20 и 21 апреля в Нижнем Новгороде выступал британский саксофонист Кортни Пайн. Звезда британского джаза и его "Бэнд-2000" приятно взбодрили не слишком бурную жизнь джаза в Нижнем Новгороде.
20 апреля в концертном зале консерватории Кортни дал открытый урок для студентов, а вечером того же дня прошло его совместное выступление с бэндом "Петропавловского" в "Джем-престиж-клубе". К сожалению, на данных мероприятиях побывать не удалось, но со слов очевидцев - все было на пять.
21 апреля Кортни и его бэнд выступили в Нижегородском академическом театре драмы. В зале яблоку было негде упасть, публика заняла все свободные проходы, а молодое поколение просто сидело на полу. Вместо запланированных двух отделений по 45 минут Кортни попросил без антракта 90 минут. Как он объяснил, в целях лучшего творческого подъема. И подъем был, вдобавок ко всему Кортни вышел на бис. С его слов, такого он не делает, но в Нижнем был исключительный случай.
Атмосферу на концерте можно было сравнить с действующим вулканом. Зрительный зал был подобен пульпитному зубу, который остро реагировал на все происходящее на сцене. Все действие в зале и на сцене больше походило на поп-шоу, чем на джазовый концерт в нашем понимании. С публикой контакт наладили сразу, ее подняли на ноги и не отпускали. Музыкальный формат был разнообразен, от регги до smooth jazz, баллады и мэйнстрима, так что все притопывали, приплясывали и пели вместе с музыкантами, радуясь жизни.
На сцене Кортни творил чудеса, впрочем, как и его музыканты. Иногда уходил в конец сцены, чтобы появиться вновь и обогатить пьесы своими новыми порывами творчества, или касался легкими пассажами музыкальной ткани в том или ином месте, помогая другим создать определенное направление в музыке, а то просто менял инструмент, создавая новый колорит и характер.
Мэри Пирс - вокал. Похожая на черное облако, которое парило над залом, завораживая всех своим чувственным вокалом. Казалось, она пела не голосом, а всем телом. Часто она просила публику петь вместе с ней (кстати, в хвалу подпевающих ей, все звучало без фальши).
Неудержимые дуэли Кортни с другими музыкантами постоянно взрывали зал.
Весьма понравился Алекс Уилсон - клавишные. Деннис Роллинс (тромбон) постоянно был в движении на сцене и довольно часто менял свой инструмент на перкашн, со вкусом заполняя и украшая партии ударных.
Филлип (Спарки) Гордон - программист синтезаторов- был четок в своих программных штучках и улавливал все акценты и нюансы в музыкальной канве.
Кэймрон Пьерр (гитара), иногда казалось, не сразу мог поймать то или иное движение, но в аккомпанементе баллад Мэри Пирс его игра была стильной, а в музыкальных перепалках он создавал хороший настрой, за что слушатель был ему весьма благодарен.
Роберт Форджур (ударные): активность была постоянной, как и эмоции. Но витиеватости импровизационных линий не так уж и много.
Питер Мартин - бас - разошелся не на шутку после спора с Кортни в манере "повтори, что я сказал". Потом был очень большой сольный кусок, изобилующий слэповой манерой фанка, от чего многие бас-гитаристы Нижнего были просто в восторге.
А вот и кульминационно-финальный выход Кортни в зал к зрителю на бис, с братанием и обниманием. Такое зрелище увидишь лишь на концертах поп-звезд эстрады (впрочем, почему только поп-звезд эстрады? - авт. И на концертах поп-звезд джаза тоже - ред.). Такое в памяти остается долго, и заменить чем-то, как и вернуть уже испытанное чувство, можно только более качественным или таким же уровнем исполнения.
Но это разговор уже другого плана, в большей мере он сводится к "финансам", которые постоянно поют романсы, а найти людей, кто стабильно финансирует проекты такого уровня, весьма проблематично. Хотя нет нечего нереального в данном случае, помог Британский совет и огромный вклад двух людей, занимающихся популяризацией джаза в Нижнем Новгороде - Вячеслава Уланова, генерального директора радио "Европа плюс Н.Новгород", и координатора джазовых проектов Александра Емельянычева.
Сергей Баженов
|