502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
 
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 6 (423) - 24 апреля 2009 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 12.05.2009
NEW подкаст-аудиоверсия "Полного джаза": от 28.04; от 05.05

Слово
к читателям

ОБЛОЖКА НОМЕРА - click to enlargeНаша главная новость: второй номер журнала "Джаз.Ру" за 2009 г. (20-й с начала издания) поступил в основные точки продажи в Москве и передан для рассылки подписчикам и региональным распространителям. Собственно, именно получение тиража на таможне и его последующий развоз по точкам в течение нескольких дней и задержали выпуск этого "Полного джаза"!
Лицо номера: пианист Иван Фармаковский, тема открывающего номер интервью с ним — премьера его нового альбома «Next To The Shadow», записанного в Нью-Йорке с американскими музыкантами. В рубрике «Джазовые путешествия» наш журнал забрался как никогда далеко, рассказывая о джаз-фестивале на Кубе, куда ездил наш специальный корреспондент. В разделе интервью: критик и исследователь джаза Лэрри Эпппелбаум рассказывает о сенсационны архивных находках последних лет; пианист Мэтью Шипп стал нашим собеседником в ходе его недавнего выступления в Москве, как и участники квартета барабанщика Эла Фостера (и сам маэстро); а вот валторнист Аркадий Шилклопер «пойман» в диалоге — он обсуждает самые разные аспекты своей музыки с екатеринбургским радиоведущим Геннадием Сахаровым. К 110-летию со дня рождения Дюка Эллингтона мы публикуем фрагмент из эпохальной (но до сих пор не вышедшей на бумаге) работы первопроходца российского джазового музыковедения Леонида Переверзева «Приношение Дюку». В рубрике «Джазовый опыт» наш специальный корреспондент рассказывает об Институте джазовых исследований в Ньюарке; легендарного продюсера Джорджа Авакяна мы поздравляем с 90-летием, отмечаем и 70-летие лейбла Prestige. В традиционной рубрике «Молодая сцена» представлен саксофонист Роман Соколов, а самым полезным для молодых (и не только!) музыкантов, наверное, окажется наш очередной джазовый путеводитель — на этот раз это обзор джазовых и блюзовых джемов Москвы, именно та информация, которую нас давно просили систематизировать! Не забыты и ноты — мы продолжаем создавать «Русский Real Book», публикуя тему нью-йоркского трубача Валерия Пономарёва.
Подробности: где купить, как подписаться

Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»

Как это было
в Москве

V фестиваль французского джаза Le Jazz
Москва, 10-11.04.09

Обилие французской речи в клубе «16 тонн» в пятницу 10 апреля выдало место проведения первого дня юбилейного, пятого фестиваля французского джаза Le Jazz. Передвигаться по залу было невозможно, был занят каждый сантиметр — отличная живая иллюстрация к слову «аншлаг».

Открывать фестиваль было поручено квартету молодого гитариста Давида Рейнхардта, внука легендарного «отца jazz manouche» Джанго Рейнхардта. Милый пухловатый мальчик с гитарой, легкая самоуверенная улыбка, взгляд слегка свысока - Давиду явно нравился прием, оказанный его квартету в Москве. Девочки в толпе млели от его «привет» с красивым французским акцентом и награждали музыкантов бурными овациями после каждой композиции.
Но было скучно. Ощущение, как будто час слушаешь разные варианты одной и той же мелодии. Такая музыка создана скорее для уютного ресторана или концерта в камерном зале, где можно сидеть и наслаждаться монотонностью момента, чем для клубного пространства. Однако нельзя оставить без внимания мастерство музыкантов — трогательный пианист Флоран Гак, импульсивный барабанщик Йохан Сера, позитивный басист Жан-Марк Жафэ и выдержанный гитарист Давид Рейнхарт вместе составляют гармоничный и собранный ансамбль.

