502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
 ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 3 (420) - 6 марта 2009 г.
ИНДУСТРИЯ ДЖАЗА В АМЕРИКЕИздается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 19.03.2009

Слово к читателям

Наша главная новость: поступил в продажу и отправлен подписчикам 1-й номер бумажного "Джаз.Ру" за 2009 год (по абсолютному же счёту 19-й). В нашем сообществе в Живом Журнале именно этот номер уже успел вызвать внезапный дискуссионный взрыв на тему "куды бечь, кто виноват и что делать" (на момент сдачи этого выпуска "Полного джаза" там было 75 комментариев), так что есть шанс, ознакомившись с этим номером, принять участие в традиционной российской забаве - э-э, волеизъявлении в комментах (здесь должен стоять смайлик).
А мы тем временем готовим уже второй номер 2009 года, он же 20-й по абсолютному счёту. Из материалов, запланированных к публикации в нём, не побоюсь проанонсировать путеводитель по московским джазовым джем-сешнам, интервью с валторнистом Аркадием Шилклопером, интервью с нашумевшим молодым американским трубачом Крисченом Скоттом, интервью с пианистом Мэтью Шиппом, недавно выступившим в Москве, и... ну, в общем, там будет ещё немало интересного.
На бумажный "Джаз.Ру" продолжается подписка. Она по-прежнему стоит 490 р. на полгода, вместе с доставкой (мы решили не менять цены в связи с кризисом, так что журнал, считайте, подешевел, хотя почтовые услуги и подорожали). Кстати, в дискуссии, на которую я ссылаюсь выше, был замечен характерный момент недопонимания: многие люди просто не знают, что означает "подписаться на журнал", и почему-то считают, что за журналом нужно будет ходить на почту.
Нет, друзья. Подписка - это когда почтальон приносит журнал вам домой (в почтовый ящик в вашем подъезде), ну или туда, куда вы себе этот журнал выпишете - в офис, к родственникам и т.п. Если у вас есть абонентский ящик на почте - будет приходить в абонентский ящик. Нет а/я - будет приходить туда, куда скажете.
Разве это не аргумент за то, чтобы оформить подписку прямо сейчас?

Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»

Как это было в Москве

28 февраля в новом московском джаз-клубе V&J (Арбат, 10, внутри ресторана «Самовар») прошла презентация нового альбома композитора, продюсера и басиста Алекса Ростоцкого. Альбом «Картинки с выставки, или Прогулка с Мусоргским» выпущен совместно московским лейблом One Records и лейблом самого Ростоцкого, JBT (расшифровывается как Jazz Bass Theatre - так, по традиции, называются все разножанровые и разноформатные музыкальные проекты Алекса Ростоцкого).
Презентация началась с показа короткого документального фильма об истории записи альбома, наиболее интересной частью которого оказались съёмки студийной работы над завершающей альбом 16-минутной концертной сюитой композитора Александра Розенблатта «Вальсируя с Гартманом» для симфонического оркестра, фортепиано, электробаса и ударной установки. Сюита основана на мотивах и образах «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского и с блеском исполнена Оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки (партию электробаса исполнял Ростоцкий, ударной установки — Александр Машин). По понятным причинам большой симфонический оркестр, составом около ста человек, в презентации не участвовал (сюита пока что была исполнена на концертной сцене только один раз — в Нижегородской филармонии в декабре прошлого года), но пришедшие на презентацию слушатели получили вполне ясное представление об этой незаурядной работе по видеофильму. Кстати, альбом издан в двух вариантах: относительно дешёвом, в виде CD, и более дорогом, где к аудио-CD прилагается и DVD с этим видеофильмом, так что посмотреть его есть шанс у всех купивших эту версию альбома (а первую часть фильма, примерно шесть с половиной минут, можно увидеть и на Youtube).

Концертная часть презентации прозвучала в исполнении трио, которым записана большая часть нового альбома — семь пьес из цикла Мусоргского «Картинки с выставки», посвящённого великим русским композитором памяти своего друга, художника-графика Виктора Гартмана (цикл и был написан под впечатлением посмертной выставки графики Гартмана). Трио — это сам Алекс Ростоцкий на бас-гитаре, Яков Окунь на фортепиано и Александр Машин на барабанах.

Ростоцкий давно и успешно экспериментирует с соединением разных искусств на одной сцене. Вот и в этом концерте, как отзвук другого его проекта — «Джазографика», и как мостик, переброшенный к лёгшим в основу образного ряда «Картинок с выставки» графическим работам Гартмана, на сцене присутствовала «живая графика» — живущий более полутора десятилетий в Москве испанский художник Фернандо Химено Перес. С началом каждой следующей «картинки» (было сыграно шесть из семи номеров, записанных трио для альбома) Фернандо устанавливал новый лист бумаги на мольберт, снабжённый видеокамерой, так что весь зал мог видеть не только движения эффектно одетого художника (ну, художник и художник - берет, бижутерия и т.п.), но и то, что он стремительно рисовал углём, следуя за образным рядом музыки. Таким образом музыка обретала новое измерение — не факт, что всегда именно то, какое представлял себе автор проекта, то есть Ростоцкий, но всегда живое и необычное; в конце концов, это импровизационная музыка, и импровизационная её составляющая, как мы видим, может выливаться не только в последовательность звуков, но и в визуальный ряд.
Трио отыграло свою программу довольно компактно, не уходя в бесконечное пережёвывание материала в соло — но при этом каждое соло, и особенно — соло выдающегося пианиста Якова Окуня, обретало в ходе развития совершенно монументальные очертания, не в последнюю очередь благодаря исключительно высокому уровню ритмического и динамического взаимодействия рояля Окуня и барабанов Александра Машина. Окунь и Машин много играют вместе в самых разных проектах — как в собственном «МосГорТрио», так и с другими музыкантами, в том числе и с Ростоцким; иногда кажется, что эти музыканты на обычных акустических инструментах, безо всякого электрического жужжания, могут развить мощь поистине беспредельную и что динамический диапазон их игры не ограничен ничем. Впрочем, я не совсем прав относительно «электрического жужжания»: в финальном номере, которым оказалась «Баба-Яга», Окунь играл на синтезаторе Roland RD-700GX звуком старого доброго электропиано Rhodes, что сразу перевело звучание ансамбля в джаз-роковую категорию.

