502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #47 (57) - 22 декабря 1999 г.
Слово
к читателям
Год подходит к концу. Это, собственно, последний полновесный выпуск "Полного джаза" в 1999 г. - следующий, сорок восьмой, будет итоговым и состоять будет главным образом из фрагментов уже опубликованных материалов о ключевых джазовых событиях уходящего года. В этом грядущем номере мы планируем и "Слово к читателям" сделать итогово-новогодним. Но это не означает, что нормальная жизнь журнала остановится: мы будем продолжать накапливать материалы, которые, кстати, опубликованы будут теперь только 19 января - потому что первый в 2000 г. (и 59-й по счету) номер "Полного джаза" выйдет именно тогда. Рождественские каникулы? Увы (ура) нет. Раскрываем маленький производственный секрет: в первые две недели 2000 г. весь сервер "Джаз в России" планируется подвергнуть переверстке и перестройке. Изменится дизайн (кроме "Полного джаза" и первой страницы номера), поскольку нынешний дизайн сервера был разработан в 1997 г. и давно не соответствует его разросшейся структуре. Задача, которую мы сами перед собой ставим - сделать дизайн и структуру сервера удобными, технологичными и очень простыми. Минимум графики, сложных программных решений и т.п. - максимум наглядности и удобства. Все-таки на настоящий момент сервер (включая журнал "Полный джаз") содержит уже почти полторы тысячи отдельных документов. Одних персональных страниц музыкантов на сервере уже больше 60! Планируется, конечно, еще больше...
Что еще планируется? Поживем, увидим. Во всяком случае, мы не сидим сложа руки. Раз уж мы установили, что джаз в России есть - должен быть в Интернете и максимально насыщенный информационный ресурс о нем. Так что мы будем стараться.
Чего мы ждем от читателей? Большей активности. У нас сложился отличный корреспондентский корпус во многих городах России, и мы с удовольствием публикуем то, что нам присылают наши неравнодушные, заинтересованные и прекрасно во всем разбирающиеся читатели. Но хотелось бы таких читателей-корреспондентов иметь больше. Да, кстати, с нового года мы будем высылать таким читателям удостоверение корреспондента "Полного джаза", чтобы облегчить им общение с организаторами концертов. Правда, мы еще не доросли до такого уровня. чтобы платить гонорары звонкой монетой, но, во всяком случае, зреет ряд приятных для наших корреспондентов решений...
Так что повторяем приглашение: нам требуются корреспонденты в тех городах России и зарубежья, где есть джазовая жизнь! Любой текст о джазовых событиях (репортаж, интервью, просто информация), присланный нашими читателями, после соответствующей правки имеет очень хороший шанс быть опубликованными.
Ну, а полный список тех, кто радовал нас своими публикациями в уходящем году, мы опубликуем в следующем выпуске - естественно, с благодарностями.
Пока же - к делу.
Как это было
в Москве
Логотип фестиваляГлавное событие московской джазовой жизни в минувшие семь дней - конечно, V международный вокальный фестиваль "Джазовые голоса-99", проходивший в Москве с 15 по 18 декабря. Кроме московской части, у фестиваля были мероприятия и в других городах (см. ниже рубрику "Москва - это вам еще не все"). Здесь - репортаж с фестиваля, написанный нашим обозревателем Михаилом Митропольским...>>>>

На протяжении ноября и декабря по клубам и концертным залам Москвы кочевала концертная программа "Нам - 25", посвященная 25-летию официального введения джазовой специализации в систему музыкального образования в нашей стране. Этот марафон завершал концерт в зале им. Чайковского, где лучшие молодые джазмены России играли вместе со своими педагогами, теми, кто когда-то инициировал то событие, четвертьвековой юбилей которого пришелся на уходящий год. На этом концерте побывал наш редакционный стажер - молодая журналистка Галина Козорезова...>>>>

