Уфимский
саксофонист - гость программы "Джем-клуб" на
радиостанции "Ракурс", 6 ноября 1996 г. Олег,
что представляет собой сейчас джазовая жизнь в
Уфе - она продолжает какую-то традицию прошлых
лет или создана заново?
- Она существует практически как останки
древней цивилизации, потому что очень много
музыкантов покинули Уфу. Например, участники
моего ансамбля "Орлан", объехавшего в свое
время весь Советский Союз, живут теперь кто в
Голландии, кто в Германии, кто в США... Последней
волной из Уфы смыло человек пятнадцать отличных
музыкантов, которые теперь трудятся на страну
Таиланд. Там король не просто лояльно относится к
джазу - он сам играет на саксофоне, так что они там
нашли благодатную почву и в смысле морального
удовлетворения, и в финансовом плане.
А те, кто остался в Уфе, представляют собой
какую-то единую творческую силу или нет?
- Да. Я вернулся в Уфу после почти годичного
проживания в Москве и собрал тех, кто еще
оставался там или кто только появился, показал
хороший потенциал. Мы репетировали девять
месяцев и недавно - этим летом (1996 г. - ред.)
показали результат на международном фестивале в
Монтре. Показательно, что вместо
предполагавшихся шести концертов мы сыграли там
восемь, и было очень приятно, когда после
концертов ко мне подходили американцы,
готовящиеся к джем-сейшну, и спрашивали: где твой
басист? Где твой барабанщик? - хотели их взять на
джем. Это было очень приятно - значит, время было
потрачено не зря.
Алексей Баташев говорит: "Уфимский джаз
однороден, в нем, наверное, не так много
разнообразия, как в московском. Но зато есть свои
прелести в малом. Уфимский джаз - это компания
друзей. Они легко играют друг с другом, у них нет
антагонизмов." Ты с этим согласен?
- Безусловно. Наверное, Уфа действительно очень
благодатная среда для джаза. Здесь родились и
изрядную часть своей жизни прожили многие
известные музыканты - Вячеслав Назаров (ныне, к
сожалению, покойный), Ринат Шинмухамедов,
игравший в последнем составе "Аллегро" у
Левиновского. Рустем Галиулин, трубач, мой
близкий друг, который сейчас в Таиланде... Так что
атмосфера у нас для джаза действительно хорошая.
Можно сравнить с Саратовом 70-х, когда там
появился Николай Левиновский и другие...
Если среда музыкантов в Уфе такая... семейная,
что ли, то что собой представляет уфимская
джазовая публика?
- Наверное, ее можно сравнить с московской. Кто
слушает в Москве Оскара Питерсона или Майкла
Брекера? Вот такие же люди этих же музыкантов
любят и в Уфе. Так что принципиальной разницы нет,
важно, каков концерт, который люди пришли
слушать. Если он сыгран с хорошей энергией, в
контакте с публикой, то не все ли равно, где он
сыгран? Для меня наоборот, было трудно играть,
скажем, в парижских клубах. Когда я первый раз
туда пришел, для меня это шок был! Публика сидит,
как на классическом концерте, на сцене -
авангардный бэнд, и у всех на лицах полное
равнодушие... То, что на джазовые концерты ходят
"красные пиджаки" - так они и в Москве ходят,
и в Сибири. Слава богу, для них на джаз ходить
сейчас - престижно, и хорошо, что они ходят - они же
и помогают много. В отличие от чиновников разных
министерств или управлений культуры, которые
вроде бы призваны помогать. Во многих городах как
раз благодаря "красным пиджакам" происходит
джазовая жизнь.
У тебя только что вышел компакт-диск. Что это за
запись?
- Запись была сделана в Польше. Как ни странно,
хотя российские и польские джазовые музыканты
дружили сорок лет, совместных записей
практически не было, эта - в общем-то, первая. На
фортепиано здесь Йоахим Менцель, знаменитый
польский джазмен, сейчас - звезда №1 в Польше.
Молодой пианист, ему 27 или 28 лет. Очень известный,
старой закалки барабанщик Казимеж Йонкеж,
который много лет работал со Збигневом
Намысловским. На бас-гитаре здесь москвич
Аркадий Оврутский, и я на тенор-саксофоне. Диск
этот был назван "Song For Sonny", это посвящение
Сонни Роллинзу.
Моя любовь к Польше началась давно, еще в первые
годы перестройки, я ездил на фестивали Jazz Jamboree.
Это ведь одна из самых джазовых стран в Европе, а
выезд туда был очень легкий по визовым условиям,
да и стоимость поездки в один конец составляла
три доллара, во что сейчас, конечно, поверить
невозможно. Я туда ездил иногда по два-три раза в
месяц и завязал очень хорошие контакты, играя в
клубах. Я подолгу жил в Кракове (там в духовном
плане он играет такую же роль, как Питер в России),
в Варшаве. Тогда там уже пооткрывались джазовые
клубы, которые в России только пару лет как
начали появляться (напомним, интервью относится
к концу 1996 г. - ред.).
Я знаю, что ты - творческий руководитель или, как
теперь модно говорить, арт-директор башкирского
республиканского творческого объединения
"Интерджаз". Для чего оно создано?
- "Интерджаз" создан, чтобы объединить все
творческие силы в джазе - и в городе Уфе, и во всей
республике. Это и музыканты, и композиторы.
Кстати, в учредителях у нас - и Союз композиторов
Башкирии, и Союз театральных деятелей. Мы
привлекаем и художников, и дизайнеров, и
полиграфистов, которые помогают нам с печатной
продукцией, бизнесменов, которые любят джаз...
кстати, в Уфе их много. Создание творческого
объединения со своим юридическим лицом
упростило многое и, в общем, развязало нам руки
для творчества... Государство у нас никогда не
помогало музыкантам. Вот в Польше, где я работал,
даже в годы социалистического правления
государство оказывало поддержку джазовым
музыкантам. Там было четыре фирмы, выпускавших
джазовые записи! И в результате воспитана такая
джазовая публика, которая все знает, все
понимает, искушена настолько, что в любом
маленьком городке выступаешь перед очень
опытной и понмающей публикой. У нас же... такое
впечатление, что джаз - худший враг и Советского
государства, и Российского. Слава богу, что хоть
классику чуть-чуть поддерживают. Хотя наши,
скажем, московские акции поддерживает
Полномочное представительство республики
Башкортостан в Москве.
Что бы ты хотел сказать на прощание тем, кто нас
слушает?
- Слушайте джаз. Ходите на джазовые концерты. Джаз
на концерте - это все-таки совсем не то, что на
пластинках. Это - живое общение, это - жизнь.
Беседовал Константин Волков
|