502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #19 (29) - 19 мая 1999 г.
Слово
к читателям
Да нет ,что жаловаться-то? Мало джаза в России? А чего в России много, кроме вечной мерзлоты, самоваров (попробуй, кстати, купи) и национальной огненной воды? Разные подсчеты дают разные результаты, но порядок цифр один: джазом как музыкой в России занимается одна-три тысячи человек. Учитывая, что всего населения в стране - 150.000.000, это примерно 0,002 % населения. Прибавим сюда 2-3% населения, любящих джаз, и еще 5-7%, ничего против него не имеющих наряду с другими видами музыки (цифры агентства InterMedia, 1995). Итого получаем ПЯТНАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК! Ну, это... н-да... Обвинять почтенное агентство в ошибке не будем, видимо, работавшие на него социологи все экстраполировали честно, но, даже если мы уменьшим это число в ДЕСЯТЬ раз, получим ПОЛТОРА МИЛЛИОНА людей, любящих джаз. Поди плохо? Полтора миллиона! Да какая европейская страна может похвастаться такими цифрами? А возьмем Китай - там народу вообще скоро полтора миллиарда будет, а много ли китайских джазовых музыкантов мы знаем? Говорят, правда, что такие есть и что в Пекине есть джаз-клубы и даже джаз-фестиваль (правда, на нем выступают в основном иностранцы, но мы слышали о существовании, например, в Шанхае квинтета Лю Юаня, а во влившемся недавно в дружную семью народов социалистического Китая Гонконге - квартета Юджина Пао). Все равно, у нас джаза больше, чем в Китае! Больше, чем в Индонезии и, может быть, чем в Индии! Больше того, у нас джаз - почти народное искусство! Посмотрите, как бодро идет голосование за "Джазового музыканта века" на сервере "Музыкальный телефон". Ну, конечно, 40 человек, проголосовавших за Алексея Семеновича Козлова - не сюрприз. 23 за Леонида Осиповича Утесова - тоже, в общем, не сюрприз. Интересно, какой набор фамилий идет дальше. Сергей Курехин - 10 голосов. Владимир Чекасин (который, строго говоря, не может участвовать в опросе по российским музыкантам- он гражданин Литвы) - 4 голоса. Вячеслав Ганелин - тоже 4 (с ним еще круче - он гражданин Израиля, где живет уже почти девять лет). Вячеслава Гайворонского назвали трое, Владимира Тарасова (кстати, тоже гражданина Литвы) - еще трое. Двое - некоего Никифорова (трудно сказать, кто это, имя не указано). Двое - некоего Пилявина (неужели Артура Пилявина, клавишника поп-группы "Квартал"? Ха-а-рроший джазовый музыкант!). Наконец, по одному человеку назвали Олега Леонидовича Лундстрема, Алексея Кузнецова (вряд ли у нас в джазе есть еще один всем известный Кузнецов, но, может, имелся в виду одессит Юрий Кузнецов? Тоже иностранец...) и Голощекина (тут уж однозначно - Давида Семеныча). Вот и все. Вот и весь отечественный джаз, отложившийся в головах у посетителей "Музыкального телефона". Сейчас специально справимся у Rambler, сколько народу ходит на этот сервер? Хм... поменьше, чем к нам. Вот интересно было бы опросить на это предмет специализированную аудиторию, нашу то есть! Думается, результаты были бы несколько иные... Да, пожалуй, со следующего номера "Полного джаза" начнем такой опрос!
Чтобы не свернуть в очередной раз к призывам "покупайте отечественных джазовых пластинок, не обязательно хороших, но желательно разных", остановимся вот на чем. Мы привыкли считать, что нас мало и что мы в тельняшках. Да нет же. Не мало нас. Легенды это все. Не равняйтесь вы по Америке, она все равно намного богаче. Возьмем какую-нибудь заведомо джазовую страну победнее. Польшу, например. Вот тут картина вполне сопоставима. И джазовых музыкантов у них никак не больше тысячи-двух, и по радио джаз передают кусочками и украдкой (правда, в отличие от горячо любимой Родины, там есть пара чисто джазовых радиостанций). Правда, на концерты народ там ходит поактивнее и пластинки покупает пободрее. Ну так у них же и в годы социализма не запрещали джаз! (см. сегодняшнее интервью с Олегом Киреевым). И коммунистов у них погнали пораньше и поувереннее (это не намек). Так что будем смотреть в будущее. За пафос - ей-Богу невольный - прощения просим.
Как это было
в Москве
15 мая в "Джаз-арт клубе" композитор Юрий Маркин представлял свою новую (уже шестую по счету) джазовую оперу. На премьере побывал наш корреспондент...>>>>