Похоже ли это на знаменитую версию «Картинок с выставки», выполненную в начале 70-х британской арт-рок-группой Emerson Lake & Palmer? Кстати, в интервью бумажной версии журнала «Джаз.Ру», опубликованном в #1-2009, и Окунь, и Машин подробно говорят о своих отношениях с популярной рок-версией английского трио. Если вкратце: нет, не похоже. Если со стороны: «наша» версия не лучше и не хуже — она просто совершенно другая, и заслуживает как минимум очень пристального внимания хотя бы потому, что сделана в наше время, и сделана самыми современными, самыми сильными и глубокими средствами.

Кирилл Мошков
фото: Павел Корбут

Джаз на Яузе-реке
Не секрет, что на музыкальной карте Москвы катастрофически не хватает концертных залов, приспособленных для джазовых концертов. Не углубляясь особенно в эту тему, могу с удовлетворением сообщить, что теперь появилась еще одна такая точка – Театрально-Концертный Зал «Дворец на Яузе», в недавнем прошлом – Дом культуры электролампового завода, а еще раньше – Телетеатр. Будучи расположен не в самом престижном районе Москвы (вблизи метро «Электрозаводская»), он, тем не менее, обладает рядом явно положительных качеств: прекрасная архитектура и акустика, 800 мест, приличные звуковое оборудование и концертный рояль, а самое главное – добрая воля и благорасположенность администрации дворца к проведению джазовых концертов.
Первый концерт джазового сезона в реконструированном дворце состоялся. Это произошло 19 февраля, выступала Карина Кожевникова, одна из ведущих джазовых певиц России. Её в последнее время нечасто можно увидеть на клубных площадках. Поэтому неудивительно, что зал был практически полон – публика всегда любила вокал во всех его проявлениях, и джазовый – в том числе. В программу входили исключительно джазовые стандарты, и построена она была, что называется, «по нарастающей», что позволило Карине продемонстрировать свои весьма незаурядные и разнообразные таланты – и высочайшую технику вокальной импровизации, и разнообразие тембральной окраски голоса, и способность оригинально и нестандартно мыслить, интерпретируя весьма сложные произведения.
Андрей ДудченкоВ первом отделении аккомпанировало стандартное трио – Игорь Лямцев на фортепиано, Андрей Дудченко – контрабас и Дмитрий Власенко - ударные. Заявленный в афише пианист Лев Кушнир травмировал руку (пожелаем ему скорейшего выздоровления!), но все же сыграл пару пьес, вёл весь концерт и непрерывно шутил, не всегда удачно. Хорошее начало задала тема Джерома Керна «All The Things You Are», исполненная мощно и упруго в лучших традициях хардбопа, с продолжительным и энергичным скэтом и, неожиданно для автора этих строк и большинства аудитории, с оригинальным керновским вступлением (verse), обычно джазменами не исполняемым, но весьма органичным. Надо сказать, что практически в каждом стандарте певице удалось найти нечто неожиданное и интересное.
Впрочем, далеко не все пьесы были столь же известны, как заглавная композиция «What A Wonderful World». Так, в первом отделении прозвучали (в аранжировках самой Кожевниковой) композиции «I Know That You Know» (Винсент Юманс), «Alabamy Bound» (ДеСилва и Грин), «Gravy Waltz» (Рэй Браун и Стив Аллен), в которых особенно выпукло проявилось ансамблевое мастерство музыкантов: голоса инструментов, ни на секунду не переставая свинговать, точно взаимодействовали с голосом певицы, образуя то оркестрово-риффовые структуры, то стоп-таймы, а порою и полифоническую ткань, в которой вокалистка и ансамбль подхватывали импровизационные идеи друг друга «на лету».

Надо отметить, что не прозвучало ни одной композиции из недавно вышедшего альбома Карины «With Eyes Closed». Как сказала сама певица, она не любит исполнять из концерта в концерт одни и те же произведения, предпочитая каждый раз обновлять репертуар, что заставляет музыкантов и себя самое решать новые творческие задачи. На мой взгляд, лучшими номерами первого отделения стали два камерных дуэта. Первый – «One For My Baby», в котором Андрей Дудченко продемонстрировал, что контрабас может не просто играть басовую линию, но и создавать внятную гармоническую основу и ярко солировать, оставляя при этом достаточное и комфортное пространство для солистки, используя минимум средств.
Второй дуэт, в котором голос Карины приобрел мягкие лирические интонации – баллада «Bewitched, Bothered and Bewildered» Роджерса и Харта (ведущий вольно перевёл название как «Очарована, заколдована»), - был исполнен с пианистом Львом Кушниром, блестяще и весьма изысканно игравшим в основном одной левой рукой. Ибо, как было сказано кем-то из великих педагогов фортепиано: звук рождается в первую очередь в голове у музыканта.


