"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 15 (73) - 3 мая
2000 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Даже многодневные праздники (для
большинства торжественно разросшиеся в небольшие каникулы) не сбили
гребня Большого сезона. Первый пик вроде схлынул, но впереди - "Богема
Джазз", впритык за ней - "Джазовая провинция", затем (все уже, наверное,
слышали?) - приезд Кенни Гарретта и фестивали памяти Луи Армстронга
сначала в Москве, а потом и Петербурге (а в Петердурге, говорят, будет
аж Арчи Шепп...). Все еще некогда остановиться, оглянуться, утереть
трудовой пот со лба и начать делать выводы. А уже хочется. Но еще пока
некогда. Хотя вот, скажем, очередное скромное "Слово к читателям", пару
номеров назад посвященное мучительному вопросу о
возможности/невозможности диалога между разными подклассами джазового
сообщества, уже опять (как и полгода назад - в случае с дискуссией о
сущности джазовой журналистики) грозит породить длинный спор, во всяком
случае - письма уже поступают... Но некогда пока. Некогда. Все еще у нас
будет - кое-что даже прямо на следующей неделе: и премьеры новых рубрик,
и, наконец, накопившиеся в неимоверных количествах новые рецензии, и
анонсы новых, вот-вот выходящих отечественных (!) CD...
Ай, ладно. Давайте пока к делу. |
|
|
Как это было
в Москве |
21
апреля в Центре искусств ЦДХ в очередной раз было подтверждено печальное
правило: на самые интересные события в Москве приходит меньше всего
народу.
Концерт был объявлен как выступление легендарного дуэта
Винцкевич-Саарсалу, но эстонская звезда, тенор-саксофонист Лембит
Саарсалу не успел вовремя получить российскую визу (Господи, дай такую
фразу кому прочитать пятнадцать лет назад, а?), так что на сцене было
трио: за роялем - сам маэстро, заслуженный артист России, арт-директор
фестиваля "Джазовая провинция", главное действующее лицо джазовой жизни
Курска - Леонид Винцкевич; с
альт- и сопрано-саксофонами - его сын, незаурядный музыкант,
прошлогодний выпускник РАМ им. Гнесиных Николай Винцкевич, и еще один
курянин - за барабанами, Николай Емельянов, постоянный участник курского
трио Леонида Винцкевича.
В полутысячном зале было около тридцати человек. Рекорд позапрошлого
сезона, когда на уникальное воссоединение Вячеслава Гайворонского и
Владимира Волкова пришло 60, побит.
И это при том, что показанная программа была воистину уникальна -
наверное, да простят меня ревнители, благодаря отсутствию на сцене
Саарсалу. Лембит - прекрасный музыкант, наверное, лучший в своей стране,
заслуживающий только лучших оценок. Однако в сотрудничестве с ним
(которое само по себе достойно всяческого уважения) Леонид Винцкевич
раньше почти не проявлял каких-то своих музыкальных сторон, которые были
показаны им теперь.
Эта программа именно этим трио была буквально только что записана в
студии Курской филармонии и сведена в Москве звукорежиссером
Ольгой Мошковой.
Видимо, это будет следующая пластинка Винцкевича.
Программа
полностью авторская, хотя то и дело в ее тематическом материале мелькают
какие-то мучительно знакомые мелодические обороты, попевки, отрывки.
Леонид объясняет это так: "Это - музыка из нашего детства, а мы
принадлежим к разным поколениям, так что и музыкальные впечатления
детства у нас разные...". То, кажется, из далекого кухонного
репродуктора начинает играть "Ария индийского гостя" ("Не счесть алмазов
в каменных пещерах..."), то какая-то поломанная кукла за шкафом раз за
разом вызванивает оборванную, отрывистую колыбельную (Винцкевич-старший,
поставив на рояль самодельный "металлофон", длинной палочкой упорно
выстукивает ломаный пунктир нереальной мелодии), то саксофон, кажется,
начинает задом наперед перебирать тона мелодии какого-то дворового
романса, а получается все равно блюз... Серьезный шаг вперед для
Винцкевича-младшего: сложнейший авторский текст, частично выписанный (и
очень подробно), частично - импровизируемый, подается им с редкостной
для его возраста умудренностью (хотя, конечно, нет предела
совершенствованию, особенно - техническому). Совсем по-новому показал
себя Емельянов: очень мало жестких восьмидольных фьюжн-ритмов, очень
много перкуссивной, сонористической игры, временами образующей с
фортепианно-саксофонной основой почти мучительно органичную ткань.