Еще одно событие не относится непосредственно к джазовым, но в наше "интересное" время любое обращение "больших" СМИ к джазовой тематике кажется событием по крайней мере регионального масштаба. Так вот, к этой тематике в очередной раз обратилась "Независимая газета", один из немногих крупных ежедневных органов, пишущих о джазе более или менее регулярно... Владимир Мощенко опубликовал там статью "Почему святые не маршируют?", посвященную аховому положению дел в джазовом радиовещании. К сожалению, саму статью перепечатать мы не можем - авторские права! Так что в этом нам придется положиться на любопытство наших читателей, которые эту статью наверняка читали. Так или иначе, мы располагаем ответом на эту статью, написанным председателем Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрием Уховым. Направив оригинал в редакцию "НГ", копию Дмитрий Петрович любезно разрешил опубликовать нам...>>>>

Говорите,
вас слушают
Олег КиреевСегодня мы слушаем музыканта, который буквально на следующий день после выхода журнала устраивает свой творческий вечер в московском Центральном Доме работников искусств - уфимского тенор-саксофониста Олега Киреева. Он в Москве пробудет примерно неделю, и его можно будет услышать в джазовых клубах (в частности, в Birdland 21 мая). Интервью, которое мы публикуем сегодня, было дано Олегом два с половиной года назад московской радиостанции "Ракурс" и рассказывает историю этого музыканта. Надо только добавить то, чего по понятным причинам в интервью ноября 1996 г. быть не может: этот творческий вечер знаменует возвращение Олега в строй через много месяцев, проведенных в больнице после тяжелейшей автокатастрофы в августе прошлого года... Здесь можно ознакомиться с этой печальной историей Ну, а мы слушаем Олега...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Стали известны первые очертания программы фестиваля "Джазовая провинция-99". Директор фестиваля, курский пианист Леонид Винцкевич посетовал на особенности национальной организации фестивалей, при которой даже первые наброски становятся известны всего недели за три до начала мероприятия, но делать нечего... Итак, фестиваль начнется п р и б л и з и т е л ь н о 14-15 июня концертами в Брянске и Калуге. 17-19 июня - три концерта на базе фестиваля, в Курске. 20, возможно - Белгород. 22 июня - Москва, зал Чайковского. 23 и 24 - Волгоград, 25-26 - Саратов, 27-28 - Пенза и 29 июня - Саранск. В ближайшие дни возможно добавление в программу еще одного-двух городов, но спонсоров в этом году немного, так что это маловероятно. Как обычно, фестиваль поддерживает Российский Фонд культуры Никиты Михалкова; с этого года помощь в организации "Джазовой провинции" оказывает также московская компания Boheme Music.
В фестивале будет участвовать американский саксофонист Майк Эллис, эстонский саксофонист Лембит Саарсалу, литовец Пятрас Вишняускас, петербургский мультиинструменталист Давид Голощекин, московский проект "Второе приближение" пианиста Андрея Разина, еще два питерца - гитарист Гасан Багиров и Максим Некрасов (губная гармоника), архангелогородский барабанщик Олег Юданов (возможно, он покажет на фестивале свой сольный проект), курский саксофонист Николай Винцкевич со своей московской джаз-фанковой группой... Это только предварительный состав, изменения возможны вплоть до начала июня.
В прошлом году "Джазовая провинция" стала одним из основных событий российского джазового года, так что и в этом году, можно надеяться, фестиваль будет интересным. Для интересующихся - репортаж с прошлогоднего фестиваля...>>>>

Еще один материал пришел к нам из Петрозаводска. Он посвящен состоявшемуся в Петрозаводске джазовому фестивалю. Полная версия опубликована на петрозаводском сервере music.onego.ru, в электронном журнале "Слово о..."; мы публикуем слегка сокращенный текст, написанный редактором этого сервера Евгением Якобсоном...>>>>