Карина и Лев Кушнир

Во втором отделении на сцене появился камерный оркестр Kremlin под руководством Миши Рахлевского, известный, в числе прочего, своим успешным опытом работы «на стыке жанров» (что можно было увидеть на регулярно проводимом фестивале «Классика для полуночников» — например, с Moscow Art Trio и Андреем Макаревичем). Впрочем, идея сегодняшнего проекта возникла как раз из такого фестивального концерта, состоявшегося 29 ноября прошлого года. Но теперь программа была существенным образом расширена за счет аранжировок, специально написанных маститым джазовым контрабасистом и оркестровщиком Игорем Кантюковым в лучших традициях Голливуда и с известной долей юмора. Эти оркестровки привнесли в концерт необходимую в таких случаях долю роскоши. Кантюков и дирижировал оркестром. Сама по себе идея соединить классический и джазовый ансамбли не нова. Многие джазовые вокалисты и инструменталисты записывались со струнными и даже симфоническими оркестрами. И на сей раз этот опыт оказался удачным – джазовый вокал в обрамлении оркестровых педалей и контрапунктов приобрел удивительную фактуру и выразительность. Пространство зала наполнилось объёмным звуком, мастерски построенным тембрально и ритмически, не оставляя ни у кого из присутствующих ни тени сомнения в высоком градусе происходящего на сцене действа.

Аранжировки Кантюкова, выдержанные в жёстко заданных стилистических рамках, вместе с тем были «заточены» специально под Карину, везде оставляя возможность для свободной интерпретации мелодии — иногда для скэта, иногда для сольных эпизодов ритм-секции и остроумных оркестровых тутти («How High The Moon», «Mack-The-Knife»). Чаще всего выбор столь популярных тем обусловлен желанием привлечь как можно большую аудиторию, но при этом происходящее практически неизбежно скатывается на уровень «околоджазовой попсы». Здесь этого не произошло, но напротив - присутствовало самое главное – мелодическая, импровизационная и ритмическая свобода, иначе говоря, царил дух джаза. Как сказал сам Игорь Васильевич, «работать с людьми в высшей степени заинтересованными в творческом результате — для меня одно удовольствие. Синтез джаза и академической музыки – не такая простая задача, тем не менее, оркестр с ней прекрасно справился и даже засвинговал. Всё, что было мной написано, было сыграно максимально близко к тексту, ритм-секция играла профессионально, а самобытность и прекрасные вокальные данные Карины были для меня дополнительным источником вдохновения».
Хочется особо отметить исполнение глубоко трагической арии Сирины из оперы Гершвина «Порги и Бесс», прозвучавшее во втором отделении (в джазовых кругах ария более известна под названием «My Man's Gone Now»). Эта пьеса воскрешает в памяти её исполнение гениальными певицами прошлого (Элла, Сара), а также инструментальную версию пианиста Билла Эванса. В аранжировке была использована аутентичная партитура Гершвина, создававшая иллюзию настоящей оперной арии. Вместе с тем аранжировка предоставляла солистке право и привилегию создать маленький джазовый шедевр, что Карине, безусловно, удалось сделать, практически не отступая от авторского нотного текста, а лишь слегка варьируя его и наполняя музыку своим сопереживанием.
С оркестром также были исполнены пьесы «How Long Has This Been Going On» Джорджа Гершвина, «Night And Day» Кола Портера, «Over The Rainbow» Харолда Арлена, «Moon River» Генри Манчини — все они были восприняты зрителями с большим воодушевлением. Теперь никто не сомневался, что мир прекрасен. Поэтому композиция «What A Wonderful World» прозвучала как вполне логичное завершение концерта.

Лаврентий Коровин
фото: Николай Костюшин

Говорите,
вас слушают

В феврале в России и Украине прошли многочисленные концерты квартета чикагского пианиста Райана Коэна. Как и многие другие музыканты, приезжающие в последние годы по линии Госдепартамента США, этот коллектив не очень широко известен в мире, но, как выяснилось, состоит из весьма сильных музыкантов, обладающих вполне индивидуальным творческим стилем. Музыканты провели в российских и украинских городах не только концерты, но и мастер-классы. А в одном из городов их гастрольного маршрута - Челябинске - с Райаном Коэном побеседовал наш внештатный автор...>>>>

Постсоветское пространство:
что было

Урал и Сибирь, Welcome To Miami!
Фестиваль Мелтона Мустафы (Melton Mustafa) – ежегодный джазовый фестиваль, который проходит в феврале в Майами. Бобби Уотсон, Николь Генри, Джесси Джонс-младший и, конечно же, сам Мелтон Мустафа – это лишь некоторые американские музыканты, которые в нём принимают участие. Примечателен этот фестиваль тем, что уже второй год подряд туда приезжают российские музыканты – коллектив David Orchestra.
С чего началось
David Orchestra – это продюсерский центр, который зародился в 2007 году и собрал блестящих музыкантов Екатеринбурга и Томска: Виталия Владимирова (тромбон), Александра Титова (клавишные), Игната Кравцова (ударные), а во главе этого проекта встали томич Асхат Сайфуллин (контрабас) и екатеринбуржец Игорь Паращук (саксофон).
Само название David Orchestra пришло к Игорю Паращуку совершенно спонтанно. Вначале родилась идея создать некий проект, в рамках которого можно объединить музыкантов со всего света. Идея напомнила библейскую историю о Царе Давиде, собравшем оркестр и хор из 4000 левитов (священнослужителей): они играли на изготовленных самим Давидом инструментах и славили Господа. И тогда у проекта появилось имя – David Orchestra. За два года существования Оркестр Давида уже показал российской публике некоторых именитых музыкантов (Ричи Коула, Леона Пташку, Бобби Уотсона, Роя Янга), а в Екатеринбурге, Томске и городах Сибири теперь периодически проходят концерты под названием «Легенды. ДЖАЗ».
Виталий Владимиров:
— Здорово, что Асхат Сайфуллин занялся этим проектом с Игорем Паращуком. То, что делают эти два человека – большое сподвижничество. Асхат – очень контактный и доброжелательный человек и в то же время прагматичный продюсер. Человек, непосредственно знакомый с процессом творчества изнутри, профессиональный музыкант. Это замечательно, что есть такой человек рядом. Вообще, наша команда сама собой собралась. Никто ничего не высчитывал.

