Не так уж много в Минске
проходит в год джазовых мероприятий, которые
равно отмечены как социальной, так и творческой
значимостью. Второй год подряд минская вокальная
группа "Камерата" собирает своих друзей на
музыкальное действо, которое сейчас уже смело
можно назвать полноценным фестивалем. Три дня, с
15-го по 17-е октября, в здании филармонии играли и
пели самый разный джаз (и не только джаз, но о
тонкостях терминологии чуть позже).
На этот раз, что приятно, уже
наметились традиционные гости - ими стали Юрий
Кузнецов из Одессы и минский ансамбль
"Ренессанс". Такое впечатление, что Кузнецов
вообще не в силах отказаться от приглашения в наш
город - он здесь, похоже, был уже раз двадцать,
если не больше. Правда, сейчас он приехал не один,
а вместе с одесской же певицей Татьяной Боевой,
которая в Минске, в отличие от него, впервые.
Выступили они с программой джазовых стандартов,
которые выглядели порой неузнаваемо, но очень
оригинально, особенно гершвиновская
"Summertime". Казалось бы, избитая вещь, но
Татьяна своим "чернейшим" вокалом
превратила его в полный драматизма
миниспектакль - первые же слова, скорее
проговоренные, чем пропетые очень низким
полушепотом, сразу же настроили публику на
интимный, почти шансонный лад. И эта пьеса, и
другие были полны такой экспрессии и страсти,
таких перепадов настроения и... громкости, что
эмоции порой даже перехлестывали через край. А
перед выступлением дуэта, в самом начале первого
дня фестиваля, Кузнецов сел за рояль один и
попотчевал слушателей пряной смесью свободной
импровизации и своих "хитовых" мелодий,
включая знаменитый "Вальсок".
Киевская вокальная
группа "Мэн Саунд" в Минске выступала
впервые и, хотя мы о них писали уже неоднократно,
тем не менее читать о музыке, это одно, а услышать
самому - совсем иное. Впечатление от часового
концерта киевлян не смогли испортить даже почти
беспрерывно фонящие микрофоны - на них просто
некогда было обращать внимание, целиком
захлестнутое шестиголосным полноводным потоком,
выплеснувшимся со сцены на публику. Бывают
коллективы, которые более выигрышно слушаются в
записи, бывают такие, чья стихия - сцена и только
сцена, и "Мэнсаунд", несомненно, - из числа
последних. Это не значит, что их альбомы неудачны
- напротив; но не услышав их вживую в зале, очень
трудно понять, какая мощная и в то же время добрая
энергетика исходит от этих ребят. Уже после
концерта я еще раз посмотрел видеокассету с
записью негритянской группы "Take 6", с
подражания которой начинали когда-то киевляне и
отчетливо увидел (и услышал), что американцы
поприглаженнее будут, поскучнее даже и
однообразнее. Куда им до обработок украинских
народных песен в исполнении "Мэнсаунда" -
страстных, нежных и таких, несмотря на
фольклорную глубину, джазовых...
Вообще на этот раз минчанам повезло - они
услышали сразу несколько незнакомых им доселе
групп и музыкантов. Вот и во второй день
фестиваля после ансамбля традиционного джаза
"Ренессанс" п/у Николая Лаптенка, давно
известного и любимого местной публикой, на сцену
вышла польская группа "Riverboat Ramblers",
состоящая из... двух поляков, двух бывших
украинцев и двух бывших же белорусов. Все они
живут в Гданьске, выступают по всей Европе на
крупнейших фестивалях традиционного джаза.
Впрочем, они играли далеко не только диксиленды и
свинг - в их репертуаре есть и латиноамериканская
музыка, и блюзы и даже госпел. Главной, однако
была подача всей этой музыки - в виде яркого шоу -
трубач и вокалист Сергей Крючков, прекрасно
говоря по-русски, беспрерывно общался с залом и
под конец даже "уломал" почти всех зрителей
петь вместе с ним. Для минской филармонической
публики это состояние довольно редкое, а сам
Сергей после концерта в ответ на комплимент
страшно удивился - в Польше, да и других странах
он обычно зал не уговаривает - тот сам начинает
петь чуть ли не с первых тактов.
