502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #35 (45) - 29 сентября 1999 г.
Слово
к читателям
Бесполезно, бесполезно сотни раз обсасывать одну и ту же тему - ну почему "у нас" все не так, как "у них" и как нам при этом хотелось бы. Поучительна судьба коммерческих джазовых гастролей в нашей стране. Вот большая, крупная фирма, привозящая обычно массу попсы с некоторой прибылью для себя, привозит большую звезду джаз-рока - Джо Завинула. Схема при этом выбирается как при приезде какого-нибудь Хулио Иглесиаса: арендуется один из лучших залов ("Пушкинский"), билеты делаются чуть не по полмиллиона (напомним, дело было ровно два года назад), ставится дорогущий аппарат, мощнейший свет, и... Надо ли объяснять, что единственный концерт Завинула в Москве не становится событием джазовой жизни России? Больше того, практически полное отсутствие на концерте (даже в зале, не говоря уж про закулисье) собственно джазовых людей, в первую очередь музыкантов, приводит к тому, что он и фактом чисто московской джазовой жизни не становится. Не говоря уж о том, что фирма стремительно вылетает в большой убыток.
Ну не работает тут идея "все сделать как у них"! Зато если звезду такого же уровня (см. ниже) привозят на скромный вроде бы, почти клубный тур, идя навстречу не абстрактной "широкой публике" (которая то ли пойдет, то ли еще и нет), а собственно тем, кто и ходит на такие концерты обычно - той самой сверхузкой прослойке любителей джаза, об узости которой мы толковали в "Слове к читателям" прошлого номера - получается все нормально, довольны и публика, и музыканты, и пресса (которая Завинула просто проигнорировала - в том числе и потому, что организаторы тех гастролей пожалели мест пустить прессу бесплатно и вообще ее, прессу, как бы не заметили). См. ниже: положительный пример есть прямо в этом номере.
А надо ли "как у них"? Ну по-другому у нас все, по-другому! Да, "мы" зарабатываем в среднем в тридцать раз меньше, чем "они", но при этом у нас совершенно иная схема расходов. "Мы" не тратим 80% зарплаты на квартиру и страховку, как "они". У "нас" цены на товары и услуги минимум в полтора, а как правило - в четыре-пять раз ниже, чем у "них". А что у "нас" гражданская война и злой Хаттаб - так у "них" тоже своего этого хватает. А что у нас грязь непролазная, плохие дороги и пьянство - так об этом еще Сан Сергеич предупреждали.
Может, нам как-нибудь огородами? По-нашему, необщим нашим аршином и таким же лица выраженьем? Может, мы и прорвемся как-нибудь своим "особенным путем", со своей "особенной статью"? А?
А еще лучше - найти какой-нибудь компромиссный путь: огородами, с особенной статью, не руша особенно древлего благолепия, но в то же время - чтоб было "как у них".
Вот заживем-то тогда.
Как это было
в Москве
Рэнди БрекерОсновное событие минувших семи дней - конечно же, приезд ансамбля выдающегося трубача Рэнди Брекера. В очередной раз приезд музыканта из первого эшелона мирового джаза устроен саксофонистом Игорем Бутманом, который за свою деятельность по организации американско-российских джазовых связей заслуживает просто-таки сооружения бронзового бюста героя на его родине (пусть задумается петербургское начальство!)...>>>>

 

Леонид ЧижикЕще одно событие чуть не прошло незамеченным - внезапно выяснилось, что 27 сентября в Большом зале консерватории играет сам Леонид Чижик, один из самых популярных джазовых пианистов СССР в 70-80-е гг., ныне живущий в Германии и за все эти годы не осчастливливавший историческую родину своими появлениями. Правда, играет Моцарта, но...>>>>

И еще одно московское событие: 24-25 сентября в столице играл проехавший до этого огромный гастрольный маршрут по всей России один из лучших европейских молодежных джаз-оркестров - немецкий студенческий оркестр "Windmachine" из Ганновера. На концертах побывали наши корреспонденты...>>>>