Сотрудничество российских и зарубежных музыкантов в рамках этого проекта началось со знакомства Асхата Сайфуллина и саксофониста Джесси Джонса-младшего (Jesse Jones Jr.) и их совместным турне по городам России. Раз побывав в нашей стране Джонс с большим удовольствием возвращался сюда вновь и вновь.
Джесси Джонс-мл.:
— За прошедшие восемь или девять лет я совершал поездки за границу, и 2007-2008 год был, пожалуй, самый производительный и приятный. И интересен он был тем, что мне удалось выступить в России, в Сибири. Этот тур начался в мае 2007 года, в колледже имени Чайковского в Екатеринбурге. Там, помимо выступления, мне выпал шанс пообщаться со студентами этого заведения. На следующий день мы с басистом Асхатом полетели в его родной город Томск. Потом были Кемерово и Новокузнецк. Удивительные города, удивительные люди! Это было настоящим чудом и истинным благословлением: билеты в клубах, где мы выступали, были распроданы даже прежде, чем я уехал из своего дома в Майами!

Через некоторое время завязалась дружба Асхата с братом Джесси – одним из самых популярных американских трубачей Мелтоном Мустафой. Мелтон Мустафа в своё время работал с оркестром Дюка Эллингтона, играл с «Афро-блюз-бэнд» и Фрэнком Синатрой. Профессор Флоридского Мемориального университета (Florida Memorial University), Мелтон ежегодно устраивает в Майами фестиваль, на который сзывает звёзд американского, а теперь и российского, джаза. Тёплый южный блюз, классический свинг и афрокубинские ритмы на этом фестивале второй год подряд органично дополняются русским джазом из холодной Сибири и Урала.
Что было
Мелтон Мустафа устраивает фестиваль уже 13-й год подряд, и в этом году в Майами был просто «русский удар»: музыканты David Orchestra были приглашены туда в качестве хэдлайнеров. Наших джазменов ждали, и по всему городу задолго висели афиши с их именами и словами: «Special Attraction: The Russian Connection!» Любители джаза уже специально приходили насладиться русской диковинкой.
Асхат Сайфуллин:
— Мы в Майами уже свои люди. Нас ждали. В этом году к нам относились совсем по-другому: проявляли большое внимание, заранее в буклетах и афишах рассказали о нас. Мы вообще теперь в Майами как домой приезжаем.

Все дни, что проходил фестиваль, в Майами царила домашняя атмосфера. Темнокожие музыканты у себя дома играют по-домашнему, настоящий южный джаз: качественный и внушительный. Стильная, изящная Николь Генри (Nicole Henry) – вокалистка с сильной и вдохновенной подачей – представила на фестивале джазовые стандарты так, что каждая баллада в её исполнении ощущалась свежо и по-новому. К выступлению Николь присоединился Чарлз Остин (Charles «Doc» Austin) – пианист с сильной и очень чувственной игрой. На сопрано- и тенор-саксофоне в этот вечер играл знаменитый мультиинструменталист Айра Салливан (Ira Sullivan) – ещё в 50-е годы в Чикаго он выступал с Чарли Паркером и Лестером Янгом – на фестивале Салливан «зажёг» вместе с Мелтоном Мустафой. Африканскими ритмами нестандартного и непривычного европейскому уху инструмента — стального барабана (steel drum) изумлял очень самобытный музыкант, изобретатель и философ Роберт Томас (Robert Thomas Jr.).

Русские же музыканты в качестве программы предоставили взыскательной американской публике авторские композиции Виталия Владимирова. И, пожалуй, не ошиблись с выбором: зал просто взорвался аплодисментами.
Игнат Кравцов:
— Люди аплодировали нам стоя! Но ведь заметьте: там были преимущественно чёрные музыканты и зрители. А теперь представьте такую картину: белые русские музыканты играют джаз в тропиках, где им чёрные аплодируют стоя! Это не иначе как победа и подтверждение того, что джаз в России на очень серьёзном уровне.
Александр Титов:
— Получается так, что мы не умеем играть «как они», а американцы, в свою очередь, не умеют играть «как мы». У них неизгладимые впечатления после нашего выступления!

Помимо основных концертов, на фестивале Мелтона Мустафы проходят мастер-классы, в которых в этом году посчастливилось участвовать музыкантам David Orchestra. Скорее, это было общение с музыкантами и студентами. Русские джазмены говорили с американцами на музыкальном языке, следя за их реакцией. Американцы реагировали на каждый выпад, который не походил на их музыку, и не переставали удивляться.

Игорь Паращук:
— Мы показали частичку нашего фольклора: сыграли известную русскую мелодию «Эй, ухнем», обволакивая всё это блюзовой темой. На мастер-классе мы играли очень свободно и не старались вписаться в рамки американских стандартов. Это американцев впечатлило: мы вот так свободно обращались с материалом, хотя дали понять, что хорошо знаем джаз.