Владимир ВолковПохоже, и до Москвы докатилась волна американского отношения к джазовой клубной жизни. По крайне мере, 15 декабря в "Доме" на концерте трио Шилклопера-Волкова-Старостина атмосфера была соответствующая. Ее две главные черты - это спокойное, без надрыва, но и без снобистского равнодушия внимание слушателей и весьма короткое выступление, оставляющие ощущение недосказанности и заставляющее приходить на концерты снова и снова. Играли в основном все то, что записано на компакт-диске "XIX98". Публика попивала пиво и внимала пространным объяснениям Сергея Старостина об истории сбора материала для альбома, возникновении трио и содержания песен. Вообще без привычного конферанса главного "домушника" Николая Дмитриева концерт приобрел большую доверительность в отношениях между музыкантами и зрителями. Ее не омрачила даже часовая задержка начала. Как выяснилось, Аркадий Шилклопер специально отложил концерт, чтобы послушать выступление трио Энвера Измайлова в ЦДХ, а его отменили - как обычно, не хватило денег на дорогу музыкантам. Однако вернемся к концерту в "Доме". С самого начала стало ясно, что музыканты чувствуют себя в этом клубе ОЧЕНЬ раскованно. В результате обычно довольно серьезная программа на сей раз прозвучала весело и, я бы сказал, танцевально. Кстати, Аркадий Шилклопер и в самом деле пустился в пляс во время исполнения сложной композиции с использованием пластиковых трубок для извлечения звуков. Если бы не сломанная вентиляция, то, скорее всего, начали бы танцевать и в зале. Впрочем, все то, что обычно происходит на концертах трио, было и здесь: использование народных и классических инструментов, сложные аранжировки, электронная обработка духовых Шилклопера, перкуссионный контрабас Волкова и его же соло на виоле да гамба, и многое-многое другое. Ну а закончился концерт частушками, исполнение которых Старостин предварил извинениями по поводу "возможно, не совсем приличных куплетов" - в том случае, если он разойдется и перестанет себя контролировать. Но, видимо, консерваторское образование не дало ему полностью расслабиться, и до полностью "аутентичного" народного пения и танца дело так и не дошло.

Иван Шокин

Говорите,
вас слушают
Уже в третий раз на сервере "Джаз в России" проходит чат с джазовым музыкантом, и в третий раз мы обращаемся к текстам этих чатов как к большому коллективному интервью. После открывшего серию таких виртуальных встреч с аудиторией валторниста Аркадия Шилклопера мы встречались с "Противоположностями" - участниками одновременного тура саксофонистами Олегом Киреевым и Майком Эллисом. Третий чат, по многочисленным просьбам наших читателей, был посвящен одному из самых популярных российских джазовых музыкантов - саксофонисту Игорю Бутману...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Вокальный фестиваль "Джазовые голоса-99" докатился и до Поволжья: наш корреспондент в Нижнем Новгороде Сергей Баженов рассказывает, как это происходило....>>>>

Положение о IV фестивале "Пусть всегда будет джаз!"

Время проведения:
24 - 25 февраля 2000 г. Место проведения: г. Дзержинск Нижегородской обл., концертный зал Дворца детского творчества.
Организаторы фестиваля:
Администрация г. Дзержинска, Дворец детского творчества, радиостанция "Европа плюс Н. Новгород". Содействие: Ассоциация "Служение", "NNSP", ИРА "Биржа".
Оргкомитет фестиваля приглашает всех желающих принять участие в четвертом детском фестивале "Пусть всегда будет джаз!" - всех тех, кто считает крайне необходимым развитие джазовой музыки среди детей и юношества, сохранение ее традиций, расширение творческих контактов и встреч, того, чья творческая жизнь неразрывно связана с этим искусством.
Участники фестиваля:
В фестивале принимают участие учащиеся и педагоги музыкальных учебных заведений, профессиональные коллективы и отдельные исполнители. Возраст участников фестиваля не ограничен.
Условия фестиваля:
Участники фестиваля: ансамбли, вокальные коллективы, солисты, оркестры - исполняют не менее двух-трех джазовых стандартов либо других стилистических форм, неотъемлемой частью которых является живая импровизация. Фонограмма аккомпанемента исключена.
Механизм подачи заявки на участие в фестивале.
Участники фестиваля предварительно предоставляют организаторам информацию в виде аудио - или видеозаписи. На рассмотрение должно быть представлено 2 - 3 музыкальные пьесы, общее звучание которых не должно превышать 15 минут. Демонстрационный материал должен иметь качественный звук, дающий конкретное представление о технике и стилистике исполнения солиста или коллектива. Репертуар (программа) выбирается участниками самостоятельно и не регламентируется стилистическими формами. Фотография и краткий пресс-релиз о коллективе или отдельном исполнителе обязателен.
Демонстрационный материал должен быть предоставлен до 25 января 2000г. Организаторы извещают участников об их участии в фестивале не позднее 1 февраля 2000г. Расходы за переезды участники фестиваля несут самостоятельно. Расходы за проживание и питание в дни фестиваля организующая сторона берет на себя.
Награждение:
Дипломы, грамоты, благодарности, призы, подарки.
Прочее:
Организаторы обладают полным правом на фотографирование, радио - и телетрансляцию, видео - и киносъемку участников фестиваля без какой-либо дополнительной оплаты. Видео - и аудиозаписи, присланные организаторам, возврату не подлежат.
Контакт:
Заявки с пометкой "Пусть всегда будет джаз!" присылать по адресу: 606000 Нижегородская обл., г. Дзержинск, площадь Ленина, 1, Дворец Детского Творчества.
e-mail: sbazhenov@hotmail.com
Телефон для справок: (8313) 29-01-16, 33-09-60.

