Знакомясь в прессе с
мнениями коллег - да еще в такой узкой области,
как искусство джаза - редко когда хочется
подписаться под текстом обеими руками. Под
статьей "Почему святые не маршируют?"
Владимира Мощенко, посвященной "печальной
участи передач на нашем радио", я подписываюсь
обеими руками. Не без некоторых, конечно,
оговорок - но о них дальше. Автор пишет о том, что
все меньше специализированных джазовых передач
остается в московском эфире. Это - правда, И
первым сократили не тех, о ком пишет Мощенко, а
как раз автора этих строк. У меня были три часа(!)
джаза еженедельно на радио "Орфей", но потом
начальство начало разыгрывать беспроигрышную
карту ревнителей классической отечественной
культуры, и три программы в неделю были сняты (формат
- 50 минут, пять минут комментариев плюс пластинка
полностью - классика, современность и "легкий
джаз" на закуску в пятницу вечером на уикэнд).
Потом пригласили было Игоря Бриля и автора этих
строк вести диалоги критика и практика в прямом
эфире. "Весь этот джаз", похоже, слушали -
разумеется, профессионалы и знатоки. Но ведь и
радио "Орфей" не "Хит-FM".
Так вот, к сведению г-на Мощенко и читателей "НГ"
- где тонко, там и рвется: при малейших переменах
информационно-эстетического климата очевидно,
что не выживает, в первую очередь, не массовая
музыка .Не только джаз, но и альтернативный рок (вот
уже третью или четвертую крышу меняет "FM
Достоевский" Артема Троицкого, на днях
прекратила выходить "Экзотика" Андрея
Борисова на Радио России, сначала сосланная на
радио с РТР), нью-эйдж (долго не мог пристроиться
коллекционер Сергей Тутов). Регулярных передач о
новой академической музыке нет вообще (на том же
"Орфее" она занимает менее 0,5%, да и то, как
правило, это зарубежные записи, которые наши - "Орфей"
и Радио России - обязаны давать в эфир по обмену, в
силу международных обязательств, как члены EBU -
Европейского Радиовещательного Союза).
Оплакивая ликвидированные передачи
коллекционера-любителя (в миру - кинорежиссера)
Константина Худякова (на так и не выбившемся в
профессиональную лигу "Радио Арт") и
настоящего профессионала нового поколения
Михаила Иконникова , "Джаз. Частная коллекция"
которого покочевал со станции на станции не
меньше Троицкого , г-н Мощенко забывает о главном
- карающая длань коснулась не столько этих
программ, сколько самих радиостанций. По каким
причинам прекратили существование "Радио Арт"
и "Радио НСН"( до этого - "Престиж") - это
другой разговор. Жалуясь на то, что лужковский
канал "Говорит Москва" изгнал Игоря Бриля ,
он не говорит о том, что джаза на "третьей
кнопке" при этом стало в семь(!) раз больше,
поскольку теперь на эту станцию переехал (с
проблемной "Надежды") Михаил Митропольский
со своим "Соло для джаза" и еще шестью часами
ночного эфира (с пятницы на субботу). Видимо,
любитель помаршировать вместе с новоорлеанскими
святыми не имел ни малейшего представления, что
не выдержало финансового прессинга
средневолновое "Радио Ракурс" с четырьмя (! -
да, кстати, если специально не оговаривается,
значит - еженедельными) джазовыми циклами (в том
числе концертами в прямом эфире "Московский
свинг" Константина Волкова и авангардным "Музеем
революции" Андрея Соловьева), перепродана
попсе "Суб-Станция" авангардного ди-джея
Андрея Макарова (с моими воскресными диалогами и
концертами в прямом эфире). Убраны из эфира
ежемесячные "Беседы о джазе" Алексея
Колосова ("Радио России"), сокращается
эллингтоновский цикл Андрея Соловьева (на "Милицейской
волне"). Потери, действительно, ощутимы. Но, во-первых,
кое-что остается - кроме упомянутого автором "НГ"
в качестве единственного "марширующего" -
Моисея Рыбака ("Эхо Москвы"), есть и тот же
Михаил Митропольский (еще и на "Маяке"), "Когда
не хватает джаза" Алексея Колосова, мой
субботний "Джазовый будильник" , "Разные
люди" Андрея Никонова на "Радио России-Ностальжи",
"Фонограф-клуб" (молодежный канал "Юность").
Мало?
Но, поверьте, сравнимо даже с такой джазовой
страной, как Польша. Мощенко задает
полуриторический вопрос: "Отчего все это
происходит?" и пытается отвечать на него. В
первом приближении, правильно - мол,
коммерциализация. Но: повторюсь- не в только (и не
столько) в джазе дело. Сейчас время специализации
(сказал бы - плюрализма, да боюсь, не так поймут). В
общих и поп-музыкальных каналах "маргиналы"
вроде джаза не выживают нигде в мире. Да и вообще,
мы живем в эпоху, когда по проводам Интернета
можно слушать стереорадио со всего мира и при
этом (конечно, не бесплатно) превращать их в "передачи
по заявкам" - даже у нас из Тольятти в режиме
RealAudio.
Но это - тоже, в общем, из области "количества".
"Качество" - в другом.
Вопреки Мощенко, не так уж растет интерес к джазу,
а если и растет, то не к тому джазу, который хочет
слышать г-н Мощенко сотоварищи , а к электронно-роковым
его детищам - танцевальному acid jazz и "фоновому"
smooth jazz ("гладенькому" по американской
терминологии). И вряд ли любители Гила Эванса и
Олега Лундстрема будут слушать Нормана Брауна и
доморощенный "Яблочный чай". Если позорище
Любови Казарновской, вихляющей бедрами под
Гершвина как шоу-герл в "Коттон-клубе" - это
"интерес академической элиты", как полагает
Мощенко, то лучше не надо.
Участь джаза печальна не только на радио, и здесь
автор. увы, передергивает: "хотя лицензионные
компакт-диски постоянно дорожают,
расхватываются они на "ура". Это, пользуясь
его же терминологией, полная неправда и чепуха. И
написать так разбирающийся в конъюнктуре и
честный специалист не мог - производство и сбыт
"легальной" продукции в глубоком кризисе.
Они идут на любые ухищрения (в частности, выдают
пиратскую продукцию за официальную и
выбрасывают на рынок по демпинговым ценам).Да и в
самом деле, российский компакт диск стоит от 8 у.е.,
"официально" импортированный - от 15 у.е., "бутлег"
- 50 рублей. Впрочем, чепуха менее страшна, чем
полуправда. И под ней подписываться как-то не
хочется.
Дмитрий Ухов
|