8 февраля, ровно через два месяца после своего 76-го дня рождения,
скончался легендарный джазовый органист Джимми Смит.
Джеймс Оскар Смит родился 8 декабря 1928 года в городке Норристаун
(Пенсильвания). В конце 40-х он изучал музыку в филадельфийских
музыкальных колледжах Оренстайн и Хэмилтон. 23-летним он переключился на
электроорган, звук и возможности которого очень нравились молодому
музыканту. Именно в эти годы в продаже появилась легендарная модель
электрооргана Hammond B-3, которая и прославила не только Смита, но и
целое направление в джазе - так называемый "органный джаз", смесь
приемов и интонаций ритм-н-блюза, госпелз и джаза, которая оказала
огромное влияние на блюзовую, "земную", моторно-танцевальную
составляющую развивавшегося в те годы хардбопа, одного из основных
направлений развития джаза 1950-х и первой половины 1960-х.
Дебютный альбом Джимми Смита вышел на Blue Note в 1956 г. ("A New Voice,
A New Star"). За следующие семь лет он записал около сорока (!) альбомов
для легендарного лейбла Алфреда Лайона; наиболее удачными из них были "Back
at the Chicken Shack" и "Midnight Special" (оба - 1960); среди тех, кто
играл со Смитом в те годы - гитарист Кенни Беррелл, саксофонист Джекки
Маклин и трубач Ли Морган.
В 1962 г. Смит начал записываться для другого ведущего джазового лейбла
тех лет - Verve. Самыми известными его работами на этом лейбле были
записи с оркестрами, аранжировки для которых писали такие мастера, как
Оливер Нельсон и Лало Шифрин. Однако после 1972 г., когда вышла очень
удачная концертная запись "Root Down", звезда Джимми Смита начала
закатываться. Он менял лейблы, стили, заигрывал с "современными"
звучаниями, но только альбом "Go For Whatcha Know" (1986), выпущенный на
возрожденном Blue Note, и затем два достаточно удачных альбома,
сделанных по крепким рецептам 60-х - "Fourmost" (Milestone, 1990) и "Damn!"
(Verve, 1995) - восстановили репутацию Смита как ведущего джазового
органиста. Последней крупной работой Смита в грамзаписи стал альбом "Dot
Com Blues" (2001, Blue Thumb), где к нему присоединилось несколько
известных блюзовых вокалистов (Кеб'Мо, Тадж Махал, Этта Джеймс и др.).
Летом 2004 г. Джимми Смит выступал в Москве.
Музыкант явно был не в лучшей физической форме, к тому же у него была
сломана левая рука, но энергичная, насыщенная грубоватым блюзовым юмором
атмосфера его выступлений не позволяла и задуматься о том, что
московская аудитория видела великого органиста в первый и, увы,
последний раз в жизни...
Через неделю должна выйти его последняя запись, "Legacy" - дуэт с
молодым органистом Джои ДеФранческо. Дуэт должен был 16-20 февраля
выступать в Yoshi's - ведущем джаз-клубе района Залива Сан-Франциско (в
Окленде). Теперь Джои ДеФранческо будет играть там один, и эти концерты
станут посвящением памяти Джимми Смита, одного из "Мастеров джаза"
этого года...В Иерусалиме теперь тоже есть свой джазовый фестиваль
Израиль - джазовая страна. Более чем вековая история серьезного
академического музыкального образования и исполнительства (первый
оркестр зазвучал в Ришон-ле-Ционе в 1896 году), помноженная на
постоянный - не только политический, но и культурный - контакт с
Америкой и природные чувство ритма и склонность к импровизации у евреев,
выросших в азиатских и африканских странах (Марокко, Иран, Йемен,
Турция, Эфиопия) не могли не привести к возникновению джазовой культуры.
И, хотя в 1962 году на концерте Луи Армстронга в Тель-Авиве было всего
несколько десятков человек, уже в 70-е годы существовали джазовые
ансамбли, участники которых время от времени отъезжали в Штаты повышать
свою квалификацию, иногда не приезжая обратно, но чаще возвращаясь - с
опытом, мастерством и готовностью передать их другим. Возникли джазовые
классы в музыкальных школах (в Израиле их называют консерваториями),
позже была основана чисто джазовая консерватория "Римон", а еще позже в
Иерусалимской музыкальной академии был открыт джазовый факультет.
Джазовые гастролеры приезжали постоянно, при этом количество поклонников
постоянно увеличивалось. В конце 70-х джаз стал неотъемлемой
составляющей "Фестиваля Израиля" - ежегодного форума разных жанров
искусства, проходящего с 60-х годов в Иерусалиме, а к середине 80-х
израильские джазмены созрели для организации собственного международного
фестиваля.
