502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #36 (46) - 06 октября 1999 г.
Слово
к читателям
К вопросу о барьерах: не сами ли мы их ставим? Если почитать зарубежные энциклопедии - стесняются ли джазовые музыканты того, что они не только джазовые, то есть что они записываются с представителями других музыкальных жанров - более "низких", в соответствии с негласной "табелью о рангах" обыденного сознания? Да нет, не стесняются. И в самом деле, ну что стесняться Майклу Брекеру, что он записывался с Джоном Ленноном? Что стесняться брату его Рэнди, что он записывался с Дженис Джоплин?
Ну, впрочем, и у нас не очень стесняются, если положение видов музыкального искусства в вышеупомянутой табели хотя бы соседствует. А там ведь как, в табели-то: самое престижное и самое скучное - это, конечно, классика и всякие симфонии (то есть то, что именуется академической музыкой). На втором месте по престижности - наш с вами объект внимания, то есть джаз: чуть менее престижно и чуть менее скучно. На третьем - балансируя - "хороший рок", если это можно себе представить (ну, в диапазоне от "Аквариума" и "Сплина" до "Аукцыона" и "Морального кодекса", в зависимости от степени испорченности носителя вышеупомянутого сознания). Дальше (то есть ниже) - авторская песня и "хорошая эстрада" (у значительной части населения этот "этаж" выше предыдущего или равен ему по высоте). Ну, а где-то в подвале, пузырясь и булькая, необозримым морем простирается попса.
Условность схемы выясняется сразу же, как начинаешь разбирать конкретные примеры. Что такое джазовые музыканты Михаил Окунь, Алексей Кузнецов и Владимир Данилин, аккомпанирующие Людмиле Гурченко? Что такое саксофонист Николай Панов, записывающийся на альбоме группы "Сплин", а валторнист Аркадий Шилклопер - на альбоме группы "Алиса"? А Игорь Бутман на ранних альбомах "Аквариума"?
С точки зрения обыденного сознания все это неплохо. А вот, позвольте спросить, что такое оркестр Олега Леонидовича Лундстрема, аккомпанирующий Ладе Дэнс? А ведь было и это.
А на самом деле - искусственный барьер-то. Ну, записались. Ну, снялись по телевизору. Ну так разве оная Дэнс призывала под аккомпанемент джазового оркестра к свержению существующего строя насильственным путем, разжиганию национальной, религиозной и иной розни? Нет. Значит, никакие законы не нарушены. Сдается нам, что не нарушен даже тот "нравственный закон", наличие которого в себе самом вкупе с наличием звездного неба над головой так изумляло калининградского философа Иммануила Канта. Не нарушен потому, что никто из участников этого действа - ни Лада, ни оркестр, ни мы, грешные - со стыда так и не сгорел, а значит, жизнь продолжается.
Следовательно, что? Отменяется ставить искусственные барьеры. Всем джазменам срочно указать в своих биографиях, с какими попсачами доводилось записываться. Сумму гонорара можно не указывать, у нас тут не налоговая полиция.
А теперь к делу.
Как это было
в Москве
Витас Лабутис5 октября в "Ле Клубе" выступил один из лучших джазовых составов Литовской Республики - ансамбль с участием саксофониста Витаса Лабутиса, клавишника Олега Молокоедова, певицы Неды, а также басиста Леонида Шинкаренко и барабанщика Гядиминаса Лауринавичюса. Когда-то вильнюсская джазовая школа числилась сильнейшей в СССР и - в творческом плане - весьма влиятельной на европейском уровне. Ее возглавляло трио ГТЧ, два члена которого - барабанщик Владимир Тарасов и саксофонист Владимир Чекасин - и поныне весьма влиятельны в ставшей независимым государством Литве. А такие музыканты, как саксофонист Пятрас Вишняускас или тромбонист Витаутас Пилибавичус, весьма известны далеко за пределами Литвы. Увы, но, в основном, к западу от границы молодого государства. Что до России, где литовских джазменов раньше знали и любили, то после 1991 года из литовских звезд здесь регулярно появляются только Чекасин (в Москве - почти ежемесячно) да Тарасов (раза три в год). В начале сентября на фестиваль "Джаз'OFF" приезжал еще Вишняускас, да Чекасин для своих проектов иногда кого-нибудь привозит. Вот и все. Так что приезд в Москву отличного состава с участием столь известных личностей, как Лабутис и Молокоедов, обещал стать крупным событием...>>>>