От сладкой усыпляющей сказки квартета Рейнхардта зрителей «встрепенуло» невероятно живое и экспрессивное Kora Jazz Trio.
«Какая большая балалайка!» - прошептал кто-то позади меня, - «он назвал её Корой? В честь кого, интересно...». Живой и безыскусный интерес у зрителей вызвал загадочный западноафриканский инструмент кора - 21 струна на полушарии резонатора, на которых играют щипком. Однако после начала выступления ничего больше не могло отвлечь публику от того праздника жизни, который происходил на сцене. Мне всегда нравились смешения джаза с национальной музыкой, и в этот раз я не осталась разочарована. Было ощущение, что это не африканское трио в гостях у московской публики, а скорее наоборот — все присутствующие как будто перенеслись в родные для музыкантов стихию, атмосферу и настроение. Нет ничего лучше, чем когда человек получает истинное удовольствие от того, что делает. В музыке это утверждение можно смело умножать на 100: получение удовольствия (на мой взгляд ) — основной мотив энергетики джаза.

 

Пианист Абдула Диабате, перкуссионист Мусса Сиссоко и необычайно харизматичный лидер трио Джели Мусса Диавара знают, как получать удовольствие от музыки, и более того — умеют его дарить. Их музыка заставляет улыбаться, любить, восхищаться и наслаждаться жизнью. На последней композиции барабанщик ранее выступавшей группы Йохан Сера не выдержал и выбежал на сцену к уже практически разобранным барабанам и начал играть вместе с Kora Jazz Trio, чем вызвал бурный восторг публики и самих музыкантов. Казалось бы лучшего финала для выступления и не придумаешь, ан нет! Поклон, уход со сцены, гасят свет, но зрители кричат и просят продолжения. После нескольких минут не прекращающегося скандирования музыканты возвращаются на сцену, прихватив с собой помимо Йохана Сера и басиста Жан-Марка Жофэ.

Праздник продолжается под чудесные напевы Джели Муссы, который заставляет петь заодно и Жан Марка. Великолепный финал. Зрители в восторге. Занавес.

Гульнара Хаматова
фото автора

Джекки Террассон11 апреля в на удивление хорошо заполненном концертном зале «Мир» проходил второй московский концерт фестиваля Le Jazz. Вниманию публики было предложено два весьма разноплановых (до контрастности) коллектива. Первый, более именитый, представил в то же время более сложную для широкого массового восприятия музыку, поэтому — вполне закономерно — играл первым. Это был дуэт выдающегося французского кларнетиста и саксофониста Мишеля Порталя и пианиста Джекки Террассона — американца, живущего в Париже. Благодаря парижской «прописке» этот романтичный музыкант давно проходит «по французскому ведомству»; возможно, именно поэтому директор Французского культурного центра в Москве Доминик Жамбон, открывая концерт, назвал пианиста не Джекки, а «ЖакИ», с истинно французским ударением на последний слог. Впрочем, французы всех называют по-французски — в чём может убедиться любой меломан, послушав записи концерта Майлса Дэйвиса в Антибе (помните объявления тамошнего ведущего: «МилЕс ДавИс... ЭрбИ ЭнкОк...»).