Место было выбрано удобное и тогда дешевое - Эйлат. Тем более, что
местные власти были заинтересованы в международной раскрутке
единственного пятачка на Красном море, оставшегося у Израиля после
передачи Египту Синайского полуострова. Пианист и энтузиаст джаза Дани
Готфрид (некогда лауреат классического конкурса в Зальцбурге и
обладатель лицензии адвоката) поехал в Нью-Йорк и уговорил нескольких
знаменитых джазовых евреев выступить на Эйлатском фестивале бесплатно,
чтобы рекламодатели убедились в серьезности намерений устроителей. В
1987 году открылся первый "Джаз на Красном море", на его подмостки вышли
Майкл и Рэнди Бреккеры, Рэд Родни, Мэл Луис и их ансамбли, в следующем
году от рекламы уже не было отбоя и участники получали гонорар, а спустя
еще несколько лет Эйлатский ежегодный фестиваль прочно занял место на
джазовой карте мира, а мэтров, ни разу не приезжавших в конце августа на
израильский берег Красного моря, можно посчитать по пальцам.
Но сегодня речь не об Эйлате. Джазовые фестивали в молодом Израиле стали
традицией так же, как и в странах с более длинной историей. С начала
70-х годов здешняя армия джазменов стала пополняться коллегами из СССР,
причем массовое пополнение она получила на рубеже 80-х - 90-х годов
прошлого века, когда одной из популярных местных шуток была фраза "Если
с трапа самолета сходит еврей без скрипки, значит - он пианист." Добавлю
- возможно, пианист джазовый. Одно перечисление советских джазменов,
приехавших в Израиль, напоминает афишу серьезного фестиваля где-нибудь в
Питере, Нижнем Новгороде или ДК "Москворечье" - Ганелин, Фонарев,
Кунсман, Геллер, Пташка, Майстровский, Айзенштадт, Гаммер, Липкович,
Алексеев, Кулль … Часть этих и других, более молодых и менее известных в
стране исхода, музыкантов влились в израильские ансамбли и поступили на
работу в консерватории и академию, часть занялись другим ремеслом, с
любовью поигрывая джаз от случая к случаю, некоторые покинули Израиль в
поисках лучшей жизни. Инициативный бакинский пианист Леня Пташка стал
устраивать фестивали, предпочитая приглашать гостей из постсоветского
пространства и прокатывать их по всей стране - дело прекрасное, но к
слову "фестиваль" отношения не имеющее. Иногда на разных площадках
возникают циклы концертов, близкие к фестивалю, но с весьма
тенденциозным и односторонним подбором ансамблей и жанров, в которых они
играют.
В столице Израиля, Иерусалиме, джазового фестиваля не было ни разу. Идея
провести его возникла у руководства небольшого зала в центре города,
называемого "Иерусалимским культурным центром", на базе которого в марте
2003 года была создана "Ассоциация джазовой и альтернативной музыки". Ее
возглавили один из бесспорных лидеров израильского джаза, профессор
Иерусалимской академии Вячеслав Ганелин - музыкант, не требующий
специального представления на "русской джазовой улице" - и автор этих
строк. В ассоциацию вошли не только титулованные мастера, поддержавшие
новое начинание, большинство ее членов - музыканты, приехавшие в Израиль
в последние десять лет, и именно поэтому новую фирму, названную
Ганелиным "Джаз-глобус" поддержали правительственные круги Израиля,
отвечающие за устройство новых репатриантов на исторической родине. Они
же стали спонсорами первого фестиваля, названного так же, как и
ассоциация. Фестиваль прошел в декабре 2004 года на сцене Иерусалимского
культурного центра и стал первым джазовым фестивалем в истории столицы
Израиля.
Название "Джаз-глобус" подразумевает, во-первых, обширную географию
стран исхода участников фестиваля - кроме пяти бывших республик СССР, на
сцену вышли музыканты, приехавшие из Штатов, Мексики, Франции, Болгарии,
уроженцы Израиля … Во-вторых "Глобус" говорит не только о географии, но
и о разнообразии жанров. Не зря в названии ассоциации есть слова
"альтернативная музыка" - "Джаз-глобус" приемлет любые формы
музицирования, кроме строгой классики, для которой и так много места на
эстрадах всего мира, и откровенно коммерческой музыки, которую порой и
музыкой назвать сложно и которая не имеет никаких корней, ни
географических, ни эстетических - поэтому ей нет места на этом глобусе.
