|
Выпуск #38-39 (48-49) - 27
октября 1999 г. |
|
|
Слово
к читателям |
Год назад на сервере "Джаз в
России" появился безымянный еще еженедельный
"Обзор джазовой жизни". Прошло десять
недель, и в канун нового года читатели, которых к
тому моменту накопилось достаточное количество,
сами предложили название - единственное, чего не
хватало "Обзору" до полновесного сетевого
журнала. Все уже было: внимательная и
заинтересованная аудитория, сложившийся
квалифицированный авторский коллектив,
региональные внештатные корреспонденты,
налаженные каналы поступления новостей мирового
джаза с открытых лент ведущих мировых новостных
агентств, сотрудничество с фотохудожниками...
наконец, было придумано название - из присланных
читателями нескольких десятков вариантов
редакция выбрала звучное название "Полный
джаз", присланное читателем из Москвы Сергеем
Цыгановым. И вот прошел год. За это время мы
успели осветить (не в смысле поработать
осветителями, а в смысле написать о) десятки
концертов, гастролей, фестивалей (включая
международные и вне России)... Это не значит,
конечно, что развиваться больше некуда. Наоборот:
наверное, настоящее развитие еще впереди. Журнал
вряд ли станет более объемным, но мы уверены, что
станет лучше. Заметим, что год спустя после
своего создания он продолжает оставаться
единственным еженедельным сетевым изданием о
джазе - что свидетельствует о том, что занятую год
назад экологическую нишу "Полный джаз"
занял плотно и без щелей. И немалая роль тут
принадлежит не нам, а читателям. Только их
неравнодушие, их заинтересованность и участие
позволяют журналу ощущать себя на плаву. Если бы
не наши неравнодушные читатели-корреспонденты
из других городов России и ближнего зарубежья -
Валерий Рыбаков из Томска, Наталья Сидельникова
из Петербурга, Сергей Беличенко из Новосибирска,
Виктор Никулин из Донецка, Евгений Якобсон из
Петрозаводска, Афанасий Тереньтев из Ярославля,
Сергей Баженов из Нижнего Новгорода, если бы не
сотрудничество с минским журналом
"Jazz-квадрат" и его главным редактором
Евгением Долгих, не самоотверженная работа наших
молодых московских корреспондентов - Аси
Мелкумовой и Елены Петровой, если бы не
неоценимый вклад - публикации ведущих московских
джазовых журналистов Дмитрия Ухова, Алексея
Баташева, Михаила Митропольского - журнал
никогда не был бы таким, какой он есть. Мы
по-прежнему открыты к сотрудничеству и
рассматриваем любые предложения о публикации (и,
как правило, публикуем практически все, что нам
присылают). Вместе мы, как говорят, построим
лучший мир. Давайте будем воплощать этот хороший
лозунг в жизнь.
