502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 15 (413) - 30 сентября 2008 г.
ИНДУСТРИЯ ДЖАЗА В АМЕРИКЕИздается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск (414) - 19.10.2008

Слово к читателям
Редакция "Джаз.Ру" сдала в типографию седьмой номер своего печатного журнала за этот год (он же 16-й с начала публикации). Это на сегодняшний момент наша главная новость, и мы очень этим номером гордимся. На обложке - саксофонист Уэйн Шортер, чьё 75-летие джазовый мир только что отметил. Внутри - ещё несколько важных юбилеев: 80 лет со дня рождения саксофониста Кэннонболла Эддерли и композитора Юрия Саульского; "Кафе нашей джазовой юности" - интересный очерк Михаила Кулля о первых московских джазовых клубах начала 1960-х гг.; в рубрике "Что слушаем?" - рекомендации пианиста Джорджа Коллигана; "Что играть?" - Миша Цыганов продолжает создавать русский Real Book. В этом же номере в рубрике "Особенности национального джаза" мы завершаем публикацию интервью Алексея Когана, где он очерчивает контуры джазовой жизни Украины, а гостем рубрики "Представьтесь" стал пианист Иван Фармаковский, триумфально представивший на фестивале "Джаз в саду Эрмитаж" свой российско-американский проект Next To The Shadow.
Номер поступит в продажу и будет отправляться подписчикам 6-7 октября.
Ну, а в следующем "Полном джазе", который мы планируем выпустить через две недели, мы подведём итоги посвящённого редакционной политике печатного "Джаз.Ру" опроса наших читателей, продлившегося четыре месяца.

Редактор

Как это было в  Москве

21 сентября в Малом зале Московской государственной консерватории состоялся концерт трио композитора и бас-гитариста Алекса Ростоцкого. Это мероприятие (номинально проходившее в рамках 104-го, «коллажного» филармонического абонемента), по всей видимости, следует считать началом нового концертного цикла импровизационной музыки в Московской консерватории — во всяком случае, именно так авторы этих строк истолковали заявление одного из представителей Московской филармонии, сделанное за сценой после успешного окончания концерта.
Алекс Ростоцкий известен не только своей титанической, по российским меркам, дискографией (десять сольных альбомов только на CD, не считая более ранних «винилов»!), но и широким спектром проектов, с которыми он играет. Есть у него и большой состав, играющий фьюжн (в последнее время на барабанах в этом составе играет сам Билли Кобэм), и фортепианное трио, и различные дуэты, квартеты и т.п. Особый интерес первого сольного концерта Алекса в Консерватории заключался в том, что он показывал совершенно новый проект — трио фортепиано (Яков Окунь), безладовой бас-гитары (сам Алекс) и кларнета (Олег Грымов). По словам Алекса, этот проект инспирирован работами легендарного трио кларнетиста Джимми Джуффри начала 1960-х (с пианистом Полом Блэем и контрабасистом Стивом Суоллоу).
Правда, в отличие от тонкого, деликатного, как бы слегка «подмороженного», постоянно тающего в воздухе, эмоционально сдержанного свободного джаза трио Джуффри новый проект Ростоцкого представил музыку более плотных, конкретных и насыщенных звучаний: если американско-скандинавский проект Free Fall, основанный на той же идее, опирается на фри-джазовый элемент музыки Джуффри, то московский коллектив делает ставку прежде всего на композиторские построения, а язык импровизационного изложения материала вполне доступен широкой аудитории. В отличие от своих нынешних фьюжн-проектов, Алекс играл не на новой штучной Human Bass, а на своей старой «боевой лошадке» — безладовой Leduc, дающей очень округлый, певучий, мягкий, но не тяжёлый звук, временами приближающийся к акустическому пикколо-басу. Насыщенная, плотная аккордика Окуня и богатый динамический диапазон кларнета Грымова, достигающий иногда (как косинус в военное время) значения трёх-четырёх forte, формировали звуковое пространство, лишь отдалённо напоминающее хрупкий мирок трио Джуффри-Блэй-Суоллоу. Это и неудивительно: трио Ростоцкого играло прямым акустическим звуком, без звукоусиления, что в довольно объёмном Малом зале консерватории (почти полтысячи мест) требовало весьма активной игры.
Концерт состоял из трёх блоков: в первом звучала русская классика — точнее, исключительно Модест Мусоргский из программы джазовых прочтений «Картинок с выставки», которую Ростоцкий и Окунь записали в трио с барабанщиком Александром Машиным. Без барабанов, но при переносе значительной части импровизационного развития на кларнет программа зазвучала в значительной степени по-новому. На плывущем, пульсирующем фундаменте электробаса, в сольных эпизодах оттенённого унисонным пением басиста, колючие построения фортепиано и тягучие, журчащие линии кларнета образовали интересный звуковой конгломерат, подобного которому в отечественном джазе пока слышать не доводилось.
Кульминацией первого блока стала пьеса «Два еврея — богатый и бедный». Типичная консерваторская публика, которая, не зная джазовых традиций, обычно аплодирует только по окончании пьесы, здесь даже сделала попытку захлопать по окончании могучего соло Якова Окуня. По окончании же послышались возгласы — не только «браво», но даже и «брависсимо». С благосклонностью приняла консерваторская аудитория и пьесу «Сад Тюильри», в которую Ростоцкий в ходе своего соло удачно встроил и «Песню Мефистофеля в погребке Ауэрбаха» Модеста Мусоргского, то есть, попросту говоря, бессмертную «Блоху».
Второй, меньший блок состоял из сочинений Клода Дебюсси, исполненных опять-таки в джазовой манере. «Затонувший собор» Ростоцкий играет и в джаз-роковой версии, и следы именно джаз-рокового решения сохранялись и в акустическом варианте. Лирично и нежно прозвучала и «Девушка с волосами цвета льна».

