-то
с десяток минут. Зато в третий день
немногочисленным составам была предоставлена
масса времени для того, чтобы показать себя.
Из всех выступавших
(давайте пока не будем трогать Чика Кориа, о нем
разговор особый) наиболее запомнились
выступления Сергея Манукяна и его партнера,
интеллигента на сцене и в жизни,
гитариста-виртуоза Игоря Бойко, а также
замечательного и яркого по стилю квартета из
Грузии. Очень здорово выступил и румынский
пианист Гарри Тавитян. Этот музыкант. с
феноменальной техникой и широчайшим музыкальным
кругозором сумел в своем коротком выступлении
пропустить через себя музыку Телониуса Монка и
Сесила Тейлора, румынский, болгарский, армянский,
югославский фольклор и выдать все это в качестве
единого целого. Прибавьте еще сюда
экстравагантную манеру исполнения (да и внешнего
вида), и вы получите полную картину. Очень жаль,
что публика не очень-то хорошо восприняла его
музыку. Хотя винить ее в этом трудно - понять
авангардный джаз действительно могут не все. Что
касается других гостей - певца Петера Липы
(Словакия), дуэт певицы Ким Превост и гитариста
Билла Соллеа (США), "шоколадных" ребят с
далеких островов, которых собрал, привез и
замечательно с ними сыграл ветеран армянской
рок- и джаз-сцены Вазген Асатрян, были, к
сожалению, не столь яркими, как ожидалось. Правда,
надо учесть, что на то были объективные причины.
Выступление островитян было скомкано
организаторами фестиваля в виду цейтнота. Петер
Липа, очень хороший певец, кумир многих поколений
любителей джаза в Европе, пострадал из-за
отсутствия собственной группы, ну а дуэт из
Нью-Орлеана изначально не был создан для
выступлений в больших залах. Они просто
потерялись на сцене. Эту догадку подтверждает и
тот факт, что они смогли прекрасно выступить
после официальной программы фестиваля в
джаз-клубе "Поплавок" на спонтанных
джем-сейшенах, где смотрелись просто прекрасно.
Что же армянские музыканты? Очень хорошо, просто
здорово выступил Биг-бэнд Армении. Худруку и
дирижеру Армену Мартиросяну удалось создать из
молодых музыкантов крепкий профессиональный
коллектив, играющий очень оригинальную
программу. К сожалению, остальные составы не
смогли показать что-нибудь превосходящее их
ежевечернее музицирование в "Поплавке".
Хотя справедливости ради надо заметить, что
лучшие местные коллективы - "Time Report" и "Chico
& Friends" - на фестивале не выступали. А жаль.
Что касается Чика Кориа и его группы, то тут
говорить что-либо очень трудно, да, наверное, и не
следует. Высочайший профессионализм,
запредельная техника исполнения, вулкан эмоций,
невероятное построение композиций, а главное,
тот кайф, с которым музыканты играли - такие
концерты не забываются никогда!
Очень хочется отметить феноменального басиста
из Израиля Авишай Коэна и барабанщика Джеффа
Балларда. Здорово отыграв на концерте, они еще
продемонстрировали чудеса в клубе, на джеме,
играя с местными музыкантами до 5 часов утра!
После концерта Чик Кориа, сидя в "Поплавке",
опроверг все опасения организаторов и любителей
джаза о недоступности звезды - он мило болтал со
всеми, кто к нему подходил, раздавал направо и
налево автографы, фотографировался со всеми,
кому не лень, и даже, завороженный восточными
ритмами, немного поиграл вместе с исполнителями
на армянских народных инструментах. Все это
лишний раз подтвердило мысль о том, что короля
делает свита. Сам Чик Кориа с удовольствием
нарушал установленные его же менеджером
чересчур строгие правила поведения (эксклюзивное
интервью Чика см. в этом же номере).
Как и полагается настоящему празднику, фестиваль
проходил не только на сцене филармонии, но и по
всему городу. Музыкантов буквально растаскивали
по разным местам - российские и французские
музыканты побывали в гостях у детей из
музыкальной школы, провели мастер-классы,
поиграли с молодыми музыкантами из группы
"POKRJAZZ" и были восхищены уровнем исполнения
молодых армянских джазменов. Все это
фиксировалось на пленку оператором из Франции и,
по его словам, будет включено в вышеупомянутый
фильм. Почти все, кроме Чика Кориа и его группы,
приглашались на все мыслимые ереванские теле- и
радиостудии, давали интервью, с удовольствием
фотографировались с прохожими, одним словом -
"праздник шагал по городу". Конечно, не
обошлось и без традиционных импровизированных
кавказских застолий.
В приватной беседе один из музыкантов секстета
Чика Кориа, ударник Джефф Баллард, признался, что
они долго не могли найти на карте Армению, плохо
представляя, "куда их везет шустрый
менеджер". Расставаясь, они обещали приехать
еще. Их поразило все - город, культура, люди,
уровень музыкального образования.
В заключение хочется назвать всех тех, кто
подарил городу этот праздник музыки, - Ассоциация
Нушикян в лице ее президента Гарегина Нушикяна и
"Джаз Арт" в лице неутомимого
популяризатора джазового искусства Левона
Малхасяна. Низкий им поклон от имени всех
любителей музыки Армении.
Армен Манукян
|