Поздравим друг друга с первой годовщиной
"Полного джаза" - и перейдем к делу.Обратите
внимание, что журнал вышел - впервые за год - с
задержкой и двойным номером. Это связано с тем,
что 20-26 октября сервер "Джаз в России" не
имел канала связи с Интернетом - мы меняли
провайдера и переходили на волоконно-оптический
канал. Это событие свалилось на нас достаточно
неожиданно, так что мы не смогли предупредить
читателей. Надеемся на вашу снисходительность. В
любом случае, материалы юбилейного 38-39 выпуска
покрывают период с 14 до 27 октября, сразу за два
номера. |
|
|
Как это было
в Москве |
14
октября в Центре искусств "Столица"
(Центральный Дом художника) состоялся сольный
концерт валторниста Аркадия Шилклопера
"Формальная музыка - музыка форм". Концерт
открыл генеральный продюсер компании Boheme Music
Андрей Феофанов, который сообщил, что в каталоге
"Богемы" уже содержится семь дисков с
участием Аркадия, а восьмой - его второй сольный
альбом "Pilatus" - запланирован к выходу на
конец декабря. Затем на сцене появился сам
Аркадий. Первое отделение концерта было задумано
им как цельное действо: он читал заранее
подготовленные тексты о роли формы в музыке и
других искусствах (из учебника теории музыки и из
"Сильмариллиона" Джона Толкиена) и играл
материал нового альбома на двух по-разному
настроенных альпийских рогах, валторне,
флюгельгорне и некоем гудке (мундштук от трубы,
вставленный в обрезок чего-то круглого и
железного). Затем наступила вторая часть
запланированного действа: над сценой, на экране,
появилось телеизображение, которое, как на
стадионе, увеличивало и приближало музыкантов
(только не всегда в фокусе или, говоря более
честно, почти всегда не в фокусе), Аркадий почти
перестал читать тексты, зато игра его стала
полностью спонтанной, да к тому же он управлял
действиями двух приглашенных артистов. Один из
них, барабанщик из Кишинева по имени Марио,
старался сопроводить игру Аркадия и
демонстрировал отменную технику как на ударной
установке, так и на изготовленных им самим
глиняных ручных барабанах, имеющий почти
фиксированный по высоте тон. Впрочем, отсутствие
опыта джазового музицирования не всегда
помогало ему вовремя следовать изменениям
динамики игры партнера, да и попросту
останавливаться там, где Аркадий
просигнализировал остановиться. Вторым
приглашенным был мастер гончарной пластики
Николай Любимов, который был призван
"формализовать" исполняемую музыку в
виде объекта своего мастерства - гончарного
изделия. Изделий он успел изготовить два и весьма
симпатичных: одно - цилиндроподобный кувшин со
сжатым четырьмя лепестками верхом, второе -
горшок с круглым верхом, но более сложным
вертикальным рельефом. Впрочем, в процессе
изготовления/озвучания сложилось впечатление,
что участники этого действа не всегда знали, что
первично, а что вторично - музыка ли
символизирует те объекты, которые возникали под
руками Николая на специально привезенном
традиционном (с ножным колесным приводом)
гончарном круге, или это они фиксируют
пространственное представление о музыке. Тем не
менее длившийся около часа эксперимент
(несомненно, первый эксперимент такого рода:
картины по музыке рисовали, музыку по картинам
играли, а вот гончарное искусство привлекается
впервые) в целом показался вполне удачным и, в
всяком случае, был тепло принят переполненным
(что даже в ЦДХ - редкость на концертах "новой
музыки") залом.
Во втором отделении с Аркадием и Марио играл
специальный гость - совершающий турне по России
японский пианист Макото Такэнака. Сначала он
соло исполнил собственное несложное сочинение в
смешанной японско-джазовой стилистике, затем -
ресторанный парафраз на аккуратно выученную им
мелодию "На позицию девушка провожала
бойца...", но его совместное музицирование с
Шилклопером оказалось более впечатляющим. Он
скромно, но вполне к месту аккомпанировал и
солировал в авторских пьесах Аркадия
"Фанк-рог" и "Кобра" и одной спонтанной
"атмосферной" коллективной импровизации.
Сам Аркадий после концерта посетовал, что часть с
"материализацией музыки" или
"превращением гончарного искусства в звук"
оказалась затянутой. Видимо, подсказал кто-то из
друзей музыкантов, нужно было ограничиться
изготовлением одного горшка вместо двух.13 октября в телецентре
на Шаболовке снимался очередной выпуск
программы Российского телевидения "Сто к
одному". Соревновались команды джазовых
музыкантов ("Весь этот джаз") и компании "Богема Мьюзик". Капитаном
команды джазменов был единогласно избран критик Алексей Баташев, на его
стороне играли валторнист Аркадий
Шилклопер, пианист Игорь Бриль,
певица Валентина Пономарева,
гитарист Алексей Кузнецов. В
команде "Богемы", которую возглавлял
генеральный продюсер компании Андрей Феофанов,
играли Николай Богайчук, который готовит к
изданию большинство джазовых альбомов
"Богемы", руководитель рекламной службы
компании Джамиля Автуллоева,
звукорежиссер Владимир Кузнецов (который делает
мастеринг всех пластинок, выходящих на лейбле) и
руководитель концертного агентства компании
Ольга Головина. Игра, как обычно, состояла из двух
туров, в первом лидировала "Богема", далее
лидерство перехватили джазмены, которые и
победили в финале игры. Звезды отечественного
джаза получили по корзинке молочных продуктов
"Домик в деревне" и по конвертику с
некоторой денежной премией. Аркадий Шилклопер
немного поиграл на альпийском роге, и все на
дружеской ноте расстались. Эфир - по РТР 11
декабря. Не пропустите.