Программа альбома, в записи идущая чуть меньше часа, на сцене
продолжалась около семидесяти минут и субъективно была воспринята на
едином дыхании, как единое, редкостное для нашего джаза целое.
Потом еще был добротный стандарт "In The Wee Small Hours Of The Morning"
и блюз, изысканно сыгранный Винцкевичами вместе с находящимся сейчас в
Москве их прошлогодним знакомым по "Джазовой провинции" - американским
саксофонистом Майком Эллисом; но это все уже было необязательно.
Событие состоялось, хотя свидетелями ему были столь немногие.
30
апреля и 1 мая в "Ле клубе" играл уже приезжавший в Россию в текущем
сезоне нью-йоркский гитарист Пол Болленбэк. На этот раз Пол был в нашей
стране по приглашению петербургского пианиста
Андрея Кондакова, много играл с ним
по провинции (Новокузнецк, Днепропетровск...) и столицам (Петербург,
Москва) и в первый вечер в "Ле Клубе" выступил тоже с ним - плюс
контрабасист Виталий Соломонов и барбанщик Эдаурд Зизак, уже тоже
имеющие опыт работы с Полом.
Что можно сказать о Болленбэке такого, что мы еще не сказали о нем в
рецензии на его предыдущий, зимний концерт в Москве? Он еще раз
подтвердил свою репутацию технически совершенного (в отличие от, увы,
столь многих своих джазовых коллег, в том числе и в США), ритмически
изощренного и энергетически изысканного гитариста. Он продемонстрировал
во всем блеске свою импровизационную технику, в прошлый раз как-то
временами терявшуюся за сокрушительными фонтанами саксофона Игоря
Бутмана. Его вкус и умение играть, а главное - мыслить столь длинными и
замысловатыми фразами, целыми ритмомелодическими конструкциями, достоин
всяческого восхищения. Более того, особенно интересными оказались его
диалоги с фортепиано Андрея Кондакова (в "Ле Клубе" опять убрали за
сцену инвалидный рояль, поставив ему на смену не менее инвалидное
пианино, звучащее - особенно при затейливой настройке звука - сплошным
несмолкающим воем; однако Андрей, даже для невооруженного глаза заметно
мучившийся от этого инструмента, сумел-таки его победить и играть так,
будто перед ним если не "Стэйнвей", то по крайней мере "Бехштейн", хотя
и не самый лучший). Временами, при всех достоинствах ритм-секции - одной
из лучших в Москве - ее хотелось остановить и слушать только причудливые
диалоги гитары и фортепиано.
Во втором отделении к ансамблю добавился сопрано-саксофон -
соотечественник и земляк Пола Майк Эллис, привычный уже персонаж
московской джазовой жизни. Временами он не дотягивал до уровня двух
солистов, временами - был вполне убедителен и точен.
На второй вечер Пол играл уже без Андрея, но зато с целым биг-бэндом -
оркестром Игоря Бутмана, в который влился в качестве "специального
гостя". Было сыграно много хорошего оркестрового материала, и Болленбэк
всякий раз, выходя на соло, оказывался на своем месте, однако первый
вечер по уровню музыкального материала был как-то интереснее. Возможно,
потому, что тогда звучали в основном оригиналы обоих - и пианиста, и
гитариста.