Что будет
Роберт ТомасКаждые подобные поездки приводят к новым знакомствам, новым турам, новым идеям. Что касается знакомств, то в нынешнем году David Orchestra начали готовить тур по России с Николь Генри. Ещё в скором времени музыканты обещают привезти к нам изобретателя-перкуссиониста Роберта Томаса. А уже в марте в театре Эстрады Екатеринбурга можно будет услышать совместное выступление David Orchestra и Мелтона Мустафы.

Что же касается идей, то в этом году Асхат Сайфуллин официально сделал предложение Флоридскому университету о создании программы культурного обмена между студентами-музыкантами Америки и России. По задумке, наши русские музыканты смогут ездить в Майами на несколько месяцев, познавать джазовую музыку непосредственно на родине джаза и набираться опытом. Американским студентам тоже будет чему поучиться в России: наша исполнительская и гуманитарная школы, пожалуй, самые ёмкие в мире.
Игорь Паращук:
— Нам интересен обмен студентами и педагогами. В принципе, грамотно учить играть американскую музыку могут только американцы, которые знают её на уровне традиции, которой более ста лет.
Асхат Сайфуллин:
— В нашем коллективе Игорь Паращук – профессор консерватории, он очень известный педагог, и его студенты выигрывают различные международные конкурсы. Виталий Владимиров – завкафедрой джазового отделения училища имени Чайковского. У нас, в Томске, есть институт искусств. Есть где учить студентов, и есть чему учить. Нужно пробовать такие мастер-классы. Американцы уже нашли со своей стороны спонсоров, для того, чтобы финансировать этот проект.

Вероника Грозных
фото Виталия Владимирова

А в Челябинске уходящей зимой традиционно поминали ушедших из жизни местных джазовых музыкантов (пожалуй, это уникальный опыт: таких концертов памяти ушедших ветеранов местной сцены на регулярной основе почти нигде больше не проводят)...>>>>

Постсоветское пространство:
что будет

Казанская джазовая группа Jive открывает в столице Татарстана цикл концертов под общим названием «Jivelive», в творческом союзе с яркими российскими и международными представителями современной музыкальной groove-культуры. В рамках этого проекта 28 марта в Большом концертном зале им. С. Сайдашева состоится концерт Jive с вокалисткой из Чикаго Текорой Роджерс (Tecora Rogers).
В Чикаго про Роджерс говорят: «Когда поёт Текора, у каждого слушателя создается чувство, что она поёт именно для него». Выступления этой артистки – это общение, возможность поделиться своими эмоциями, любовью, теплом с теми, кто пришел на её концерт. Эта роскошная певица является еще и автором песен, продюсером, актрисой, ведущей собственного шоу на ТВ. Масштабность её многогранного таланта оценили слушатели США, Швейцарии, Франции, Италии, Словении, Азии. Теперь она приезжает в Казань по приглашению группы Jive. Этот выбор не случаен. Идея диалога с залом близка и музыкантам Jive, которые всегда подчеркивали, что музыка - это прежде всего язык эмоций и образов, способ общения и вовлечения зрителей в общий процесс создания атмосферы творчества и красоты.
Стиль Текоры Роджерс - gospel, jazz, funk, который она считает частью американской фолк-музыки, уходящей своими корнями в африканскую культуру. Характерная черта группы Jive – энергетика, ритм и эстетизм звучания. Организаторы пишут: «Творческий тандем группы Jive и Текоры Роджерс имеет своей главной целью создание музыки, несущей радость, любовь, чувственность и свободу. Это музыка, где фальшь абсолютно невозможна».
28 марта, 18.00, БКЗ им С.Сайдашева (пл. Свободы, тел. (843) 292-17-36).

Что намечается:
столичные анонсы

 

НЕ ПРОПУСТИТЕ:
IX
международный фестиваль
"Игорь Бутман, Freixenet и друзья"
05-07.03,
Клуб Игоря Бутмана

22.03: импровизирующий вокалист Борис Савольделли (Италия) в Еврейском культурном центре

MUZENERGO 5

Мачей Кочиньский10 марта в клубе «Союз Композиторов» играет Soundcheck — польский джазовый квартет, в состав которого входят саксофонист Мачей «Кочин» Кочиньский, пианист Кшиштоф Дысь, басист Анджей Свес и барабанщик Кшиштоф Шманда. Программа, с которой выступят Soundcheck, представляет собой материал их альбома, выпущенного на польском лейбле BCD Records в 2007 г.
Яростная, радостная, ищущая музыка квартета написана в основном лидером группы — Мачеем Кочиньским.
В 8/9 номере нашего печатного издания «Джаз.Ру» наш автор Диана Кондрашина писала о Мачее: «Кочиньски — известный представитель польской саксофонной школы, в регулярно используемом инструментальном арсенале которого — альт-саксофон, тенор-саксофон, сопрано-саксофон, кларнет и EWI (электронный духовой инструмент). И по кларнету, и по саксофону он имеет высшее музыкальное образование (Академии музыки в Познани и Катовице, соответственно). Мачей — участник ряда высококлассных польских коллективов, среди которых MUTRU, Breaking News, Sax Brothers. В качестве сессионного музыканта и сайдмена он работает с многими именитыми представителями польского джаза и (как ни странно) хаус-музыки, входит в настоящее время в число двух крупных оркестров — сборного Young Band и управляемого американским трубачом Гэри Гутманом Swing Orchestra. Кочиньски преподаёт саксофон и кларнет в Высшей школе музыки (Познань). Однако основным его проектом остаётся квартет Soundcheck, лидером которого Мачей остаётся с момента основания. С этим составом он регулярно выступает за рубежом на фестивалях и конкурсах...
...Музыка Мачея Кочиньского расставляет всё на свои места. Здесь, с ясно очерченной мелодией и хорошо оформившейся гармонией, возникает благородный «городской» фри-джаз, захватывающий и сложный».
В первом номере «Джаз.Ру» за 2009 год опубликовано интервью Кочиньского, в котором он, в частности, говорит:
— Музыка — моя жизнь. Я фанат музыки. Музыка позволяет мне зарабатывать на жизнь, но, кроме того, что музыка приносит мне деньги, это моя «пассия», страсть. Я доволен тем, что я играю музыку и что я могу работать, делать такую работу, которая не только деньги приносит, но ещё и большое удовольствие. [...] В нашей группе отношения не просто дружественные, а даже семейные. Мы живём в разных городах, и как-то одно время у нас было совсем мало концертов. Но мы всё равно приезжали друг к другу и играли мою музыку. Ребята приезжали просто для того, чтобы поддержать меня.