А в это время
за бугром...
Гровер Уошингтон-мл.17 декабря (в России уже была ночь 18 декабря) в Нью-Йорке скончался один из самых популярных музыкантов современного джаза - саксофонист Гровер Уошингтон-мл. 56-летний музыкант находился в студии телеканала CBS, где снимался для популярной утренней программы Saturday Early Show. Выступление Уошингтона на телевидении было посвящено раскрутке его нового альбома "Prime Cuts: the Columbia Recordings 1987-99".
Буквально через несколько минут после окончания съемки живого выступления группы Уошингтона в студии саксофонист, успевший выйти в свою гримерную, потерял сознание от внезапного сердечного приступа. Охранник CBS оказал ему соответствующую первую помощь (это умение в США обязательно для людей подобных профессий), но был не в состоянии привести музыканта в сознание. Гровера отвезли в больницу St. Luke's-Roosevelt, где врачи констатировали смерть от инфаркта. Об этом объявил ответственный за связи больницы с общественностью Джим Мандлер.
Один из продюсеров программы, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что Уошингтон во время съемки не выглядел ни больным, ни даже усталым. "Я даже отметил про себя, какой он живой и подвижный", сказал продюсер. По его словам, как только стало известно о смерти Гровера Уошингтона, продюсеры шоу всю ночь обсуждали, следует ли давать отснятое шоу в эфир. В конце концов выступление Гровера и его группы было показано утром 18 декабря по каналу CBS, "потому что все решили, что Гровер бы решил именно так".
В тот же день с небольшим заявлением по случаю смерти музыканта выступил его большой поклонник - президент США Билл Клинтон. Он сказал, что считает Гровера Уошингтона одним из величайших музыкантов Америки и что сам он и первая леди Хиллари Родэм Клинтон глубоко скорбят, узнав о смерти Уошингтона. "Я всегда буду благодарен за честь играть с ним вместе, оказанную мне в 1993 г. после того, как Гровер выступил в Белом доме, и за прекрасную музыку, которую он играл на моей инаугурации и на моем 50-летии", говорится в заявлении.
Гровер Уошингтон родился в Баффало, штат Нью-Йорк, 12 декабря 1943 г. Его отец был профессиональным саксофонистом. Гровер-младший начал играть на саксофоне в 10-летнем возрасте, посещал Вурлитцеровскую музыкальную школу (колледж), а в конце 50-х - начале 60-х уже выступал в Филадельфии с органными соул-джазовыми трио и даже с рок-группами. Однако настоящая слава пришла к нему в 70-е. Выработанный им стиль игры послужил основой целого направления, ставшего самым коммерчески успешным направлением в послевоенном джазе - ныне оно именуется contemporary jazz (мягкий, сладковатый джаз-рок). Популярность Гровера действительно была невероятной для джазового музыканта, его пластинки неоднократно достигали золотого (500 тысяч проданных экземпляров) и даже платинового (миллион экземпляров) статуса. Впрочем, многие критики и музыканты не рассматривали и не рассматривают все направление contemporary как собственно джаз, именуя его "инструментальной поп-музыкой" и даже "музыкой для лифтов" (и действительно, в лифтах небоскребов в США постоянно звучит музыка такого рода - в Москве это примерно то же, что передавало радио "Престиж/НСН"). Тем не менее генетически все это направление тесно связано с джазовым мэйнстримом. То, что никакого непреодолимого барьера между мэйнстримом и contemporary нет, доказывал в первую очередь сам Уошингтон, записываясь, например, с ныне покойным пианистом Джеки Байардом. Кстати, именно на альбоме Гровера Уошингтона 1988 г. ("Then And Now") впервые в американской грамзаписи прозвучал саксофон нашего соотечественника Игоря Бутмана, который учился у Гровера.
Гровер Уошингтон-мл.Начиная с альбома 1975 г. "Mister Magic" (аранжировки для которого были выполнены другим творцом стиля contemporary - клавишником Бобом Джеймсом), восемь альбомов Уошингтона достигали первой позиции в джазовых чартах. В середине 80-х саксофонист получил два "Грэмми" за альбом ''Winelight'' (получивший платиновый статус), а последний его мегахит - альбом 1992 г. "Next Exit" был номинован на "Грэмми" (но не получил эту премию).
Похороны Гровера Уошингтона состоятся 23 декабря в городе, где он жил и где живет его семья - Филадельфии. С восьми до половины одиннадцатого утра гроб с его телом будет установлен для прощания в баптистской церкви Bright Hope на углу 12-й улицы и авеню Сисила Би Мура. Там же с одиннадцати утра до часу дня будет идти похоронная служба. Погребение состоится на кладбище West Laurel Hill (в пригороде Филадельфии). Семья Уошингтона просит вместо цветов направлять пожертвования в фонд памяти музыканта, поступления в который будут направляться на развитие музыкального образования, а также на финансирование различных медицинских исследований. Адрес фонда: Grover Washington Jr. Memorial Trust Fund, 8610 Evergreen Place, Philadelphia, PA 19118, USA.