Наконец, финальная часть концерта включала авторскую пьесу Ростоцкого (заглавную вещь альбома «Сновидения»), джазовый стандарт «Goodbye» и тему русской народной песни «Звонили звоны в Новгороде», которую Ростоцкий давно исполняет.

Анна Филипьева,
Кирилл Мошков

16 сентября арт-клуб «Дуровъ» в рамках проекта «Jazz In Motion» представил московской публике всего один концерт замечательного саксофониста из Вашингтона — Маршалла Кейза. Он впервые прилетел в Россию, и перелет оказался для него тяжёлым — саксофонист опоздал на самолёт, а его багаж вместе со всеми нотами остался в аэропорту. Уже в московских пробках, в такси, Маршалл примерно определил для себя новую программу — он очень переживал, потому что опаздывал и даже не был знаком с московскими музыкантами, с которыми предстояло играть.
Как выяснилось, опасения были напрасны. Концерт получился отличный, и Маршалл был в полном восторге от аккомпанирующего ему трио пианиста Алексея Подымкина (Сергей Корчагин — контрабас, Давид Ткебучава — ударные). Несмотря на полный экспромт, музыканты прекрасно чувствовали, поддерживали и дополняли друг друга. В концерте прозвучало много любимых всеми джазовых стандартов, композиции Диззи Гиллеспи, Джо Хендерсона и даже одна тема, услышанная однажды Маршаллом по радио — он сам точно не знает, как она называется.

Игра Маршалла Кейза действительно производит впечатление. Особенно замечателен мягкий и обволакивающий, интеллигентный, нежный звук его тенор-саксофона, великолепный свинг, умение бережно завершать каждую мысль, фразу. Главный секрет Маршала — владение техникой непрерывного дыхания: благодаря этому он играет длинные фразы, плавно перетекающие друг в друга. При этом он умудряется даже брать аккорды на своем инструменте. Второй его секрет — слушать и играть ту музыку, которая вдохновляет. Это не обязательно должен быть только джаз — Маршалл часто интерпретирует идеи классической музыки, этники, соул. Он очень любит слушать вокальное исполнение и сотрудничать с вокалистами, т.к. считает, что его саксофон должен «петь».
Алексей Подымкин, Маршалл КейзИграть для московской публики Маршаллу очень понравилось. Публика одобрительно поддерживала музыкантов, а в конце второго отделения особенно впечатлившиеся индивиды даже пустились в пляс. Сотрудничество с замечательным трио Алексея Подымкина, реакция слушателей на их музыку — все это доставило Маршаллу большое удовольствие.
Мастерство московских джазменов и способность публики воспринимать джазовую музыку превзошла все ожидания саксофониста: он заметил, что джаз в России стремительно развивается и набирает обороты. Поэтому Маршалл Кейз обещал с радостью приехать в Москву снова.

Мария Малиновская
фото: Тата Унусова

Ханнес Лёшель18 сентября в Еврейском культурном центре на Никитской играл австрийский коллектив Löschel Trio. В концертном цикле Михаила Митропольского «Импровизация XXI века» обычно играют коллективы так называемого «европейского» направления, то есть строящие свой музыкальный язык не на афро-американских корнях, хотя и использующие фразеологию и идиоматику джаза в построении импровизации. Австрийское трио безусловно относится к этой категории, но при этом в их музыке, наполненный длинными импровизационными соло, силён и композиционный элемент. Продолжительные выписанные эпизоды, в которых барабанщик Пауль Скрепек с пугающей точностью отмечает ударом в малый барабан каждую 16-ю ноту в прихотливо выстроенных унисонных проходах фортепиано (лидер и композитор, Ханнес Лёшель) и бас-гитары либо альт-саксофона (эти два разнородных инструмента совмещает в одном лице Мартин Црост), иногда вызывают ассоциации с рок-музыкой, иногда кажутся намёками на Мусоргского, но в любом случае заставляют испытывать уважение к музыкантам, так точно и музыкально их воспроизводящим, прежде чем погрузиться в импровизационную стихию.
Скрепек и ЦростВпрочем, стихия эта — не слишком бурного свойства и вполне контролируемая. На альт-саксофоне у Мартина Цроста не жёсткий, чуть тускловатый тембр. Мартин умеет использовать и расширенный диапазон, и «рыдающий» звук — просто звук у него от природы неяркий; на бас-гитаре он играет при этом вряд ли профессионально, но очень музыкально и с душой. Барабанщик Скрепек — не виртуоз, точнее — не гипер-технарь, но тоже очень музыкален и изобретателен, а его понимание партнёров в плане поддержки их импровизации дорогого стоит.
Общение с публикойКак это принято в концертном цикле Митропольского, после концерта желающие слушатели могли остаться в зале пообщаться с музыкантами, и общение оказалось достаточно интересным: австрийские импровизаторы всячески открещивались от американских корней джаза, утверждая, что ценят и уважают заокеанскую джазовую традицию, но сами выросли на европейской музыке и в своей работе исследуют именно свои собственные музыкальные корни. Что ж, в их музыке это было хорошо слышно. Москве в частности (и России в целом: австрийцы из Москвы направлялись на фестиваль в Архангельске) надо почаще встречаться с артистами такого рода, чтобы у нас складывалось адекватное представление о том, куда и какими путями идёт джазовое искусство в разных частях света.