Soundcheck

30 марта, Московский международный Дом музыки: Кэнди Далфер, саксофон (Нидерланды)

ЗАКАЗ БИЛЕТОВ (PARTER.RU)
ЗАКАЗ БИЛЕТОВ (KONTRAMARKA.RU)

Существуют мелодии, которые однажды перестают быть просто мелодиями и становятся атрибутом эпохи, поколения, периода жизни. Превращаются в своеобразный символ, который многие, возможно, принимают за стереотип, в действительности же являющийся безупречным образцом своего жанра и зеркалом – эпохи, поколения, периода жизни. Речь пойдёт об одной из таких мелодий.
Что возникает в памяти любого (подчеркиваем, любого - ну, кроме безнадёжных знатоков и ценителей джаза) худо-бедно слушающего музыку землянина при произнесении слов «соло саксофона»? Вполне возможно, что проигрыш из песни «Careless Whisper» Джорджа Майкла. Но куда вероятней – рыжая копна волос и неотразимая красота саксофонистки, исполняющей лейтмотив «Lily Was Here» в сопровождении гитары.
Эту рыжую бестию, нидерландскую саксофонистку, чья внешность является отнюдь не «прикрытием» исполнительских способностей, а достойным их дополнением, зовут Кэнди Далфер (Candy Dulfer; по-нидерландски произносится «Канди Дюльфер»). Впрочем, вы наверняка и сами это знаете.
Кто бы ещё мог заставить весь мир запомнить наизусть 5-тиминутную инструментальную пьесу без единого слова, без единого припева, без единого одинакового риффа и повтора музыкальной фразы? Чьё ещё соло в первую очередь торопится разучить подавляющее большинство начинающих саксофонистов? В конце-концов, каких прочих популярных саксофонисток мы знаем?
Неумолимо возникает вопрос секрета этой самой популярности. Пожалуй, дело не только и не столько в том, что Кэнди – действительно «конфетка» (анг. «candy»), красавица, на которую приятно смотреть вне зависимости от того, что она делает на сцене. А дело в том, что Далфер действительно достойный исполнитель (грамматический мужской род здесь используется неслучайно: музыкальное мышление Кэнди Далфер – по-мужски выверенное, хлёсткое, точное и конкретное), прекрасно разбирающийся в жанрах и стилях, прекрасно использующий их выразительные средства по назначению в нужное время в нужном месте, прекрасно знающий, что нужно сделать, чтобы превратить любое произведение в... конфетку, в хит.
Иначе как объяснить тот факт, что Далфер, выпустившую почти дюжину успешных сольных альбомов и способную спокойно заниматься собственной карьерой, не прекращают приглашать к сотрудничеству исполнители ранга Принца, Мадонны, Ареты Франклин, Вана Моррисона и группы Pink Floyd? Как объяснить тот факт, что альбомы Кэнди, которые большинство слушателей опрометчиво поставили на полку с «попсой», пусть и самого высшего качества, шесть раз попадали на верхушки чартов «Лучшие альбомы современного джаза» (Top Contemporary Jazz Albums)?
Да так и объяснить. Хотя бы тем, что Кэнди – дочь прославленного голландского тенор-саксофониста Ханса Дюльфера, с младых ногтей приучившего девочку к правильному восприятию музыки джазовых гигантов: Сонни Роллинза, Коулмана Хокинса, Декстера Гордона. «Конфетка» уже в 12-летнем возрасте выступила на сцене престижнейшего North Sea Jazz Festival, куда не всех зрелых звёзд пускают (спросите, много ли российских джазменов играло на North Sea), а в 14 стала полноправным лидером собственной группы Funky Stuff. В 1987-м, в возрасте 18 лет, Кэнди выступила на разогреве у Мадонны.
Судите сами, когда началась профессиональная карьера Далфер. Но взлёт её пришёлся на конец 80-х. В 1989-м на весь мир прогремела «Lily Was Here», в которой наша героиня на 200% «закрыла» своего звёздного партнёра по импровизации - гитариста Дейва Стюарта из Eurhythmics, а в 1990-м вышел дебютный альбом «Saxuality», попавший в список лучших альбомов года по версии Billboard.
Много чего произошло с тех пор. Много дисков выпущено, много сыграно концертов, много получено восторженных отзывов в прессе. И за всё это время Далфер ни разу не была в России. 30 марта агентство Мирас-Арт в Доме Музыки исправит это досадное упущение.
30 марта, 19.00, Московский Дом Музыки, Светлановский (Большой) зал
ЗАКАЗ БИЛЕТОВ (PARTER.RU)
ЗАКАЗ БИЛЕТОВ (KONTRAMARKA.RU)

28 апреля, Московский Дом Музыки, Театральный зал: квартет Олега Киреева (джаз, саксофон)