В общем, этот самый Жаки Террассон начал концерт соло. Во вступительной пьесе жёсткие пунктиры переходили в жизнерадостные карибско-бермудские пляски, в ходе которых пианист правой рукой часто залезал в левую, басовую часть клавиатуры, продолжая там нисходящие мелодические линии. Подолгу ритмические фигуры Террассон не держит, как будто «соскучивается», быстро переходит к следующим. Вдруг выясняется, что это «Караван», но зал, как ни странно, молчит (то ли эта публика не слышала пословицу «какая песня без баяна, какой концерт без бессмертной темы Хуана Тизола», то ли, наоборот, наконец-то пресытилась бесконечными всплытиями «Каравана» посреди самых неподходящих контекстов...). Драматическое пунктирное крещендо в басу. Полиритмы в какой-то момент не вытанцовываются — но пианист удачно делает вид, что так и задумано (необходимое качество всякого сольного импровизатора!). Довольно продолжительное и довольно свободное развитие в среднем регистре, драматургически основанное на жёстком пунктире на одной ноте... и время от времени, то ли к грядущему 110-летию Дюка Эллингтона, то ли просто по доброй воле, выявляется тема «Каравана». Самым впечатляющим моментом этого каравановождения оказалось продолжительное перкуссионное соло внутри рояля (руками по струнам, по деке рояля, по бортикам и т.п.), с имитацией ритмовысотного строения мелодии.
Но вот на сцене появился Мишель Порталь, такой же улыбчивый и доброжелательный, как Джекки, неся в руках кларнет, бас-кларнет и сопрано-саксофон (забегая вперёд, сообщу, что кларнет он так и не востребовал). Вторая пьеса открывается на пунктире полуприжатых клавиш — протяженные риффообразные серийные построения бас-кларнета и на том же инструменте — неоднократно возникающий нижайший бурдон: самая низкая нота вызывает мощный резонанс акустической системы и помещения. Эту же ноту музыканты используют, вместе с ударом ладонью по басовым струнам, как неожиданный и впечатляющий акцент.
Почти без паузы переход к новой теме: у Террассона бегающий бас в левой руке то и дело переходит в какой-то пупырчатый, причудливый ритм-н-блюз. Порталь в верхней части диапазона бас-кларнета иногда срывается на неартикулированный крик, но тут же переходит к любимым и явно более органичным для него построениям в нижней части диапазона...
Следующие одна за одной романтичные, красивые, но непростые пьесы постепенно вызвали ощущение, что вообще вся эта программа дуэта похожа на импровизационное изложение песенного материала. Близко к этому «песенному» нотному тексту музыканты играют подолгу и с удовольствием, но присутствуют и необычные, хорошо запоминающиеся импровизационные моменты — наверное, самым ярким оказался эпизод, когда Порталь меняет бас-кларнет на сопрано-саксофон и играет внутрь рояля, вызывая море отзвуков и реверберации струн. Но, думаю, больше всего публика запомнила финал, он же бис: соло Мишеля Порталя на... бандонеоне! Автор этих строк, видевший Порталя с этим инструментом на фестивале в Таллинне три года назад, не был особенно удивлён, но для широкой массы публики появление этого инструмента явно оказалось сюрпризом («гляди, какой баян маленький», услышал я сзади). Мишель играет на бандонеоне не так чтобы виртуозно, но крайне эмоционально и, я бы сказал, театрально, так что публике это не может не понравиться.

Второе отделение, по словам главы устраивающего фестиваль агентства «Арт-Мания» Марии Сёмушкиной, оказалось своего рода международным совместным производством: квартет альт-саксофониста Стефано де Баттиста базируется во Франции (сам Стефано живёт в Париже уже 15 лет), но в его составе поровну итальянцев (сам лидер и трубач Фабрицио Боссо) и французов (барабанщик Франк Агуйон и мастер Хаммонд-органа Батист Тротиньон), поэтому в привозе квартета в Россию участвовали и французский, и итальянский культурные центры.
То, что играет квартет — это утрированно-американская музыка: ди Баттиста известен как глубокий знаток и последователь Чарли Паркера, но в этом новом квартете он как-то не то чтобы отошёл от скрупулёзного, научно точного воспроизведения канонов бибопа и хардбопа — он, скорее, встал над ними, вглядываясь в их давно ушедшие в историю черты с прежней любовью, но и с некоторой иронией и юмором. Этот привкус иронии особенно ощущается в игре трубача Фабрицио Боссо, который часто звучит с почти карикатурно блюзовыми, подчёркнуто кичевыми интонациями а-ля соул-джаз 60-х. При этом весь мотор и драйв квартета, а драйва в их игре немало, лежит на органисте Тротиньоне, который не только справляется с двумя партиями одновременно (клавишной и басовой), не имея при этом басовой педальной клавиатуры и играя бас не ногами, а левой рукой, но и играет точно в стиле, не отступая от канонов органного соул-джаза и при этом каноны эти чуть-чуть, с лёгким юмором утрируя. Крепок и надёжен барабанщик Агуйон, но полностью оценить его игру мешало своеобразное озвучивание зала — звукорежиссёры, видимо, решили, что озвучивают не джаз, а рок-группу, и поэтому барабаны изрядно торчали в звуковой панораме квартета, мешая воспринимать картину в целом и заставляя слушателя отстраняться от звуков ударных инструментов, вслушиваться в орган и духовые.