Наконец, о самом фестивале. Он проходил четыре дня - 11, 13, 18 и 20
декабря - за которые на сцену вышли около пятидесяти музыкантов. Первый
концерт, названный "От традиции к авангарду", открыл весьма
нетрадиционный дуэт - гитара и ударные.
Американский гитарист Стив Пасков, лет 20 назад репатриировавшийся в
Израиль, играет в стиле, находящемся между свободным джазом и
мейнстримом - у него не услышишь резких диссонансов и ритмических
изломов, он абсолютно чужд внешнему эпатажу и полностью поглощен
музыкой, которая захватывает далеко не всех. Всех и не нужно - когда
толпа начинает скандировать, это не всегда имеет отношение к музыке. В
творчестве Стива многое связано с религией - сказывается не только
личная религиозность музыканта, но и его многолетнее сотрудничество с
Романом Кунсманом, знаковой фигурой израильского джаза. Кунсман - бывший
питерский, затем более тридцати лет израильский саксофонист, сочетавший
джаз и хасидскую музыку, светскую жизнь и ортодоксальную религию - не
дожил двух лет до фестиваля, но образ его, в виде фотографий и -
мистически - в виде музыкального духа, постоянно присутствовал в зале.
Сын Стива Хаим - юный барабанщик, родившийся в Иерусалиме 17 лет назад.
Очень способный и обаятельный молодой человек, с природным музыкальным
вкусом и чутьем, которому пока еще не хватает смелости иногда вырвать
инициативу из папиных рук (струн?) и взять ее на себя. Но за этим дуэтом
будущее, несомненно.
Второй ансамбль был составлен также нетрадиционно, хотя исполнял
исключительно традиционную музыку. Опытный волгоградский саксофонист Лев
Маргольц в Тель-Авиве познакомился с ударником из Днепропетровска
Александром Ольшанским и академической пианисткой из Саратова Евгенией
Вишняковой, любившей джаз, но никогда не игравшей его. Сочетание
"сопрано-саксофон - ударные - фортепиано" не выглядит неожиданным,
однако ударные инструменты здесь - не обычная установка, но укрепленные
на штативах мелкие ударные, на которых Ольшанский играет… щетками, так,
что и барабанщиком, и перкуссионистом его не назовешь. Пианистка
выполняет гармонически-басовую функцию, оставляя возможность для соло
лишь саксофону. В целом трио смотрится неплохо, иногда музыканты играют
столь вкусно и горячо, что заставляют зал аплодировать не после соло, а
в его кульминации, но здесь напрашивается расширение функции рояля и
предоставление большей свободы Ольшанскому - в "Караване" и "Ночи в
Тунисе" его соло должны быть длиннее и раскованнее.
Завершало первый фестивальный вечер трио Ганелина. Читатель после этих
слов привык к названному имени подставлять "Чекасин - Тарасов", но этот
ансамбль, сделавший в свое время первый настоящий прорыв советского
нового джаза в международную элиту, не существует уже почти 20 лет. За
18 лет жизни в Израиле Слава Ганелин играл и играет в многих составах,
которые в последние годы не называет своим именем, но именует словом
"Экслибрис". Фирменный книжный знак, показывающий принадлежность каждого
помеченного им тома к библиотеке одного хозяина - это характерные для
одного Ганелина мелодии и ритмы, отличающие его музыку от любой другой.
"Экслибрис", представленный на фестивале - это сочетание музыкальной,
хореографической и живописной импровизаций. Весь задник сцены состоит из
холста, форматом не меньше, чем "Явление Христа народу" в Третьяковке.
Холст постепенно расписывается художником Вадимом Пуандеевым, пока его
жена, танцовщица Эрика Домбровская, танцует, а Слава Ганелин играет, как
всегда, на рояле и синтезаторе с добавлением мелких ударных. Ганелин -
не только блистательный пианист и импровизатор, но (и в первую очередь!)
- большой композитор, всегда с первых нот якобы свободного сочинения
знающий, как оно должно развиваться - когда будут смены ритма, когда
будут паузы, кульминации, когда будут диссонантные взрывы, и когда из
них будут "спонтанно" возникать вальсы и блюзы, и когда все закончится.