Чарлз ЭрландЕще один американский джазовый музыкант - органист Чарлз Эрланд скончался в Канзас-Сити 11 декабря. Смерть последовала на 58 году жизни - как и в случае с Гровером Уошингтоном-мл., в результате тяжелого сердечного приступа. Музыкант умер на следующий день после того, как отыграл концерт в Джазовом музее Канзас-Сити со сборной группой местных музыкантов.
Чарлз Эрланд родился в Филадельфии 24 мая 1941 г. и первоначально учился играть на альт-саксофоне своего отца. В школе он играл на баритон-саксофоне, причем в состав школьного оркестра входило еще несколько будущих знаменитостей - гитарист Пат Мартино, саксофонист Лью Табакин и трубач Фрэнки Авалон, в 60-е гг. ставший известным поп-певцом. Однако настоящей страстью Эрланда был электроорган, поскольку он вырос в Филадельфии, где традиции исполнения на этом инструменте были очень сильны. Подростком Чарлз почти каждый вечер ходил слушать выступления легендарного филадельфийского органиста Джимми МакГриффа. Самоучкой овладев электроорганом, он создал трио с гитаристом Патом Мартино и барабанщиком Бобби Деремом. Это трио и более поздние ансамбли Эрланда выпустили восемь альбомов на лейбле Prestige. Кстати, еще один почти мистический момент - на одном из них играл тогда еще никому не известный саксофонист Гровер Уошингтон-мл.! Помимо Prestige, альбомы Чарлза Эрланда выходили на других ведущих джазовых лейблах 60-70-х гг. - Muse, Columbia, High Note, Mercury и Milestone.
Друзья музыканта планируют организовать концерты его памяти как в Нью-Йорке, так и в Чикаго, где он жил в последние десятилетия.

Мэтью Шипп39-летний темнокожий пианист Мэтью Шипп возглавит новый джазовый лейбл The Blue Series, который создается как филиал известной компании Thirsty Ear. Об этом заявил президент Thirsty Ear Питер Гордон. Ранее Шипп был одним из ведущих музыкантов каталога Thirsty Ear. Новый лейбл будет ориентирован на экспериментальную музыку и "новый джаз", главным образом афро-американский: среди ближайших релизов объявлены альбомы с участием трубача Роя Кэмпбелла, басиста Уильяма Паркера, самого Шиппа, а также квартета Мэта Маниери, пианиста Крэйга Тэборна и др.

Трепетные американцы, маниакально обеспокоенные здоровьем, нашли новый повод для переживания - британские исследователи заявили, что джазовые саксофонисты сильно рискуют своим здоровьем! Согласно исследованиям доктора Санджая Кинры из Бристольского университета, те, кто практикует технику "циркулярного (непрерывного) дыхания", имеют больше шансов умереть молодыми! Смех смехом, а д-р Кинра исследовал медицинские карты 813 джазовых музыкантов, родившихся между 1882 и 1974 гг. Из них к моменту окончания его исследований (1998) 349 уже умерли (надо полагать, особенно те, кто родился в 1882-м! - ред.). На основании своих изысканий доктор сделал вывод, что особенно сокращает жизнь игра на саксофоне (но не любительская, а профессиональная, регулярная). Риск увеличивается, если вы живете в США (!), но уменьшается, если играете больше чем на одном инструменте и/или руководите собственным ансамблем. Впрочем, исследователи честно признаются, что не в состоянии точно установить степень вредности циркулярного дыхания саксофонистов и с уверенностью сказать, что жизнь музыкантов сокращает именно оно, а не неумеренное употребление алкоголя и работа в прокуренных клубах.

Новые альбомы
Переиздания, январь 2000
  • "Cannonball's Bossa Nova"- Cannonball Adderley, Blue Note
  • "The African Beat" - Art Blakey, Blue Note
  • "The Thousand Finger Man" - Candido, Blue Note
  • "Kenya" - Machito, Blue Note
  • "The Greatness/The Happiness" - Joe Mooney, Koch Jazz
  • "Palo Conga" - Sabu, Blue Note
  • "Stringin' the Blues" - Joe Venuti and Eddie Lang, Koch Jazz
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Михаил Митропольский,
Иван Шокин,
Сергей Баженов,
Галина Козорезова,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Reuters,
JazzE News,
Billboard Online,
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!