Стефано ди Баттиста сам вёл конферанс своего отделения на нарочито уморительной смеси итальянского, французского, английского и всех остальных языков, которую, тем не менее, зал прекрасно понимал. Неоднократно поблагодарив французское («амбасада франчеза») и итальянское посольства («амбасада итальяна»), он решил заодно уж поблагодарить и «амбасада русса», и вообще всех заинтересованных лиц, а заодно продемонстрировал классический юмористический стереотип поведения итальянца во Франции, патриотично отказывающегося говорить по-французски, но всё время подсознательно переходящего именно на французский язык. Нельзя не заметить, что этот конферанс изрядно усиливал ощущение музыкальной клоунады, но клоунады высококачественной, глубоко позитивной — это не юмористическая телепередача с метанием тортов, это шоу уровня лучших клоунов мира. В конце концов, если есть и пользуется колоссальной популярностью (и именно в джазе!) музыкальная акробатика и музыкальная эквилибристика, то есть цирковая демонстрация навыков воспроизведения максимального количества нот на единицу времени, то должна быть и качественная музыкальная клоунада — а в джазовом прошлом достаточно позитива и жизнерадостности, чтобы обеспечить этой клоунаде качество не только чисто музыкантское, но и артистическое!

Кирилл Мошков
фото: Владимир Коробицын

20 апреля в московском Клубе Игоря Бутмана состоялась клубная презентация нового альбома 36-летнего пианиста Ивана Фармаковского «Next To The Shadow». Этот концерт предварял основную презентацию диска, прошедшую на следующий день в ММДМ (о ней - читайте в следующем выпуске "Полного джаза"). Зрители, пришедшие на первый концерт, получили уникальную возможность послушать программу в более уютной и неформальной клубной обстановке, а также свободно пообщаться с музыкантами в перерыве программы.
Московским любителям джаза очень повезло в том, что к нам приехал почти тот же состав, что и записал этот альбом в Нью-Йорке год назад . Единственная замена - вместо Райана Кайзора в Москву приехал другой, не менее (а скорее даже - более) именитый трубач - Эдди Хендерсон.

Состав музыкантов на обоих концертах отличался только в одном: в первый вечер Игоря Бутмана заменял тенор-саксофонист Дмитрий Мосьпан. Кроме россиян, на сцене были три именитых американских джазмена – 69-летний Хендерсон, 47-летний Угонна Окегво (контрабас) и 48-летний Джин Джексон (барабаны).

Иван Фармаковский известен и у нас, и за рубежом уже более десяти лет, но больше как аранжировщик и сайдмен, активно сотрудничающий в большом количестве проектов. «Next To The Shadow» - дебютная работа музыканта в роли композитора и лидера. На альбоме представлены десять авторских композиций Ивана Фармаковского, написанных в разные годы. В результате получилась очень крепкая пластинка традиционного джаза, рассчитанная на самую широкую аудиторию. Кстати, на сайте музыканта выложена для ознакомления часть пьес нового альбома.

Александр Никитин
фото автора

22 марта в Культурном центре «ДОМ» выступили Сергей Старостин и «Волковтрио» в составе Святослав Курашов (гитара), Владимир Волков (контрабас) и Денис Сладкевич (ударные). Концерт был посвящён выходу в свет их нового альбома под названием «Хождения по Лукам» (имеется в виду город Великие Луки, как пояснил собравшимся Сергей Старостин).
В последнее время музыканты не слишком баловали публику совместными выступлениями, и, по всей видимости, именно поэтому соскучившиеся слушатели дружно сбежались в «ДОМ», в результате чего концерт прошёл при полном зале.
По большому счёту, материал нового альбома, равно как и сыгранная музыкантами программа (которая, кстати говоря, вовсе не дословно копировала альбом), лишь очень с большими допущениями может быть притянута за уши к джазовой тематике. Собственно, связующим звеном с джазовой публикой, пожалуй, можно считать разве что Владимира Волкова. Но это был не совсем тот Волков, к которому привыкли поклонники джаза. Увиденную и услышанную на концерте ипостась Владимира лично я поименовала бы «Волков Неистовый» — в хорошем смысле этого слова. При том, что упрекнуть Владимира в статичности вряд ли могла бы и джазовая публика, здесь он, образно выражаясь, просто порвал весь зал на тряпки — и в плане музыки, и визуально.
Тот факт, что Владимир не лезет в карман за нетривиальными способами музицирования, не новость. Вот и тут он продемонстрировал широкий арсенал выразительных средств, как в техническом, так и в музыкальном плане — от буйного рок-н-рольного контрабасового «чёса» и всяческой слабо поддающейся вербализации авангардной активности до деликатного микротонального соло смычком.


