Вот уже четверть века прошла с тех пор, как в
России существует джазовое образование. На
рубеже пятидесятых-шестидесятых джаз был темой
для крупных споров в музыкальном мире. Многие
задавались вопросом: надо ли учить музыке
джазовых музыкантов? Джаз - это импровизация,
нечто свыше, от Бога. Разве этому можно научить?
Нельзя! Но существовали и другие точки зрения по
этому поводу: если музыке - джазу - не учить, то что
же это получится? Будет абсолютно неинтересно,
скучно и непрофессионально. Таким образом,
любители джаза разделились как бы на два
противоположных "лагеря". Одни считали, что
джазу учить не надо, и даже музыканты говорили:
самоконтроль убьет в них импровизационный
принцип исполнения джазовой музыки. Другие же
полагали, что учиться-то можно, но у кого? Мастера
все же нашлись...
Итак, джазовое образование было открыто...
двадцать пять лет назад. (Официально джазовое
образование в нашей стране действительно
началось с 1974 г., но не будем забывать, что это
стало возможным благодаря методическому опыту,
накопленному работающей с 1967 года по сегодняшний
день(!) бывшей Студией "Москворечье" - ныне
Московский колледж импровизационной музыки -
ред.) Сегодня нельзя не назвать имена тех, кто
много сделал для того, чтобы джазовое
образование в России стало официальным. Это
профессора Игорь Бриль (класс фортепиано) и
Александр Осейчук (класс саксофона), это Анатолий
Соболев и Анатолий Кролл, Михаил Ковалевский и
Юрий Чугунов и, наконец, куратор джазового
движения в те годы Юрий Саульский (он же
возглавлял и методический кабинет). Быть может,
никто толком и не помнит, как это было, но
усилиями истинных джазменов в 1974 г. в
рубрикаторах отделов кадров появилась
эстрадно-джазовая специализация с "шифром"
"35/21". Правда, специальность "джазовый
музыкант" была утверждена лишь восемь лет
спустя, а до этого музыканты заканчивали класс
сольфеджио.
В одной только Москве
сейчас пять вузов, которые выпускают
дипломированных людей, способных играть джаз.
Среди них - Российская академия музыки им.
Гнесиных, Государственное музыкальное училище
эстрадно-джазового искусства на Ордынке и другие
учебные заведения. Свое мастерство
мастера-выпускники и студенты разных классов
джазового образования продемонстрировали 8
декабря в концертной программе, прошедшей в
концертном зале им. Чайковского в рамках
абонемента петербургского музыковеда Владимира
Фейертага "В мире джаза" (в рамках джазовой
эстафеты "Нам - 25", в ноябре-декабре
прокатившейся по множеству клубных и концертных
площадок Москвы).
В зале Чайковского аншлага, конечно, не было,
более того - зрительный зал был заполнен лишь на
четвертую часть, но и этой внимательной
аудитории было достаточно, чтобы концерт
проходил в торжественной атмосфере значимости:
как-никак - юбилей. Ведущим был Владимир Фейертаг,
который знакомил искушенных слушателей с новыми
именами, а также мастерски представлял имена уже
известные.
Гала-концерт был открыт весьма живой,
эмоциональной и неординарной по звучанию
композицией со столь же необычным названием
"Слоны в небе". Ее исполнили Олег Крымов,
Сергей Васильев и Тигран Григорян, который,
кстати, еще не раз появлялся на сцене за
клавишами рояля.
Следующее произведение
"Перед заходом солнца" зрители услышали в
исполнении Александра и Дмитрия Брилей -
саксофонистов, которым учиться было, возможно,
намного труднее, нежели другим студентам: ведь их
отец, пианист Игорь Бриль, был у них деканом
факультета!. Композиция была исполнена не просто
мастерски; музыканты сумели создать подлинную,
реальную картину природы. Саксофоны, и барабаны,
и клавишные, и... - да все эти инструменты в
сочетании рождали будто бы осязаемые звуки. Я
думаю, это выступление подобным образом
произвело впечатление на многих зрителей.
Всего было представлено около полутора десятков
композиций, подобранных таким образом, чтобы
слушатели сумели насладиться и уже известными, и
новыми авторскими произведениями, которые в этот
день исполняли не просто ансамбли, а "компании
на сцене", как сказал Фейертаг. Настоящий джаз -
культура совместной игры. Джаз можно играть лишь
за счет постоянных коммуникаций друг с другом, и
только тогда можно добиться желаемого
результата.
Также выступили саксофонисты Денис Швытов (с
авторской композицией "Пианино"), Евгений
Соколовский, Антон Залетаев ("Блюз"),
клавишник Михаил Тарасов, квартет во главе с
пианистом-саксофонистом Евгением Печниковым и
многие-многие другие. Появился на сцене и Николай
Винцкевич - молодой альт-саксофонист, сын
знаменитого пианиста Леонида Винцкевича.
Николай в этом году получил звание "Музыканта,
заслуживающего более широкого признания" от
Московской ассоциации джазовых журналистов.
Надо сказать, что концерт, как и
предполагалось, был задуман по принципу "все
самое интересное - под занавес", поскольку в
конце выступили сами "виновники" юбилея -
профессора Игорь Бриль и Александр Осейчук. На
сцене музицировал ансамбль, который завершил
концерт исполнением двух феерических и наиболее
торжественных пьес. В составе ансамбля, кстати,
выступила единственная за весь вечер
представительница прекрасного пола - Жанна
Ильмер (саксофон), преподаватель Российской
академии музыки им. Гнесиных.
Думаю, сейчас уже не возникают споры
относительно эффективности музыкального
джазового образования. Талант преподавателей и
их учеников мы, зрители, увидели, как говорится,
на деле, узнали новые имена двадцать первого века
(не будем обращать внимание на затертость этой
фразы в нынешнем году), прозвучавшие в
замечательном зале.
Галина Козорезова
|