Клавишник Одиссей Богусевич
показывает разные свои программы на разных
концертных площадках: один вечер -
полистилистическая "1001 ночь" в клубе
"Вермель", другой - выступление джазового
трио Богусевича (вместе с Петром Маевским и
Максимом Шириным), третий (в данном случае 16
октября) - техно-джазовый "Junglеr"
(произносится "Джанглёр" - ред.) в музее
Владимира Маяковского... И так до бесконечности.
Его проекты не каменеют, не ржавеют, а растут и в
конце концов перерождаются во что-то новое.
Пример: вначале "Junglеr" был задуман как
"музыка, сверстанная на компьютере + некий
видеоряд"; сегодня это семь интереснейших
видеоклипов: "Суть", "Движение",
"Городской этюд", "Элегия",
"Ярмарка", "Сказка о золотой рыбке" и
"All that jazz".
Одиссей несколько раз писал что-то для кино и
что-то снимал сам. Два главных своих увлечения -
музыку и кино - он соединил в работе над одной
программой, "Junglеr". Он разбавил музыку
компьютерной графикой, видеосъемкой,
киноархивом начала века, немыми игровыми
фильмами и польской поэзией (здесь: Анна
Свирщинская). Получилось так: "Вот вам моя
музыка, а вот и то, что я видел, когда ее писал".
В маленьком зале музея Маяковского на небольшом
экране мы смотрели, как горит свеча, как
безумствует калейдоскоп спецэффектов, как живет
Musicland ... Весь показ меня мучил абстрактный вопрос:
что было раньше - звук или картинка, и что чему
подчиняется ? Одиссей сказал: в "Junglеr'е" это
не важно, соотношение музыкального и кино
вдохновения было равным; а подчиняется все духу
футуризма (поэтому для показа проекта выбран
музей последнего русского футуриста? - ред.).
"Junglеr" бесконечен, он будет пополняться
новыми композициями. Возможно, этот
мультимедийный проект будет выпущен на
компакт-диске и видеокассете. А пока его прокат
идет в Музее Маяковского.
Ася Мелкумова
25 октября в Большом зале консерватории в рамках
консерваторского абонемента альт-саксофониста
Георгия Гараняна состоялся концерт под
названием "Джаз - Тема с вариациями" (в
текущем сезоне в рамках этого абонемента таких
концертов - с разными составами - должно пройти
еще три). Помимо самого Гараняна, в концерте
участвовали братья Ивановы - Михаил (фортепиано)
и Андрей (контрабас), а также два гостя из США -
живущий в Нью-Йорке с 1973 г. когда-то московский
трубач Валерий Пономарев и хорошо известный по
работе с Майлсом Дэвисом на рубеже 50-60-х гг.
