Выпуск #19 |
|
Mark Alban Lotz -
Blues For Yemaya:
Lotz of Music In Havana
VIA Music, 1999 |
|
Этот альбом, записанный
на Кубе и выпущенный в Нидерландах - результат
сотрудничества нидерландского флейтиста Марка
Альбана Лотца и его группы Lotz Of Music с кубинскими
музыкантами (главным образом - вокалистами и
перкуссионистами). Музыка альбома представляет
собой достаточно прямолинейное, но, как ни
странно, вполне убедительное и органичное
сочетание современного джаза и кубинского
фольклора, причем - одного из самых экзотических
его слоев, культовой музыки афро-кубинского
неоязыческого культа "сантерия" (он же -
"Закон Ошо"). Распеваемые кубинскими
участниками проекта тексты - это песнопения на
смеси испанского и вульгаризованного
западноафриканского языка йоруба, посвященные
"Оришам" - главным божествам сантерии.
Единственное, что беспокоит при прослушивании
первых треков - довольно резкие переходы, почти
"склейки" между аутентичным музицированием
кубинцев (их в записи участвовало свыше полутора
десятков), основанным на африканской
гетерофонии, и "продвинутыми" гармониями
голландцев: оба этих музыкальных пласта не
смешиваются, а, скорее, чередуются. Потом к этому
чередованию привыкаешь и начинаешь отмечать
весьма недурную игру не только лидера Лотца, но и
Маартена Орнштейна (кларнет, бас-кларнет,
тенор-саксофон), пианиста Стефана Шмида, басиста
Йоса Махтеля (кстати, в двух треках он вместо
акустического баса играет на тубе) и барабанщика
Стефана Крюгера. Впрочем, этого последнего
многочисленные кубинские перкуссионисты
переигрывают начисто, равно как вокалисты во
главе с Алексисом Зайасом Росабалем и Амалией
Педросо оказываются в конечном счете все равно
убедительнее голландцев. Аутентичный фольклор в
очередной раз демонстрирует, что способен
впитать и переварить все, в том числе и весь этот
джаз. Хотя, вероятно, джазовая часть участников
записи уверена, что это джаз переварил фольклор. |
|
|
Pago Libre -
Wake Up Call
(Live in Italy)
Leo Records, 1999 |
|
Проект Pago Libre существует уже
десять лет, и уже несколько лет в нем принимает
участие один из ведущих российских
импровизаторов - Аркадий Шилклопер. Впрочем, он
тут не лидер. Лидер, скорее - швейцарский пианист
Джон Вольф Бреннан. Именно он и контрабасист
Даниэле Патуми основали квартет десять лет назад
вместе со скрипачом Стивом Гудманом и трубачом
Ларсом Линдваллом. Кстати, именно аббревиатура
этих четырех фамилий составила название
коллектива. Но Линдвалл и Гудман давно покинули
ансамбль: их заменили, соответственно, Шилклопер
и скрипач Чо Тейссинг.
Запись была сделана живьем на фестивале "Sol
Fest" в Кьостро делла Бадья на острове Сицилия в
сентябре 1997 г. Продюсер альбома, он же -
руководитель Leo Records Лео Фейгин, хорошо знакомый
слушателям Би Би Си как Алексей Леонидов, давно
собирался выпустить "живую" запись Pago Libre,
зная, что сильная сторона группы - ее концертные
выступления и что энергетика, как он определяет -
"грубая сила" концертных выступлений
ансамбля способна перевесить достоинства
студийных записей.
И действительно, этой "грубой силы" здесь
полно. Музыкально это типичная европейская
"новая импровизационная музыка", где все
"от головы" - строго дозированные элементы
современного камерного академизма,
"безбашенного" фри-джаза, характерных
шилклоперовских попевок и кунштюков, столь
знакомы по другим проектам с его участием,
эпизодов строжайшим образом выписанных в нотах,
искушенно аранжированных и совсем "диких",
спонтанных... Если бы не "грубая сила",
временами достигающая здесь почти эпического
(или, наоборот, животного) напряжения - может быть,
было бы временами скучновато. Но энергия спасает. |
|
|
Boris Lebedinsky & John Lamb -
Orange and Green
Boris Lebedinsky
Productions, 1999 |
|
Участники этой записи,
гитарист Борис Лебединский и контрабасист Джон
Лэмб, вовсе не оранжевые и не зеленые, как можно
было бы решить, исходя из названия альбома - один
из них белый, другой - черный. Оба живут во
Флориде, но если Лэмб там и родился, то
Лебединский - уроженец Ленинграда. Только он уже
давно, лет пятнадцать, если не больше, живет в США.
Попытав счастья в Нью-Йорке (там он играл с
Элвином Джонсом, Джо Пассом и другими
знаменитостями), Борис наконец осел в
городе-тезке своей родины - Санкт-Петербурге,
Флорида. Здесь он встретил неплохого
контрабасиста Джона Лэмба. И вот - результат их
сотрудничества.
Борис играет на акустической гитаре
акустическим звуком, и это - принципиальная
"фишка" всего альбома: оба инструмента
звучат в чистой акустике ,без всяких там
ревербераторов и прочей электронной
"кухни", прозрачным и острым звуком прямо на
переднем звуковом плане, как будто оба играют у
вас в комнате. Чуть "бухающий" контрабас
уравновешен чуть слишком острой, звенящей
гитарой. Из девяти треков альбома семь -
стандарты, причем очень известные ("Cottontail",
"Misty", Satin Doll" и т.п.), две пьесы написаны
Лебединским. Обоих инструменталистов трудно
назвать выдающимися виртуозами, но у обоих есть
главное - вкус и опыт, позволившие им создать
приятное для слуха и в то же время не совсем
шаблонное звуковое полотно в лучших традициях
бибоповых и пост-боповых гитарно-басовых дуэтов
прошлого.
Константин Волков
|
|
На первую
страницу номера |
|