Говорите,
 вас слушают
Валерий ПономаревСледующим летом исполнится десять лет с тех пор, когда - единственный раз за всю историю отечественного джаза - Москва стала , пусть всего на несколько дней, полноценной частью мировой джазовой сцены. Проще говоря, исполнится десять лет Первому московскому международному джазовому фестивалю, в рамках которого в Москве играли Фредди Хаббард, Брэнфорд Марсалис, Чико Фримен, Малгрю Миллер, Виллем Бройкер...да проще сказать, кто не играл - несколько десятков ведущих джазовых музыкантов мира выступили тогда в Москве вперемешку с отечественными музыкантами. Этот фестиваль был единственным такого размаха, все последующие "международные" либо были подтянуты к одиночным гастролям "звезды" ("Международный" 1994 г. - к Рэю Чарлзу), либо содержали в программе одно-два имени "третьего эшелона", либо - и это в самом лучшем случае - одно имя "первого эшелона" и два-три "второго" (как фестивали Игоря Бутмана - пожалуй, только они отчасти приближались к международной норме международного фестиваля). Естественно, что столь крупное событие в истории отечественного джаза было подробно и со вкусом осмыслено современниками, тем более что время его проведения совпало с недолгим периодом издания в Москве журнала ныне покойной Всесоюзной джазовой федерации - "Джаз". Ныне наследником этого журнала официально называется минский "Джаз-квадрат", в редколлегию которого входит живущий в Вильнюсе бывший главный редактор "Джаза" - пианист Олег Молокоедов. Ну, а мы обращаемся к посвященному I ММДФ интервью одного из его участников - американского (когда-то - советского) трубача Валерия Пономарева, взятого у него в 1990 г. в Париже корреспондентом газеты "Русская мысль".
Интервью даже сейчас, девять лет спустя, остается несколько скандальным - уж больно нелицеприятно отзывается Валерий Пономарев о многих наших незыблемых авторитетах. С тех пор он в оценках стал заметно мягче: часто приезжает в Россию, а раз она стала полем для гастрольного бизнеса - вряд ли нужно ее столь нелицеприятно топтать. И все равно полезно почитать то, что сами российские музыканты, ухмыляясь, еще много лет спустя после выхода этого интервью называли "единственной правдой о советском джазе".
В конце концов, точек зрения всегда больше, чем одна...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
Аркадий ШилклоперНамечаются весьма интересные мероприятия. Во-первых, 14 октября в ЦДХ грядет сольный концерт Аркадия Шилклопера "Формальная музыка - музыка форм": подробнее об этом см. специальную страницу.
Во-вторых, интереснейший концерт планируется 5 октября в "Ле Клубе": там выступят лучшие представители своеобразнейшей (если не сильнейшей) джазовой школы бывшего СССР - литовской. Саксофонист Витас Лабутис, басист Леонид Шинкаренко, пианист Олег Молокоедов и вокалистка Неда (обладательница малопроизносимой фамилии Малунавичюте) - блестящая сборная, которую мы настоятельно рекомендуем всем, кого интересует оригинальная, нестандартная музыка.
И в-третьих - 6 октября в "доме" открывается фестиваль под странным названием "Бусидо-ре-фа-ми-соль-ля-си-до". Его откроют уже известный нам мультиинструменталист Хайнц-Эрих Гедеке (Германия) с программой "Субстанция" и менее известный Риодзи Ходзито (Япония) с программой Макото Такэнака"Вещи и положения". Продолжение фестиваля - 8-го (трио Аркадий Шилклопер - Сергей Старостин - Владимир Волков) и 9-го октября (пианист Макото Такэнака (Япония - США) и специальный гость саксофонист Владимир Чекасин (Литва)).
7 октября фестиваля в "Доме" не будет - в его программу вклинивается вечер памяти музыковеда Татьяны Диденко (участвуют Сергей Старостин, Дмитрий Александрович Пригов, Аркадий Шилклопер, Владимир Чекасин, Инна Желанная, Владимир Волков, Герман Виноградов, Тамара Смыслова, "НеТе", "Хуун-Хуур-Ту", Jazz Impression, Школа Коли Огрызкова и другие).
Напомним, что в этот же день на сервере "Джаз в России" состоится чат с валторнистом Аркадием Шилклопером. Он начнется в 16.00 по московскому времени и будет продолжаться столько, сколько уважаемые посетители будут задавать Аркадию вопросы. Это - первый джазовый чат в русском Интернете (на западных Интернет-серверах, например - на jazz.about.com, эта практика существует уже больше двух лет).
Чтение
Сегодня мы знакомимся с удивительной фигурой - великим советским джазовым трубачом Андреем Товмасяном. Звезда 60-70-х, один из ведущих музыкантов своего поколения (если не ведущий), он трагически мало звучит в грамзаписи и вряд ли уже заиграет вновь: вот уже почти полтора десятилетия он замкнут в своей московской квартире, подточенный исподволь нараставшей душевной болезнью (о том, с чего начиналось это затворничество, можно прочитать в опубликованных на сервере "Джаз в России" рассказе басиста Алекса Ростоцкого "Квартет Москва"). Нелегкой была и его творческая судьба. Кстати, на сервере "Джаз в России" можно прочитать и интересную работу о Товмасяне-музыканте - очерк Олега Степурко "Андрей Товмасян".
Предлагаемый же материал, рассказывающий об Андрее Товмасяне как о поэте, был десять лет назад опубликован недолго существовавшим журналом "Джаз". Автор - московский джазовый человек Валерий Котельников, доктор-онколог. Уже много лет он живет в Чикаго...>>>>
Рецензии
Сегодня мы рецензируем сразу четыре свежих релиза компании "Богема Мьюзик" - единственной российской звукозаписывающей компании, всерьез специализирующейся на джазе. Кстати, если вы живете на территории РФ, то на сайте "Богемы" можете заказать понравившиеся вам диски с доставкой по почте наложенным платежом...>>>>
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Михаил Митропольский,
Анна Сапроненко,
Ася Мелкумова,
Константин Волков,
Валерий Котельников,
Александр Иванский,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Фото:
Павел Корбут,
Александр Забрин,
Олег Богульский,
архив сервера "Джаз в России",

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!