барабанщик Джимми Кобб...>>>> |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Наверное,
вряд ли нужно представлять того человека,
которого мы слушаем сегодня. Хотя его нет уже
тридцать два года, его имя остается символом
наивысшего развития мирового джаза. своего рода
ultima tule, крайней точки, дальше которой невозможно
продвинуться. Это саксофонист Джон Колтрейн. Он
не был ни крупным теоретиком, ни большим
мыслителем - он просто был лучим саксофонистом в
мире, чьи творческие искания определили и
технику игры на саксофоне, и круг развиваемых
джазовыми саксофонистами идей на три с лишним
десятилетия вперед - примерно так же, как Джими
Хендрикс сделал это (почти в те же годы) на
электрогитаре. И тот, и другой до сих пор не
превзойдены никем. И тот, и другой навсегда
останутся в истории музыки как некие глыбы,
утесы, значение которых не может быть ни
принижено, ни уменьшено. Можно, наверное,
извлекать из саксофона больше нот в минуту, чем
это делал Колтрейн. Однозначно можно играть на
электрогитаре быстрее, нежели это делал
Хендрикс. Но невозможно еще раз внести в развитие
мировой музыки столь же большой вклад - даже не
столько технический, сколько творческий - как это
сделали музыканты такого уровня. Возможно,
развитие музыки еще породит гениев не меньшего
масштаба, которые внесут в историю музыки столь
же весомый вклад. Но роль гениев 60-х гг. XX века
навсегда останется непревзойденной в своем роде.
Кстати, Колтрейн и Хендрикс планировали
совместный проект - осуществись он, развитие и
джаза, и рока наверняка пошло бы несколько иным
путем, чем это случилось. Но проект не
осуществился: они пару раз порепетировали в
полном уединении, но в 1967-м Колтрейн умер...
Сегодня мы слушаем два интервью "позднего"
Колтрейна, взятых у него в 1966 г. - уже после его
окончательного поворота к авангарду. Интервью
странные и многое меняющие в стереотипных
представлениях о жизни и личности Джона
Колтрейна...>>>> |
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
15-17 октября в Минске прошел
второй международный джазовый фестиваль,
организованный минской вокальной группой
"Камерата". Об этом незаурядном событии в
специальном репортаже рассказывает главный
редактор минского журнала "Jazz- квадрат"
Евгений Долгих...>>>> Джазовая
жизнь активно идет во многих странах бывшего
Союза. Очередной джазовый фестиваль проходит в
столице Армении. Оттуда - сообщение нашего
внештатного корреспондента Армена Манукяна.
Как и в прошлом году, осень в Ереване
выдалась теплая. Как и в прошлом году, до сих пор в
многочисленных открытых кафе сидят люди и
слушают джаз. Невероятную популярность он
приобрел в конце прошлого октября, после того,
как в городе прошел международный джазовый
фестиваль. Началась прямо-таки джазовая
лихорадка. Даже самое маленькое открытое
кафе-мороженое старалось завести себе
"живой" бэнд. Джазовые CD и кассеты
распродавались в неимоверных количествах и с
немыслимой быстротой. И вполне естественно, что
город ждал повторения праздника джаза. И вот, как
и в прошлом году, в самом конце октября на сцене
Оперного театра в течение трех дней вновь
зазвучит джаз. Второй Международный джаз-
фестиваль "Ереван-99" пройдет 28, 29, и 30
октября. В последний день месяца, в
"Поплавке", самом престижном джаз-клубе
города, пройдет большой джем-сейшн.
Нынешний фестиваль, в отличие от прошлогоднего,
будет короче по продолжительности, но зато
насыщеннее. В два дня должны уложиться трио из
Франции пианиста Стефана Кочояна, дуэт из США Ким
Превост и Бил Солей, их соотечественник -
гитарист и певец Рэй Бейли, квинтет из Словакии
Петера Липы и Йозефа "Додо" Шошоки, квинтет
из России Александра Захаряна и, конечно,
армянские составы - квартет Ваагна Айрапетяна,
квинтет "Chico & Friends", трио Карена Гаспаряна.
Открывать и закрывать фестиваль будет
Государственный джаз-оркестр Армении п/у Армена
Мартиросяна. Ну, а весь третий день ереванцы
будут слушать одного из гигантов джаза
сегодняшнего дня -Чика Кориа и его группу ORIGIN.
Как и в прошлом году, практически все электронные
и печатные средства масс-медиа республики (а
посредством Интернета и не только армянские ) уже
широко освещают предстоящий фестиваль. Как и в
прошлом году, кроме спонсоров фестиваля,
огромное участие в организации фестиваля
принимает Правительство республики, и лично
Президент Армении, кстати, нередко появляющийся
в джаз-клубе "Поплавок" и являющийся большим
поклонником этого жанра.