Константин Волков
фото: Алексей Бухин

Постсоветское пространство:
что было
Анатолий Штефанец11-14 сентября в трёх городах Молдовы — Кишинёве, Тирасполе и Бельцах — с большим успехом прошёл Седьмой Международный фестиваль этно-джазовой музыки.
Фестиваль открыла Саския Лароо (Нидерланды). Она ворвалась на сцену стремительно и ввергла публику в пучину феерической стихии джаза. Импульсивная блондинка в окружении колоритного мужского бэкграунда продемонстрировала, кажется, все возможности современной игры на трубе. Благодаря процессору, закреплённому на её талии, звук трубы расслаивался на многоголосие, извивался и чудесным образом резонировал в акустическом пространстве Театра им. Эминеску. Не меньший восторг вызвал скомороший беспредел французского квартета Pulcinella. Лицедейство без масок! Так необычно видеть и слышать сейчас молодых музыкантов, полных задора и безыскусного веселья. Даже грустноглазый гармонист Флориан Демонсан был искренен в своих радостных эмоциях. Сверстники французских весельчаков — музыканты трио Ronin (Швейцария) — напротив, пропагандируют антикаламбурную эстетику. Джаз в стиле military с восточным акцентом — ноу-хау Ника Бэртча, лидера группы, по внешнему виду не то самурая, не то НАТОвца. Чёткие мелодические «шаги» его рояля, поддерживаемые перкуссией и зловещим бас-кларнетом, выхолощенная акупунктура, дозированный азарт и технический минимализм делают его борьбу за звук опасной игрой, но безумно интересной для слушателей. После таких строгих пассажей музыка семейного Trio Balkan Strings из Сербии была словно живительная влага. Приятный сюрприз преподнесли музыканты трио, все Старчевичи, исполнив в шесть рук на одной акустической гитаре композицию «Sedam zrna».
Марк ЭхэаОбласканный каталонским солнцем, квартет из Барселоны Kaulakau привёз музыку своего края в несвойственных для «привычной» Испании пастельных тонах, с этнической аутентичностью фразировок и темпов. Излюбленная каталонскими менестрелями колёсная лира (hurdy-gurdy) в руках Марка Эхэа— раба любви, любви уравновешенной и глубокой. Таким же постоянством и надёжностью отличается игра ударника-профессора Энрика Канады. И лишь Франко Молинари, другому барселонскому профессору, вдохновенно музицирующему на контрабасе, иногда удаётся втайне от коллег совершить отчаянный побег в придуманную им во время концерта страну воздушных замков.
Ульрих ДрехслерФестиваль отличался характерными стилевыми тенденциями каждого коллектива: изысканностью нюансов OrientXpress Манфреда Лёйхтера (Германия), галантностью ночной музыки секс-символа фестиваля Ульриха Дрехслера (Австрия) и трио имени его жены; исключительно авторским почерком Доминика Буковского и его квинтета (Польша) вопреки кажущейся зависимостью их музыки от искусства легендарного Дэйва Холланда; возвышенной поэтикой и фантастической виртуозностью ведения музыкальной беседы Амине и Хамзой М’Раихи (Тунис).
Любопытные факты. На нынешнем фестивале среди музыкантов были два дипломированных философа, два студента-медика, один алхимик латинского джаза (кубинец Элдис ла Роса), одна волшебница-недоучка с математического факультета, бывший рокер-металлист, бывший оперный певец (он же и бывший рэппер) и — несколько левшей!.. Такое собрание ходячих и играющих энциклопедий послужило прекрасным музыкальным «сырьём» для коллективной импровизации, задуманной к гала-концерту Анатолием Штефанцом, хозяином фестиваля и лидером группы «Тригон». Группа покорила все крупнейшие джаз-фестивали мира, накануне успешно выступила в Монреале. Насыщенный гастрольный график не помешал внести коррективы в состав коллектива: место Валентина Богяна занял молодой духовик Санду Аркуш. Впрочем, свою абсолютно новую программу «Тригон» показывал на Кишинёвском фестивале с обоими этими музыкантами. Изумлённые иностранцы вопрошали Анатолия Штефанца: как «Тригону» удаётся играть так здорово, дружно и главное — доходчиво? Ответ для многих был неожиданным: мы репетируем ежедневно по четыре часа.
В этом году Гран-При фестиваля, учреждённый Российским Фондом поддержки творческой личности, был вручён менеджеру Наталии Штефанец, чьи ум, честь и совесть взяли верх над безысходностью и сложнейшей экономической ситуацией и привели к триумфальной развязке. Кишинёвский фестиваль остаётся пока единственным в Европе, а, может, и в мире, полноформатным фестивалем этно-джазовой музыки. Организаторы уже рассматривают заявки на очередной форум, который пройдёт в будущем сентябре.