25 лет назад мне казалось, что Ганелин - равноправный член трио, чья
музыка создается еще и Чекасиным и Тарасовым. Но прошло почти 20 лет с
тех пор, как Трио ГТЧ распалось, и что мы видим - Чекасин активно играет
все то же, что играл в то далекое время, Тарасов больше занимается
сольными барабанными перформансами, а Ганелин только за последние 12 лет
(которые я имею удовольствие наблюдать его в Израиле) переиграл с более
чем десятью партнерами в дуэтах, трио и квартетах и всякий раз открывал
для всех (и для публики, и для партнеров) что-то новое! Только описывать
это словами - занятие неблагодарное. Со временем выйдет сборный диск
"Джаз-глобус 2004", в который войдет получасовая композиция Ганелина,
которая, надеюсь, прозвучит и в виртуальном пространстве.
Второй фестивальный концерт назывался "Свинг в джазе, фольклоре и
танго", и его открыл традиционный джаз-квартет. Пианист Семен Липкович
участвовал еще в легендарном Таллиннском фестивале ("Одно из главных
впечатлений всей жизни - квартет Чарлза Ллойда в Таллинне…"), играя
тогда в рижском квартете вместе с саксофонистом Вадимом Вядро. Затем -
много лет в оркестре Ленинградского мюзик-холла и квартете Куценко с
очень изящной пластинкой, чуть ли не первой в Союзе, где использовалось
электрическое "фендер-пиано". А с 1990-го Липкович в Израиле, где, в
числе прочего, играет в тель-авивском биг-бенде "Хэд". Там он
познакомился с молодыми партнерами - способным барабанщиком из Харькова
Сергеем Маловым и утонченным самобытным саксофонистом из Парижа Давидом
Полем Эдуардом Менати. Перед репатриацией в Израиль, Давид два года
играл в нью-йоркских клубах, где прибавил в технике, но не потерял
европейскую манеру играть прохладно и чисто.
К названному трио добавился
контрабасист Дмитрий Гродский. Начинавший в Ташкенте как академический
альтист, он в Израиле сразу же "сел" в знаменитый оркестр филармонии
(которым руководит Зубин Мета), однако потом глубже вошел в джаз и
поехал в Америку учится игре на басу. Сегодня Дима - один из ведущих
басистов израильского джаза, ставший главным басистом фестиваля: его
сочный контрабас звучал в трех ансамблях и на двух джем-сейшнах.
Квартет
Липковича играл традиционный мейнстрим вкусно и изящно. Особо зеленых
стандартов не было, пианист играл, вспоминая Монка в манере и в
мелодиях, партнеры его деликатно поддерживали, автором одной темы,
детской колыбельной, был Менати. В Иерусалиме в тот вечер была
температура около нуля (это сравнимо с московской -30), но джаз
Липковича ее повысил.
После легкой фольклорно-ударной сольной интерлюдии недавнего репатрианта
из Мексики Эйба Дорона ("свинг в фольклоре") на сцену вышел квартет "Guardia
Nueva". "Новая гвардия" - это новое прочтение танго Астора Пиаццолы.
Композитор (кстати, блистательный джазмен - слушайте его встречу с
Бертоном на "Джаз в Монтре"), попавший посмертно на академические
эстрады всего мира благодаря Гидону Кремеру, превзошел по исполняемости
многих старых классиков, а количество переложений его музыки для разных
составов неисчислимо. Но большинство версий сделаны для состава, в
центре которого - бандонеон, главный и любимый инструмент самого
Пиаццолы. Иерусалимский квартет предложил… Пиаццолу без бандонеона.
Пианист Яков Муравин представил ансамбль, в котором вместе с ним вышли
на сцену скрипачки Марина Шварц и Элина Яновицкая и уже знакомый нам
Гродский (скрипачки не джазовые, но ведущие артистки первых скрипок
Иерусалимского симфонического оркестра). Бандонеон не звучал, но как бы
подразумевался, а главное - был темперамент и неуловимо подвижный ритм
(свинг!) настоящего танго, какое играл великий Астор и танцуют на
настоящей милонге в Буэнос-Айресе.
50 минут непрерывной милонги (без
танцев) - и второй вечер, подходя к концу, спонтанно завершил джем-сейшн,
инициированный профессором Иерусалимской академии (бывшим рижским
саксофонистом, партнером Раубишко, Розенберга, Галениекса и других)
Борисом Гаммером и его учениками. Они сначала поиграли горячий джаз-рок,
а потом, когда на сцену поднялись "израильская Билли Холидей" Рики Манор
и ее муж, еще один профессор академии Нахум Переферкович (33 года назад
он приехал из Риги, где начал играть джаз в 60-е, а потом, служа в армии
в Ташкенте, развил это увлечение в компании Юрия Парфенова) - плавно
перешли на бибоп. Расходится не хотелось, а про холод все забыли.
Окончание следует
Владимир
Мак,
Иерусалим
|