Несмотря на высокие по ереванским меркам цены (~10
- 30 долларов), почти все билеты уже проданы. Если к
этому прибавить, что 24 октября (в рамках Дней
культуры России в Армении) в Ереване выступил
Игорь Бриль со своими сыновьями, то можно с
уверенностью сказать, что Ереван продолжает
лихорадить. Джазом.
Армен Манукян
28 октября в Большом зале
Нижегородской филармонии и 30-го в джаз-клубе
"Престиж" на Покровке играет трио
самарского пианиста Григория
Файна. Только что он записал еще один альбом в
Великобритании (первый, "Happy Bluesday",
записанный с участием барабанщика трио Оскара
Питерсона - Мартина Дрю, уже выпущен компанией
Boheme Music). На новом альбоме играют гитарист Джим
Маллен и контрабасист Билл Скит (участвовавший и
в "Happy Bluesday"). Правда, в Нижнем Файн играет не
с ними, а с нижегородскими музыкантами. |
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
29
октября в Овальном зале антрепризы Московского
союза музыкантов играет пианист Даниил
Крамер и Государственный струнный квартет
имени Глинки. Совместная программа Даниила и
квартета Глинки готовилась в течение года; был
записан альбом, который под названием "Imagine"
выходит в ближайшие недели на лейбле Boheme Music. Официальная
презентация альбома состоится во второй
половине ноября, ну а сейчас Крамер представляет
материал альбома.
Справки по тел. 290-0001 (Московский союз музыкантов).5 ноября в "Ле Клубе" будет выступать
старый знакомый московской публики -
джазово-блюзовый вокалист Тим Стронг,
проработавший в Москве четыре сезона и успевший
снискать большую популярность в московских
клубах как "лучший темнокожий блюзмен в
России". Напомним, Тим последовал в Москву за
своей женой, новозеландским дипломатом; теперь
его жену перевели работать в Австралию, и Тим
последовал за ней туда. Но старая любовь не
умирает, и он по-прежнему время от времени
приезжает в Россию, чтобы встретиться с
московской публикой.
Успех Стронга в России был в 1997 г. отмечен даже
журналом Newsweek, который писал: "Никогда, со
времен Поля Робсона в конце 40-х,
африкано-американский певец не становился такой
сенсацией в стране, некогда бывшей Советским
Союзом".
Тим родился в Питтсбурге, штат Пенсильвания, 17
лет в своей жизни провел в Нью-Йорке, где работал
с такими музыкантами, как Джон Амберкромби, Тони
Ридус, Энди Лаверн, Джо Локк, Билли Тейлор, Марк
Ледфорд, Роберта Флэк, Грэди Тэйт, Филис Хайман,
Херби Манн, Давид "Фатхэд" Ньюман, Джон
Хендрикс, Боб Кроншоу, Майкл Брекер, Ховард
Джонсон, Джеймс Дженус, Томми Фланаган и Пи Ви
Эллис. С 1995 г. жил в Москве, где выступал с
собственным Moscow Blues Band и своим давним другом -
саксофонистом Игорем Бутманом. Прощальный
московский концерт Тима состоялся в рамках
фестиваля "Богема Джазз" в апреле 1999 г. С тех
пор он уже один раз приезжал в Россию из
Австралии и вот тепреь посещает Москву вновь,
направляясь на гастроли в Кыргызстан.
Заказ билетов по телефону 915-1042 ("Ле Клуб),
пейджер (095) 974-2222 для аб. 52313 (Фаина Антонова,
менеджер "Ле Клуба"), e-mail: antonova@cityline.ru
В тот же день, 5 ноября, в Культурном центре на
Петровских линиях (пер. Петровские линии, д. 1/20,
недалеко от метро "Кузнецкий мост") пианист
Одиссей Богусевич выступает со своим трио. В
отличие от других проектов Одиссея, этот - чисто
джазовый. Вход будет стоить всего 35 р., начало -
19.30.