25 сентября отмечал свой 43-й день рождения новоджазовый мультидуховик Сергей Летов, лидер одного из самых популярных коллективов "новой импровизационной музыки" 80-90-х - "Три О", в последние годы - резидент Интернет-клуба "Скрин". На "Открытом дне рождения" побывал корреспондент "Русского журнала" Михаил Визель, любезно предоставивший нам репортаж...>>>>

Москва - это вам
еще не все
Стало хорошей традицией посвящать наиболее заметным и важным джазовым событиям публикации не в одном, а в двух, иногда даже в трех выпусках "Полного джаза". И это правильно: один автор - одна голова, два же автора - это, совершенно закономерно, две головы, что, в соответствии с русской национальной мудростью, гораздо лучше, нежели одна голова. Тем более если эти головы слушали, к примеру, разные концерты одного турне. Вот так и обстоит дело сейчас: наш внештатный корреспондент из Нижнего Новгорода Сергей Баженов побывал на нижегородском концерте российского турне трубача Рэнди Брекера (о его московских концертах см. предыдущий выпуск "Полного Джаза")...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
Трудно сказать, нашим ли призывам и робким надеждам насчет более частого появления в Москве американских джазменов внял Игорь Бутман или так само получилось, но факт - в "Ле Клубе", где Игорь работает арт-директором, 28 и 29 октября будет играть нью-йоркское трио саксофониста Грега Абэйта (Greg Abate).
Грег АбатГрег Абэйт приезжает в составе трио: он сам - альт- и сопрано-саксофоны, флейта), известный пианист Марк Соскин и контрабасист Харви Шварц. Весьма недурная компания, все трое - яркие и интересные представители нью-йоркского клубного джаза "среднего" эшелона (для сравнения, Абэйт и записывается с музыкантами того же уровня - трубачом Клаудио Родити, пианистами Кенни Барроном и Джеймсом Уильямсом, басистами Джорджем Мразом и Руфусом Рейдом, барабанщиком Беном Райли...). Грег родился 31 мая 1947 г. и закончил знаменитый колледж Беркли в Бостоне в 1971 г. Абэйт -очень опытный музыкант и почти всегда работает как солист, исключение составляют два года в начале 70-х, когда он был членом оркестра Рэя Чарлза, и два года в середине 80-х, когда он работал в составе возрожденного на некоторое время свингового биг-бэнда Арти Шоу. Все остальное время заняла работа над сольными проектами (в его дискографии - десять альбомов, выпущенных под собственным именем), записи и концерты с другими музыкантами, а также преподавание -он весьма известен на этом поприще и является штатным "клиницистом" (ведущим мастер-классов) компании Selmer - фирмы, изготовляющей саксофоны, на которых он играет. Его гастрольный график весьма напряжен: он играет в год около 150 концертов в США, Канаде и Европе - при том, что живет не в Нью-Йорке, а в самом маленьком штате США - Род-Айленде (это крохотный клочок земли на побережье Атлантики между Нью-Йорком и Бостоном). Вот как его оценивает американская критика: "Абэйт не заполняет пространство конъюнктурными бибоповыми риффами и стандартными аккордовыми последовательностями. Напротив, острая угловатость его фразировки и частые выразительные паузы в его быстрых мелодических линиях придают его игре ощущение постоянного изобретательного творчества" (Ховард Рейч, "Чикаго Трибюн").

Валентина ПономареваДва мероприятия нашему вниманию представляет компания Boheme Music. Во-первых, 21 октября в клубе "Форте" - презентация только что выпущенного CD певицы Валентины Пономаревой. Кто не в курсе - помимо работы в легендарном трио "Ромэн", помимо того, что Пономарева - одна из лучших и самых известных исполнительниц романсов, она - еще и яркий представитель отечественного "нового джаза". Пела со всеми нашими новоджазовыми звездами - Чекасиным, Летовым, Курехиным - и со многими западными, например - с Джоном Зорном. 80-е в советском "новом джазе" вообще неразрывно связаны с ее именем. Новый альбом, который называется "Forte!" (совпадение ли то, что львиная его доля записана живьем в "Форте" и презентация будет тоже там?), представляет собой собрание ее концертных записей с самыми разными музыкантами - от бескомпромиссных челябинских авангардистов из "АМА-джаза" до Вячеслава Горского, Игоря Бриля и Сергея Манукяна. Трое последних, по всей видимости, примут участие и в презентации (наряду с другими музыкантами). Появление Пономаревой на сцене в джазовом контексте - не частое явление, выход ее новой джазовой (а не романсовой) пластинки (да еще и в России) - тем более, так что весьма рекомендуем.