«…удивительно гармоничное сочетание стилей – от джаза 20-х годов до музыки Джона Колтрейна...»
Бад Шэнк, Arts & Entertainment, США
«…Киреев словно рожден с пониманием того, как нужно играть на саксофоне»
Ховард Мэндел, президент Ассоциации джазовых журналистов, США
«Русский саксофонист завоевал репутацию мощного, свингующего музыканта с неистощимой энергией»
The Express Star, Великобритания

На сегодняшней сцене джазового мэйнстрима («основного течения»), перенасыщенной талантливыми и хорошо образованными музыкантами, выделиться непросто. Классический джаз постепенно возрождается, приобретает всё больший вес в среде уверенных в себе и успешных в жизни слушателей. Музыка, которую джазовые радикалы поспешили объявить умершей ещё в 1970-х, вновь сильна и популярна; и, разумеется, каждому обращающемуся к ней исполнителю приходится делать выбор: развлекатель он или художник, реставратор традиций или новатор, последователь или автор. И, собственно говоря, зарабатывает ли он себе на жизнь ремесленничеством или видит в этой музыке настоящее высокое искусство. Этот выбор потому и серьёзен, что мэйнстрим воспринимается обычно как музыка устоявшаяся, не допускающая резких новаций и экспериментов.
Олег Киреев – из тех музыкантов, чья любовь к мэйнстриму рождалась ещё в годы его относительного упадка, когда в мире считалось правильным экспериментировать с этникой, джаз-роком или электроникой. Олег создавал свои первые мэйнстрим-проекты, не упуская из виду эти современные тенденции, и во многом именно поэтому западная пресса называет саксофониста «революционным»; однако то, что на первый взгляд производит впечатление революции – на самом деле последовательное и осознанное развитие идей, берущих своё начало именно в классическом джазе.
Первый полноценный период мэйнстрима в творчестве Олега Киреева начался на рубеже 80-х - 90-х, когда он, добившись в СССР признания с этно-джазовой группой «Орлан», перебрался на несколько лет в Польшу и сконцентрировался на современном джазе.
Знаменитая польская школа скорректировала его почерк, и на стыке двух национальных школ (джазовой польской и этнической российской) родился тот голос, который и прославил Киреева по-настоящему. Голос, взявший всё лучшее от джазовой традиции, свободно пользующийся современным музыкальным языком и соблюдающий баланс между старым и новым.
Записанный в 1994-м альбом «Romantic», на котором Киреев впервые высказался именно в мэйнстриме, сразу обратил на себя внимание: американский саксофонист Бад Шэнк, впечатлённый этой работой, пригласил Олега учиться в США. Киреев открывает для себя родину джаза, играет в ансамбле наиболее успешных выпускников школы Шэнка, выступает на фестивалях в Портланде и Сиэтле, завязывает творческие связи с многими великолепными джазменами Америки – и всё это время доказывает на практике, что классический джаз жив, интересен, перспективен.
Пресса отмечает его одновременное соответствие канонам старой саксофонной школы и современность, уважение к традиции и наличие собственных идей. В 1996-м квартет Киреева получает диплом «За выдающееся выступление» на фестивале в Монтрё (!), а вскоре после этого выходит записанный в Польше альбом «Song For Sonny» - пожалуй, самое удачное на сегодня произведение Киреева как мэйнстримового музыканта, записанное при участии специального гостя, пианиста Иоахима Менцеля. Эта работа открывает для Киреева новую страну – Великобританию. Показанная в 1997-м на Бирмингемском джаз-фестивале программа альбома приводит к тому, что его называют «сюрпризом» и «экстраординарным тенористом». Успешно прошло и фестивальное выступление в Лондоне, после которого визиты Киреева на Альбион делаются такими же регулярными, как и в другие страны.
Подобно многим великим джазменам, Олег не боится экспериментировать в классическом джазе с малыми составами: крайне интересен, например, его дуэт с известным гитаристом Александром Виницким. Что до его собственного коллектива, то постепенно Олег собирает вокруг себя ведущих российских специалистов по музыке времён расцвета джаза, время от времени обновляя коллектив за счёт «молодых львов» - музыкантов нового поколения, имеющих блестящую школу американского образца, охотно приглашая гостей, исполняя как стандарты, так и авторскую музыку. Параллельно развиваемые проекты в области этнического джаза, world music, smooth jazz’а позволяют ему оставаться на виду у самой разнообразной аудитории.
Совмещая карьеру музыканта с деятельность организатора, Олег формирует «лицо» лучшего джаз-клуба современной Москвы. Именно здесь его ансамбль получает постоянную прописку и завоёвывает любовь слушателей, постоянно совершенствуя программу и проводя своеобразные абонементы, посвящённые творческому наследию великих джазовых музыкантов. Квартет и трио Олега много и плодотворно работает с ведущими современными музыкантами США, гастролирующими в России. Разнообразие творческих концепций, которые привозят эти музыканты в Россию, их прошлого, даже самих их инструментов позволяют ансамблю Олега получать совершенно уникальный опыт взаимодействия с «передовой» современного джаза.
Киреев ездит в гастрольные туры, не уступающие по масштабу турам мировых джазовых звёзд. Так, после 20-дневных гастролей по Польше о нём появилась большая статья в легендарном журнале «Jazz Forum». С Олегом сотрудничают музыканты из разных стран, олицетворяющие сегодняшнее состояние импровизационной музыки, и это сотрудничество часто имеет по-настоящему интернациональный характер. В ближайшем будущем ему предстоит, например, польский тур с американским пианистом Китом Джаворсом, к которому внимательно присматривается весь джазовый мир: подобно самому Кирееву, это музыкант, способный смотреть на классический джаз как на действительно актуальное искусство.
Сегодняшний Олег Киреев – это музыкант мирового уровня, чья национальная принадлежность уже не играет для коллег и промоутеров особой роли. Он играет на совершенно разных сценах, в совершенно разных странах, исполняет оригинальную музыку в совершенно разных стилях (от классического джаза до world music) – и при этом никогда не изменяет себе, не позволяя искусству превратиться в коммерцию. «Невероятно добротный, мягкий, полный воодушевления, стильный и высококлассный» - так говорят о звуке его саксофона американцы. «Энергетика - коллекционная. Гибкость - поразительная. Эрудиция – широчайшая» - так говорят русские.
28 апреля, 19.00, Московский Дом Музыки, Театральный зал

