|
Выпуск #36 (46) - 06
октября 1999 г. |
|
|
Слово
к читателям |
К вопросу о барьерах: не сами ли мы их
ставим? Если почитать зарубежные энциклопедии - стесняются ли джазовые
музыканты того, что они не только джазовые, то есть что они записываются
с представителями других музыкальных жанров - более "низких", в
соответствии с негласной "табелью о рангах" обыденного сознания? Да нет,
не стесняются. И в самом деле, ну что стесняться Майклу Брекеру, что он
записывался с Джоном Ленноном? Что стесняться брату его Рэнди, что он
записывался с Дженис Джоплин?
Ну, впрочем, и у нас не очень стесняются, если положение видов
музыкального искусства в вышеупомянутой табели хотя бы соседствует. А
там ведь как, в табели-то: самое престижное и самое скучное - это,
конечно, классика и всякие симфонии (то есть то, что именуется
академической музыкой). На втором месте по престижности - наш с вами
объект внимания, то есть джаз: чуть менее престижно и чуть менее скучно.
На третьем - балансируя - "хороший рок", если это можно себе представить
(ну, в диапазоне от "Аквариума" и "Сплина" до "Аукцыона" и "Морального
кодекса", в зависимости от степени испорченности носителя
вышеупомянутого сознания). Дальше (то есть ниже) - авторская песня и
"хорошая эстрада" (у значительной части населения этот "этаж" выше
предыдущего или равен ему по высоте). Ну, а где-то в подвале, пузырясь и
булькая, необозримым морем простирается попса.
Условность схемы выясняется сразу же, как начинаешь разбирать конкретные
примеры. Что такое джазовые музыканты Михаил Окунь, Алексей Кузнецов и
Владимир Данилин, аккомпанирующие Людмиле Гурченко? Что такое
саксофонист Николай Панов, записывающийся на альбоме группы "Сплин", а
валторнист Аркадий Шилклопер - на альбоме группы "Алиса"? А Игорь Бутман
на ранних альбомах "Аквариума"?
С точки зрения обыденного сознания все это неплохо. А вот, позвольте
спросить, что такое оркестр Олега Леонидовича Лундстрема,
аккомпанирующий Ладе Дэнс? А ведь было и это.
А на самом деле - искусственный барьер-то. Ну, записались. Ну, снялись
по телевизору. Ну так разве оная Дэнс призывала под аккомпанемент
джазового оркестра к свержению существующего строя насильственным путем,
разжиганию национальной, религиозной и иной розни? Нет. Значит, никакие
законы не нарушены. Сдается нам, что не нарушен даже тот "нравственный
закон", наличие которого в себе самом вкупе с наличием звездного неба
над головой так изумляло калининградского философа Иммануила Канта. Не
нарушен потому, что никто из участников этого действа - ни Лада, ни
оркестр, ни мы, грешные - со стыда так и не сгорел, а значит, жизнь
продолжается.
Следовательно, что? Отменяется ставить искусственные барьеры. Всем
джазменам срочно указать в своих биографиях, с какими попсачами
доводилось записываться. Сумму гонорара можно не указывать, у нас тут не
налоговая полиция.
А теперь к делу. |
|
|
Как это было
в Москве |
5
октября в "Ле Клубе"
выступил один из лучших джазовых составов Литовской Республики -
ансамбль с участием саксофониста Витаса Лабутиса, клавишника Олега
Молокоедова, певицы Неды, а также басиста Леонида Шинкаренко и
барабанщика Гядиминаса Лауринавичюса. Когда-то вильнюсская джазовая
школа числилась сильнейшей в СССР и - в творческом плане - весьма
влиятельной на европейском уровне. Ее возглавляло трио ГТЧ, два члена
которого - барабанщик Владимир Тарасов и саксофонист
Владимир Чекасин - и поныне весьма
влиятельны в ставшей независимым государством Литве. А такие музыканты,
как саксофонист Пятрас Вишняускас или тромбонист Витаутас Пилибавичус,
весьма известны далеко за пределами Литвы. Увы, но, в основном, к западу
от границы молодого государства. Что до России, где литовских джазменов
раньше знали и любили, то после 1991 года из литовских звезд здесь
регулярно появляются только Чекасин (в Москве - почти ежемесячно) да
Тарасов (раза три в год). В начале сентября на фестиваль "Джаз'OFF"
приезжал еще Вишняускас, да Чекасин для своих проектов иногда
кого-нибудь привозит. Вот и все. Так что приезд в Москву отличного
состава с участием столь известных личностей, как Лабутис и Молокоедов,
обещал стать крупным событием...>>>> 25
сентября отмечал свой 43-й день рождения новоджазовый мультидуховик
Сергей Летов, лидер одного из самых
популярных коллективов "новой импровизационной музыки" 80-90-х - "Три
О", в последние годы - резидент Интернет-клуба "Скрин". На "Открытом дне
рождения" побывал корреспондент "Русского журнала" Михаил Визель,
любезно предоставивший нам репортаж...>>>> |
|
|
Москва - это
вам
еще не все |
Стало хорошей традицией посвящать
наиболее заметным и важным джазовым событиям публикации не в одном, а в
двух, иногда даже в трех выпусках "Полного джаза". И это правильно: один
автор - одна голова, два же автора - это, совершенно закономерно, две
головы, что, в соответствии с русской национальной мудростью, гораздо
лучше, нежели одна голова. Тем более если эти головы слушали, к примеру,
разные концерты одного турне. Вот так и обстоит дело сейчас: наш
внештатный корреспондент из Нижнего Новгорода Сергей Баженов побывал на
нижегородском концерте российского турне трубача Рэнди Брекера (о его
московских концертах см. предыдущий выпуск "Полного Джаза")...>>>> |
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
Трудно сказать, нашим ли призывам и
робким надеждам насчет более частого появления в Москве американских
джазменов внял Игорь Бутман или так само получилось, но факт - в "Ле
Клубе", где Игорь работает арт-директором, 28 и 29 октября будет играть
нью-йоркское трио саксофониста Грега Абэйта (Greg Abate).
Грег
Абэйт приезжает в составе трио: он сам - альт- и сопрано-саксофоны,
флейта), известный пианист Марк Соскин и контрабасист Харви Шварц.
Весьма недурная компания, все трое - яркие и интересные представители
нью-йоркского клубного джаза "среднего" эшелона (для сравнения, Абэйт и
записывается с музыкантами того же уровня - трубачом Клаудио Родити,
пианистами Кенни Барроном и Джеймсом Уильямсом, басистами Джорджем
Мразом и Руфусом Рейдом, барабанщиком Беном Райли...). Грег родился 31
мая 1947 г. и закончил знаменитый колледж Беркли в Бостоне в 1971 г.
Абэйт -очень опытный музыкант и почти всегда работает как солист,
исключение составляют два года в начале 70-х, когда он был членом
оркестра Рэя Чарлза, и два года в середине 80-х, когда он работал в
составе возрожденного на некоторое время свингового биг-бэнда Арти Шоу.
Все остальное время заняла работа над сольными проектами (в его
дискографии - десять альбомов, выпущенных под собственным именем),
записи и концерты с другими музыкантами, а также преподавание -он весьма
известен на этом поприще и является штатным "клиницистом" (ведущим
мастер-классов) компании Selmer - фирмы, изготовляющей саксофоны, на
которых он играет. Его гастрольный график весьма напряжен: он играет в
год около 150 концертов в США, Канаде и Европе - при том, что живет не в
Нью-Йорке, а в самом маленьком штате США - Род-Айленде (это крохотный
клочок земли на побережье Атлантики между Нью-Йорком и Бостоном). Вот
как его оценивает американская критика: "Абэйт не заполняет пространство
конъюнктурными бибоповыми риффами и стандартными аккордовыми
последовательностями. Напротив, острая угловатость его фразировки и
частые выразительные паузы в его быстрых мелодических линиях придают его
игре ощущение постоянного изобретательного творчества" (Ховард Рейч,
"Чикаго Трибюн").
Два
мероприятия нашему вниманию представляет компания
Boheme Music.
Во-первых, 21 октября в клубе "Форте" - презентация только что
выпущенного CD певицы
Валентины Пономаревой. Кто не в курсе - помимо работы в легендарном
трио "Ромэн", помимо того, что Пономарева - одна из лучших и самых
известных исполнительниц романсов, она - еще и яркий представитель
отечественного "нового джаза". Пела со всеми нашими новоджазовыми
звездами - Чекасиным, Летовым, Курехиным - и со многими западными,
например - с Джоном Зорном. 80-е в советском "новом джазе" вообще
неразрывно связаны с ее именем. Новый альбом, который называется "Forte!"
(совпадение ли то, что львиная его доля записана живьем в "Форте" и
презентация будет тоже там?), представляет собой собрание ее концертных
записей с самыми разными музыкантами - от бескомпромиссных челябинских
авангардистов из "АМА-джаза" до Вячеслава Горского, Игоря Бриля и Сергея
Манукяна. Трое последних, по всей видимости, примут участие и в
презентации (наряду с другими музыкантами). Появление Пономаревой на
сцене в джазовом контексте - не частое явление, выход ее новой джазовой
(а не романсовой) пластинки (да еще и в России) - тем более, так что
весьма рекомендуем.
Во-вторых,
в Центре искусств "Столица" (ЦДХ) 23 октября - концерт проекта "Джазовая
пирамида", в состав которого входят пианист
Борис Прусаков (самый недооцененный
пианист российского джаза, как говорят специалисты), саксофонист
Анатолий Герасимов и барабанщик
Николай Емельянов. Прусаков и Герасимов знакомы давно, еще с 60-х, когда
играли вместе. Потом Герасимов эмигрировал, провел за границей двадцать
пять лет. С момента его возвращения (1996) он регулярно играл с
Прусаковым, в минувшем сезоне был одним из основных действующих лиц
проводимых Борисом джазовых вечеров в клубе "Арбатский дворик". Минувшей
зимой они даже записали совместный альбом, который пока не издан. Этот
концерт - плод их сотрудничества, усиленного курским барабанщиком
Николаем Емельяновым (из трио пианиста Леонида Винцкевича). В программе
- главным образом авторская музыка Бориса и Анатолия.
14 октября в "Ле Клубе" - один из лучших эйсид-джазовых составов
России, петербургская группа "Doo Bop Sound".
Украинский
вокальный секстет Man Sound уже два
года хорошо известен и в России. Он неоднократно выступал на российских
джазовых фестивалях, в том числе в Москве. Коллектив исполняет
аранжировки a cappella в самых разных жанрах и стилях: спиричуэлс, джаз,
соул, духовная музыка, украинские народные песни. Man Sound много
гастролирует, выступал в Америке, где снискал признание публики, знающей
толк в вокальных ансамблях.
Теперь с творчеством коллектива смогут познакомиться и посетители
выставки "Музыка-Москва'99", которая в очередной раз пройдет с 20 по 23
октября в выставочном комплексе "Сокольники". Man Sound будет выступать
в несколько необычном качестве - ансамбль будет демонстрировать перед
публикой новые радиомикрофоны evolution wireless немецкой фирмы
Sennheiser. Столь оригинальную форму маркетинга и рекламы компания
Sennheiser уже опробовала в этом году на франкфуртской Musikmesse (об
этом можно прочитать в репортаже с выставки в четвертом номере журнала "Звукорежиссер",
являющегося генеральным информационным спонсором выставки
"Музыка-Москва'99"). И вот теперь - московская премьера микрофонов
evolution wireless. А послушать, как звучит ансамбль Man Sound через
микрофоны evolution wireless, можно будет на стенде российского
дистрибьютора продукции Sennheiser - компании i.s.p.a.
Анатолий Вейценфельд
|
|
|
Чтение |
Сегодня мы продолжаем публикацию
материалов, посвященную памяти великого джазового критика Леонарда
Фэзера (начало см. в #34). На этот раз
мы будем читать самого Фэзера. Этот материал был написан им, штатным
критиком "Лос-Анджелес Таймс", в конце 1982 года специально для журнала
"Америка", вплоть до 1991 г. издававшегося американским правительством
для распространения в СССР на русском языке (это не было диверсией -
взамен, по межгосударственному соглашению, подписанному еще в 50-е гг.,
в Америке распространялся журнал "Soviet Life") и был опубликован
по-русски в июне 1983 г. Мы только взяли на себя смелость поправить
многочисленные ошибки переводчиков "Америки", незнакомых с джазовой
терминологией. В этом материале Фэзер предпринял попытку предсказать,
какими путями пойдет развитие джаза в 80-е годы - дальше он просто не
заглядывал. А вот сбылись его предсказания или нет - судить вам...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
"Магия
свинга", суперкоммерческий биг-бэндовый проект с участием великого
канадского пианиста Оскара Питерсона (см. Новости компании Богема Мьюзик
#26-99), был отменен за две недели до его начала. Как стало известно,
еще утро 23 августа Питерсон прислал менеджерам проекта факс с отказом
участвовать в туре, и с тех пор переубедить его не удалось. Тур, в
течение которого оркестр звезд джаза во главе с Питерсоном должен был
выступить в самых богатых и дорогих отелях и танцзалах США и Канады, не
состоится, и планов назначить его заново не существует. Институт им.