Анатолий ГерасимовВо-вторых, в Центре искусств "Столица" (ЦДХ) 23 октября - концерт проекта "Джазовая пирамида", в состав которого входят пианист Борис Прусаков (самый недооцененный пианист российского джаза, как говорят специалисты), саксофонист Анатолий Герасимов и барабанщик Николай Емельянов. Прусаков и Герасимов знакомы давно, еще с 60-х, когда играли вместе. Потом Герасимов эмигрировал, провел за границей двадцать пять лет. С момента его возвращения (1996) он регулярно играл с Прусаковым, в минувшем сезоне был одним из основных действующих лиц проводимых Борисом джазовых вечеров в клубе "Арбатский дворик". Минувшей зимой они даже записали совместный альбом, который пока не издан. Этот концерт - плод их сотрудничества, усиленного курским барабанщиком Николаем Емельяновым (из трио пианиста Леонида Винцкевича). В программе - главным образом авторская музыка Бориса и Анатолия.

14 октября в "Ле Клубе" - один из лучших эйсид-джазовых составов России, петербургская группа "Doo Bop Sound".

"Man Sound"Украинский вокальный секстет Man Sound уже два года хорошо известен и в России. Он неоднократно выступал на российских джазовых фестивалях, в том числе в Москве. Коллектив исполняет аранжировки a cappella в самых разных жанрах и стилях: спиричуэлс, джаз, соул, духовная музыка, украинские народные песни. Man Sound много гастролирует, выступал в Америке, где снискал признание публики, знающей толк в вокальных ансамблях.
Теперь с творчеством коллектива смогут познакомиться и посетители выставки "Музыка-Москва'99", которая в очередной раз пройдет с 20 по 23 октября в выставочном комплексе "Сокольники". Man Sound будет выступать в несколько необычном качестве - ансамбль будет демонстрировать перед публикой новые радиомикрофоны evolution wireless немецкой фирмы Sennheiser. Столь оригинальную форму маркетинга и рекламы компания Sennheiser уже опробовала в этом году на франкфуртской Musikmesse (об этом можно прочитать в репортаже с выставки в четвертом номере журнала "Звукорежиссер", являющегося генеральным информационным спонсором выставки "Музыка-Москва'99"). И вот теперь - московская премьера микрофонов evolution wireless. А послушать, как звучит ансамбль Man Sound через микрофоны evolution wireless, можно будет на стенде российского дистрибьютора продукции Sennheiser - компании i.s.p.a.

Анатолий Вейценфельд

Чтение
Сегодня мы продолжаем публикацию материалов, посвященную памяти великого джазового критика Леонарда Фэзера (начало см. в #34). На этот раз мы будем читать самого Фэзера. Этот материал был написан им, штатным критиком "Лос-Анджелес Таймс", в конце 1982 года специально для журнала "Америка", вплоть до 1991 г. издававшегося американским правительством для распространения в СССР на русском языке (это не было диверсией - взамен, по межгосударственному соглашению, подписанному еще в 50-е гг., в Америке распространялся журнал "Soviet Life") и был опубликован по-русски в июне 1983 г. Мы только взяли на себя смелость поправить многочисленные ошибки переводчиков "Америки", незнакомых с джазовой терминологией. В этом материале Фэзер предпринял попытку предсказать, какими путями пойдет развитие джаза в 80-е годы - дальше он просто не заглядывал. А вот сбылись его предсказания или нет - судить вам...>>>>
А в это время
за бугром...
Оскар Питерсон"Магия свинга", суперкоммерческий биг-бэндовый проект с участием великого канадского пианиста Оскара Питерсона (см. Новости компании Богема Мьюзик #26-99), был отменен за две недели до его начала. Как стало известно, еще утро 23 августа Питерсон прислал менеджерам проекта факс с отказом участвовать в туре, и с тех пор переубедить его не удалось. Тур, в течение которого оркестр звезд джаза во главе с Питерсоном должен был выступить в самых богатых и дорогих отелях и танцзалах США и Канады, не состоится, и планов назначить его заново не существует.