Пианист Одиссей Богусевич в 1995 г. выступал на
джазовом фестивале в Монтре, в 1996-м - в Лодзи, в
1999-м - в Детройте. Преподает джазовое фортепиано в
московской ДМШ №26, ежегодно проводит фестиваль
своих учеников "Пластилиновый Одиссей".
Среди музыкальных проектов Одиссея - собственное
трио, дуэт с вокалисткой Натальей Княжинской,
техно-проект "Джанглер", программа "Мы
вернемся за подснежниками" (эксперимент по
соединению джаза и городского фольклора) и ряд
других. В декабре 1997 г. Одиссей выпустил на лейбле
"Prestige Records" студии "Союз" свой дебютный
CD "Post-Montreux". Участвовал в записи альбома
"Yes" саксофониста Анатолия Герасимова (1998).
В ноябре - множество мероприятий, связанных с
творческим юбилеем, альт-саксофониста
Александра Осейчука. Во-первых, сам он со своим
ансамблем "Зеленая волна" (пианист Всеволод
Тимофеев, контрабасист Дмитрий Ли и барабанщик
Петр Талалай) выступит 6 ноября в
"Сигар-клубе" в рамках клубного фестиваля
братьев Ивановых "Джаз-ралли". 12 ноября в
"Джаз-арт клубе" и 16 ноября в "Ле клубе"
профессор Осейчук отмечает 10-летие своего
ансамбля "Зеленая волна". 19 ноября в
"Джаз-арт клубе" пройдет программа
"Александр Осейчук представляет
саксофонистов XXI века", в которой примут
участие свыше 30 учеников Александра Викторовича
(в том числе такие саксофонисты, как Дмитрий и
Александр Бриль, Денис Швытов, Николай Винцкевич,
Евгений Соколовский, Евгений Печников, Жанна
Ильмер, Антон Залетаев, Антон Зайцев и др.)... Будут
и еще мероприятия, но их мы проанонсируем позже.
Александр Осейчук (р. 24 октября 1949, поселок Лама
Красноярского края) - заслуженный артист РФ,
профессор Российской академии музыки им.
Гнесиных. Музыкой начал заниматься с семи лет.
Окончив Государственное музыкальное училище
имени Гнесиных в 1971 по классу кларнета, поступает
в Государственный музыкально-педагогический
институт имени Гнесиных по классу саксофона
(экспериментально) - официально класс саксофона
был открыт только в 1974-м. В 1976 с отличием закончил
институт и стал первым дипломированным
саксофонистом в СССР. Затем он стажируется при
Московской государственной консерватории. С 1972
по 1989 Осейчук - ведущий солист ансамбля пианиста
Игоря Бриля.
В составе ансамбля Игоря
Бриля выступал на международных фестивалях
джазовой музыки: Белград - 1975, 1987, Лейпциг - 1982, 1987,
София - 1985, Дебрецен и Прага - 1986, Джакарта - 1985,
Гаага - 1988, а также участвовал в гастрольных
поездках в Данию, ФРГ, Швейцарию, США. С 1989 г.
руководит собственным ансамблем "Зеленая
волна", который состоит из молодых талантливых
музыкантов, выпускников джазовых колледжей и
Российской академии музыки. В разное время в нем
играли музыканты, работающие теперь в США -
Александр Сипягин (труба), Борис Козлов
(контрабас); через "ЗВ" прошли многие
действующие лица нынешней джазовой сцены России
- Константин Серов (гитара), Игорь Уланов
(контрабас), Евгений Печников (фортепиано,
саксофон) и другие. кроме активной концертной и
преподавательской деятельности, Осейчук - автор
нескольких методических пособий для музыкальных
школ и училищ: "Начальное обучение игре на
саксофоне", "Инструменты эстрадного
оркестра", "Школа джазовой импровизации для
саксофона".