На фестиваль пригласили не только
новые для минчан коллективы - были и новые
программы, но подготовленные местными группами.
И трио Аркадия Эскина, и "Яблочный чай", и
"Камерата" сделали упор на свежий материал,
и их старания не пропали зря - публика на
последнем концерте (где они все и выступали)
смогла оценить по достоинству возросшее
мастерство и интересные свежие идеи. Хотя, говоря
об Аркадии Эскине, упоминать про "возросшее
мастерство" как-то даже неудобно - патриарх
белорусской джазовой сцены и так может дать сто
очков форы любому другому местному пианисту. И в
этот раз он отыграл в трио с Владимиром Беловым
(бас) и Александром Сторожуком (ударные)
настолько стильно, ровно и мощно, что их сет хоть
прямо сразу на компакт-диск записывай и издавай.
Почти те же слова можно адресовать и к
выступлению "Яблочного чая", но в несколько
иной "тональности". Обычно раньше, послушав
эту команду в течение концерта, так и хотелось
сказать: "Ребята, ну как бы это немного
поменьше иногда громкости и техники, и побольше
вкуса и чувства". И вот теперь они (и особенно
главный "идеолог" и композитор Игорь
Сацевич) словно услышали такой призыв, и в своих
новых вещах группа показала намного больше
стилистического разнообразия, чем раньше. Это
был уже не просто ровный, накатанный фьюжн, а во
многом неожиданный, оригинальный тематически
современный джаз. Определенно украсили
выступление регулярно играющие в последнее
время с группой молодой саксофонист Антон Боев,
голландский гитарист Ян Виллем Фандеркауэ и
местный ветеран гитары Леонид Веренич.
Сама "Камерата" не отстала от
своих друзей и тоже показала новые композиции,
как обычно в последнее время, навеянные разным
фольклором (в том числе и норвежским!). Не
обошлось, разумеется, и без любимой пьесы
большинства поклонников группы - "Снега".
Вообще эти три дня пролетели как один - атмосфера
и в зале, и за кулисами была настолько
неформальной, уютной и теплой, что музыканты с
трудом расставались с городом и друг с другом. А
из того, что происходило после концертов, хочется
упомянуть об интересной теме, затронутой в
разговоре с Юрием Кузнецовым.
Не секрет, и мы об этом уже писали, что
современные импровизирующие музыканты, вышедшие
из джаза, недолюбливают этот термин, считая, что
они уже давно вышли за пределы жанра. Вот и Юрий
сказал, что не приветствует, когда про него на
афишах пишут "джазовый пианист", он, мол,
пианист-импровизатор и джаз давно не играет,
разве что как аккомпаниатор (например, Татьяне
Боевой). В его рассуждениях есть резон - скажем,
профессиональный исполнитель фольклора или
вообще талантливый музыкант из народа может
импровизировать по-своему и понятия не иметь ни о
каком джазе. Академический музыкант, хотя далеко
не всякий, тоже способен к определенной
импровизационности. Индийская музыка тоже
насквозь импровизационна... Но их импровизации,
на мой взгляд, все же сильно отличаются от тех,
которые изобретают люди, так или иначе
соприкоснувшиеся с джазом. Думается, это
интересная работа для музыковедов - выявить
признак "джазовой" импровизации, и чем она
отличается от остальных. То, что на слух они
различны, для меня давно не вызывает сомнений.
Вот так, с дружеским музицированием и дружескими
дискуссиями, и прошел этот, не стану бояться
штампа, праздник музыки - по-другому его назвать
язык никак не поворачивается. Ждем 2000 года и
новых друзей "Камераты" в Минске!
Евгений Долгих,
главный редактор журнала "Jazz-квадрат" -
специально для "Полного джаза". Фото автора.
|