Людмила Осипова

Имада МасаруВ конце сентября в Ташкенте посольство Японии в Узбекистане и Японский фонд организовали выступления японского джазового квартета Имады Масару. Руководитель квартета, известный пианист и композитор Имада Масару (р. 1932) — один из ведущих джазовых музыкантов Японии. Он — обладатель золотого Гран-при за 40 побывавших в рейтинге японского джазового журнала Swing Journal альбомов и второго места в японском джазе по количеству проданных дисков. В Нью-Йорке Имада Масару делал записи с Дэвидом Саборном, Стивом Гэддом, Гровером Вашингтоном-мл. и группой Стива Кана. В 1994 году Имада Масару получил самую престижную премию Японии за вклад в мир джаза, имеет несколько наград Ассоциации японских музыкантов. В январе 2006 года выпустил два диска под названием «Имада Масару. Лучшее за 50 лет». Имада Масару играет традиционные темы, композиции в стиле фьюжн. Манера его игры — мягкое туше, стиль, напоминающий Билла Эванса.
Контрабасист Инагаки Мамору играл в Японии с трио Тамуры и Одзуми, а затем уехал в США, где брал уроки у Ричарда Дэйвиса. Выступал на совместных концертах с Кенни Барроном, Сэром Роландом Ханна, Бенни Грином и другими. С 1998 года выступает с Имада Масару. Владеет прекрасным звукоизвлечением, блестяще держит под контролем пульс ансамбля.
Мори Синдзи (ударные инструменты) в течение семи лет работал в квартете известного японского саксофониста Садао Ватанабэ, выступал на международных фестивалях, играет вместе с Имада Масару с 1997 года. Великолепное чувство свинга и отточенная техника.
Исполнительница на альт- и сопрано-саксофонах Цуцуми Тиэко поступила на отделение саксофона в Токийский музыкальный университет, в процессе учебы проявила интерес к джазу, брала уроки у джазового саксофониста Токи Хидэфуми. С 1994 года начала писать свою музыку. Более десяти лет выступает с Имада Масару. В 2000 году выпустила свой первый альбом «Soaring Feather», в 2002 году альбом «Tiny Pocket», в 2004 году альбом «Ilha Bransa», четвертый альбом Цуцуми Тиэко «Дождь цвета воды» вышел в 2006 году. Цуцуми Тиэко свободно чувствует себя при исполнении разных стилей (традиция, бибоп, баллады, латин-джаз), блестяще расцвечивает свои импровизации, свободно владея своими инструментами.
21 сентября японские музыканты провели творческую встречу в Ташкентском джаз-клубе, где состоялся джем-сешн с участием местных музыкантов, потом гости дали концерт в большом зале Государственной консерватории Узбекистана, а на следующий день, при переполненном студентами зале, японские музыканты провели в консерватории мастер-класс — и вновь совместное музицирование. Надо отметить, что Ташкент давно не посещали джазовые музыканты такого высокого уровня. От Ташкентского джаз-клуба музыкантам были вручены дипломы «За творческие успехи и популяризацию джаза» и памятные подарки.


Джем в Ташкентском джаз-клубе

Квартет великолепно владеет всеми тонкостями джазовой классики исполнения, солисты интерпретировали темы в легкой манере, в свободном изложении, без какого-либо отклонения в сторону японского этноса. Ташкентская публика активно откликалась на знакомые темы «On Green Dolfin Street», «Bye Bye Blackbird», «A Night In Tunisia», «Night And Day», «Autumm Leaves» и других. Редких зарубежных гостей любители джаза встретили овациями, ведь последний раз японские джазмены — бэнд Scharp and Flat — были в Ташкенте более тридцати лет тому назад. В «джемах» с квартетом Имада Масару активно участвовали ташкентские музыканты джаз-ансамбля «Арцах» Лев Бугданов (саксофон), Эдуард Мхчынян (гитара), Геннадий Москаленко (тромбон), Вячеслав Сафаров (ударные), а также Владимир Терегулов (саксофон), Санджар Нафиков (фортепиано), Саидмурад Мурадов и Булат Мустаев (саксофоны), Рустам Артыков (труба). В беседах с представителями прессы японские музыканты отметили, что не ожидали встретить в Ташкенте неподдельный интерес к джазу и неплохих импровизаторов.

Владимир Сафаров,
руководитель Ташкентского джаз-клуба

Постсоветское пространство:
что будет
6 и 7 октября во Дворце культуры им. Юрия Гагарина в подмосковном Сергиевом Посаде пройдёт фестиваль «Карнавал джаза в Сергиевом Посаде». Художественный руководитель фестиваля — народный артист России Анатолий Кролл, директор фестиваля — художественный руководитель Государственного квартета имени Глинки Олег Смирнов.
6 октября на сцене Дворца культуры им. Гагарина выступят Государственный джазовый оркестр имени Олега Лундстрема под руководством Заслуженного артиста России Бориса Фрумкина, джазовый квартет гитариста Алексея Кузнецова и аккордеониста Владимира Данилина. Концерт открывает лауреат джазовых конкурсов детский джаз-бэнд «Амадеус» учащихся старших классов детской музыкальной школы имени Моцарта Центрального административного округа Москвы.
7 октября: Государственный квартет имени Глинки, солист Александр Виницкий (гитара); оркестр под управлением народного артиста России Владимира Михайлова, солисты — Анатолий Кальварский (ф-но) и Жанна Ильмер (альт-саксофон). Фестиваль закрывает джазовый оркестр «Академик-бэнд» под руководством народного артиста России Анатолия Кролла.