Слава Курашов, Денис Сладкевич

Под стать ему энергично действовал и Святослав Курашов, распростёрший поле своей деятельности от мощных гитарных «запилов» до достоверного народнического унисона с гуслями Сергея Старостина, и закрепляющий оказанный на публику эмоциональный эффект экстатическими телодвижениями.
Денис Сладкевич в отличие от своих коллег вёл себя более спокойно и, я бы сказала, приземлённо. Он в большей степени взял на себя роль кристаллической решётки всего этого предприятия, а потому был довольно сдержан (впрочем, только по сравнению с Владимиром и Святославом).
Но самое яркое эмоциональное впечатление на меня произвёл Сергей Старостин. Он, как всегда, был малоподвижен и до определённой степени погружён в себя, но то, что он пел, и как он это делал, представляло собой поразительную палитру глубоких эмоциональных оттенков и пробирало до дрожи в коленках. Тут тебе и «бедуинские страдания», проиллюстрированные композицией под статистически-географическим названием «Вторая африканская», и сложные переживания «Петербургской симфонии», и много всякого другого. Кстати, выяснилось, что не менее сильное впечатление исполнение и интерпретация народной музыки Сергеем Старостиным произвели на профессионалов Европейского Вещательного Союза. Правда, заочно, в записи. Как стало известно тем вечером, эта организация присудила Сергею Старостину Гран-при IV Международного Конкурса фольклорной музыки Еврорадио им. Светозара Страчины за запись песни «Колыбельная». Эта весьма мрачная по своей сути и эмоциональному накалу песня была исполнена и в «ДОМе».