Что намечается: московские
анонсы
"Альтернатива"...А вот фестиваль "Альтернатива", которому по всем представлениям о коммерческом успехе полагается, казалось бы, давно уже откинуть обувь, жив-здоров и начинается в Москве 20 мая! Основная его программа пройдет с 23 по 30 мая и обещает быть ОЧЕНЬ интересной, хотя именно к джазу в чистом виде в его программе мало что имеет отношение. В этом году 12-я по счету "Альтернатива" носит название "MIDI Альтернатива" и посвящена скрещениям современного поискового авангарда и электронных технологий. А раз такое дело, то открыт - впервые в практике "Альтернативы"! - Веб-сервер, посвященный фестивалю. Там - полное расписание. А мы предлагаем вашему вниманию пресс-релиз "Альтернативы" от ее организатора - Дмитрия Ухова...>>>>

25 мая в арт-кафе "Ностальжи" Московская ассоциация джазовых журналистов вручает ежегодную премию "Джаз'Ухо" - первую в нашем джазе профессиональную награду, уже второй год присуждающуюся по множеству номинаций ("Точка года", "Надежда года", "Мастер года", "Проект года", "Альбом года", "Коллектив года" и - главная номинация - "Человек года") плюс специальные категории ("Музыкант, заслуживающий более широкого признания", и "Разочарование года"). Мы уже, конечно, знаем, кто стал лауреатами "Джаз'Ухи" за 1998 год, но пока вам не скажем. Вся информация - 26-го, в следующем выпуске "Полного джаза"...

21 мая Олег Киреев (Уфа, тенор-саксофон) продолжает свои московские гастроли выступлением в клубе "Birdland" в квартете с Вячеславом Горским (клавишные), Алексом Ростоцким (бас-гитара) и Дмитрием Власенко (барабаны).

В тот же вечер Вячеслав Горский и группа "Квадро" устраивают "Вечеринку в стиле фанк и соул" в новом клубе "Куклы", расположенном в здании Центрального театра кукол им. С. Образцова (Садовая-Самотечная, 3, метро "Маяковская" или "Цветной бульвар"). Помимо "Квадро", в программе - Андрей Давидян и соул-группа Sound Cake. Начало в 23.00, вход свободный.

Сергей ЛетовНесколько новых мероприятий новоджазового саксофониста Сергея Летова:
22 мая, 15.00-17.00 - Центр Международной Торговли. Выставка компьютерной графики и анимации АНИГРАФ-99. Стенд фирмы "Ручные Компьютеры": Юрий Орлов + Сергей Летов: ACID JAZZ.
Гитарист Юрий Орлов, напомним, в 80-е был лидером самой эстетской московской рок-группы "Николай Коперник".
28-30 мая, клуб "Феникс" (Кутузовский проспект, 3) - Фестиваль современной украинской литературы. Участвует "Русско-украинский проект": Сергей Летов + Юрий Яремчук (саксофоны, кларнет, Львов) + Александр Нестеров (MIDI-гитара, Киев).
29 мая, 19.00 Интернет-клуб "Скрин" (метро "Марьино", Новочеркасский бульвар, 19а, кинотеатр "Экран", вход слева, тел.349-1920) "Русско-украинский проект" с трансляцией в Интернет в режиме RealVideo.
30 мая, там же - в поддержку джазового фестиваля в Белграде "RING RING Beograd": виртуальный мини-фестиваль "Джаз и Альтернативная Музыка". Трансляция в Интернет в режиме RealVideo.
"Русско-украинский проект" в вышеуказанном составе будет играть также 31 мая в 22.00 в клубе О.Г.И. (метро "Маяковская", Трехпрудный пер, 13/11, строение 1, тел.209 21 54).

Майк Эллис20 мая в Москву приезжает американский саксофонист Майк Эллис. Космополит, наполовину русский по крови (фамилия его отца - Мордвинов), Майк прожил пять лет в Токио, шесть - в Париже и только в прошлом году вернулся в родной Нью-Йорк. В его многочисленных альбомах с разными составами причудливо смешивается авангард, world jazz с этническими ритмами, наследие Чарли Мингуса и джаз-рок. В прошлом году он успешно выступал в Москве и Твери с ансамблем Алекса Ростоцкого. В этом году он приезжает в Россию больше чем на месяц и планирует выступить в Москве с самыми разными российскими музыкантами (в том числе и с Сергеем Летовым - см. выше, пока точно не известно, в каких именно мероприятиях), играть в Питере и принять участие в "Джазовой провинции-99" (см. выше).