Анатолий Кролл и "Академик-Бэнд"

13-17 октября в России пройдут выступления нью-йоркской вокалистки Грейс Гарланд. Её привозят в Россию санкт-петербургские музыканты, уже давно живущие в Нью-Йорке —контрабасист Руслан Хаин и гитарист Андрей Рябов. Вместе с ними в ансамбле с Грейс будут выступать барабанщик Евгений Рябой и тенор-саксофонист Александр Гуреев.
13.10 Гарланд выступает в новосибирском клубе «Труба», 14.10 — в том же городе в клубе «НИИКУДА», 15.10 — в клубе «Бродячая Собака». 16 октября российско-американский коллектив появится в московском клубе JazzTown, а 17-го — в санкт-петербургском Streetlife.
Вот что пишут о Грейс Гарланд организаторы её тура:
«Грейс Гарланд (Grace Garland) — певица, актриса, автор собственных композиций, является исполнителем уникального сплава традиционного джаза и современной R'n’B музыки. Одна из наиболее ярких вокалисток клубной сцены Нью-Йорка. В ее сольных выступлениях принимают участие такие звезды, как флейтист Бобби Хамфри (Bobby Humphrey), лауреат премии «Грэмми» и автор текстов песен Julie Gold, The Carl Orrie Trio, Peter Cincotti, Rob Thomas and John Mayer. В тоже время, Грейс была участницей телевизионного шоу легендарного Билла Косби (Bill Cosby), а также выступала в телешоу знаменитого блюзмена Би Би Кинга (B. B. King). Она является лауреатом премии «Тимми» (Timmy Awards) в номинации открытие года — джазовый вокал 2007. Это премия журнала «Тимми», который каждый год награждает наиболее интересных творческих личностей США. На ее счету два сольных альбома «Single Mingle Jingle», «Lovers Never Lie (In Bed)». Каждое ее выступление превращается в интимный разговор о женщине и ее ощущении гармонии и любви».

Что намечается:
столичные анонсы

Абрахам Бёртон (Abraham Burton, саксофон, США) и трио Алексея Подымкина (фортепиано; Олег Осенков — контрабас, Давид Ткебучава — барабаны)
Арт-кафе «Дуровъ» (проект Jazz In Motion) — 9 октября (20.00); Клуб Игоря Бутмана10-11 октября (20.00)
Абрахам Бёртон — бывший рэпер и исполнитель брейк-данса, а ныне яркий джазовый саксофонист, любимец искушённой нью-йоркской публики. Бёртон известен своим необычайно мощным тембром звучания и ураганной экспрессией: во время сольных импровизаций «из раструба его саксофона буквально вырываются языки пламени», как пишет о нём газета New York Times. В то же время его игра отличается изобретательностью и тонкой фразировкой.
Профессиональная карьера Абрахама началась сразу же после окончания Hartt School of Music в Хартфорде (штат Коннектикут): ветеран джаза, саксофонист Джеки Маклин, в классе которого Бёртон обучался исполнительскому мастерству, порекомендовал молодого музыканта барабанщику Арту Тейлору, игравшему с самим Джоном Колтрейном. Бёртон съездил в несколько туров вместе с вновь собранной группой Тейлора The Wailers, а затем собрал свой собственный квартет. Вместе со своими музыкантами Абрахам выпустил несколько довольно успешных альбомов, время от времени гастролирует по Европе, с оглушительным успехом выступая на джазовых фестивалях (Berlin Jazz Days, Leverkusen Festival, North Sea Festival, Moers Festival и др.).
Арт-кафе «Дуровъ»: м. «Добрынинская», ул. Павловская, 6
Заказ столиков по телефону (495)771-2751 и 952-2064
Клуб Игоря Бутмана: м. «Чистые Пруды» или «Тургеневская», Уланский переулок, д. 16 (в здании гостиницы "Уланская")
Заказ столиков по телефону (495)632-9264


Нью-йоркский вокалист Грегори Портер в сопровождении трио барабанщика Олега Бутмана выступит в арт-кафе «Дуровъ» в рамках проекта Jazz In Motion — 15 октября (20.00).
Грегори Портер с детства был влюблён в пение Ната «Кинга» Коула. В пятилетнем возрасте он уже сочинял песенки в манере своего кумира, и, хотя судьба профессионального вокалиста заставила его петь всё — от джаза до госпел и фанка, свою любовь к Кингу он не забыл: его персональное концертное шоу — это именно исповедание любви к Коулу. Впрочем, Портер активно работает и на Бродвее (пел в первом составе исполнителей четырежды номинированного на премию Tony мюзикла «It Ain’t Nothin’ but the Blues» и гастролировал по США с мюзиклом «Гражданская война»), часто выступает в джазовом контексте (так, в 2006 г. он выступал в Линкольн-Центре с тамошним джазовым оркестром, которым руководит Уинтон Марсалис). На альбоме известного джазового флейтиста Хьюберта Лоуза «Hubert Laws Remembers the Unforgettable Nat King Cole» Грегори Портер исполнил самый популярный хит Ната «Кинг» Коула, «Smile». Дебютный сольный альбом Портера, «Water Under Bridges», стилистически находится на стыке джаза и соул.
Арт-кафе «Дуровъ»: м. «Добрынинская», ул. Павловская, 6
Заказ столиков по телефону (495)771-2751 и 952-2064

