Так
уж получилось, что настоящее интервью с Валерием
Пономаревым совпало с печальным для всего
джазового мира событием. В Нью-Йорке на 71-м году
жизни скончался Артур Блэки - легендарный
джазовый барабанщик, бессменный лидер
совершенно уникального в истории джаза ансамбля
"Джаз мэссэнджерс".
Место трубача "Джаз мэссэнджерс" в течении
четырех лет занимал русский музыкант Валерий
Пономарев, для которого Арт Блэки был больше, чем
знаменитый музыкант. Он был тем символом и
мечтой, которая привела Валерия в Америку.
Валерий много рассказывал об Артуре Блэки. Мне
запомнилась одна деталь. Артур Блэки часто
говорил. "Умереть - ерунда, жить трудно" Да,
Артур Блэки прожил трудную и исключительно
плодотворную жизнь. В его концертной
деятельности практически не было перерывов, вся
жизнь его "Джаз мэссэнджерс" состояла из
гастрольных поездок по всей планете В оркестр
приходили все новые и новые талантливые молодые
музыканты, для которых Артур Блэки становился не
стойко руководителем, сколько отцом Этот талант -
открывать новые дарования и помогать им выжить и
окрепнуть в музыкальном мире - невозможно
переоценить. Весь музыкальный джазовый мир
бесконечно обязан Артуру Блэки и никогда не
забудет его.
К сожалению, оркестр Артура Блэки не принял
участия в 1-ом Московском международном джазовом
фестивале, по уровню приехавших музыкантов
ставшем беспрецедентным для Советского Союза. Но
в Москве играли его ученики, бывшие музыканты
"Мэссэнджерс" - Фредди Хаббард, Бранфорд
Марсалис, Валерий Пономарев, Молгру Миллер.
Трубач Валерий Пономарев, побывавший в Москве
впервые за 17 лет после эмиграции в США, делится
своими впечатлениями от поездки.Ты впервые
посетил Советский Союз после семнадцати лет
жизни на Западе Каковы твои впечатления и
чувства?
- Сначала я заново узнавал Москву, даже не
думал, что за семнадцать лет все забудется.
Некоторые места, которые я хорошо помнил
визуально, все равно казались непривычными, все
было чужое. Весь этот мир советский, который
вроде уже испускает дух, мне показался
необыкновенно чуждым. К этой обстановке пришлось
привыкать.
Но вид Москвы мне ужасно понравился; когда я там
жил, я этого не замечал. Вид Кремля, река перед
Кремлем - это просто прекраснейшее зрелище, нигде
такого в мире нет. Широкие проспекты, вольготные,
зеленые, все как бы отражает русский дух, сделано
широко.
Года за два до этой поездки вышел твой
компакт-диск, получивший очень высокую оценку в
джазовых журналах, особенно в Англии и во
Франции. Он так и называется - "Путешествие в
Москву" .
- Да, я играю с Ральфом Муром (тенор-саксофон),
Виктором Джонсом (ударные), Ларри Уиллисом (рояль)
и Денисом Ирвингом (контрабас). Вся музыка,
записанная на этом компакт-диске, - моя, она как бы
спроецирована на предстоящую поездку. В этой
музыке, разумеется, нет никакого "русского"
звучания, все мои предчувствия и чувства я
выражаю языком чистого джаза. Встреча с Москвой,
друзьями детства, матерью, которую не видел 17
лет...
Одна композиция так и называется - "В том же
месте, в тот же час". Я действительно пришел на
то место, где родился, и последовал по маршруту,
по которому мать меня отпускала гулять
трехлетним ребенком: до булочной и до молочной.
Странное было чувство... Отвык я от Москвы за 17
лет, так и не привык за 12 дней к этим очередям,
грубости. В ресторане официантка орет, водку за
астрономическую цену предлагает... Жутко все это
было видеть. Грубость, нищета... Жалко людей. В
ресторане высокого класса вроде "Праги" -
просто срам какой-то, официанты грязные, в
заляпанных манишках, пытаются сделки какие-то
провернуть...
Обычно иностранцы говорят, что Москва темная. У
меня было обратное впечатление - постоянное
солнце, свет. Я был там в июне, когда самые длинные
дни.
Поразительно, что люди говорят теперь то, что
думают, устраивают забастовки, декламируют на
улицах. Правда, не всегда высказывают разумное,
иногда просто несут околесицу. Их никто не
останавливает, и это поражает человека,
уехавшего 17 лет назад. Перестроили Арбат, он
выглядит теперь на западный манер. Около входа в
"Прагу" играл уличный диксиленд, и неплохо,
кстати, играл! Точно как в Нью-Йорке в метро или на
42-й улице.
Я постоянно думал о поездке в Москву, с родиной я
душевно никогда не расставался, хотя вся моя
музыкальная жизнь - полностью на Западе. Я -
русский человек, и всегда им буду. Но после визита
в Москву я понял, что мне как музыканту было бы
очень трудно жить в Советском Союзе, даже
невозможно.
Почему?
- Там настолько мало музыкантов, с которыми можно
найти общий язык, что профессиональный джазовый
музыкант работать не может. Там| много
талантливых людей, но все эти таланты пропадают.
Нет там ни толковой джазовой школы, ни общения с
настоящей джазовой средой. Сейчас, правда,
возможности открываются, и люди сообразили, что
нужно ехать учиться в джазовую школу в Беркли,
США. Это правильный выбор, потому что они
познакомятся с обстановкой в джазовом мире
Америки. Пока что мнение о советских джазовых
музыкантах в Америке плохое, потому что
приезжают не лучшие, а какие-то проходимцы, "по
блату", видимо. Приезжали, конечно, и хорошие
люди - пианист Игорь Бриль, хороший трубач
Гусейнов. Но основная масса - просто какие-то
музыкальные дегенераты с огромными претензиями,
хамским поведением. Над ними просто все смеются.
Что мне сразу бросилось в глаза и отчего я,
собственно, и уехал, - это отсутствие общения с
нормальным джазовым миром не только Америки, но
даже и Европы. Много там доморощенных
"гениев", которые замыкаются в собственном
мирке, не представляя, что происходит за его
пределами. Считают они себя гигантами, чуть ли не
лучшими в мире, и ведут себя соответственно -
отвратительная претенциозность, самомнение... И
чемпионом всего этого, как я понял, является
Герман Лукьянов - несчастный, больной человек.
Сколько таких фантазеров приехало в Америку! Как
будто этим людям кто-то с гнусной целью внушает,
что они самые лучшие, этим "героям",
изуродованным советской действительностью. Есть
малоизвестные хорошие музыканты - трубач Саша
Полонский, несколько других, но ведь им все эти
"заслуженные артисты" играть не дают, всюду
на сцену лезут.
Расскажи о фестивале вообще. Ведь это был
уникальный для Советского Союза фестиваль,
прямо-таки часть Нью-Йорка туда переселилась.
- Очень точно, именно
часть Нью-Йорка! Я впервые за 4 дня после приезда
почувствовал себя "в
своей тарелке", когда увидел всех американских
музыкантов за кулисами. Я почувствовал, что
Москва в этот момент превратилась в часть общей
мировой сцены, во всяком случае джазовой, она на
мгновение объединилась с другими столицами мира.
И я почувствовал себя сразу не отчужденным и
потерянным, а так, как я себя чувствую на
гастролях обычно. Американцы подходят,
"Здорово, Валерий, как дела?" Они даже не
вспоминали о том, что я здесь вырос и не был 17 лет!
Так же болтали, как в Нью-Йорке, Лондоне, Париже,
Токио. Это было очень интересно пережить!
Хорошо играли по сравнению с другими
фестивалями?
- Музыканты собрались феноменальные. Трубач
Фредди Хаббард - как он может плохо играть!
Выдающийся музыкант. Правда, играл он в ужасных
акустических условиях, я слушал оба его концерта,
очень трудно ему было. По западным понятиям,
усилительная система не работала вообще. Правда,
плохое звукоусиление, особенно для такой сложной
музыки, как джаз, - проблема во всем мире. Так что
не будем судить строго организаторов фестиваля,
даже то, что они сумели найти из аппаратуры, - это,
видимо, подвиг в Советском Союзе.
Теперь о твоем собственном выступлении.
- Я, естественно, решил выступить в Москве с
программой компакт-диска "Путешествие в
Москву". Но организаторы фестиваля, которые
меня пригласили, поставили меня в довольно
трудное положение. Средств на поездку моего
полного состава у них не было. Я смог только взять
барабанщика Йориса Дудли - швейцарца, живущего в
Америке. Основной барабанщик Виктор Джонс был на
гастролях, я его в Нью-Йорке не нашел. Остальных
трех музыкантов я взял советских - Вагифа
Садыхова (рояль), Виктора Соболева (бас) и
Станислава Григорьева (тенор-саксофон). В целом
они играли неплохо, особенно басист: играл
надежно, как и надо играть на контрабасе. Так вот,
собрались мы, времени нет - как всегда во всем
мире бывает в таких случаях... Не знаю, стоит ли
говорить это, но раз уж начал, доскажу.
Американские музыканты - это было уже сколько раз
- играют все сразу без репетиций и без ошибок. Все
тонкости, все заковырки - все играют четко. А тут...
Тыркнулись раз, тыркнулись два, одну за другой
все главные темы пришлось отложить. То
саксофонист не может прочесть с листа, то пианист
не может сыграть. А я ведь им ноты домой дал
заранее. В результате остались самые простенькие
темы. Профессионализма у советских музыкантов
нет. талант есть, а профессионализма нет. Но даже
и это не беда. Самое главное, что меня убивало, -
это то, что мы не могли сыграть главную тему
"Путешествие в Москву", которую я специально
писал для воображаемой поездки, тему, которую в
Нью-Йорке радиостанции гоняли но нескольку раз в
день... И тут произошло, я бы сказал, символическое
событие. Бог, видимо, рассудил по-другому, эта
тема должна была прозвучать в Москве. Вот как это
случилась. Три дня перед моим выступлением
проходили джем-сешн, где музыканты играют друг с
другом в дружеской неофициальной атмосфере. И
вот, приходят на второй день гости фестиваля, и
среди них мой партнер Ральф Мур, который со мной
эту тему на компакт-диск записал! Я его сразу же
вызываю на сцену, и без каких-либо приготовлений
(а он эту тему уже года три не играл) Ральф все так
сыграл, что она прозвучала лучше, чем на
студийной записи.
А на следующий день пришел Бранфорд Марсалис,
тоже мой партнер по "Джаз мэссэнджерс" Арта
Блэки. Я ему тут же подсунул мои ноты и - вот урок
для советских джазовых музыкантов - он все сыграл
с первого раза без малейшей ошибки, так, как это
должно звучать. А ведь он эти ноты в глаза никогда
не видел! Наверное, Бранфорд не самый лучший
тенор-саксофонист в мире, но он - высшего класса
музыкант. Так что, прежде чем ехать в Нью-Йорк,
милые мои, проверьте свои профессиональные
качества.
Бранфорд сыграл мой вальс "Диалог" и трудное
"Путешествие в Москву". Потом все советские
музыканты почему-то решили, что все дозволено,
кто попало полез на сцену демонстрировать свою
"гениальность", играли, толком не зная тем, и
музыка на этом кончилась. Таких хорошо бы в
Нью-Йорк, чтобы они на квартиру музыкой
заработали, они бы сразу поняли, кто есть кто. А то
там местный критик Баташев поет дифирамбы. и они
что-то о себе мнят, а с годами болезнь
прогрессирует. Но не все там, к счастью, такие.
Вадим Скакун - очень симпатичный человек.
Вопрос о джазе вообще Какие музыканты тебе
интересны на сегодняшней джазовой сцене9 Где
может возникнуть новое в джазе?
- Вопрос очень хороший. Я не критик и могу
судить о джазовой сцене только в том смысле, что
сам на ней нахожусь, постоянно общаюсь с
музыкантами по всему миру. В каком-то смысле до
недавнего времени в джазе был застой. Сейчас
потихоньку в Нью-Йорке наступает оттепель.
Звукозаписывающие компании меняют свою
политику, поняв, что слишком далеко зашли в
выборе музыкантов. Они вроде перестают выбирать
музыкантов по признакам национальным,
политическим, этническим. Раньше было не так:
Дэвис, Силвер, Блэки, Колтрейн, Хаббард - все они
стали знаменитыми за счет своих музыкальных
качеств, из них искусственно "звезд" никто
не делал. И сразу появились такие ансамбли, как
"Харпер бразерс". Его организаторы - трубач
Филипп Харпер и его брат, барабанщик Уинард
Харпер - люди, по-настоящему влюбленные в джаз.
Филипп прекрасно играл у Арта Блэки, по-моему, из
него выйдет толк, он глубоко знает музыку.
Очень хорош состав Тони Уильямса. который пишет
интересную музыку. С ним работают сейчас
тенорист Бил Пирс, отличный трубач Уоллос Роуни,
Айра Коулмэн на контрабасе и прекрасный пианист
Молгру Миллер. Это очень сильный состав, и за ним
нужно
следить.
Мне очень нравится пианист Дейв Кикоски - это
тоже новая сила на нью-йоркской сцене, хотя на
последнем своем компакт-диске он не сумел
показать весь свой талант.
В целом по-прежнему Америка намного опережает
всю Европу, вместе взятую, по количеству и уровню
джазовых музыкантов. В Советском Союзе просто
никого нет. Там есть талантливые люди, но им
прежде всего нужно отказаться от мировоззрения в
стиле Германа Лукьянова и ему подобных,
отказаться от болезненной самовлюбленности и
взглянуть на джазовый мир и на самих себя
реально.
Беседовал Александр Иванский, Париж,
октябрь 1990.
Первая публикация: "Русская Мысль", 08.01.91.
Перепечатка: "Джаз" №3, 1991. |