Анна Филипьева

Александр Осейчук, Жанна ИльмерТройной юбилей одним концертом отмечается не так уж часто. Заслуженный артист России, профессор Александр Осейчук 11 апреля распахнул двери концертного зала Российской Академии Музыки им. Гнесиных, чтобы отметить под звуки саксофона 65 день рождения Академии, 35 лет собственной педагогической деятельности, а также двадцатилетие своего ансамбля «Зеленая волна».
Есть такая жестокая пословица: «преподают те, кто сами не умеют». На самом деле нередко бывает, что эти две стороны — умение научить и умение сделать самому — счастливо сочетаются, и творчество Александра Осейчука — наглядный тому пример.
Концерт открыл ансамбль «Зелёная волна» во главе с юбиляром. С момента основания в 1989 г. состав ансамбля (конечно, за исключением лидера) менялся несколько раз, и сейчас в нём играют Жанна Ильмер (альт- и сопрано-саксофоны), Алексей Иванников (фортепиано), Дмитрий Толочков (контрабас), Алексей Дубцов (ударные) и, конечно же, сам Александр Викторович (альт-саксофон).
Концертная программа началась заводной и ритмичной пьесой Сэмми Нэстико «Ya Gotta Try Harder», которая создавала у слушателя праздничные настроения — интенсивный ритм ударных будто подтягивал под себя звуки других музыкальных инструментов, рождая в воображении образ спешащего на праздник человека, предвкушающего торжество.
Менее фактурно насыщенная пьеса Хораса Силвера «Liberated Brother», и впрямь, в соответствии со своим названием, дарящая ощущение свободы, продолжила программу. Удивительный дуэт саксофонов Осейчука и Ильмер звучал так гармонично, как будто музыканты беседовали друг с другом на языке, понятном только им. Особенно хочу отметить широту диапазона саксофона Жанны Ильмер, соло которой, вызвало бурные аплодисменты и гордую улыбку юбиляра. Пьеса завершилась выразительным соло каждого из музыкантов.
В заключение выступления ансамбль «Зеленая волна» исполнил быструю, сложную «ломаную» пьесу, автором которой является сам профессор Осейчук; пьеса была посвящена именитому американскому джазовому пианисту и композитору Хэрби Хэнкоку.
В продолжение программы юбиляр пригласил на сцену свой класс ансамбля, а именно Марину Макарову (фортепиано), Артёма Анисимова (контрабас), Евгения Игнатова (альт-саксофон), Алексея Жукова (тенор-саксофон), Александра Языкова (альт-саксофон) и Овагема Султаняна (ударные). Молодые музыканты исполнили две пьесы: быструю и ровную «Pearls» Дэвида Санборна, а затем — нежную и романтичную композицию «Waiting». Особенно хотелось бы отметить изумительную «разливающуюся» манеру игры экспрессивной Марины Макаровой.
Выступление ансамбля с участием Андрея Марухина (фортепиано), Дениса Шушкова (контрабас), Артёма Прохоренко и других молодых музыкантов отличали интенсивные нервные композиции с неожиданными поворотами, неоднократно вызывавшими аплодисменты публики. К слову, Андрей Марухин — лауреат конкурса «Рояль в джазе», в нынешнем году он занял первое место.
Вся последующая программа концерта состояла из выступлений различных студенческих ансамблей — как опытных, с участием музыкантов уже вполне звёздного уровня, так и с совсем начинающими. Например, один из ансамблей, в котором играли молодые мастера Пётр Востоков (труба), Сергей Корчагин (контрабас), Алексей Иванников (фортепиано), Стас Должков (тенор-саксофон) и Алевтина Полякова (тромбон) — это первый для Александра Осейчука опыт создания ансамбля с тромбоном.
Зал был полон и, судя по реакции аудитории, воспринимал концерт не столько как торжественный вечер или творческий отчёт за какой-то период, сколько как просто интересный, разнообразный джазовый концерт. Тем не менее, все три даты были отмечены весьма убедительным образом!

Светлана Милосердова

Говорите,
вас слушают

Сегодня мы слушаем американскую вокалистку Николь Генри, которая в апреле провела тур по городам Сибири вместе с сильным ансамблем уральских и сибирских музыкантов. Екатеринбургская журналистка Вероника Грозных беседует с певицей в столице Урала...>>>>

Постсоветское пространство: что будет

29 апреля в РК "Парнас" (Воронеж, ул. Карла Маркса, 67б) состоится фестиваль клубного джаза в рамках музыкального проекта "Маde In Jazz". В фестивале примут участие коллективы Соuntdown, Five Spots, Павловский джазовый диксиленд (г. Павловск) и The Cheerful Guys.
Смелая идея организовать в Воронеже фестиваль джазовой музыки в клубном формате принадлежит Анне Воротниковой, организатору и идейному вдохновителю проекта. Началось всё с того, что Анна всегда хотела заниматься музыкой (в данный момент она играет на альт-саксофоне в молодежном эстрадно-симфоническом оркестре "Ровесник") и, отдавая предпочтение в музыкальных пристрастиях именно джазу, она решила немного переключиться и вместо исполнения джазовых композиций проявить организаторские способности. Вот тут-то и возникла мысль о создании музыкального фестиваля. То, что это должен быть джаз - не вызывало у неё никаких сомнений.
Проявив недюжинное упорство, она обзвонила всех знакомых музыкантов, узнала, кто в Воронеже играет качественный джаз, нашла концертную площадку и аппаратуру. Решение вопроса помещения и техники дало немалую пищу для размышлений, итогом которых стала концепция клубного формата фестиваля.
Команда исполнителей набралась очень быстро, и в результате 2 октября 2008 года в РК "Парнас" состоялся первый вечер клубной джазовой музыки под названием "Коктейль Джаз", в котором приняли участие Countdown, Five Spots, ансамбль традиционного джаза под руководством Александра Майлы и Happy55. По итогам вечера стало понятно, что нет никакого смысла делать ещё один "ежегодный фестиваль", уподобляясь многим, поэтому вечер клубного джаза стал первым мероприятием в рамках полноценного музыкального проекта "Made In Jazz".
Основная отличительная черта проекта - ориентация на клубный формат музыки. Джаз - достаточно специфичное музыкальное направление, и слушать его 3-4 часа подряд, допустим, в концертном зале филармонии порой бывает довольно утомительно. Клубный формат проекта подразумевает теплую дружескую атмосферу взаимоотношений слушателей и музыкантов, возможность живого общения в зале, более уютную обстановку для отдыха зрителей и работы музыкантов.
В дальнейшем в рамках проекта планируются небольшие джазовые джем-сешны, а также более, так скажем, "объёмные" вечера джазовой музыки, где планируется наращивать обороты, расширять географию участников, повышать качество организационной работы и при этом сохранять качество и клубный формат джазовых вечеров.