В рамках проходящего в Москве фестиваля японской музыки J-Sounds 10 и 11 октября в концертном зале РАМ имени Гнесиных состоятся выступления коллектива «Ясуаки Симидзу и Saxophonetts» (начало в 19.00).
Саксофонист и композитор Ясуаки Симидзу — один из самых известных музыкантов, представляющих современную музыку в Японии. После работы с рок-группой «Марайя» (Mariah) музыкант начал экспериментальную деятельность в разнообразных жанрах: джазе, авангарде, современной классике, работал над созданием музыки к кинофильмам. Часто выступает в содружестве с Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto), Харуоми Хосоно (Haruomi Hosono), Пьером Баро (Pierre Barouh), певицей Бьорк и другими японскими и зарубежными музыкантами. Тесно сотрудничает с режиссёром Питером Гринуэем и пользуется большим доверием многих кинематографистов.
В 1996-99 гг. музыкант записал первое в мире исполнение на тенор-саксофоне «Сонаты и партиты для скрипки соло» («Sonatas and Partitas for solo violin, соч.BWV 1001-1006) И.С.Баха. За работу в вышедшей в 1997 г. «Музыкальной шкатулке Баха» музыкант удостоен главной музыкальной премии в Японии в конкурсе «Гран-при — золотой диск Японии». Почти все эти произведения записывались не в студии, а в подземных пространствах: каменоломнях, шахтах и др.
Коллектив «Ясуаки Симидзу и Saxophonetts» был создан в 1983 г. В своем творчестве коллектив ориентируется на концепцию, согласно которой основным музыкальным инструментом выступает не сам инструмент, а пространство, в котором он звучит.
В 2006 г. вышла обновлённая версия проекта в исполнении саксофонного квартета в составе четырёх молодых исполнителей (Рёко Эгава, Хирокадзу Хаясида, Хироси Судзуки, Рёта Хигаси). На этот раз в Москве квартет превратится в квинтет, и его выступление станет одним из этапов турне коллектива по Европе. Помимо произведений И.С.Бах,а в программу войдут авторские сочинения и произведения традиционной национальной эфиопской музыки, построенные на пентатонике (пятизвучии), известной всему человечеству с тех пор, как оно стало использовать барабаны.
Организатор — продюсерская компания «Japan Art Rainbow» тел. (495) 648-1457
При поддержке: Японский Фонд
10-11 октября 2008 года, начало в 19.00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных
Малый Ржевский переулок д. 1,. метро «Баррикадная», «Арбатская»


26 октября в Галерее Экспериментального Звука-21 (ГЭЗ-21) впервые не только в Санкт-Петербурге, но и в России выступит Давид Стэкенэс (David Stackenäs) — шведский гитарист, композитор и преподаватель, занимающийся импровизационной музыкой во всех её многочисленных проявлениях. Он начал играть на акустической гитаре в 10 лет, а в 24 закончил Royal Collage of Music (Стокгольм), после чего начал работать со скандинавскими импровизаторами и джазменами. На его счету множество европейских туров, восемь раз он гастролировал по США, с 2006 г. дважды посещал Ближний Восток, в сумме побывав более чем на 50 фестивалях и как соло-исполнитель, так и в составе различных коллективов. Стэкенэс отметился работами с известнейшими импровизаторами, среди которых Кен Вандермарк (Давид играет в его Territory Band), Матс Густафссон (с которым он участвовал в записи альбома знаменитых Sonic Youth). Вместе с пианистом Стеном Санделлом (Sten Sandell) записывался с легендарным трио саксофониста Эвана Паркера (Evan Parker). В настоящее время Давид, помимо свободной импровизации, занимается звуковыми инсталляциями и комбинирует эти направления совместно с перкуссионистом Ингаром Захом (Ingar Zach) в коллективе LabField или в дуэте Agape с саксофонистом Мартином Кюхеном (Martin Küchen).
В ГЭЗ-21 Давид Стэкенэс представит сольную программу, в которой используются две акустические гитары, а также демонстрируется метод препарирования — при помощи разных предметов (палочек, смычка, различных приспособлений) достигаются необычные созвучия и тембры инструмента. Сочетая в своей музыке акустический дроун-эмбиент с минимализмом и неидиоматической импровизацией в традициях Дерека Бейли (Derek Bailey), он приходит к некому симбиозу этих направлений, который являет собой прекрасный образец современного европейского импрова. Во второй части концерта к шведскому музыканту присоединится молодой петербургский саксофонист Илья Белоруков, сотрудничавший с различными опытными мастерами российской экспериментальной сцены (Влад Макаров, Роман Столяр, Алексей Борисов, Николай Рубанов, Алексей Лапин). Вместе Давид и Илья сыграют отделение, целиком и полностью состоящее из спонтанного музицирования.
David Stackenäs (Швеция) — акустическая гитара
Илья Белоруков — альт-саксофон
26 октября 2008, воскресенье, 20.00
Галерея Экспериментального Звука — 21 (ГЭЗ-21)
Арт-центр «Пушкинская-10», Лиговский пр. 53, флигель D, 3 этаж; тел. 764-5258

Концерт Давида Стэкенеса организован при поддержке Генерального Консульства Швеции в Санкт-Петербурге в рамках Дней Шведской Культуры.