28 марта в концертном зале московского Дома композиторов Анатолий Кролл представляет специальную концертную программу «Очарованные джазом». Исполнители – «леди российского джаза»: Анна Бутурлина, Карина Кожевникова, Юлиана Рогачева, Анна Королева, Анастасия Глазкова, Ирина Родилес, Жанна Ильмер, Алевтина Полякова, Юлия Маликова.
Дом композиторов (не путайте с расположенным в подвальной части того же здания клубом «Союз Композиторов»): Брюсов пер. 8/10, стр. 2, тел. 629-1365
Начало в 18.00.

Конкурсы

12-15 марта в Москве пройдёт VI Международный конкурс-фестиваль «Рояль в джазе».
Все подробности о программе и участии в этом конкурсе см. на сайте Государственного колледжа эстрадно-джазового искусства.
В фестивальной части программы примут участие известные джазовые пианисты Яков Окунь, Иван Фармаковский, Евгений Лебедев.
Программа публичных мероприятий конкурса:

12 марта - Б. Ордынка, д. 27 (здание ГМКЭДИ), 12:00 — Торжественное открытие конкурса.
13 марта - Б. Ордынка, д. 27 (здание ГМКЭДИ), 12:00 — Конкурсное прослушивание.
19:00 — Концерт фестивальной программы.
14 марта - Б. Ордынка, д. 27 (здание ГМКЭДИ), 13:00 — Конкурсное прослушивание.
19:00 — Концерт фестивальной программы.
15 марта - большой зал ЦДРИ, метро Кузнецкий мост, 17:00 — Торжественное закрытие конкурса

А в это время
за бугром...

 

Иэн Карр в 70-е25 февраля в Великобритании скончался выдающийся трубач и историк джаза Иэн Карр (Ian Carr)
Он родился 21 апреля 1933 г. в шотландском городке Дамфриз и изучал английскую литературу в университете Ньюкасла. В 17-летнем возрасте Иэн самостоятельно научился играть на трубе и в университетские годы играл в любительской группе вместе с младшим братом, пианистом Майком Карром. В 1962-м Карр переехал в Лондон, где вместе с саксофонистом Доном Рэнделлом руководил успешным джазовым квинтетом, выпустившим пять альбомов на EMI. С 1969 Иэн Карр возглавил одну из лучших британских групп раннего джаз-рока Nucleus, с которой записал 12 альбомов (часть вышла не под названием группы, а под его собственным именем). Кроме того, с 1975 г. он регулярно, на протяжении следующих 28 лет, участвовал в деятельности международной сборной импровизационной музыки, United Jazz + Rock Ensemble (с Альбертом Мангельсдорффом, Кенни Уилером, Чарли Мариано, Вольфгангом Даунером и другими музыкантами).
Помимо музыкальной карьеры, Иэн Карр много и интересно писал о джазе. У него была авторская колонка в «Музыкальном журнале», который выпускает корпорация BBC, он был соавтором выдержавшего четыре переиздания «Rough Guide to Jazz», но главное — написал отличные биографические книги о пианисте Ките Джарретте («Keith Jarrett: The Man and His Music», 1991) и трубаче Майлсе Дэйвисе («Miles Davis: The Definitive Biography», 1999). Его перу принадлежит также книга, описывающая современное состояние дел на британской джазовой сцене — «Music Outside: Contemporary Jazz in Britain» (последнее издание - 2007).
Радио
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Подкаст "Слушать здесь":
05.03.09 - #313: джазовый обозреватель Михаил Митропольский в любезно предоставленном для подкаста архивном выпуске программы Радио России "Музыкальный повод" (2006) комментирует песню "Mona Lisa", которую поёт Нат Кинг Коул (со сборника "The Greatest Hits", Capitol, 1994, запись - июль 1950)

03.03.09 - #312: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу трубача Майлса Дэйвиса "All Blues" к 50-летию выпуска эпохального альбома "Kind Of Blue" (Columbia, 1959)

26.02.09 - #311: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Acknowledgement" с альбома "A Love Supreme" оркестра трубача Уинтона Марсалиса Lincoln Center Jazz Orchestra (Palmetto, 2005).

23.02.09 - #310: памяти тромбониста Джей Джей Джонсона (1924-2001) - главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесы "Crazeology" в исполнении секстета саксофониста Чарли Паркера с участием Джей Джей Джонсона (запись 1947, со сборника "Smithsonian Collection of Classic Jazz", Dial LP 1978), "Blue Trombone" с альбома Джей Джей Джонсона "The Trombone Master" (Columbia, 1957) и "Stratusphunk" с альбома композитора и бэндлидера Джорджа Расселла "Stratusphunk" (Original Jazz Classics, 1987, запись 1964)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Наталья Риккер,
Вероника Грозных,
Лаврентий Коровин,
Мила Перетрухина,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.,
DownBeat,
AP.org

Фото:
Павел Корбут,
Олег Пешиков,
Виталий Владимиров,
Николай Костюшин,
Кирилл Мошков,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0