Институт им. Телониуса Монка объявил 22 сентября имена полуфиналистов XII ежегодного международного джазового конкурса им. Телониуса Монка, в этом году посвященного пианистам (каждый год в рамках этого конкурса соревнуются мастера только одного инструмента). Полуфинал состоится в Вашингтоне 16 октября, призовой фонд конкурса составит свыше 60 тысяч долларов в виде стипендий и премий (плюс множество новых возможностей, открывающихся перед победителями и финалистами: например, победитель прошлогоднего конкурса вокалистов Тери Торнтон получила контракт с лейблом Verve).
Итак, полуфиналисты: Оррин Эванс, Эрик Льюис, Джереми Манасиа, Джеб Паттон, Матт Рэй, Рик Роу, Джекоб Сэкс, Джон Стетч, Хелен Сунг, Сэм Яхел, Питер Зэк и наш соотечественник Аркадий Фиглин. Год назад Фиглин уже становился лауреатом первой премии престижного фортепианного конкурса - Great American Jazz Piano Competition; подробнее об этом можно прочитать в выпуске журнала "Полный джаз" #16-99.
16 октября полуфиналисты будут играть в театре имени Эйзенхауэра в Кеннеди-центре. Им будет аккомпанировать ритм-секция в составе басиста Крисчена Макбрайда и барабанщика Джина Джексона, а слушать их будет жюри , в составе которого - Джери Аллен, Херби Хэнкок, Данило Перес, Эрик Рид, Седар Уолтон и другие знаменитые пианисты. На следующий день четыре финалиста в том же зале сыграют программу финала конкурса, и сразу вслед за этим начнется гала-концерт с участием победителя, а также таких звезд джаза, как Рон Картер, Джимми Хит, Лу Роулз, Дайен Ривз, Артуро Сандоваль, Уэйн Шортер, Гровер Уошингтон-мл. и поп-звезда Стиви Уондер. Концерт будет показан по кабельному каналу "BET on Jazz", а вся прибыль с него поступит в фонд Монковского института на развитие его программ джазового образования.
Подробности - на официальном сайте института им. Монка

Чен Паркер9 сентября в 74-летнем возрасте во французском городе Этампе умерла от рака Чен Паркер, последняя подруга жизни великого саксофониста Чарли Паркера (1920-1955) и - впоследствии - жена другого великого саксофониста, Фила Вудса.
Настоящее ее имя было Беверли Долорес Берг, она родилась в Нью-Йорке в 1925 г. в семье продюсера водевильных постановок и танцовщицы знаменитого ревю Зигфилда. Чен выросла под звуки джаза с тогдашнего средоточия джазовой сцены - 52-й улицы Манхэттена и в 25-летнем возрасте стала подругой Чарли Паркера сразу после его развода с Дорис Паркер, его второй женой. Чен оставалась с Паркером до его смерти от последситвий неумеренного употребления наркотиков и алкоголя и даже взяла его фамилию, хотя по закону они не были женаты. У них было двое детей - дочь При и сын Бэрд.
После смерти Паркера Чен вышла в 1957 г. вышла замуж за Фила Вудса. В 1971 г. она переехала во Францию, где провела все оставшуюся жизнь. В 1988 г. она выступала в качестве консультанта фильма Клинта Иствуда "Bird", а в 1993 издала книгу мемуаров "Моя жизнь в ми-бемоле" (переиздана в 1999 г. издательством Университета Южной Каролины).

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Михаил Визель,
Анатолий Вейценфельд,
Сергей Баженов,
Леонард Фэзер,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
Михаил Визель,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
 
 
 

        

Страница не найдена | «Джаз.Ру»
внутренняя реклама джаз.ру erid: 2VtzqwziYa9
ФИЛЬМ ДЖАЗ 100
ФИЛЬМ ДЖАЗ 100
ФИЛЬМ ДЖАЗ 100
ФИЛЬМ ДЖАЗ 100
Ой. Ошибка 404. То есть ТУТ НЕТ ТАКОГО. Поищем ещё?
Ой. Похоже, такой страницы-то и нет. Поищем что-нибудь ещё?
Вы можете перейти сюда: ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

САМЫЕ НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