Рецензии
Два из трех рецензируемых сегодня альбомов вышли в Европе, один - в Штатах. Из европейских оба по стилистике далеки от традиционного джаза, оба -весьма интересны, причем в записи одного из них участвовал Аркадий Шилклопер, а в записи другого - настоящие живые кубинцы; что же до американского, то он тоже имеет отношение к теме "наши у них"...>>>>
А в это время
за бугром...
Один из самых известных в мире нью-йоркских джазовых клубов, Village Vanguard на углу 7 авеню и 11-й Западной улицы (как раз на границе богемного района Гринвич Вилледж) открыл свое представительство и Интернете. По адресу теперь доступно небольшое виртуальное путешествие по клубу (в котором, заметим, он выглядит ОЧЕНЬ красивым, в отличие от реальности, в которой это - грязноватый и мрачноватый подвал с крашенными масляной краской стенами). Кроме того, можно узнать расписание работы клуба в ближайший месяц ( с приложением биографий музыкантов), вкратце ознакомиться с его 64-летней историей, прикупить футболку или ручку с его логотипом или зарезервировать себе столик. Кстати, для иностранцев там есть ненавязчивые советы, сколько принято давать на чай и из чего состоит входная плата (15 долларов собственно платы и 10 - обязательный минимум заказа напитков; по собственному опыту скажем, что этого минимума хватает на одну маленькую (0,33) бутылочку плохого американского пива). Так или иначе, посетить этот клуб действительно стоит. Мало того, что со времен первого записанного там "живого" альбома (Сонни Роллинз, 1959) этих - как правило, очень хороших - живых альбомов ведущих музыкантов там были записаны буквально десятки. Но и текущее расписание весьма впечатляет. Вот что ждет посетителей Village Vanguard в ближайшие полтора месяца (напомним, музыканты выступают там циклами по неделе): трио Билла Фриселла; квинтет Уайклиффа Гордона; Тери Торнтон; Джо Ловано и Грег Осби; трио Фреда Херша; трио Джери Аллен; трио Кенни Баррона!

Леон Томас8 мая в Бронксе (Нью-Йорк) от болезни сердца, осложненной лейкемией, умер вокалист Леон Томас, хорошо известный любителям как джаза (по его сотрудничеству с Фароа Сандерсом), так и рок-музыки (Томас участвовал в группе Santana в начале 70-х). С Сандерсом он записал "подпольный хит" 69-го "The Creator Has A Master Plan", с Карлосом Сантаной - альбомы "Welcome" (1973) и знаменитый концертный тройник "Lotus" (1974).
Полное имя певца было Эймос Леон Томас-мл. Он родился в Ист Сент-Луисе (Иллинойс) в 1937 г. и закончил музыкальное отделение университета штата Теннеси. С 1958 г. он поселился в Нью-Йорке, где сразу стал работать с такими музыкантами, как Арт Блэйки, Ахмад Джамал, Дакота Стэйтон (это был тур, спонсированный знаменитым гарлемским театром "Аполло"). В 1961 г. Томас заменил Джо Уильямса в оркестре Каунта Бэйси, где проработал несколько лет (в частности, пел на балах в честь инаугурации президентов Кеннеди и Джонсона) - до 1965. Он умудрялся быть одновременно частью и авангардного джазового движения, и архитрадиционного - достаточно посмотреть на список тех, с кем он работал:: Рэнди Уэстон, Арчи Шепп, Орнетт Коулмен, Расаан Роланд Керк, Малачи Томпсон, Джамааледин Такума - и, с другой стороны, Луи Армстронг, Мэри-Лу Уильямс, Фредди Хаббард, Джонни Ходжес, Оливер Нельсон, Седар Уолтон...
Леона Томаса хоронили 14 мая в Ист-Сент-Луисе, где он родился. В Нью-Йорке на конец мая назначен концерт памяти певца.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Виталина Горелова,
Дмитрий Ухов,
Константин Волков,
Евгений Якобсон,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Источники:
InterMedia,
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
архив сервера
"Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков