Россию
всколыхнула новая волна джазового сезона. Вот и
Нижний, мужик особый, смекалисто-прагматичный
(гены купечества), умудрился породить некий
сплав: юбилея, день рождения и открытие джазового
сезона.
Праздновали 20-летие "ММК", 7-летие
радиостанции "Европа плюс Нижний Новгород",
заодно там же стартовал новый сезон - и все это
было приурочено к концерту Рэнди Брекера.
Концерт начался почти с часовым опозданием.
Причина - "транспортно-дорожно-национальный
вопрос", о чем заявила ведущая концерта
Светлана Кукина, ну, а дальше на сцену пригласили
Владимира Лапырина, главного редактора
информационно-рекламного агентства "Биржа".
Им была отмечена неоспоримая заслуга "ММК"
по оджазированию населения Нижнего, "а то, что
рекламные щиты организаторов висят криво, так
это не знак слабости в их ногах". Он был прав.
Люди, в свое время организовавшие "ММК" и
вложившие в него свой талант и силы, востребованы
обществом и сейчас. Роль их в становлении рок- и
джаз-культуры Нижнего неоспорима и очевидна для
старшего поколения. К сожалению, более юные не
знают даже, где находится ДК им. Сергея
Орджоникидзе и что такое "Молодежный
Музыкальный Клуб" (именно так
расшифровывается аббревиатура "ММК").
Но, тем не менее, "ММК" живет, хотя не в той
ипостаси, что раньше - но живет, и заслуга в том
Вячеслава Уланова, Александра Емельянычева и их
постоянных партнеров-спонсоров - ИРА "Биржа"
и "NNSP".
Если взять любой джазовый, блюзовый или
рок-проект в Нижнем, то почти везде организатор -
"Европа плюс Н.Новгород". Удивительно, но
кроме своих проектов им удается поддерживать и
другие, как, например в Дзержинске - детский
фестиваль "Пусть всегда будет джаз!". Что ж,
присоединяемся к поздравлениям, желаем всем
всего наилучшего и переходим к открытию сезона.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что сезон
открылся в Нижнем Новгороде таким громким именем
впервые. По масштабности проект можно сравнить
лишь с концертом гитариста Джона Аберкромби
(опять же, Бутман руку приложил), соответственно и
впечатлений от происходящего более чем
достаточно.
О Рэнди Брекере люди, хоть не много,
но слушающие джаз в Нижнем, знают достаточно (или,
на худой конец, перепутают с братом, тоже
"Брекер" - но формат другой). И вот он рядом,
все видишь, слышишь (сразу статья про
"Мурашки" из "Полного джаза"
вспомнилась) и вряд ли это можно сравнить с
прослушиванием CD или просмотром видео,
естественный процесс восприятия заменить нечем.
Только при этом не стоит делать иконоподобное
лицо, впадать в транс и ожидать Мессию. А еще
труднее понять того, кто после "Балтики №9",
набив легкие и вознеся глаза к потолку, бубнит,
что "с неграми было бы круче". Хотя данный
любитель "Балтики", попав в данную среду,
вряд ли сможет проявить себя чем-то значительным,
как техникой игры, так и мыслью творческой. К
счастью, таких единицы и публика на такие
мероприятия приходит стабильно-постоянная,
многие с детьми, что весьма радует.
Игорь Бутман - отдельная глава в истории
Российского джаза и наглядная иллюстрация к
тезисам "с джазом в России все в порядке (по
крайней мере, тенденции к этому положительные
есть)" и "заработать на жизнь джазом
можно" (хотя понятие заработка всегда
относительно). Признаюсь, мне импонирует
творческая энергия этого человека на
"твисто-свинговых" ногах, способного
молниеносно материализовать мысль в звук и дать
тем самым хороший творческий импульс другим.
Генерируясь, его личное становится общим
достоянием, впрочем, как и у всех, кого можно
назвать Мастером.
Коллектив,
аккомпанирующий Брекеру, делал свое дело
достойно. Клавишник, Джордж Уитти, ненавязчиво и
корректно создавал впечатление простора и
объемности. Сольные места начинал как бы
издалека и нехотя, постепенно поднимая динамику,
закручивая других в своеобразную карусель
своего творчества. Гитарист Дэвид Гилмор
постоянно был на переднем плане, перехватывая у
Брекера инициативу; по-видимому, последний
специально отдавал гитаристу в руки только что
начавшуюся тему, а Гилмор доводил ее, или
предлагал другому сделать это, предварительно
развив ее до определенного момента. В манере
исполнения доминировала традиция, не лишенная
своего взгляда на звук, технику и построение
импровизации. Умело и со вкусом Гилмор вставлял
кусочки инородных тем в свое соло. Барабанщик Зак
Данцигер - взрывной и неудержимый в своих
ритмических всплесках насыщения вещей; и в тоже
время - спокойно-рассудительная позиция в плане
аккомпанемента, доставляющая полнокровный
комфорт его коллегам на сцене. Басист, Мик Поуп,
напоминал актера второго плана, но не лишенного
определенного своеобразия: игра была стабильна,
как в общем фоне коллектива, так и в сольных
местах.
Всего около полутора часов чистого времени
заняло выступление Рэнди Брекера, но приятных
воспоминаний останется много и надолго. Спасибо
организаторам за их неспокойное (в хорошем
смысле) отношение к джазу. Здоровья вам и
спонсоров побольше.
Сергей Баженов
|