Мнение

Несколько недель назад "Полный джаз" публиковал отчёт о состоявшемся на Соловецких островах фестивале "Тёплые звуки севера". Тем временем вокруг Соловков в целом и в особенности почему-то вокруг проведения на них джазовых фестивалей возник конфликт, в котором пытается разобраться наш автор [авторская подпись снята по просьбе автора]...>>>>

Новые альбомы

Marimba Plus
«Киномания»

12 октября в Московском международном Доме музыки (Театральный зал) арт-фьюжн-группа Marimba Plus представляет свой 5-й альбом «Киномания» (19.00).
Музыканты Marimba Plus определяют свой стиль как арт-фьюжн — смешение стилей. В новом альбоме соединились не только современный джаз и этнические традиции, но также электроника, фанк, широко используются джангл и брейк-бит, вокальные партии меняются от этники до скэта. На альбоме присутствуют воздушные пространственные композиции, напоминающие звучание пластинок ECM, и абсолютно акустические произведения.
«Киномания» — не случайное название для альбома. Каждая композиция — это законченное музыкальное полотно, которое предстаёт перед слушателем в виде яркого визуального образа, особой истории, создавая эффект просмотра кинофильма. Музыка воспринимается как саундтреки к фильмам, но эти фильмы не существуют. Возникают ассоциации с кино 60-х — очень изобразительным, смешивающим реальность и иллюзию, где зритель чувствует себя частью происходящего. Но динамика и активность, сила, безудержный ритм и движение — это черты уже современного кинематографа. Прослушивание альбома превращается в музыкальное кинопутешествие: легенда о Нибелунгах, африканский праздник, восточные сказания, детективные фильмы, улицы Нью-Йорка. «Киномания» — это представление, погружающее зрителя в мир звуков и образов, внутрь происходящего действия, и это впечатление усиливают визуальные эффекты.
Автор всех композиций альбома — лидер группы, маримбафонист Лев Слепнер. Его не раз приглашали для создания музыки для кино и анимационных фильмов. И вот название этому альбому дала композиции «Киномания», которая изначально была создана для нового фильма, который соединяет анимацию и киносъемки.
На этом альбоме Marimba Plus впервые активно применяет электронику — это и электронная маримба, и специально созданные звуки, звуковые эффекты, лупы, обработка голоса, и всё это существенно расширяет диапазон звучания и увеличивает масштабность композиций.
Marimba Plus приобрела более современное звучание и изменила стиль игры. Музыканты ставят перед собой новые задачи — оставаться свободными, импровизируя в рамках четко заданного электроникой ритма. Музыка Marimba Plus — это активное участие каждого музыканта — яркие соло, импровизации, неожиданные ходы и интересные звуковые решения.
В «Киномании» звучит множество живых инструментов, при этом каждый музыкант использует несколько: Лев Слепнер — маримба, электронная маримба, барабаны, перкуссия, Илья Дворецкий — флейта, перкуссия, вокал, Сергей Нанкин — кларнет, бассетгорн, вокал, Тимур Некрасов — сопрано-, тенор-, баритон- саксофоны, вокал, Евгений Лебедев (он специально прилетит из США для участия в презентации) — фортепиано, синтезатор, Антон Горбунов — бас-гитара, Павел Кован — барабаны, перкуссия, специальная гостья Этери Бериашвили (солистка «A Cappella ExpreSSS») — вокал.

А в это время
за бугром...

Джеймс Блад Алмер, Jazz Standard, Нью-Йорк, 12-14 сентября
С возрастом гитарист Джеймс Блад Алмер стал живым воплощением ушедшего от нас Джона Ли Хукера. Пожилой темнокожий в добротном костюме и сапогах из белой змеиной кожи, с низким голосом и постоянной нехваткой денег, обреченный на пожизненный поиск правильной подруги: ну, так я выпил! Это что, повод, чтобы выгонять из дому, изменять или есть поедом?
В нью-йоркском клубе Jazz Standard Алмер выступил со своим постоянным партнером последних лет — гитаристом Верном Ридом и новой в мире блюзе скрипачкой Мэзз Свифт. Эта пара значительно осовременила саунд его септета, хотя гвоздём вечера по-прежнему был сам Алмер. Конечный продукт этого коллектива — тяжёлый, упругий и очень энергичный блюз, который, не оскорбляя слух пуриста, звучит очень и очень современно.
У Рида прекрасная техника и набор приемов, который бы украсил любой коллектив хэви-метал, но мало свежих мыслей. Чем, вероятно, и объясняется скромный вклад в современную музыку, сделанный его первым знаменитым составом Living Colour, который играл своего рода фанк-метал. Последние годы Рид выступает в качестве продюcера Алмера и, как говорится, купается в лучах его славы.
Кто громко заявил о себе в новом составе Алмера, так это скрипачка Мэзз Свифт. Этот ангажемент у неё временный. Постоянное место работы — ирландская рок-фолк-группа Brazz Tree. Чернокожая девушка из Куинса играет в ирландской рок-группе на скрипке? Почему нет? Или Нью-Йорк — уже не «Плавильный котёл»?
Мэзз была похожа на фурию, которую Алмер время о времени спускал с цепи, и она показывала, что может сделать темпераметная афроамериканка с простой скрипкой. Впрочем, скрипка у нее не совсем простая. Это — электрический прибор, напоминающий треугольную звезду с неравной длины лучами из эбонита. Техника Мэзз заставляет вспомнить Джерри Гудмана времён «Махавишну». Её сольные партии заканчиваются на ноте, от которой пространство вокруг неё звенит от напряжения.
Возвращаясь к виновнику торжества, добавлю, что Алмеру удалось достичь главного, на мой взгляд, в жанре блюза — он поднялся к такому уровню артистизма, когда может произнести подряд сорок раз фразу «I need some money, really fast, baby» — и это не вызывает у слушателя ощущения усталости. А то, что он читает эту фразу с листа, делает номер даже интересней!