Что намечается:
столичные анонсы

НЕ ПРОПУСТИТЕ:

28 апреля,
 Москва,
Дом Музыки,
 Театральный зал:
 квартет Олега Киреева
(джаз, саксофон)
подробности

29 и 30 апреля в новом джаз-клубе V&J на Арбате пройдут концерты выдающегося нью-йоркского саксофониста Лу Табакина (Lew Tabackin) и «МосГорТрио» Якова Окуня.
Тенор-саксофонист и флейтист Лу Табакин (Lewis Barry "Lew" Tabackin) родился в 1940 г. в штате Филадельфия. В 1958–62 учился в Филадельфийской консерватории по классу флейты. В 1965 приехал в Нью-Йорк, сотрудничал с Мейнардом Фергюсоном, Кэбом Кэллоуэем, Дюком Пирсоном, Урби Грином, Элвином Джонсом, Кларком Тэрри, Джо Хендерсоном, работал в знаменитом оркестре Тэда Джонса — Мэла Льюиса. В 1968 организовал трио с Тошико Акиёши, с которой активно гастролировал по Японии. В 1972 начал работать в студиях Лос-Анджелеса, помог Тошико Акиёши собрать биг-бэнд. В дальнейшем был основным солистом в оркестре и время от времени собирал собственные ансамбли. В 1982 вернулся в Нью-Йорк, продолжал работать с биг-бэндом и с трио.
Московские концерты Лу Табакина пройдут в рамках проекта «Выдающиеся нью-йоркские саксофонисты» - успешного и интересного проекта, идейным вдохновителем которого является московский пианист Яков Окунь. В составе «МосГорТрио» - самые востребованные музыканты российской джазовой сцены – Яков Окунь (рояль), Макар Новиков (бас), Александр Машин (барабаны). Лу Табакин уже дважды играл с Окунем - в 2003 и 2007 гг., и оба раза их совместные выступления стали образцом интереснейшего музыкального взаимодействия в стилистических рамках современного джазового мэйнстрима.
Джаз-клуб V&J: ресторан «Самовар», Старый Арбат, 10, тел. (495)661-7244. Начало в 20:30

А в это время
за бугром...

 