Телониуса Монка объявил 22 сентября имена полуфиналистов XII ежегодного
международного джазового конкурса им. Телониуса Монка, в этом году
посвященного пианистам (каждый год в рамках этого конкурса соревнуются
мастера только одного инструмента). Полуфинал состоится в Вашингтоне 16
октября, призовой фонд конкурса составит свыше 60 тысяч долларов в виде
стипендий и премий (плюс множество новых возможностей, открывающихся
перед победителями и финалистами: например, победитель прошлогоднего
конкурса вокалистов Тери Торнтон получила контракт с лейблом Verve).
Итак, полуфиналисты: Оррин Эванс, Эрик Льюис, Джереми Манасиа, Джеб
Паттон, Матт Рэй, Рик Роу, Джекоб Сэкс, Джон Стетч, Хелен Сунг, Сэм Яхел,
Питер Зэк и наш соотечественник Аркадий Фиглин. Год назад Фиглин уже
становился лауреатом первой премии престижного фортепианного конкурса -
Great American Jazz Piano Competition; подробнее об этом можно прочитать
в выпуске журнала "Полный джаз" #16-99.
16 октября полуфиналисты будут играть в театре имени Эйзенхауэра в
Кеннеди-центре. Им будет аккомпанировать ритм-секция в составе басиста
Крисчена Макбрайда и барабанщика Джина Джексона, а слушать их будет жюри
, в составе которого - Джери Аллен, Херби Хэнкок, Данило Перес, Эрик
Рид, Седар Уолтон и другие знаменитые пианисты. На следующий день четыре
финалиста в том же зале сыграют программу финала конкурса, и сразу вслед
за этим начнется гала-концерт с участием победителя, а также таких звезд
джаза, как Рон Картер, Джимми Хит, Лу Роулз, Дайен Ривз, Артуро
Сандоваль, Уэйн Шортер, Гровер Уошингтон-мл. и поп-звезда Стиви Уондер.
Концерт будет показан по кабельному каналу "BET on Jazz", а вся прибыль
с него поступит в фонд Монковского института на развитие его программ
джазового образования.
Подробности - на официальном
сайте института
им. Монка
9
сентября в 74-летнем возрасте во французском городе Этампе умерла от
рака Чен Паркер, последняя подруга жизни великого саксофониста Чарли
Паркера (1920-1955) и - впоследствии - жена другого великого
саксофониста, Фила Вудса.
Настоящее ее имя было Беверли Долорес Берг, она родилась в Нью-Йорке в
1925 г. в семье продюсера водевильных постановок и танцовщицы
знаменитого ревю Зигфилда. Чен выросла под звуки джаза с тогдашнего
средоточия джазовой сцены - 52-й улицы Манхэттена и в 25-летнем возрасте
стала подругой Чарли Паркера сразу после его развода с Дорис Паркер, его
второй женой. Чен оставалась с Паркером до его смерти от последситвий
неумеренного употребления наркотиков и алкоголя и даже взяла его
фамилию, хотя по закону они не были женаты. У них было двое детей - дочь
При и сын Бэрд.
После смерти Паркера Чен вышла в 1957 г. вышла замуж за Фила Вудса. В
1971 г. она переехала во Францию, где провела все оставшуюся жизнь. В
1988 г. она выступала в качестве консультанта фильма Клинта Иствуда "Bird",
а в 1993 издала книгу мемуаров "Моя жизнь в ми-бемоле" (переиздана в
1999 г. издательством Университета Южной Каролины). |
|
|
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ Авторы:
Михаил Визель,
Анатолий Вейценфельд,
Сергей Баженов,
Леонард Фэзер,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация:
Down Beat
Фото:
Павел Корбут,
Михаил Визель,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков |
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены
к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им
прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда
публикуются. Пишите! |
|
|
|
|
|