27 апреля в ЦДХ в рамках программы "Джаз
Пик" Алексея Баташева (он в момент проведения
концерта находился на музыкальном фестивале в
Екатеринбурге, так что его в роли ведущего
заменял радио- и тележурналист Михаил
Митропольский) прошла презентация нового
альбома дуэта "Романтики джаза". Альбом ,
правда , вышел не на диске, а на аудиокассете, но
талант музыкантов от этого не меньше.
Часто бывает, что два разных во всем музыканта
объединяются и играют дуэтом. Иногда получается
неожиданно эффектно.
"Романтики джаза" - это саксофонист Олег Киреев и гитарист
Александр Виницкий. Музыканты действительно
очень различные.
Олег Киреев - нынешний идеологический лидер
башкирского джаза - прославился в конце 80-х в
группе "Орлан", в своей родной Уфе. Затем
Олег переехал в Польшу и, наконец, остановился на
Москве, где теперь живет и работает. Его игра - это
нервы и мощная энергетика. Олег старается не
стоять в своем развитии на месте и играет как с
закоренелыми авангардистами, так и с настоящими
романтиками - каков, например, Александр
Виницкий.
Этот музыкант играет на классической гитаре.
Много лет он сотрудничал с самой нетипичной,
самой особняком стоящей певицей бывшей
"советской эстрады" - Еленой Камбуровой. В
его игре - мягкость и лирическое начало. Он - автор
большинства композиций на новом альбоме.
Конечно, есть на кассете и композиции других
авторов (Дюка Эллингтона, например), но
представлены они в виде аранжировки Виницкого.
Теперь, наконец, о самой музыке.
По словам самих музыкантов, их фаворитом стала
композиция " Путешествие во времени". "Она
нам близка по духу" - пояснил Олег Киреев. Вещь
очень необычная, но даже самый неискушенный
слушатель поймет, что это действительно
путешествие во времени: от древних баллад до
современного авангарда. Похоже, что любимая
пьеса музыкантов пришлась по вкусу и публике.
Как часто бывает, звучание гитары могло подчас
показаться фоном для мощных и пронзительных
звуков саксофона. Но это не означало вторичность
гитары в дуэте. Был момент, когда Киреев отошел в
тень (то есть просто ушел со сцены в гримерку),
предупредив, что далее будут две композиции без
его участия. Возможно, публика ничего особенного
и не ожидала ("разве это будет джаз?!"), но
результат, похоже, поразил и самого Александра
Виницкого. Самые бурные аплодисменты были именно
после этих композиций.
В первой пьесе музыкант соединил фрагменты
классической музыки (композитор Маро Джиллиани)
и "Mercy, Mercy, Mercy" Джо Завинула. Можно сказать,
что эта композиция - настоящая находка для
романтика.
"Жду известий"- его вторая сольная вещь. Она
впечатлила еще больше. Александр Виницкий,
конечно, обещал, что гитару будет использовать не
только как щипковый, но и как ударный инструмент,
но ожидать, что получится настоящий
"человек-оркестр", не приходилось!
"Мне бесконечно жаль..." Все знают, что это
строчки из романса; но это еще и название пьесы,
которая прозвучала в исполнении
"Романтиков". Однако сюрпризы не кончились,
Олег Киреев, войдя в азарт, даже спел один куплет.
Эффект неожиданности сыграл свою роль, но и без
того эта вещь имела бы такой же успех у публики.
Создавалось такое впечатление, что музыканты
имели скрытое намерение удивлять сидящих в зале
каждой следующей композицией. Но то единое целое,
в которое сложились и арабские мотивы, и
авангард, и баллады, и классика, и романсы, и
классический джаз (в "Джазовой Опере",
посвященной Элле Фитцджеральд), получилось
необыкновенно гармоничным. И это был джаз!
Романтика в джазе - явление не частое, особенно
так открыто декларируемая, в таком виде и в таком
количестве; но она есть. В нынешней
малоромантической реальности это очень приятно.
Наталья Кузнецова
|