Вадим Ярмолинец
фото автора

19 сентября в Нью-Йорке на 70-м году жизни умер Дик Садхалтер (Dick Sudhalter), трубач традиционного джаза и джазовый критик. В музыке он был верным последователем первой белой звезды джаза — трубача Бикса Байдербека (1903-1931); его перу принадлежит лучшая биография Байдербека, «Bix: Man and Legend» (1974, в соавторстве с Филипом Р. Эвансом).
Садхалтер долго занимался политической журналистикой, работал в Европе (в частности, он был единственным западным журналистом, освещавшим вход советских войск в Прагу в августе 1968 г.). Но к 1970-м он полностью переключился на музыкальную критику и историю джаза. Его главные работы в этой области — фундаментальный труд о вкладе белых музыкантов в раннюю историю джаза, «Lost Chords: White Musicians and Their Contribution to Jazz, 1915-1945» (1999), вызвавший оживлённую дискуссию, и биография Хоуги Кармайкла «Stardust Melody» (2002). Садхалтер написал также энциклопедические по объёму информации статьи для буклетов CD-переизданий записей многих звёзд раннего джаза: Банни Беригана (за статью для буклета к сборнику его записей Садхалтер в 1982 г. получил премию Grammy), Реда Николса, Арти Шоу и др.
Самым популярным коллективом с участием Садхалтера как музыканта был Classic Jazz Quartet, воспроизводивший звучание джаза 1920-х гг. Квартет распался после смерти его пианиста Дика Уэлстуда в 1987 г. Директор Института джазовых исследований в Ньюарке, прославленный критик Дан Моргенстерн, которого связывала с Садхалтером давняя дружба, с улыбкой рассказывал, что участники квартета (у каждого из которых, помимо музыкальной, была и литераторская карьера) первоначально хотели назвать свой ансамбль Bourgeois Scum (буквально — «Буржуазные подонки»), но фирма грамзаписи их отговорила на основании того, что «это название — антикоммерческое».
Последние записи Садхалтера как трубача, по-прежнему демонстрировавшие его верность ранней джазовой традиции, и особенно — стилю Бикса Байдербека, были сделаны на рубеже веков. В 2003 г. он перенёс инсульт, приведший к почти полному параличу. Музыканты неоднократно устраивали в его честь бенефисы, собирая деньги на лечение Дика Садхалтера, но усилия медицины не увенчались успехом.

Фото: Эд Бергер,
Institute of Jazz Stuides

Радио
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Подкаст "Слушать здесь":
30.09.08 - #275: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "Three or Four Shades of Blues" из одноименного альбома контрабасиста и композитора Чарлза Мингуса (Atlantic, 1977)

27.09.08 - #274: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) и Фрэнк Заппа, Великий и Ужасный. Frank Zappa: "For Calvin and his Next Two Hitch-Hikers" с альбома "The Grand Wazoo" (Rykodisc, 1973) и Ensemble Modern: "Put a Motor in Yourself" (Zappa) с альбома "Ensemble Modern Plays Frank Zappa: Greggery Peccary & Other Persuasions" (RCA, 2004)

24.09.08 - #273: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "The Entertainer" из альбома бэндлидера и аранжировщика Дона Себески "The Rape Of El Morro" (CTI, 1975)

21.09.08 - #272: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Many Mansions" с альбома гитариста Сонни Шэррока "Ask the Ages" (Axiom, 1991)

18.09.08 - #271: джазовый обозреватель Михаил Митропольский в любезно предоставленном для подкаста архивном выпуске программы Радио России "Музыкальный повод" (2006) комментирует пьесу "Friendship" с участием гитариста Карлоса Сантаны с альбома гитариста Джона Маклафлина "Electric Guitarist" (Columbia, 1979)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Галина Чарупа,
Милен Панайотов,
Игорь Зисер,
Евгения Браганцева,
Вадим Ярмолинец,
Сергей Бондарьков,
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Руслан Белик,
Владимир Коробицын,
Галина Чарупа,
Милен Панайотов,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0