Юбилей ММК (Молодежного
музыкального клуба) в Нижнем Новгороде
продолжается. На сей раз двадцатилетию ММК
посвятили совместный проект в рамках V
Международного фестиваля вокального джаза "Джазовые
голоса-99", организованный "Джаз-Арт клубом"
(Москва), Российским Фондом культуры,
Госконцертом и радио "Европа плюс Нижний
Новгород". Нижегородская часть фестиваля
проходила на площадке Академического Театра
Драмы им. А.М. Горького.
Вечерняя Покровка (ул. Большая Покровская,
местонахождение Театра Драмы) вся искрилась и
мигала предновогодним ожиданием, создавая всем
идущим на фестиваль дополнительный настрой. Но
даже если бы она "утопала в грязи, и было не
видно не зги", фестиваль всем и все
компенсировал.
Гвоздем программы, конечно, был французский
вокальный квартет "Rue Blanche" и Ирина Шилкина в
сопровождении московско-уфимского трио в
составе: Игорь Бриль (фортепиано), Евгений
Чистяков (барабаны) и Сергей Оськин (контрабас).
Нижегородские участники фестиваля были
представлены Яной Тюльковой, вокальным
квинтетом "Анима", Анжеем Ковалевым и
инструментальным трио в составе: Александр
Шишкин, Александр Кирдянов и Лев Тишин (они
аккомпанировали "Rue Blanche").
Открыла фестиваль Яна Тюлькова. Она не новичок на
таких проектах, в ее голосе появилась
уверенность, индивидуальные интонации во время
импровизации. Чувствуется, что человек делает
все с душою и не стоит на месте. Яна сама себе
аккомпанировала, создав тем самым среду
автономности.
Вторыми вышли на сцену гости из Франции -
вокальный квартет "Rue Blanche". То, что джаз на
французском звучит не хуже, чем на английском -
это точно. Французский "шансон" ощутим, но
это не минус, а скорее наоборот, лишь делает
музыку более интересной и колоритной. Такой
свободы, юмора, хорошей вокальной импровизации
нижегородские поклонники джазового вокала давно
не припомнят. Зал заводился сразу, отвечая на
каждый хороший импровизационный кусок
аплодисментами, а галерка топала и свистела так,
что казалось, может рухнуть в любую минуту. К
счастью, театр не так давно перенес капитальный
ремонт, и этого не произошло.
Аккомпанировали "Rue Blanche" музыканты из Н.Новгорода-
Александр Шишкин (фортепиано), Александр
Кирдянов (бас-гитара) и Лев Тишин (ударные).
Вышеназванные музыканты относятся к старой
гвардии. Играют вместе уже не первый год, часто
выступают с Сергеем Манукяном и Ольгой Пирагс. И
то, что именно они аккомпанировали "Rue Blanche",
было закономерно. Правда, музыкантов
подстерегали небольшие сюрпризы: на
демонстрационном материале, высланном им
заранее, было одно, а вот на репетиции пришлось
играть совсем другое. Но все звучало достойно, и
импровизационные перепалки между Александром
Шишкиным и "Rue Blanche" были весьма интересными
и заводными.
Несколько раз "Rue Blanche" вызывали на бис.
График концерта явно не выдерживался. Но вот -
антракт.
Второе отделение открыл Анжей Ковалев. Опыта
выступления у Анжея на сцене достаточно, человек
умеет общаться с залом, неплохой шоумен и поет,
как он сказал, имитируя многие инструменты -
своим голосом выстраивая композиции на приемах
слогового пения. Откровенно говоря, зал (особенно
юная часть) встретили Анжея тепло и радушно.
Только вот его выступление больше походило на
цирк, чем на джаз. Хотя, как говорится, чем черт не
шутит, может, эта клоунада даст толчок новой
форме - например, цирко-джазовой импровизации. И
те инструменты, которые Анжею удается
имитировать, как и гармония, основанная на
любимых трех аккордах, будут звучать не по-цирковому,
а по-джазовому.
"Анима" - довольно известный вокальный
квинтет из Нижнего Новгорода, и его репутация -
скорее камерного, чем джазового коллектива.
Поскольку чем-то одним заниматься надо постоянно,
тогда и результат, соответственно, другой.
Завершили концерт Ирина Шилкина и трио Игорь
Бриль (фортепиано) - Евгений Чистяков (ударные) -
Сергей Оськин (контрабас). За кулисами Ирина
больше похожа на тихую миловидную учительницу
первых классов, чем на джазовую вокалистку. Ей,
состоящей из ритмов и сильных эмоций, на сцене
равных не было. Когда человек своим творчеством
может зажечь в тебе фитилек, который постепенно
раздувается и превращается в факел, то с полной
уверенностью можно сказать - это профессионал с
большой буквы.
Отношение Игоря Бриля ко всему происходящему на
сцене выглядело не доминантной позицией Мэтра, а
позицией друга и чуткого партнера, готового
довести чей-то пассаж до новой кульминационной
точки или спровоцировать других своей игрой к
новому витку импровизации.
Первым на сцену вышел Евгений Чистяков, создав
сразу около себя некий ореол пружинности и
чувственных ритмических образов. При звуках его
барабанов казалось, что все дошло до предела и
дальше развития не будет, но это только казалось.
Наверно, не буду одинок в мнении, если скажу, что
Евгений Чистяков прекрасный музыкант,
наделенный большим талантом находить гармонию в
ритмах. Сергей Оськин поначалу себя мало чем
проявлял, но постепенно опасения рассеялись, он
прекрасно показал, на что способен в сольных
местах. Особенно понравился их дуэт с Ириной.
Атмосфера бархатной интимности на фоне
головокружительных пассажей - все это пленило.
Концерт продлился немного больше, чем
планировался, так что музыкантам нужно было
сильно спешить на поезд.
Они уехали, но осталась частичка их творчества, и
спасибо всем, кто организовал этот проект в
Нижнем Новгороде, тем, кто помог соединить
столько хороших музыкантов в одно целое, имя
которому -"Джазовые голоса-99".
Сергей Баженов
|