20 апреля по американскому кабельному телеканалу Documentary Channel начался показ четырёхсерийного документального сериала «Icons Among Us. Jazz in the Present Tense» («Кумиры среди нас. Джаз в настоящем времени»), который его создатели рассматривают как резкий полемический ответ на нашумевший в начале 2000-х сериал Кена Бёрнса «Джаз». Читатели наверняка помнят (хотя бы потому, что на DVD на русском языке сериал Бёрнса вышел только три года назад), что Бёрнс представил историю джаза главным образом как историю расового конфликта, причём для него история джаза завершилась примерно в 1960 г. - так как всё, что было с 1960-го и до 2000 г., уложилось в одну-единственную (из 19!) серий его документального фильма.
Новый фильм посвящён музыкантам сегодняшнего дня; большинству его действующих лиц около (или меньше) 50. И они в фильме говорят о джазе как о сегодняшнем, современном, развивающемся и живом искусстве, испытывающем «тиранию прошлого». Трубач Николас Пэйтон говорит в фильме: «Чтобы ощутить истину, нужно отказаться от всего, что ты видел и слышал. Всё, что не имеет отношения к настоящему моменту — неправда. Истина — сейчас».
Он говорит о принципах импровизации, но понимающему телезрителю ничего не стоит отнести его слова и к общему состоянию дел в джазовой музыке. Не только слова Пэйтона, но и вся логика «Кумиров среди нас» подводит зрителей к мысли, что, если хочешь понимать джаз — начинай днём сегодняшним, ну — максимум 15 последними годами истории джаза, и только затем иди вглубь истории, изучай предшествующее. Слушай старых мастеров, но не позволяй им затмить сегодняшний день, увести тебя от твоего времени, твоего нынешнего мира — иначе ты превратишься в ретрограда, живущего исключительно на альбомах лейбла Blue Note 1959 года и играющего музыку, не имеющую связей с настоящим. Такие выводы можно сделать, например, из вошедшего в фильм интервью пианиста Мэтью Шиппа.
Среди других участников фильма — трубач Теренс Бланшард (один из самых старших среди постоянных «говорящих голов» сериала: ему в интервью и отведена роль эдакого «мудрого старца»), пианист Джейсон Моран, участники групп The Bad Plus и Medeski, Martin and Wood, саксофонист Рави Колтрейн и десятки других современных музыкантов. Многие из них в фильме не только теоретизируют, но и музицируют: в сериале довольно много съёмок играющих джазменов, не только выступающих в клубах, но и, скажем, репетирующих в студии, что должно также работать на образ живого, современного, развивающегося музыкального искусства.
Что ж, подождём, когда фильм доберётся до наших экранов (кстати, продюсеры фильма обещают и DVD-релиз). Мы вряд ли можем ожидать, что его покажут по Первому каналу, как это в своё время случилось с сериалом Кена Бёрнса, но почему бы о показе сериала «Icons Among Us. Jazz in the Present Tense» (пусть под каким-нибудь более внятным для русскоязычного зрителя названием, например — просто «Джаз в настоящем времени») не побеспокоиться, скажем, каналу «Культура»?
«Icons Among Us. Jazz in the Present Tense». Производство Paradigm Studio, режиссёры Майкл Ривойра, Ларс Ларсон и Питер Джей Вогт.
Сморим трейлер фильма:

Радио
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Подкаст "Слушать здесь":
24.04.09 - #327: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Look Below" с альбома трубача Тейлора Хо Байнама "Asphalt Flowers Forking Paths" (Hatology, 2009)

18.04.09 - #326: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о группе раннего брасс-рока Ten Wheel Drive: звучат пьесы "I Am a Want Ad" с альбома "Construction #1" (Polydor, 1969) и "Pulse" с альбома "Brief Replies" (Polydor, 1970)

14.04.09 - #325: к 60-летию со дня рождения саксофониста Майкла Бреккера (1949-2007): главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует фрагменты пьес "Whatever Gets You Thru The Night" с альбома Джона Леннона "Walls and Bridges" (Apple, 1974) и "Some Skunk Funk" с альбома группы Brecker Brothers "Heavy Metal Be-Bop" (Arista, 1978) и пьесу "Five Months From Midnight" с последнего (посмертного) альбома Майкла Бреккера "Piligrimage" (Verve, 2007)

11.04.09 - #324: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) анализирует музыку композитора и клавишника Ричарда Тейтельбаума на примере пьесы "Sunrise On The Sprawl" с совместного альбома с импровизирующими звёздами нью-йорского Даунтауна "Cyberband" (Moers Music, 1994)

08.04.09 - #323: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесы "Piasek" и "Wszystko o Kowalskich" с альбома Оркестра польского радио и телевидения под управлением тромбониста Анджея Курылевича "Polish Radio Big Band - Polish Jazz vol.2" (Polskie Nagrania, 1964)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Гульнара Хаматова,
Александр Никитин,
Анна Филипьева,
Вероника Грозных,
Светлана Милосердова,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.,
AP.org

Фото:
Гульнара Хаматова,
Александр Никитин,
Владимир Коробицын,
Мария Руль,
Кирилл Мошков,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0