Еще одно событие - и снова ЦДХ: здесь проходила презентация
кассетного альома (формат непризнанный, но, увы, все еще живучий по
дешевизне своей) дуэта "Романтики Джаза". О том, кто такие эти
"Романтики" - в материале нашего внештатного корреспондента...>>>> |
|
|
Как это было
в Нью-Йорке |
Иван Шокин, собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке, в новых поисках будущего импровизационной
музыки с удивлением обнаруживает в Мекке авангарда вполне мэйнстримовый
коллектив, а в симфоническом зале - танцевальные постановки под джазовый
аккомпанемент...>>>> |
|
|
Говорите -
вас слушают |
Сегодня мы слушаем музыканта, который,
с одной стороны, давно и прочно входит в число самых известных мировых
музыкантов, а с другой - в когорте этих всемирно известных все время
оказывается как-то на периферии массового сознания. Поскольку у него
только что очень кстати вышел новый, чрезвычайно интересный (и сразу
вызвавший споры: почтенный DownBeat за что-то влепил ему три балла из
пяти) альбом, очень кстати было бы побеседовать с ним. Это - пианист
Кенни Баррон...>>>> |
|
|
Москва - это вам
еще не все |
Хотя концерт британского саксофониста
Кортни Пайна в московском зале им. Чайковского прошел не очень удачно, в
других городах России, судя по всему, впечатления слушателей оказались
более положительными. Из Нижнего Новгорода о концертах Пайна сообщает
Сергей Баженов...>>>>
С 30 июня по 2 июля в Санкт-Петербурге и Выборге пройдет
Международный музыкальный фестиваль "Золотая труба Армстронга", который
организует возглавляемая Владимиром Фейертагом компания "Интерджаз".
Программа фестиваля:
- 30.06, Евангелическо-лютеранская церковь (Невский, 22) - вечер
негритянской вокальной музыки (госпел и спиричуэлы). Inside Gospel
Singers (USA), Debora Cameron (USA) с вокальной группой "Remake"
(С-Пб), Григорием Воскобойником (контрабас) и Марком Бернстайном
(саксофон, США).
- 01.07 - городской празник в честь Луи Армстронга: 14.00-18.00 -
Манежная площадь. Brevis Big Band (военный бэнд, С-Пб), диксиленд
Алексея Канунникова (С-Пб), Karelina Dive Dixie Band (Петрозаводск),
Strange Fruits Dixieland Band (С-Пб) - этот состав будет плавать по
каналам в центре города с портретом Сачмо на знамени. Кроме того:
Brass With Difference (dixie-funk-sextet, США), New Orleans Express
(Швеция), квинтет "Джон Кихот" (Норвегия), Swingin' Blues Band
(Латвия), ансамбль "Ренессанс" (Минск), диксиленд "Норд" (Кировск). В
тот же день, 18.00 - 24.00, Измайловский парк - городское гулянье:
"Ленинградский диксиленд", Эстонско-российский квартет (Голощекин
- Багиров, Унт - Васильев), Inside
Gospel Singers (США), Debora Cameron, Marc Bernstein and friends;
вокальная группа "Дайджест" (С-Пб), "Горячая
девятка" Всеволода Данилочкина (Москва) плюс несколько ансамблей
из перечисленных в дневной программе.
- 02.07 - объединение с ежегодным фестивалем "Серенада выборгской
крепости". Выборг, 14.00 - 19.00: вокальная группа "Remake", диксиленд
Алексея Канунникова, New Orleans Express (Швеция), квинтет "Джон
Кихот" (Норвегия), квинтет "Mainstreamers" (Дания) и др.
|
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
Полностью
оформилось расписание второго фестиваля "Богема Джазз", который пройдет
в ЦДХ и на ряде клубных площадок 16-20 мая. Вот как оно выглядит:
16 мая |
ЦДХ, 18.30 - Торжественное
открытие фестиваля
Вручение премии "Богема Джазз"
Участники концерта: Аркадий Шилклопер (валторна), Даниил Крамер
(фортепиано), Валентина Пономарева (вокал), "Вермишель Оркестра"
(Санкт-Петербург), Энвер Измайлов (гитара, Крым), "Тригон"
(Молдова), Дениз Перье (вокал, США), Андрей Кондаков (фортепиано,
Санкт-Петербург), Саския Лару (труба, Нидерланды), Дафна Юссеф
(уд, вокал, Тунис), ансамбль "Семейная традиция" и другие.