Приближается декабрь, а
в декабре в Москве (а теперь - еще и в трех других
городах) обычно проходит вокальный фестиваль
"Джазовые голоса". Не исключение и нынешний
год. V международный фестиваль вокального джаза
"Джазовые голоса-99" пройдет в Москве 15-19
декабря; кроме того, участники посетят Тверь (17
декабря), Нижний Новгород (17 декабря) и
Новосибирск (22 декабря). Участники фестиваля:
Ирина Шилкина (Уфа), Андрей Попов, Анна Демьянова,
Татьяна Комова (Москва), вокальный ансамбль
"Джаз Экспромт" (Украина), Паскаль фон
Вроблевски (Германия), Магни Вентцель (Норвегия),
вокальный квартет "Rue Blanche" (Франция), Рита
Грэхем (США).
В фестивале также примут участие
гости фестиваля из городов России и ближнего
зарубежья. Заявки от желающих выступить на
фестивальной сцене принимаются до 1 декабря 1999 г.
(демо-материалы обязательны).
Учредители и спонсоры фестиваля: "Джаз-арт
клуб", ГП "Госконцерт", Российскй фонд
культуры, "Шератон Палас Отель",
издательство "Кифара", компания "Живой
звук", информационно-рекламное агентство
"Искра-сервис". Фестиваль проводится при
поддержке посольства США, королевского
посольства Норвегии, Немецкого культурного
центра (Института им. Гете).
Координаты организаторов: "Джаз-арт клуб",
Россия 125284, Москва, Беговая ул., 5. Тел/факс (095) 191
8320. E-mail: dinamed@cea.ru или Efim_Likstanov@p23.f641.n5020.z2.fidonet.org |
|
|
Чтение |
Мы продолжаем публикацию
классических русскоязычных текстов о джазе,
публиковавшихся в прошлые годы различными
изданиями. Один из таких текстов в конце 80-х был
опубликован журналом "Мелодия"
(небезынтересным, особенно в указанные годы,
изданием, выпускавшимся советской монополией
грамзаписи). Автор этого материала - выдающийся
отечественный музыковед и теоретик джаза Леонид
Переверзев. Мы уже публиковали его работы
(например, замечательное историческое эссе
"Джаз идет на север" о начале 20-х); сегодня -
своего рода продолжение истории джаза от Леонида
Переверзева, посвященное творцам бибопа
(середина 40-х)...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
Исполняется год со дня
смерти пианиста и клавишника Кенни Керклэнда (см.
"Полный джаз" # 5-98),
скончавшегося 13 ноября прошлого года от
передозировки наркотиков в своей квартире в
Куинсе (Нью-Йорк). К годовщине смерти этого
незаурядного музыканта компания Verve переиздала его
единственный изданный под собственным именем
альбом, издававшийся компанией GRP в 1991 г. В записи
этой работы, включающей восемь авторских тем
Керклэнда и три его версии музыки других авторов
(Уэйна Шортера, Орнетта Коулмена и Телониуса
Монка), участвовали саксофонист Брэнфорд
Марсалис, барабанщик Джефф "Тэйн" Уоттс,
басист Крисчен Макбрайд и ряд других музыкантов.
Альбом так и называется - "Kenny Kirkland". Статью
для его буклета написал саксофонист Брэнфорд
Марсалис. "Гений не слишком часто является меж
людьми", - пишет он. - "Но эта запись
доказывает, что гений был меж нами, и теперь нам
не хватает его". 19 октября на лейбле Verve
выходит уникальная коллекция - "The Complete Lester Young
Studio Sessions On Verve", восемь CD, содержащих девять
часов музыки великого тенор-саксофониста
Лестера Янга. В коллекцию вошло 62 композиции,
ранее не издававшихся на CD, 13 - ранее вообще не
издававшихся, а кроме того - запись двух интервью
Лестера Янга (надо сказать, что других записей
интервью "Преза" не сохранилось вообще).