Клуб "Форте", 21.00 - Дениз Перье
Клуб "Китайский летчик Джао Да", 22.00 - Энвер Измайлов |
17 мая |
ЦДХ, 18.30 - День джазового
мэйнстрима
Участники: Даниил Крамер (рояль) - Сергей Манукян (клавишные,
вокал)
Овальный зал Антрепризы МСМ, 19.00 - "Второе приближение" Андрея
Разина (фортепиано) с участием Олега Киреева (саксофон, Уфа) и
Майка Эллиса (саксофон, США)
Клуб "Форте", 21.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
Клуб "Гран-При", 23.00 - Дениз Перье (вокал, США) |
18 мая |
ЦДХ, 18.30 - День мирового
джаза
Участники: Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог), Даффа
Юссеф (вокал, уд, Тунис), Владимир Волков (контрабас, С-Пб.), Олег
Балтага (ударные, Молдова)
Клуб "Форте", 21.00 - Герман Лукьянов и "Каданс Миллениум"
Клуб "Дом", 19.00 - "Вермишель Оркестра" (Санкт-Петербург)
Клуб "Пропаганда" 22.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды) |
19 мая |
ЦДХ, 18.30 - День этнического
джаза
Участники: Ришад Шафи (ударные) и группа "Гунеш" (Туркменистан), "Тригон"
(Молдова), Энвер Измайлов (гитара, Крым)
Клуб "Форте", 21.00 - Алексей Козлов и джаз-рок ансамбль
"Арсенал"
Клуб "Бункер", 23.00 - "Orbit Experience" (Германия)
"Ритм Блюз Кафе", 22.00 - Дениз Перье (вокал, США)
Клуб "Гран-При", 23.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
Клуб "Край", 22.00 - "Вермишель Оркестра" (С-Пб.) |
20 мая |
ЦДХ, 18.30 - День эйсид-джаза
Участники: группы "Orbit Experience" (Германия), "V&F Project",
"Matrix", "МАЛЕР И Я"
Таганский парк, 15.00 - День детского джаза
Клуб "Форте", 21.00 - "Orbit Experience" (Германия)
Клуб "Бункер", 24.00 - Дениз Перье (вокал,США)
Клуб "Запасник", 22.00 - "Вермишель Оркестра" |
21 мая |
Закрытие фестиваля.
Концерт всех звезд. (билеты не продаются). |
Билеты на фестиваль "Богема Джазз 2000" можно уже
сейчас зарезервировать на сайте компании.
4 мая в программе "Олег Киреев приглашает друзей", каждый четверг
проходящей в клубе "Art-Garbage", будет играть московский фьюжн-гитарист
Игорь Бойко. 11 мая в этой же программе
выступает петербургский гитарист Гасан
Багиров.
12 мая в Центральном Доме кинематографистов пройдет заключительный
концерт цикла "Джаз из России", проводимый Российским Фондом культуры.
На этот раз концерт посвящен 20-летию джаз-клуба города Обнинска
(Московская область), где регулярно проводятся фестивали, новогодние и
иные джазовые вечеринки и "ночники", где побывала вся элита российского
джаза и многие заграничные коллективы, включая американцев и даже
австралийцев. В концерте примут участие ветераны обнинского джаза -
контрабасист Давид Гонюх и пианист Алексей Анохин, а также москвичи -
гитарист Алексей Кузнецов,
валторнист Аркадий Шилклопер,
проект "Второе приближение" - и
американский саксофонист Майк Эллис.
Вход - по пригласительным билетам, которые еще можно получить в Фонде
культуры (тел. 202-5279).