Всего в суперсборник вошло 118 композиций. С Янгом
в этих записях играют пианисты Оскар Питерсон и
Нат Кинг Коул, трубач Рой Элдридж, басист Рэй
Браун, барабанщики Луи Беллсон и Бадди Рич. Все
эти записи были спродюсированы легендарным
Норманом Грэнцем между 1946 и 1959 гг. Выходу полной
коллекции сопутствует выпуск "сэмплера"
(сборника-выжимки) под названием "Lester Swings".
Цена же всей коллекции составляет ни много ни
мало 144 зеленые американские деньги.
С подробной информацией об этом и других
проектах Verve можно ознакомиться на вебсайте
компании - www.vervemusicgroup.com
Победителем XIII ежегодного
международного джазового конкурса имени
Телониуса Монка 17 октября был провозглашен
26-летний нью-йоркский пианист Эрик Луис.
Выпускник Манхэттенской музыкальной школы,
учившийся там у покойного Джаки Бьярда, Луис с 1995
г. регулярно выступал с джаз-оркестром
Линкольн-центра и в квартете его лидера, трубача
Уинтона Марсалиса. Он также сопровождал в туре
вокалистку Кассандру Уилсон. Материальное
воплощение победы в конкурсе - грант в размере
двадцати тысяч долларов. На фото Луиса
поздравляет с победой вице-президент США Ал Гор.
Второе место на конкурсе (грант в размере $10.000)
получил 24-летний пианист Оррин Эванс, в
дискографии которого уже несколько десятков
альбомов, записанных в качестве сайдмена,
несколько сольных работ и постоянная работа в
ансамбле саксофониста Бобби Уотсона. Третье и
четвертое места ($5.000 и $2.000 соответственно) заняли
еще два пианиста - соответственно 22-летний
Джейкоб Сакс и 28-летний Сэм Яхель.
12 октября случилось
одно из самых громких похищений в американском
джазе - пропал тромбон Джона Федчока, лидера New York
Big Band и солиста-аранжировщика оркестра Вуди
Хермана. Джон играл на своем тромбоне "King 2B+"
около 20 лет. Инструмент пропал в нью-йоркском
аэропорту внутренних линий Ла Гуардиа.
"Хотя мой тромбон не такой дорогой, как
виолончель Йо Йо Ма, но мне он дорог - я нашел свой
индивидуальный звук именно на нем", - говорит
Федчок, намекая на историю с инструментом
великого китайского виолончелиста, несколько
недель назад забытым им в нью-йоркском такси
(стоимость инструмента - свыше двух миллионов
долларов) и возвращенным ему водителем.
Тромбон по ошибке попал в багажное отделение
самолета, вылетевшего в Ла Гуардиа из чикагского
аэропорта О'Хара за два часа до того рейса,
которым в Нью-Йорк летел сам музыкант. Один из
друзей музыканта видел тромбон на багажной
карусели нью-йоркского аэропорта около трех
часов дня, но, когда туда пришел сам Федчок (около
пяти), инструмента уже нигде не было. Поиски в
комнатах находок (их в Ла Гуардиа несколько) ни к
чему не привели, и 14 октября тромбонист подал
заявление в полицию. "Я играл на нем всю свою
взрослую жизнь", - объяснял он журналистам. -
"Все мои особенности как джазового
тромбониста связаны именно с этим инструментом,
с его особенным мундштуком. Он несколько раз
обогнул со мной земной шар и звучал на всех
возможных джазовых фестивалях. Я очень надеюсь,
что его вернут".
Инструмент имел медно-золотой раструб и золотую
лакированную кулису. Он находился в
темно-зеленом твердом кофре ручной работы, на
боку которого белыми буквами написано слово
"KING". Если кто-то видел его или заметил, кто
забрал инструмент с карусели в Ла Гуардиа,
сообщите об этом напрямую Федчоку. |
|
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ Авторы:
Евгений Долгих,
Армен Манукян,
Ольга Головина,
Фрэнк Кофски,
Ким Волошин,
Леонид Переверзев,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация:
Down Beat
Фото:
Павел Корбут,
Уильям Готтлиб,
Херман Лионард,
Евгений Долгих,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков |
|
Если у вас есть друзья, которых
может заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
|