14 мая в 14.00 в Большом зале Консерватории состоится заключительный
концерт филармонического абонемента
Алексея Баташева "Джаз для всех" (внимание! билеты - от 15 рублей!).
Концерт называется "Великий Сачмо" и посвящен столетию трубача Луи
Армстронга. Предполагается парад трубачей и выступление ансамблей Moscow
Band Владимира Лебедева, Miss Jazz Владимира Сидорковича, "Джаз-ансамбль
XXI век" Петра Петрухина и Moscow Ragtime Band Константина Гевондяна.
15 мая в 19.00 в ГЦКЗ "Россия" состоится концерт "Гершвин - любовь
моя" с участием оркестра Олега
Лундстрема, академического пианиста Николая Петрова и американской
вокалистки Дениз Перье. Это первый концерт цикла "Это - джаз", который
будет проходить в сезоне 2000/01 годов. |
|
|
Чтение |
Сегодня мы воспроизводим материал,
только что опубликованный первым российским профессиональным изданием
для тех, кто работает со звуком - журналом "Звукорежиссер".
Он посвящен, как и следует ожидать, одновременно джазу и звукорежиссуре,
а именно - тому, как в США озвучивают джазовые фестивали, проходящие на
стадионах...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
14
апреля в Вашингтоне в рамках празднования 200-летия Библиотеки Конгресса
США состоялось награждение выдающегося мастера латиноамериканского джаза
- перкуссиониста Тито Пуэнте. 84-летнему ветерану Библиотекой было
присвоено звание "Живой Легенды". В тот день этой награды удостоилось
множество ветеранов американской культуры - от комика Билла Косби и
продюсера Ахмета Эртегана до фолк-певца Пита Сигера, продюсера Куинси
Джонса и блюзмена Би Би Кинга. Сюда же, в общую кучу с китайским
виолончелистом Йо-Йо Ма и карибским певцом Харри Белафонте, Библиотека
запихала генерала Колина Пауэлла (победителя Ирака в "Буре в пустыне") и
боксера Мухаммеда Али, тоже, видимо, больших деятелей культуры. Поясняя
это положение, глава Библиотеки Джеймс Биллингтон сказал: "Мы выражаем
признательность множеству американцев, которые стали живыми легендами
благодаря разнообразным вкладам своего творчества в американскую жизнь".
Видимо, чтобы отмести упреки в присуждении звания профессиональным
убийцам-военным и профессиональным мордобойцам-боксерам, он пояснил, что
в число этих "творческих легенд" входят "спортивные фигуры и служители
общества". Ну-ну.
Тем не менее Тито Пуэнте можно от души поздравить: это незаурядный
музыкант и впрямь заслужил награду. |
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ
Дмитрия Ухова:
- "Вся музыка мира", Радио России - в ночь с 7 на 8 мая, 0.30: гости
"Альтернативы" - итальянская электроника, Международный оркестр
терменвоксов и др.
Сквозная тема: Stormy Weather - Квинси Джоунс, Этта Джеймс, Ройял
Краун Ревю.
- "Джаз около полуночи", Радио-1, 23.30:
4 мая - Джей Джей Джонсон и Диззи Гиллеспи "Perceptions"
9 мая - Гитарная ностальгия: наши за границей- Игорь Григорьев,
Николай Громин, Борис Лебединский
11 мая - Уинтон Марсалис: 5 лет и один вечер в клубе "Виллидж Вэнгард"
16 мая - даты круглые и квадратные 1: Мэри Лу Уильямс, Пегги Ли, Кинг
Оливер, Арти Шоу и др.
18 мая - даты круглые и квадратные 2: Харри Беккет - Джанго Бейтс,
Дейв Маккенна, Уоллес Руни, Алек Данкворт, ДиДи Бриджуотер - Хорас
Сильвер
23 мая - даты круглые и квадратные 3: Джон Льюис, Майк Зверин и
Секстет из Orchestra USA и др.
|
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены
к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им
прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда
публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов,
принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против
перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн,
так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение
о перепечатке. |
|